ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА И ТРУДОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящается проблемам повышения эффективности правового регулирования труда и трудового использования осужденных к лишению свободы и содержит предложения по совершенствованию производственной деятельности исправительных учреждений и организации трудовой деятельности спецконтингента. Затронутая тема актуальна в связи с тем, что Федеральная служба исполнения наказаний уделяет большое внимание разработке и внедрению новых форм трудового использования осужденных к лишению свободы. Развитие отечественной пенитенциарной системы показывает, что вопрос о соотношении экономических и воспитательных целей трудовой деятельности осужденных к лишению свободы теоретически решался в пользу перевоспитания, тогда как на практике предпочтение отдавалось решению экономических задач. В современных условиях самоокупаемость исправительных учреждений не должна выступать экономической целью труда осужденных, а производственная деятельность не должна рассматриваться в качестве источника бюджетных поступлений, поскольку противопоставление экономических целей труда осужденных воспитательным противоречит целям их ресоциализации, адаптации и исправления. В России необходимо сформировать новую парадигму трудового использования осужденных к лишению свободы. Современная модель исправительного воздействия на лиц, совершивших уголовные преступления, должна включать в себя систему организационно-правовых мер, регламентирующих вопросы социальной адаптации и ресоциализации осужденных через их профессиональное образование, трудовое использование и обеспечение трудовой занятости после освобождения. Внедрение этой модели будет способствовать эффективному достижению целей уголовного наказания: исправлению осужденных через трудовую деятельность, восстановлению ими социальной справедливости, а также позволит значительно снизить уровень пенитенциарной и рецидивной преступности. Проведенный анализ организационно-правового обеспечения трудовой деятельности осужденных в России и ряде зарубежных стран показал, что в современных условиях трудовое использование осужденных к лишению свободы нуждается в повышении эффективности организации и совершенствовании правового регулирования. Организация трудовой деятельности и трудового использования осужденных включает в себя следующие основные направления: - укрепление или создание материальной базы подавляющего большинства существующих центров и мастерских трудовой адаптации осужденных; - увеличение объема производства предприятиями исправительных учреждений продукции для внутрисистемных нужд и ее ассортимента; - снижение налоговой нагрузки на исправительные учреждения и предприятия-партнеры; - сохранение в штатах исправительных учреждений квалифицированных инженерно-технических специалистов, имеющих значительный опыт практической работы с осужденными; - совершенствование режимных требований на производственных объектах исправительных учреждений; - развитие предпринимательской деятельности осужденных к лишению свободы как новой формы привлечения их к труду; - развитие частно-государственного партнерства в сфере трудового использования осужденных к лишению свободы; - создание колоний-поселений, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова:
уголовно-исполнительная система, правовое регулирование, осужденные к лишению свободы, трудовое использование, адаптация, ресоциализация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Проблемы правового регулирования труда и трудового использования осужденных к лишению свободы всегда выступали объектом изучения ученых-пенитенциарстов. Вопросы совершенствования организации трудовой деятельности осужденных, их ресоциализации и адаптации освещены в трудах таких специалистов, как Е. Н. Емельянова, А. И. Зубков, С. Х. Шамсунов, Л. Г. Крахмальник, И. Г. Константинов, А. Л. Ременсон, И. С. Власов, В. А. Уткин, М. С. Рыбак, М. П. Мелентьев, С. Н. Пономарев, Н. А. Стручков, Н. В. Паничев. Однако, несмотря на глубокую проработку многих аспектов рассматриваемой темы, на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы она продолжает оставаться актуальной и требует дальнейшего исследования. Руководство ФСИН России уделяет большое внимание разработке и внедрению прогрессивных форм трудового использования осужденных к лишению свободы. В новых условиях существования отечественной пенитенциарной системы при выработке предложений по совершенствованию правового регулирования, организации и использования труда осужденных важно уяснить: - как развивалась система взглядов на социальное, педагогическое и экономическое значение труда осужденных к лишению свободы и какова роль их трудового использования на данном этапе; - насколько современны теоретические взгляды пенитенциаристов прошлых лет и советский опыт использования труда осужденных для формирования уголовно-исполнительной политики и практической деятельности ФСИН России; - каковы цели труда осужденных в свете новой пенитенциарной политики государства и изменений социально-экономических условий функционирования исправительных учреждений; - какое место занимает труд осужденных на современном этапе развития ФСИН России в ряду других средств исправительного воздействия осужденных; - насколько эффективно использование традиционных форм трудового использования осужденных к лишению свободы в условиях развития рыночных отношений, а также целесообразность включения в эти отношения ФСИН России в качестве равноправного участника; - какие новые формы трудового использования осужденных к лишению свободы следует внедрить в практику с учетом правового регулирования производственнохозяйственной деятельности учреждений ФСИН России на федеральном и региональном уровне; - насколько применим в российских условиях зарубежный опыт привлечения осужденных к труду. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) определяет три основные цели уголовного наказания: исправление осужденного, восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения им повторных преступлений. Обоснованно считается, что реализации этих целей способствует организация трудовой деятельности осужденных к лишению свободы, которая является существенным фактором их ресоциализации и адаптации. Развитие отечественной пенитенциарной теории показывает, что ученых всегда интересовали вопросы о том, каким должен быть труд осужденных, отвечающий воспитательным целям, как последние соотносятся с экономическими целями, каковы требования к организации, оплате и стимулированию труда в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Признанные специалисты в данной области придерживаются мнения о важности хорошо организованного и экономически выгодного труда для оказания позитивного воспитательного воздействия на осужденных. При этом обосновывалось мнение о том, что воспитательные и экономические цели, поставленные в процессе труда осужденных, не противоречат друг другу, а, наоборот, объективно сближены единством конечных результатов в виде перевоспитания осужденных [1, 2, 3]. Таким образом, на протяжении всей истории развития отечественной пенитенциарной системы вопрос о соотношении экономических и воспитательных целей трудовой деятельности осужденных к лишению свободы теоретически решался в пользу перевоспитания. Однако на практике предпочтение нередко отдавалось решению экономических задач, поскольку в советский период производственный сектор уголовно-исполнительной системы вносил значительный вклад в развитие экономики страны, используя труд осужденных на предприятиях отраслевых министерств, строительстве объектов народнохозяйственного комплекса. Например, в 70-е годы XX века производство уголовно-исполнительной системы занимало по объему 5-10-е места среди промышленных министерств и ведомств страны. Менялась и целевая направленность труда осужденных. Так, в первые годы советской власти привлечение осужденных к принудительному труду рассматривалось как способ изменения мировоззрения, классовой принадлежности лиц из числа буржуазии, бывших чиновников, интеллигенции, то есть всех тех, кого называли классово чуждыми элементами. В послевоенные годы в силу того, что целевая направленность применения труда осужденных в законе не определялась, любая производственная деятельность, основанная на хозрасчете, предполагала различные виды работ. На практике характер труда особо опасных рецидивистов и лиц, которым смертная казнь была заменена лишением свободы, практически ничем не отличался от характера труда других категорий осужденных. В связи с этим ставились вопросы об отмене данного ограничения и использовании в целях воспитания тяжелого труда в отношении любых категорий осужденных, если этого требуют интересы общества [4, с. 152-162]. Представляется, что в современных условиях самоокупаемость исправительных учреждений не должна выступать экономической целью труда осужденных, а производственная деятельность не должна рассматриваться в качестве источника бюджетных поступлений, поскольку противопоставление экономических целей труда осужденных воспитательным противоречит целям их ресоциализации, адаптации и исправления. В России необходимо сформировать новую парадигму трудового использования осужденных к лишению свободы. Современная модель исправительного воздействия на лиц, совершивших уголовные преступления, должна включать в себя систему организационно-правовых мер, регламентирующих вопросы социальной адаптации и ресоциализации осужденных через их профессиональное образование, трудовое использование и обеспечение трудовой занятости после освобождения. В современных условиях важнейшая задача трудовой деятельности осужденных - подготовка их к нормальной жизни после освобождения. Важнейшую закономерность воспитания как социального явления можно представить в виде его социальной обусловленности. Процесс воспитания осужденных, его эффективность зависят от содержания общественных отношений, социальной структуры общества и его политической системы, от духовной культуры, которые определяют цели и задачи воспитания, его средства, методы, формы на основе широкого заимствования международно-правовых стандартов обращения с осужденными и с учетом реальных возможностей уголовно-исполнительной системы. Постановка цели перевоспитания не должна рассматриваться как насильственное преобразование («не хочешь - заставим»). Измениться, исправиться человек может только сам, проделав трудную, подчас болезненную внутреннюю работу. Социальнопедагогическое предназначение пенитенциарных систем, руководителей и сотрудников органов, исполняющих наказания, как раз и состоит в создании таких условий, чтобы человек захотел эту работу совершить, задумался о собственной жизни, имел возможность осуществлять свое социально одобряемое поведение и способы