О НЕКОТОРЫХ ПРОТИВОРЕЧИЯХ В ПОНИМАНИИ РЕСОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙ МОДЕЛИ НАКАЗАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются функциональный и коррекционный подходы к пониманию процесса ресоциализации осужденного как основной цели наказания в виде лишения свободы. С целью изучения сущности ресоциализации как процесса, осуществляемого в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, осуществлен анализ отражения этого процесса в пенитенциарном законодательстве стран, образовавшихся на постсоветском пространстве. Разграничиваются процессы исправления и ресоциализации в пенитенциарной сфере. Отмечается, что деятельность по ресоциализации в местах лишения свободы носит ограниченный характер ввиду применяемых средств и методов процесса, а также характера исполнения наказания, направленного на изоляцию лица от внешней среды.

Ключевые слова:
цели исполнения наказания, либерализация уголовной политики, ресоциализация осужденных, лишение свободы
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Реформа уголовной политики, основанная на идеях либерализации законодательства в части гуманизации наказания и создания механизма экономии уголовной репрессии, привела к пересмотру традиционных целей наказания, во главу угла которых ставилась идея возмездия или кары за совершенное деяние и достижение эффекта частной превенции путем помещения правонарушителя в условия изоляции от общества. Высокий уровень рецидива, наблюдаемый как в большинстве стран Европейского союза в последние два десятилетия, так и в Российской Федерации, способствовал пересмотру идеи о возможности коррекции поведения в условиях мест лишения свободы, поиску новых средств и методов, направленных на минимизацию уровня криминального рецидива лиц, ранее отбывавших наказание. При этом, как отмечает В. Е. Южанин, сама идея ресоциализации ближе позитивному (социологическому) направлению наук, так как она отдает приоритет симптому общественной опасности преступника, а не преступлению, которым оперирует уголовное право [1, с. 13-14]. В связи с этим встал вопрос о замене цели наказания с исправления осужденных на их ресоциализацию. Представляется очевидным, что появление ресоциализирующей модели исполнения наказания не случайно и в какой-то степени закономерно. Следует отметить, что о важности подготовки осужденного к освобождению из мест лишения свободы, направленной на формирование его готовности к данному процессу, указывалось еще в первых советских актах, регламентирующих порядок исполнения наказания. Так, согласно ст. 227 ИТК РСФСР 1924 г. организация помощи заключенным и освобождаемым из мест лишения свободы предполагала оказание материальной помощи неимущим; оказание необходимой поддержки при возвращении их на родину или место постоянного жительства по освобождении из мест заключения; предоставление на первоначальном этапе по освобождении из мест заключения помещения и питания на льготных условиях; предоставление ссуд на приобретение рабочих инструментов и обзаведение необходимыми предметами домашнего обихода, устройство мастерских и предприятий для применения труда бывших заключенных; поиск им занятий, в нашем понимании - работы; оказание юридической и медицинской помощи; профессиональное и общеобразовательное развитие. Как отмечает испанский правовед С. Кутино Рая, «реальные цели тюремной системы больше направлены на остальную часть общества, чем на преступников, выявленных и привлеченных к ответственности, и речь идет об охране существующей социальной системы, способствующей сплоченности тех, на кого не влияют преступность и не имеют связи с маргиналами, которые исполняют наказание. Несмотря на критическое отношение к ресоциализирующему видению тюрьмы, мы считаем, что отсутствие этой цели в законодательстве, равно как и отсутствие ограничений, которые обусловливают ориентацию на ужесточение исполнения наказания, приводит нас к труднопредсказуемому сценарию, особенностями которого является ухудшение условий исполнения наказаний, ограничение льгот, ужесточение всей системы криминального реагирования и, среди прочего, постепенный отход от основных принципов либерального уголовного права» [2, с. 767]. Отказ пенитенциарной системы от приоритетов мер исправительного и ресоциализационного воздействия на осужденных приведет к пониманию мест лишения свободы в своем изначальном смысле - как мест изоляции лиц с целью временного пресечения их преступной деятельности, понимания наказания как кары, где устрашение наказанием имеет главенствующую роль. Это будет способствовать усилению репрессивной функции государства в сфере противодействия преступности и увеличению количества осужденных, что наглядно демонстрирует как наш недавний опыт, так и имеющийся опыт некоторых зарубежных стран, в частности США. Рассматривая ресоциализацию в качестве цели наказания, нельзя не отметить и некоторые перекосы в ее понимании как некоего особого приоритета, достигаемого в процессе исполнения наказания. Так, развернувшаяся в западной научной среде дискуссия о доминирующей роли ресоциализационной модели при реализации наказания исходит из определения, что само назначение наказания является фактом, порицающим преступника, а следовательно, исполнение наказания должно не добавлять зла, а быть направлено на повышение социальной ответственности лица и создание условий для его последующей успешной реинтеграции в общество путем привития необходимых умений и навыков. Таким образом, традиционная концепция обеспечения охраны общественных отношений посредством превентивного заключения правонарушителя, в ходе которого и происходит коррекция его последующего поведения для законопослушного образа жизни, теряет свой смысл. В связи с этим преступник предстает не как опасная личность, деятельность