АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СФЕРЕ ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье осуществлен анализ международных стандартов в сфере изменения условий содержания осужденных к наказанию в виде лишения свободы. Вносятся предложения по оптимизации института изменения условий отбывания лишения свободы в Республике Беларусь на современном этапе. Делается вывод о том, что в целях повышения эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы Беларуси рационально перейти от рекомендательного характера действия международных стандартов к их обязательной реализации в правоприменительной деятельности. Указанный подход определенно не повлечет за собой существенных материальных затрат для государства, а достигнутые при этом результаты, бесспорно, будут способствовать повышению эффективности социальной адаптации и реинтеграции осужденных в общество, укреплению правопорядка в исправительных учреждениях и гуманизации условий содержания. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей реализации требований уголовно-исполнительного законодательства, а также Концепции развития организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Ключевые слова:
международные стандарты, лишение свободы, осужденный, изменений условий, уголовно-исполнительная система, ресоциализация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Членство Республики Беларусь в международных организациях, участие в разработке и принятии международных актов обязывают ее приводить национальное законодательство в соответствие с положениями международных конвенций и договоров. Имплементация положений международных стандартов обращения с заключенными в национальное законодательство Республики Беларусь осуществляется посредством учета данных стандартов при формировании различных источников уголовно-исполнительного права. Исходя из этого в ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь закреплено, что уголовно-исполнительное законодательство основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах, относящихся к исполнению наказания и обращению с осужденными. В юриспруденции выделяют различные виды международных правовых актов, классификация которых основана на определенных критериях. В частности, по действию в пространстве международные правовые акты делятся на общемировые и региональные: общемировые - это стандарты, устанавливаемые ООН, а региональные - региональными международными организациями (например, Совет Европы); по специализации (степени общности) - на акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные стандарты, относящиеся к обращению с заключенными, и акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с заключенными; по степени обязательности - на обязательные и рекомендательные. Осуществляя дальнейшее рассмотрение вопроса правовой регламентации изменения условий отбывания лишения свободы в международных актах, считаем целесообразным отметить такой документ, как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (далее - Пакт). В частности, ч. 3 ст. 10 Пакта включает в себя норму, предусматривающую режим для заключенных, целью которого является их исправление и социальное перевоспитание. Содержание данной нормы подразумевает в том числе и создание различных условий отбывания наказания в виде лишения свободы посредством их изменения. Центральным международным документом в области исполнения наказаний по праву считаются пересмотренные Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 2015 г. (далее - МСП). Их фундаментальной основой является принцип равенства всех перед законом и неприемлемости дискриминации, зафиксированной ранее во Всеобщей декларации прав человека (ст. 6). Правило 4 МСП определяет цели наказания в виде лишения свободы, которыми являются защита общества от преступников и снижение уровня рецидива. Эти цели могут быть достигнуты только в том случае, если срок заключения используется, насколько это возможно, для обеспечения реинтеграции таких лиц в общество после их освобождения, с тем чтобы они могли вести законопослушный и самостоятельный образ жизни [1, с. 171]. Наряду с этим пр. 37 МСП предусмотрена обязательность нормативного правового регулирования такого аспекта, как применение ограничения условий содержания в качестве дисциплинарного взыскания либо для поддержания порядка и безопасности. Значение данной нормы заключается в минимизации рисков, связанных с отсутствием правового регулирования алгоритмов действий сотрудников пенитенциарных учреждениях в определенных ситуациях. В пр. 68 упоминается о праве каждого заключенного на немедленное уведомление своей семьи или любого другого лица, назначенного в качестве субъекта для