жизнедеятельности. Существенное влияние на организацию производства исправительных учреждений оказывает также режим содержания, от которого зависят средний срок отбывания наказания и ограничения, связанные с тяжестью преступления. В силу этого одна из актуальнейших исследовательских задач в прикладной пенитенциарной психологии - изучение влияния длительности срока изоляции, обусловливающего негативные изменения в личности осужденных. Труд осужденных оказывает определяющее воздействие на результативность достижения основной цели уголовного наказания - исправления. Он, во-первых, способствует исправлению, поскольку снижает возможности влияния криминальной среды на осужденного в процессе пребывания в исправительном учреждении, во-вторых, формирует условия самообеспечения осужденного после освобождения. Сегодня крайне трудно переоценить роль производственного сектора пенитенциарной системы, без эффективной и слаженной работы которого невозможно решение одной из важнейших возложенных государством на ФСИН России задач по обеспечению трудовой адаптации осужденных. По данным официального сайта ФСИН России, в ведении уголовно-исполнительной системы находятся 29 федеральных государственных унитарных предприятий. Производственная деятельность, связанная с привлечением осужденных к труду, организована в 603 центрах трудовой адаптации осужденных, 74 производственных мастерских. При исправительных учреждениях создано 262 профессиональных образовательных учреждения и 466 их структурных подразделений. По состоянию на 1 февраля 2021 г. в исправительных учреждениях содержится 478 714 осужденных преимущественно трудоспособного возраста (20-50 лет). При этом значительная их часть не только не обладает достаточной квалификацией, профессиональной подготовкой и трудовыми навыками, но и не имеет желания получить профессию и эффективно трудиться, а следовательно, неконкурентоспособна в условиях современного рынка. В связи с этим важно отметить, что социально-педагогическое воздействие на лиц, совершивших уголовные преступления в возрасте до 25 лет, в том числе в несовершеннолетнем, наиболее результативно через их профессиональное образование, обучение и труд [5, с. 6]. Важной составляющей функционирования уголовно-исполнительной системы является организация производственной деятельности и обеспечение трудом осужденных как с целью их исправления, получения и закрепления трудовых навыков, так и с целью производства продукции, в том числе для нужд уголовно-исполнительной системы. Однако сокращение производства в учреждениях уголовно-исполнительной системы часто сопровождается снижением уровня воспитательной работы с осужденными. При организации производства в исправительных учреждениях в целях трудовой адаптации осужденных и их социализации решается целый комплекс организационноправовых, социальных и педагогических задач. Сегодня соотношение этих задач существенно изменяется. При этом организация трудовой деятельности осужденных имеет социальный и экономический эффект. При решении вопросов повышения эффективности правового регулирования труда и трудового использования осужденных к лишению свободы также следует учитывать фактор влияния внешней среды исправительных учреждений. Одним из постулатов рыночной экономики является утверждение, что для ее нормального развития необходим рационально организованный производственный сектор, состоящий из крупных, средних и малых предприятий различных форм собственности, обеспечивающий их состязательность и конкуренцию. Это в полной мере относится и к производственному сектору пенитенциарной системы. Однако возникают сложности совмещения задач, поставленных уголовно-исполнительным законодательством, с задачами производственного сектора ФСИН России в рыночных условиях. Кроме того, в современных условиях хозяйствования предприятий исправительных учреждений требует глубокой переработки учет фактора неопределенности и риска, поэтому необходимо выделять дополнительные затраты на создание резервов и запасов, изменение или совершенствование технологии, а также иметь сценарии изменения проведения инвестиционных проектов в связи с возможной переменой условий их реализации. В современных условиях трудовое использование осужденных к лишению свободы нуждается в повышении эффективности организации и совершенствовании правового регулирования. В настоящее время в нашей стране проводится определенная работа по превращению трудовой деятельности осужденных в определяющий фактор их исправления. Наряду с этим необходимо снять (снизить) ограничения, препятствующие достижению этой цели, наиболее значимыми из которых являются: - недостаточность производственных мощностей исправительных учреждений, высокий уровень их физического и морального износа; - несовершенство законодательных и внутриведомственных нормативных актов, регулирующих трудовую деятельность осужденных; - сформировавшееся у части осужденных негативное отношение к труду, преодолеть которое в условиях отбывания уголовного наказания крайне сложно. Совершенствование организации трудовой деятельности и трудового использования осужденных включает в себя следующие основные направления. 