которой пресекается путем применения наказания, а как социальная единица, нуждающаяся в помощи, и наказание уже не кара или возмездие, а средство, через которое общество реализует такую помощь. Такое понимание исходит из дальнейшей эволюции основных положений «социальной школы» уголовного права, в которой акцент делался не на преступлении, а на преступнике, а «понятие преступника приобрело различные социально-типологические черты в охранительно-исправительной теории» [3, с. 181]. Представляется очевидным, что при таком «социологизаторском» взгляде на исполнение наказаний присутствует преувеличение роли ресоциализации лица. Вряд ли возможно говорить о стойком превентивном эффекте при наличии только условий, которые помогут успешно социализироваться личности в жизни вне стен исправительного учреждения при отсутствии стойких изменений в сознании правонарушителя, определяющих его правопослушный образ жизни после освобождения. При этом, как отмечает Сальвадор Кутино Рая, до сих пор отсутствует единое мнение, что представляет собой ресоциализация и в какой деятельности она выражается [2, с. 112]. Закрепление ресоциализации в уголовном законодательстве как одной из возможных целей наказания, предлагаемой некоторыми авторами [4, с. 13], кажется весьма закономерным, с одной стороны, ввиду: - современных тенденций развития уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, где заявлена реализация гуманного подхода к преступнику, в котором карательный элемент наказания носит второстепенный характер, а приоритетом является приобретение или восстановление правонарушителем социально одобряемых связей и отношений, привитие ему навыков и умений, позволяющих успешно социализироваться во «внешней» среде и тем самым снизить риски дальнейшего продолжения криминальной карьеры; - пересмотра подходов к исправительному воздействию, реализуемому в пенитенциарных учреждениях, низкой эффективности этого процесса в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, отсутствия четких критериев, позволяющих говорить о его законченности и достижимости, что свидетельствует о переживаемом «кризисе наказания», который, в свою очередь, требует пересмотра традиционных подходов как к определению целей наказания, так и к самому процессу его реализации. С другой стороны, исправление и ресоциализацию осужденных следует рассматривать как частные направления, которые предусматривают достижение одной приоритетной цели уголовно-исполнительной политики - специальной превенции, то есть предупреждение совершения новых преступлений лицами после исполнения ими наказания. Соотнося цели наказания с целями уголовно-исполнительного законодательства и отмечая их взаимосвязь, необходимо отметить, что общая превенция, направленная на неопределенный круг субъектов, осуществляясь путем повышения уровня правосознания населения, где особую роль играет правовое информирование, и путем угрозы применения наказания, что можно олицетворять с психологическим устрашением, выделенным П. А. Феербахом, вряд ли может рассматриваться как основная цель уголовноисполнительного законодательства. Однако закрепление в целях, преследуемых уголовноисполнительным законодательством, процесса ресоциализации осужденных представляется очевидной необходимостью, которая позволит в том числе разграничить это понятие от уже привычного нам исправления осужденных, определить средства и направления для реализации такой деятельности, круг субъектов правоотношений и их обязанности. Термин «ресоциализация», изначально получивший широкое распространение в социологии, вошел в оборот благодаря американским психологам Д. Кеннеди и А. Керберу, которые использовали его для обозначения процесса «вторичного вхождения индивида в социальную среду в результате дефектов социализации или смены социокультурного окружения [5, с. 49-51]. При этом другой американский социолог Э. Гидденс, рассматривая ресоциализацию как вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого прежде [6, с. 692], понимает этот процесс как разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих [6, с. 86], тем самым сужая данный термин до изменений психологических характеристик, определяющих его последующее поведение. Отметим, что и сам процесс ресоциализации может носить не только позитивный, но и негативный характер по своей направленности, что проявляется в условиях мест лишения свободы. Осуществление процесса ресоциализации осужденного предполагает наличие противоположных тенденций: с одной стороны, изолируя правонарушителя в места лишения свободы, мы разрываем его связи, в том числе и положительные, принудительно изменяем его окружающую среду и, следовательно, сферу взаимодействия, с другой - ставим цель последующего его включения в эти положительные связи, нарушенные условиями принудительной изоляции. Как мы уже отмечали, на современном этапе цельной концепции ресоциализации не выработано не только в России, но и в других странах. В отечественной научной литературе продолжаются споры о сущности ресоциализации осужденных к лишению свободы, причем довольно часто этот процесс отождествляется с исправлением указанных лиц. По мнению М. П. Мелентьева, ресоциализация осужденных является основной целью исполнения наказания [7, с. 148] и понимается как «процесс, который стимулирует становление осужденного на жизненную позицию, отвечающую конституционным нормам, определяющим права, свободы и обязанности граждан» [7, с. 144]. Несколько шире рассматривает ресоциализацию осужденных А. В. Пищелко: он определяет ее как систему реабилитационных мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания социальных функций и статуса личности, при этом понимая под данным процессом усвоение осужденными стандартов поведения и ценностных ориентаций, осознанное подчинение правовым