КАК ТРУДОУСТРОИТЬСЯ БЫВШИМ ОСУЖДЕННЫМ, ОСВОБОДИВШИМСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ?
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты проведенных автором объективных исследований, которые показали, что в настоящее время в Российской Федерации рецидив преступлений не снижается (он как бы остановился на одной отметке). Одной из причин стабильности такого положения является незанятость в обществе осужденных, вернувшихся из мест лишения свободы как по условно-досрочному освобождению, так и по отбытии срока наказания. Бывшие осужденные действительно испытывают проблемы с трудоустройством и бытом. Центры занятости и органы местного самоуправления особого интереса к вопросам трудоустройства бывших осужденных не испытывают, а там, где есть вакансии, работодатели, узнав, что они ранее отбывали наказание, отказывают им. Впоследствии осужденных ждет асоциальный образ жизни, безработица, отсутствие средств к существованию, жилья и, как результат, бродяжничество со всеми вытекающими последствиями. Проблема с трудоустройством осужденных чрезвычайно актуальна, с целью ее разрешения необходимо изучить опыт международного права и по возможности внедрить его в российскую действительность.

Ключевые слова:
рецидив преступлений, безработица, асоциальный образ жизни, трудоустройство осужденных, безработный осужденный, зарубежный опыт, органы местного самоуправления, центры занятости
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2019-2020 гг. (https://mintrud.gov.ru/) прогнозировался рост безработицы в обществе, и в перспективе наметилась тенденция к ее увеличению во всех отраслях промышленности. Рынок труда продолжает пополняться безработными по причине не только оптимизации экономики, но и освобождения условно-досрочно или после отбытия срока лишения свободы десятков тысяч осужденных, статус которых неравен положению лиц, уволенных по правовым основаниям в силу форс-мажорных или иных обстоятельств. Бывшие осужденные как специфичная категория граждан дополняют повышенную социальную напряженность в государстве. Росстат сообщает о том, что численность безработных в 2018 г. составила 4,8 % (https://rosstat.gov.ru/), но на самом деле это далеко не так. Как мы знаем, статистика - вещь упрямая и не всегда реально и объективно отражает действительность. Есть такие понятия, как «скрытая безработица», «временная безработица», «безработица в сельской местности», «безработица среди молодежи» и др. К сожалению, официальные государственные органы во внимание их не принимают. В официальных источниках нет единого определения безработицы. Одни считают, что безработица - это отношение численности безработных к численности рабочей силы, другие трактуют ее более упрощенно: безработица в массовом виде появляется тогда, когда существует социально-экономический кризис, и это не проблема, поскольку в России всегда можно найти работу, безработица носит лишь формальный характер. Следует отметить, что официального определения термина «безработица» до сих пор нет. Мнений экономистов по этому поводу довольно много. Одни прогнозируют безработицу на фоне социально-экономической политики государства, другие берут за основу разные экономические законы, третьи сравнивают с экономикой некоторых государств, близких по своему развитию России, четвертые связывают с отсутствием инвестиций. Что же предшествует безработице? После заключения трудового договора мы приступаем к выполнению определенных функций и начинаем продавать свою рабочую силу, вкладывая физический труд, свои интеллектуальные способности и умения, при этом не нарушая трудовую дисциплину. Шансы утвердиться на рынке производственных отношений (служебных, творческих и т. д.) варьируются в зависимости от того, какими знаниями и умениями мы обладаем. Кроме того, от знаний и умений человека зависит уровень вознаграждения за его труд - зарплата, премиальные, бонусы, которые будем получать. В критические периоды в экономике, когда сокращается количество функционирующих предприятий, производственная картина на рынке труда изменяется в худшую сторону, несомненно, появляется большое количество безработных, так как руководители предприятий, испытывая проблемы со сбытом своей продукции и стараясь оптимизировать издержки производства, сокращают штат сотрудников. Таков закон производственных отношений, экономики, следовательно, безработица - это категория социальноэкономическая, при которой часть трудоспособного населения не может найти работу как по профилю, так и по желанию. Она обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над числом имеющихся рабочих мест, соответствующих востребованным профилю и квалификации. В современной рыночной экономике, в том числе в России, существуют следующие виды безработицы: 1) фрикционная - связана с поиском или ожиданием работы в перспективе (люди увольняются в поисках другой, более высокооплачиваемой работы либо переводятся на вышестоящую должность); 2) структурная - от работника требуется освоить новые технологии для выпуска соответствующей продукции внутри предприятия; 3) циклическая - оптимизация рабочей силы, или безработица, связанная с дефицитом спроса на рабочую силу. Например, неработающая женщина, имеющая стремление трудоустроиться по специальности, не может этого сделать. Она - безработная? Дискуссионный вопрос. Попробуем определить понятие «безработный». На наш взгляд, это человек, который ищет работу, но в силу определенных вакантных ограничений не может ее найти. Конечно, социальная защита безработных граждан России находится, в отличие от многих стран, не на должном уровне по всем показателям. Государственная служба занятости выдает пособия по безработице, но его размер крайне мал. А сколько справок нужно собрать? Желание у многих граждан обращаться к государству пропадает. А что же с осужденными, которые отбывают наказания в местах лишения свободы? Какова их перспектива трудоустроиться в специальных органах после освобождения? Есть ли у них шанс на получение заработной платы после трудоустройства? В настоящее время часть не занятых в производственных сферах осужденных в местах лишения свободы составляет в целом по России примерно 72 %. Во многих исправительных учреждениях производственные мощности простаивают - срабатывают законы рынка. Выпускаемая продукция должна пользоваться спросом, но она низко конкурентна на потребительском рынке. Что же выпускают на сегодняшний день исправительные учреждения ФСИН России? Например, в Самарской и прилегающих областях исправительные учреждения производят железобетонные изделия, соки, газированную воду, занимаются переработкой древесины, хлебопечением, животноводством, выращиванием сельскохозяйственных культур, ремонтом машин. Следует отметить, что большинство колоний, находясь в таких сложных условиях, даже приносят прибыль на благо УИС. Со спецконтингентом заключаются трудовые договоры с соблюдением их прав и обязанностей, изучением техники безопасности, осуществлением производственного контроля со стороны сотрудников исправительных учреждений за осужденными во время рабочего дня и пр. Им перечисляется на депозит два раза в месяц заработная плата, из которой возмещаются иски потерпевшим по уголовным делам, а также приобретаются предметы первой необходимости [1]. Однако выпускаемая продукция, как правило, невысокого качества, низкоконкурентная по сравнению с продукцией гражданского оборота, но в силу ее невысокой стоимости пользуется умеренным спросом у потребителей. В связи с этим представляется, что исправительными учреждениями должно быть закуплено и освоено новое оборудование по выпуску продукции для населения. Например, заключенные в США изготавливают продукцию для военной промышленности и получают за это немалые денежные средства. Существует ли проблема трудоустройства осужденных вне исправительных учреждений после их возвращения из мест лишения свободы? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя. У кого есть квалификация и опыт работы на производстве, те реализуют себя в ЗАО, ИП, ЧП, осужденные, имеющие рабочие специальности, тоже находят себя, но их незначительное число - 5-7 % от общей массы, а те, у кого нет ни навыков работы, ни профессии, не могут трудоустроиться, как и те, кто были приговорены к наказаниям, не связанным с лишением свободы, так как часть предприятий, организаций и учреждений требуют от соискателей справки о судимости, и если есть «клеймо», то они получают отказ. Оправданы ли такие действия работодателей? Как показал социологический опрос, проведенный среди работодателей, да, оправдывает. Такая тенденция наметилась во всех частных охранных предприятиях. Трудоустроиться с судимостью не так просто. Возникает острый вопрос о дискриминации права на труд бывших осужденных, проблемах трудовой адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, ресоциализации осужденных, службе занятости. Опрос работодателей также показал, что они не знают о трудовой адаптации осужденных перед их освобождением. По нашему мнению, использования права на труд в полной мере для некоторых субъектов-работодателей недостаточно. Не секрет, что МВД России располагает единой информационной базой, содержащей данные о судимостях граждан, которые становятся доступными и работодателям, не желающим принимать подобную категорию граждан на работу. Они рассуждают так: бывший осужденный со временем будет отрицательно воздействовать на работников, разлагать коллектив, склонять к требованию повышения зарплаты, распитию спиртного, употреблению наркотических средств, одним словом, к нарушению трудовой дисциплины и даже криминалу. Такие случаи были, и наученные горьким опытом работодатели в этом отношении перестраховываются. Результаты мониторинга показали, что немало бывших осужденных заняты официально или неофициально неквалифированным трудом, впоследствии они увольняются, стремясь к лучшей жизни. Понятно, что судимость не может быть причиной