связи, о своем переводе в другое учреждение. В то же время переводимых заключенных следует в максимальной степени укрывать от посторонних взглядов и принимать все меры для того, чтобы защитить их от оскорблений, проявлений любопытства и иных видов огласки. Данный аргумент свидетельствует о том, что международным сообществом предпринимаются определенные меры регламентации процесса изменения условий отбывания наказания посредством перевода заключенного из одного исправительного учреждения в другое. Продолжая анализ правового регулирования изменения условий отбывания лишения свободы в международных актах, полагаем необходимым отметить, что в качестве таковых рационально рассматривать и требование пр. 85 МСП, согласно которому желательно, чтобы перед завершением срока наказания принимались меры к постепенному возвращению заключенного к жизни в обществе. Такой цели можно добиться путем введения (с учетом особенностей каждого правонарушителя) особого режима для освобождаемых либо в самом заведении, либо в каком-нибудь другом учреждении или путем освобождения заключенных на испытательный срок, в течение которого они все же остаются под надзором при условии, что надзор не возлагается на полицейские власти и сочетается с эффективной социальной помощью. Норма, предусматривающая изменение условий отбывания наказания в сторону улучшения правового положения исходя из положительного поведения заключенного, содержится в пр. 95 МСП. Наряду с этим уточняется, что применение льгот должно носить системный характер, разрабатывать различные методы обращения в зависимости от категории заключенного и преследовать своей целью поощрение хорошего поведения, развитие чувства ответственности, привитие им интереса к их воспитанию и сотрудничеству с администрацией учреждения [2, с. 149]. Исходя из этого можно заключить, что рассматриваемый нами международный документ подразумевает создание механизма изменения степени применяемых правоограничений в зависимости от поведения осужденного, выступая действенным стимулом к правомерному поведению, мотивируя тем самым полезную активность осужденного. Таким образом, МСП являются главным международным стандартом в сфере отправления правосудия, определяющим выработанную мировым сообществом оптимальную стратегию функционирования системы исполнения наказаний с учетом современных достижений науки и практики. В данных Правилах вопросам регламентации и процедуре изменения условий отбывания наказания уделяется существенное внимание. Ряд государств, руководствуясь МСП, успешно социализируют бывших преступников, достигая при этом немаловажных результатов. В Республике Беларусь указанное направление только разворачивается. В то же время несомненна необходимость его дальнейшего совершенствования. Мы полагаем, что это будет способствовать снижению уровня преступности в стране, усилению степени защищенности граждан от преступных посягательств, повышению правовой культуры населения. Считаем целесообразным проанализировать институт изменения условий отбывания лишения свободы, закрепленный в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Значимость этого документа определена тем, что правосудие в отношении несовершеннолетних является неотъемлемой частью механизма национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости, одновременно содействуя защите молодежи и поддержанию правопорядка в государстве. В соответствии с п. 29.1 Пекинских правил требуется прилагать усилия для использования промежуточных форм работы с заключенными, таких как перевод в ИУ с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки и другие аналогичные им соответствующие формы, которые могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества. В связи с этим не следует недооценивать значение опеки после освобождения из ИУ. В данном случае особо указывается на необходимость создания сети учреждений промежуточного типа. Свидетельством важности института изменения условий содержания несовершеннолетних осужденных являются результаты диссертационного исследования Е. Ю. Бирюковой, анализировавшей механизм социальной адаптации несовершеннолетних в льготных условиях отбывания наказания. Согласно ее точке зрения, создание социально-реабилитационных участков при ВК (центрах) с организацией проживания подростков в условиях полусвободы позволит, с одной стороны, закрепить результаты исправительного воздействия и продолжать эту работу под контролем администрации, а с другой - обеспечить планомерное возвращение осужденного к жизни в обществе, а также содействовать его трудовому и бытовому устройству после освобождения от наказания [3, с. 174]. Помимо этого, автор особо подчеркивает необходимость развития