и иным нормам [8, с. 5], что также исходит из изменения психологических черт личности, достигаемых путем изменений социальной направленности. С. А. Борсученко под ресоциализацией осужденных к лишению свободы понимает процесс усвоения позитивных норм, убеждений, установок, принятых в обществе, и приобретения социально полезных навыков в период отбывания наказания, необходимых для адаптации к жизни на свободе после освобождения, то есть «ресоциализация представляет собой ряд мер нравственно-социального характера, направленных на исправление личности с антиобщественной манерой поведения» [9, с. 75]. Такой подход, имеющий место в научной литературе, обобщает два процесса, различных по своей направленности: исправление осужденных, который ставит своей целью изменение поведения лица для его последующей законопослушной жизни, и непосредственно ресоциализацию, под которой мы понимаем приобретение навыков и умений, позволяющих успешно адаптироваться к жизни вне стен исправительного учреждения и тем самым минимизировать возможные риски в виде последующего рецидива. При этом следует понимать, что сама ресоциализация - это не только процесс восстановления социально полезных связей и умений, но и в некоторой степени воспитательный процесс, базирующийся на учете личностных качеств осужденного, ввиду приобретения лицом профессиональных навыков и умений, овладения необходимой информацией, применения специальных программ, позволяющих осуществлять воздействие на личность с целью минимизации негативных последствий вхождения в «чужеродную» социальную среду после освобождения. Рассматривая различные подходы к ресоциализации осужденных, мы можем выделить две различные по содержанию модели: - функциональную, где ресоциализация понимается как особая форма социальной адаптации и обосновывается теорией социализации криминальной личности, в которой детерминационный комплекс преступности во многом обусловлен недостатками социализации у преступника, а исполнение наказания должно компенсировать этот дефицит приобретением необходимых социальных умений и навыков (профессиональное обучение, лечение от различного рода зависимостей, поддержание социально значимых и одобряемых связей и т. д.); - коррекционную, которая направлена на качественное преобразование личности правонарушителя для формирования законопослушного поведения, что смешивает ресоциализацию с процессом исправления и часто подменяет его. В качестве обоснования коррекционной модели ресоциализации довольно часто преступление рассматривается как результат «злой» или «слабой» воли, а наказание является благом, так как правонарушитель имеет возможность изменить свое поведение путем коррекции негативных черт личности. В уголовно-исполнительной науке и практике применительно к осужденным нередко используются и иные понятия, например, такие как «социальная реабилитация», «социальная адаптация», «социальная реинтеграция». По мнению В. А. Уткина, такое некритическое их использование вносит путаницу не только в теорию, но и в законодательство и в итоге способствует постановке перед уголовно-исполнительной политикой нереалистичных и даже недостижимых задач [10, с. 75]. Так, согласно ст. 25 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» ресоциализация представляет собой «комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера». Таким образом, если ресоциализация - это комплекс реализуемых мер или, иначе говоря, процесс, то главная цель - это реинтеграция правонарушителей, которая представляет собой результат вхождения указанных лиц в естественную социальную среду после отбытия ими наказания. Термин «ресоциализация» встречается в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность учреждений исполнения наказаний. Так, согласно п. 13 Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовноисполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262, основными целями указанной группы являются создание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы. Несмотря на представленное разграничение ресоциализации и адаптации осужденного после освобождения из исправительного учреждения, самого определения термина «ресоциализация» не дается. Вместе с тем в соответствии с п. 14 указанного Положения определены следующие задачи, которые в той или иной степени относятся к ресоциализации осужденных: - выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решении данных вопросов; - подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению», привлечение к их проведению заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб; - содействие в становлении и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решении вопросов, связанных с их пенсионным обеспечением; - оказание консультативной помощи осужденным в подготовке необходимых документов для получения паспорта, а также принятии мер по получению документов, подтверждающих их право на социальное обеспечение; привлечение специалистов различных служб социальной защиты населения к оказанию помощи осужденным, в том числе консультативной; - привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительного учреждения. Как видим из перечня мероприятий, социальная адаптация и ресоциализация осужденных - это два процесса, которые во многом взаимосвязаны, что не является случайным, так как и в научной литературе довольно часто социальная адаптация понимается как часть процесса ресоциализации осужденного. Так, С. А. Борсученко, рассматривая социальную адаптацию как обязательный компонент ресоциализации, определяет ее как «комплекс мер и средств, направленных на подготовку к жизни на свободе» [9, с. 77]. Этого же мнения придерживается и В. Е. Южанин, который отмечает, что социальная адаптация освобожденных - это завершающая часть процесса их ресоциализации [1, с. 11]. Для понимания