отказа в трудоустройстве, однако сложилась такая практика. Чем же мотивирован отказ работодателя в приеме на работу? Подразумевается, что деловые качества, состояние здоровья, опыт работы, возраст, квалификация и т. д. бывшего осужденного не соответствуют требованиям работодателей [2]. Уголовное законодательство в п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ закрепляет то, что судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания, за тяжкие - 8 лет, за особо тяжкие - 10 лет после отбытия наказания. Работодатель осторожен в отношении этой категории граждан. Приведем лишь один пример. В 2018 г. директор магазина «Мегафон» принял на работу мужчину 30 лет (бывшего осужденного) на должность продавца, а по истечении рабочего времени в этот же день обнаружил отсутствие самого работника и хищение смартфонов на общую сумму 96 тыс. рублей. Работодателю следует подумать, дает ли справка о судимости дополнительную характеристику работнику? Администрация исправительного учреждения на основании приказа Минюста России от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» обязана оказывать содействие в трудоустройстве осужденному, который должен освободиться после отбытия срока наказания, во взаимодействии с органами местной исполнительной власти, службой занятости населения. В поисках трудового и бытового благоустройства осужденного необходимо учитывать его пожелания о географическом положении места жительства, специальности, образовании. Если исправительное учреждение не находит для него рабочее место, то по прибытии к месту проживания освобожденный должен явиться в центр занятости и стать на учет по безработице, где он будет получать пособие по безработице до момента приема на работу (Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Как показала практика, в большинстве случаев с судимостью берут лишь на временную работу разного профиля. При современной рыночной системе экономики у бывших осужденных возникают проблемы с ресоциализацией, адаптацией и т. п. Мониторинг показал, что нетрудоустроенный бывший осужденный, имея только социальное пособие, обречен снова совершить преступление, ведь не секрет, что при таком низком доходе сложно социализироваться и вести нормальный образ жизни. Основной Закон гласит, что государство гарантирует обеспечение жильем всем гражданам с различным статусом, социальным положением, а также защиту и охрану населения от внешнего и внутреннего насилия. Для решения подобных задач государство должно позаботиться о трудоустройстве граждан, чтобы они в будущем не совершали новых преступлений, а бывшие осужденные вставали на путь исправления и реализовывали себя на рабочем месте. Вспомним строительство Волжской ГЭС, АвтоВАЗа и другие глобальные стройки. Производственным трудом бывшие осужденные добивались исключительно положительных технологических результатов, не считаясь с собственными временем и нуждами. Их обеспечивали не только подъемными выплатами, но и социально-бытовыми условиями. Стабильность в работе, нормальные условия труда, быт, культурно-просветительные программы, постоянно действующий административный надзор со стороны правоохранительных органов снижали рост преступности на таких масштабных стройках. Не все вставали на прежнюю преступную тропу. Благотворно сказывалась атмосфера градообразующих предприятий, многие женились, заводили детей, получали бесплатно квартиры, имели постоянное место жительства, работу. Представляется, что уголовное, уголовно-исполнительное, трудовое законодательство нуждается в доработке и введении новых норм по защите бывших осужденных (например, внесены изменения в уголовный закон об уголовной ответственности работодателя в случае увольнения лиц предпенсионного возраста). Законодателю нужно разработать проекты новых норм права по социально-трудовой защите осужденных на основе принятого нового пенсионного закона и продумать механизм вопросов их трудоустройства, ведь они тоже граждане нашего общества, или воспользоваться рецепцией права. Возможно, следует изучить опыт Германии по трудоустройству осужденных граждан. Кроме того, по нашему мнению, законодатель должен разработать и принять современный закон о безработице и свести к минимуму риски безработицы для бывших осужденных, поскольку от этого зависит их дальнейшая жизнь.
Список литературы

1. Некрасов А. П. Эффективность наказаний, не связанных с лишением свободы // Вестник Самарского юридического института. 2017. № 2. С. 75-77 @@Nekrasov, A. P. 2017, ‘The effectiveness of punishments not related to deprivation of liberty’, Bulletin of the Samara Law Institute, iss. 2, pp. 75-77.

2. Некрасов А. П. Вновь к вопросу о латентной (скрытой) преступности // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2017. Т. 1, № 3. С. 112-117 @@Nekrasov, A. P. 2017, ‘Back to the question of latent (hidden) crime’, Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, vol. 1, iss. 3, pp. 112-117.


Войти или Создать
* Забыли пароль?