разнообразных учреждений и служб, рассчитанных на удовлетворение различных нужд молодых правонарушителей, возвращающихся в общество, и обеспечения руководства и структурной поддержки как важной меры для их успешной реинтеграции. Реализация таких задач имеет целью создание оптимальной системы поэтапного изменения степени применяемых в отношении осужденных ограничений с учетом результатов их исправления. Вместе с тем, говоря о региональных международных актах, затрагивающих вопросы изменения условий содержания осужденных, а также учитывая возможные перспективы вступления Республики Беларусь в Совет Европы, представляется целесообразным проанализировать положения Европейских пенитенциарных правил в редакции от 11 января 2006 г., принятых решением 952-го заседания Кабинета Министров Совета Европы (далее - ЕПП). Исходя из положений пр. 17.2 ЕПП при изменении вида ИУ следует учитывать требования, связанные с продолжением уголовного расследования и обеспечением безопасности, а также необходимость создания соответствующего режима для всех заключенных. В связи с этим перед этапированием осужденного рационально изучить его мнение о переводе из одного пенитенциарного учреждения в другое. Такой подход, как мы полагаем, в перспективе создаст предпосылки к восстановлению социально полезных связей с близкими родственниками и иными лицами, что, несомненно, повысит эффективность результатов исправительного воздействия. В то же время это согласуется с нормой, закрепленной в пр. 24.5 ЕПП, исходя из содержания которой вытекает, что персонал пенитенциарных учреждений по возможности должен оказывать заключенным содействие для поддержания контактов с внешним миром. В ЕПП делается акцент на уважение человеческого достоинства осужденных при изменении условий содержания (пр. 18.1): соблюдение минимальной площади помещения на одного осужденного и установленного температурного режима. Кроме того, пр. 18.8 предусматривает раздельное размещение определенных категорий заключенных в процессе изменения условий отбывания лишения свободы посредством перевода из одного ИУ в другое. В этом плане большой интерес представляет пр. 49 ЕПП, в соответствии с которым тюремной администрации независимо от вида исправительного учреждения и режима, уставленного в нем, предписано вводить требования внутреннего распорядка с учетом предоставления заключенным условий содержания, обеспечивающих человеческое достоинство. Важное значение имеет пр. 51.5, согласно которому уровень строгости режима должен пересматриваться на регулярной основе в течение всего периода отбывания наказания, а перспективы быть переведенным на улучшенные условия содержания выступают значительной предпосылкой для правомерного поведения осужденного. Продолжая анализ ЕПП, представляется уместным отметить, что пр. 103.6 рассматривает в качестве неотъемлемого элемента общего режима для лиц, лишенных свободы, систему увольнительных из пенитенциарных учреждений. Данное правило развивает идеи, содержащиеся в более подробной Рекомендации № R 82 (16) Комитета министров, касающейся признания значения тюремных отпусков как средства облегчения социальной реинтеграции. Наряду с этим пр. 103.7 свидетельствует о том, что комплексный план изменения условий содержания осужденных посредством предоставления им регулярных отпусков является частью общего режима содержания. На наш взгляд, данную норму следует включить в качестве дополнительного положения индивидуальной исправительной программы, предусмотренной Инструкцией о порядке организации и проведения воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде ареста и лишения свободы, утвержденной приказом МВД Республики Беларусь от 30 декабря 2016 г. № 572. Практический интерес с точки зрения рассматриваемой проблемы представляет пр. 104.1 ЕПП, устанавливающее применение различных видов пенитенциарных учреждений либо создание отдельных участков на территории учреждения в отношении конкретных категорий заключенных [4, с. 259]. В связи с этим процесс составления и регулярного пересмотра индивидуальных планов отбывания наказания заключенными должен быть урегулирован на законодательном уровне. Помимо этого, считаем целесообразным рекомендовать учитывать в процессе осуществления указанной деятельности мнение сотрудников из числа администрации учреждения, непосредственно работавших с осужденным (начальники отрядов, оперативные работники, инспекторы режимного отдела, психологи). Вышеизложенное позволяет полагать, что ЕПП оказывают положительное влияние на развитие уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь в общем и на дифференциацию осужденных к лишению свободы в частности. Более того, реализация отдельных норм ЕПП будет