1. Укрепление или создание материальной базы (практически с нуля) подавляющего большинства существующих центров и мастерских трудовой адаптации осужденных. Созданная в 60-80-е годы истекшего столетия производственная база учреждений уголовно-исполнительной системы в большей степени морально и физически устарела. Кроме того, утеряны кооперированные связи с предприятиями основных отраслей промышленности. Уголовно-исполнительная система нуждается в глубокой модернизации производственных мощностей, что требует значительных финансовых вложений, однако в современных экономических условиях на это не приходится рассчитывать. Одним из вариантов решения указанной проблемы является организация взаимодействия ФСИН России с крупными предприятиями и корпорациями с государственным участием. В этом случае возможна безвозмездная замена полностью изношенного оборудования исправительных учреждений на устаревшее, но конкурентоспособное, передаваемое предприятиями-партнерами, что в сумме с дешевой рабочей силой может дать положительный результат. Это в равной степени относится как непосредственно к производственным мощностям, задействованным в производстве продукции, так и к материальной базе, на которой проходит обучение спецконтингента. Другим вариантом решения данной проблемы может стать зарубежный опыт, при котором часть средств, полученных от производственной деятельности пенитенциарных предприятий, отчисляется в федеральный центр (например, 30 %), а остальная прибыль сразу остается в исправительном учреждении и расходуется на производственные нужды. 2. Увеличение объемов производства предприятиями исправительных учреждений продукции для внутрисистемных нужд и ее ассортимента. Это будет способствовать обеспечению устойчивого функционирования производственного комплекса уголовно-исполнительной системы, повышению оборачиваемости и эффективности использования бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание ФСИН России. 3. Снижение налоговой нагрузки на ФСИН России, предусматривающее уменьшение налогооблагаемой базы или полное освобождение исправительных учреждений от уплаты ряда налогов и сборов, а также на коммерческие предприятия-партнеры, организующие производства на территории исправительных учреждений или привлекающих осужденных к труду на своих производствах вне исправительных учреждений. В современных условиях самоокупаемость исправительных учреждений не должна выступать экономической целью труда осужденных, а, следовательно, производственная деятельность не должна стать источником бюджетных поступлений. Это предполагает определенные налоговые послабления для учреждений ФСИН России, что, в свою очередь, сможет привлечь частных предпринимателей к сотрудничеству с исправительными учреждениями и вложению их средств в становление и развитие производственного сектора уголовно-исполнительной системы. Успешное функционирование производственного сектора ФСИН России невозможно без решения проблемы снижения налоговой нагрузки на исправительные учреждения. Систему налогообложения предприятий ФСИН России необходимо привести в соответствие с положениями отечественного уголовно-исполнительного законодательства и согласовать с нормами международного пенитенциарного права, согласно которым трудовая деятельность осужденных не преследует цели извлечения прибыли, а доходы от производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений целиком направляются на их нужды. Подобная практика существует во всех зарубежных уголовно-исполнительных системах. Производственная деятельность исправительных учреждений как некоммерческих организаций, входящих в систему органов государственной власти, проводится ими в рамках возложенной на них действующим законодательством Российской Федерации функций по обязательному привлечению осужденных к труду без извлечения прибыли от такого труда. Исходя из положений действующего налогового законодательства Российской Федерации (подп. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации) это позволило принять законодательный акт об освобождении организаций ФСИН России от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Наряду с этим необходимо внести в налоговое законодательство Российской Федерации нормы, предусматривающие уменьшение налогооблагаемой базы или полное освобождение подразделений ФСИН России от уплаты: - акцизного сбора за поставки табачной продукции для внутрисистемных нужд; - экологического налога с последующим целевым направлением высвободившихся средств на реализацию природоохранных мероприятий, улучшение санитарноэпидемиологической и экологической обстановки в местах дислокации исправительных учреждений для содержания ВИЧ-инфицированных осужденных, а также больных туберкулезом, на строительство, реконструкцию и ремонт очистных сооружений, станций обеззараживания и биологической очистки, канализационных сетей; - налогов на имущество, недвижимость и земельного налога. 4. Сохранение в штатах исправительных учреждений квалифицированных инженерно-технических специалистов, имеющих большой опыт практической работы с осужденными. В настоящее время инженерно-технические должности в исправительных учреждениях в основном замещены вчерашними выпускниками ведомственных вузов, как правило не имеющими достаточного опыта как в производственно-хозяйственной деятельности, так и в работе с осужденными. Это негативно сказывается на развитии производственного сектора уголовно-исполнительной системы, эффективном трудовом использовании осужденных. Решению этой проблемы может способствовать привлечение на работу на предприятия исправительных учреждений бывших сотрудников, для чего необходимо совершенствовать практику их материального стимулирования, например, предусмотреть систему надбавок к заработной плате. 