особенностей ресоциализации, осуществляемой администрацией исправительных учреждений, обратимся к рассмотрению этого понятия в правовых актах, регламентирующих процесс исполнения наказаний в странах, возникших на постсоветском пространстве. Подобное рассмотрение не является случайным ввиду исторической схожести в большинстве своем как моделей пенитенциарных систем, так и законодательства, регулирующего процесс исполнения наказаний. Выделение ресоциализации осужденных с раскрытием данного процесса встречается в уголовно-исполнительном законодательстве Украины и Кыргызстана. Так, в ст. 1 УИК Украины уголовно-исполнительное законодательство регламентирует порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний с целью защиты интересов личности, общества и государства путем создания условий для исправления и ресоциализации осужденных, предупреждения совершения новых уголовных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, а также предотвращения пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с осужденными. Как видим, здесь разграничиваются два разнонаправленных процесса - исправление и ресоциализация. При этом согласно п. 3 ст. 6 УИК Украины под ресоциализацией понимается сознательное восстановление осужденного в социальном статусе полноправного члена общества, возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе. Несмотря на обширность такого понимания, характерной чертой является именно восстановление социального статуса правонарушителя после отбытия им наказания. В соответствии с п. 4 ст. 2 УИК Кыргызской Республики ресоциализация - это процесс восстановления необходимых социальных связей осужденных, способствующих позитивной интеграции в общество после отбытия наказаний или принудительных мер уголовно-правового воздействия. Такое определение несколько сужает понимание ресоциализации, вместе с тем придавая ему практико-ориентированный подход. В некоторых странах наряду с упоминанием ресоциализации в целях наказания или целях уголовно-исполнительного законодательства отсутствует раскрытие данного понятия. Примером тому является ст. 8 Кодекса об исполнении наказаний Латвийской Республики, где определена цель наказания как «эффективное применение в отношении осужденного всех установленных кодексом условий исполнения наказания с обеспечением таким образом ресоциализации и правового поведения лица после исполнения наказания». В некоторых случаях законодатель исходит из постановки такой цели или задачи уголовно-исполнительного законодательства, как социальная адаптация осужденных. Так, согласно ст. 2 УИК Республики Беларусь уголовно-исполнительное законодательство имеет своими задачами регулирование исполнения и отбывания осужденными наказания и иных мер уголовной ответственности, определение средств достижения целей уголовной ответственности и социальной адаптации осужденных в процессе ее реализации, защиту прав и законных интересов осужденных. При этом трактовку социальной адаптации осужденных законодатель не представляет, полагая данный термин общедоступным в понимании. В соответствии с п. 2 ст. 165 Исполнительного кодекса Республики Молдова уголовноисполнительное законодательство регламентирует порядок и условия исполнения наказаний, определяет средства исправления осужденных, устанавливает порядок осуществления мер безопасности и мер пресечения, имея целью защиту прав, свобод и законных интересов личности, а также оказание помощи осужденным в их социальной адаптации. Несомненным достоинством является то, что указанная помощь регламентируется ст. 282, 283 кодекса и предусматривает широкий спектр мероприятий по ресоциализации осужденного - от перевода на «ресоциализирующий режим» (как упомянуто в законе) за 6 месяцев до освобождения лица, проведения разъяснительной работы с ним администрации ИУ, извещения агентства занятости населения о предстоящем освобождении осужденного (с указанием его образования, трудоспособности и специальности) вплоть до выделения средств на проезд к месту жительства и единовременной субсидии по освобождению. В УИК Армении такая цель наказания, как социальная реабилитация, формально не ставится, однако в ст. 10 «Принцип сочетания наказания и средств исправления» закреплено, что «в целях исправления и социальной реабилитации осужденного, а также формирования у него правопослушного поведения наказание может сочетаться с предусмотренными законом средствами исправления». Таким образом, отмечая факт признания ресоциализации осужденных к лишению свободы как необходимого результата исполнения наказания в виде лишения свободы, который направлен на формирование предпосылок для успешной социализации личности вне стен исправительного учреждения, следует отметить, что даже на законодательном уровне существуют различные подходы к пониманию как этого термина, так и средств, которыми данная цель достигается. При этом, говоря о процессе ресоциализации в местах лишения свободы, мы исходим из понимания его весьма обобщенно и узконаправленно: как приобретение или восстановление навыков, позволяющих обеспечить успешное вхождение личности в социальную среду после освобождения путем усвоения основ социального познания, а также овладения навыками практической деятельности. Узконаправленность этого процесса при исполнении наказания в виде лишения свободы обусловлена самой его сущностью, так как правильнее говорить не о непосредственной ресоциализации, а о подготовке к ней путем создания предпосылок, позволяющих эффективно реализовывать вхождение правонарушителя в социальную среду после его освобождения. В связи с этим мы солидарны с мнением профессора В. А. Уткина: о совпадении процессов ресоциализации и исполнении наказания можно говорить лишь применительно к наказаниям без изоляции от общества [10, с. 76].
Список литературы