способствовать выполнению положений Концепции развития организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев МВД Республики Беларусь. Несомненно, анализ международно-правовых стандартов по вопросам обращения с осужденными (заключенными) позволяет нам прийти к выводу о том, что на современном этапе развития международная правовая система представляет собой самостоятельную, устойчивую совокупность документов, регламентирующих правоотношения в пенитенциарной сфере. Изложенные положения не исчерпывают всех вопросов, связанных с изменением условий отбывания наказания в виде лишения свободы, однако их дальнейшее исследование, несомненно, будет иметь существенное значение как в научном, так и в практическом отношении. Таким образом, проанализировав пенитенциарные международные стандарты и подводя итог исследованию вопроса закрепления в них института изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы, полагаем возможным сформулировать следующие выводы. 1. Международные стандарты в сфере исполнения лишения свободы отчетливо ориентируют государства всего мира на расширение применения прогрессивной системы отбывания наказания, основывающейся именно на изменении условий содержания и вида ИУ исходя из поведения осужденного в период отбывания наказания. Одновременно указывается на необходимость создания условий для расширения контактов с внешним миром лиц, отбывающих наказания, и поддержания их социально полезных связей. 2. Применение отдельных нормативных положений международных стандартов в процессе изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы способствует достижению целей уголовной ответственности. Несмотря на рекомендательный характер основной части международных документов, обобщение передовой практики и разъяснение отдельных вопросов способствует единообразному подходу в правоприменительной деятельности. 3. В целях повышения эффективности функционирования УИС Беларуси рационально перейти от рекомендательного характера действия рассмотренных международных стандартов к их обязательной реализации в правоприменительной деятельности. Указанный подход определенно не повлечет за собой существенных материальных затрат для государства, а достигнутые при этом результаты, бесспорно, будут способствовать повышению эффективности социальной адаптации и реинтеграции осужденных в общество, укреплению правопорядка в ИУ и гуманизации условий содержания.
Список литературы

1. Ужахов А. С. К вопросу о закреплении в международных документах предупреждения преступлений как цели применения наказаний // Юридическая наука: история и современность. 2018. № 1. С. 170-173 @@Uzhakhov, A. S. 2018, ‘On the issue of fixing the crimes prevention in international documents as the purpose of applying punishments’, Legal science: history and modernity, iss. 1, pp. 170-173.

2. Свинин Е. В. Некоторые вопросы совершенствования пенитенциарного правопорядка в свете реализации Правил Нельсона Манделы // Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) 2015 года: теория и практика применения : сб. науч. ст. Вологда : Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2019. С. 145-150 @@Svinin, E. V. 2019, ‘Some issues of improving the penitentiary law and order in the light of the implementation of the Nelson Mandela Rules’, in United Nations Standard Minimum Rules for the treatment of prisoners (Nelson Mandela Rules) 2015: theory and practice of application: a collection of scientific articles, pp. 145-150, Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia, Vologda.

3. Бирюкова Е. Ю. Правовое регулирование и организация социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в льготных условиях отбывания наказания : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань : Академия ФСИН России, 2012. 246 л @@Biryukova, E. Yu. 2012, Legal regulation and organization of social adaptation of juvenile convicts of serving their sentences in preferential conditions: PhD thesis (Law), Academy of the FPS of Russia, Ryazan.

4. Савушкин С. М. Роль Европейских пенитенциарных правил в регламентации дифференциации осужденных к лишению свободы // Вестник общественной научноисследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». Рязань : Академия ФСИН России, 2013. С. 198-205 @@Savushkin, S. M. 2013, ‘The role of the European Penitentiary Rules in regulating the differentiation of persons sentenced to imprisonment’, in Bulletin of the Public Research Laboratory “Interaction of the penitentiary system with civil society institutions: historical, legal, theoretical and methodological aspects”, pp. 198-205, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.


Войти или Создать
* Забыли пароль?