1. Южанин В. Е. О ресоциализации осужденных как цели процесса обеспечения реализации наказания в виде лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 32. С. 9-15 @@Yuzhanin, V. E. 2015, ‘On convicts’ resocialization as the goal of the process of ensuring the punishment implementation in the form of imprisonment’, Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, iss. 32, pp. 9-15.

2. Cutiño Raya, S. D. 2013, Sobre el fin de la pena de prision. Analisis del principio de resociaizacion y su realidad en el sistema penitenciario Espanol: Tesis para la obtención del grado de Doctor, Sevilla

3. Радбрух Г. Философия права. М. : Международные отношения, 2004. 240 c @@Radbrukh, G. 2004, Philosophy of law, International relations, Moscow.

4. Зубкова В. И. Исполнение лишения свободы в целях ресоциализации осужденных: проблемы и перспективы развития // Человек: преступление и наказание. 2012. № 1(80). С. 10-14 @@Zubkova, V. I. 2012, ‘Execution of liberty deprivation for the purpose of convicts’ resocialization: problems and prospects of development’, Man: crime and punishment, iss. 1(80), pp. 10-14.

5. Kennedy, D. & Kerber, A. 1973, Resocialization: An American Experiment, Behavioral Publication, N. Y

6. Гидденс Э. Социология. М. : Эдиториал УРСС, 1999. 703 с @@Giddens, E. 1999, Sociology, Editorial URSS, Moscow.

7. Мелентьев М. П. Избранные труды. Рязань : Академия ФСИН России, 2007 @@Melent’ev, M. P. 2007, Selected Works, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.

8. Пищелко А. В. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденных : монография. Домодедово : РИПК МВД РФ, 1995. 88 с @@Pishchelko, A. V. 1995, Psychological and pedagogical bases of convicts’ personality resocialization, IAT of the MIA of the Russian Federation, Domodedovo.

9. Борсученко С. А. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы: понятие, содержание, правовое регулирование // Юридический вестник Самарского университета. 2018. Т. 4, № 2. С. 74-79 @@Borsuchenko, S. A. 2018, ‘Resocialization and social adaptation of convicts sentenced to deprivation of liberty: concept, content, legal regulation’, Legal Bulletin of Samara University, vol. 4, iss. 2, pp. 74-79.

10. Уткин В. А. Ресоциализация освобожденных от наказания: история и современность // Уголовная юстиция. 2014. № 1. С. 75-80 @@Utkin, V. A. 2014, ‘Resocialization of those released from punishment: history and modernity’, Criminal justice, iss. 1, pp. 75-80.


Войти или Создать
* Забыли пароль?