5. Совершенствование режимных требований на производственных объектах исправительных учреждений. При организации производства в исправительных учреждениях необходимо обеспечить выполнение требований нормативно-правовых актов по вопросам режима и безопасности, так как это влияет на жизнь и здоровье сотрудников, осужденных, а также способствует нормальной деятельности исправительного учреждения в целом. В силу этого в процессе производственной деятельности осуществляется надзор за осужденными в целях предупреждения и пресечения их противоправных действий. Однако проведение режимных мероприятий на производственных объектах отнимает существенную долю рабочего времени у спецконтингента, вследствие чего происходит снижение нормы выработки, а также уменьшение заработной платы осужденных. Целесообразно внести изменения в режимные требования на производственных объектах исправительных учреждений. Решению этой проблемы может способствовать применение современных технических средств режима и надзора (использование биосмарта, видеонаблюдения). 6. Развитие предпринимательской деятельности осужденных к лишению свободы как новой формы привлечения их к труду. Такая форма привлечения к труду осужденных к лишению свободы, как предпринимательская деятельность, была закреплена в ст. 23 «Особенности предпринимательской деятельности осужденных» Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». На данную форму трудового использования осужденных возлагались определенные надежды, однако Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ ст. 23 утратила силу. В настоящее время в исправительных учреждениях находится немало осужденных, которые в прошлом занимались интересной творческой работой, среди них, например, есть мастера-ювелиры, изделия которых отвечают самому изысканному вкусу. И совершенно естественно, что пенитенциарная система должна быть обеспокоена тем, как найти применение творческим способностям таких осужденных. Развитие трудовой деятельности, связанной с отдельными видами творчества, прикладного искусства, всегда было одним из важных направлений производства в исправительных учреждениях. Представляется, что в современных условиях целесообразно создать организационно-правовые условия для индивидуальной трудовой деятельности осужденных к лишению свободы. Подобная форма трудовой занятости осужденных не только позволит увеличить число осужденных, привлекаемых к трудовой деятельности, но и будет способствовать реализации индивидуальных наклонностей осужденных и их профессионального мастерства, а также создаст предпосылки для продолжения их трудовой деятельности после освобождения из мест лишения свободы. При проработке предложений по возобновлению действия ст. 23 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» необходимо учитывать следующие факторы: - с одной стороны, предпринимательская деятельность в исправительных учреждениях, как и всякое предпринимательство, означает определенный риск, с другой - чтобы обеспечить выполнение указанных положений закона, предпринимательская деятельность не должна быть убыточной, то есть риск должен быть исключен или минимизирован; - требуют урегулирования правоотношения в части использования денежных средств, получаемых осужденными от предпринимательской деятельности; - необходимо разработать перечень видов предпринимательской деятельности, разрешенных осужденным к лишению свободы, с учетом выполнения требований режима отбывания наказания. 7. Развитие частно-государственного партнерства в сфере трудового использования осужденных к лишению свободы. При осуществлении предпринимательской или иной приносящей доход деятельности колонии-поселения традиционно специализируются в следующих отраслях: лесная промышленность, агропромышленный комплекс, строительная индустрия, жилищнобытовое обслуживание, то есть труд содержащихся в колониях-поселениях осужденных используется на трудоемких производствах, не требующих от рабочих высокой квалификации. Нехватка неквалифицированной рабочей силы является общей проблемой всех без исключения регионов нашего государства. Предприниматели вынуждены прибегать к услугам рабочих из ближнего зарубежья, как правило, нарушающих миграционное и трудовое законодательство. Одним из эффективных инструментов решения данной проблемы является расширение частно-государственного партнерства в сфере трудового использования осужденных к лишению свободы. В данном случае учитываются интересы как частного бизнеса, так и уголовно-исполнительной системы. Бизнес гарантированно и своевременно обеспечивает себя рабочей силой, вследствие чего появляется возможность стратегического планирования производственно-хозяйственной деятельности, увеличения объемов производства и т. п. Уголовно-исполнительной системе это позволит значительно расширить возможности трудового использования осужденных в целях их социальной адаптации и ресоциализации. Таким образом, долгосрочное сотрудничество в данной сфере будет способствовать достижению целей уголовного наказания. Заслуживает внимания опыт зарубежных стран, например США, по использованию труда заключенных. Заключенные задействованы на физически тяжелых работах (например, в строительстве), а также на производстве продукции для силовых структур, производя до 100 % военного снаряжения (каски, бронежилеты, форменное обмундирование, амуниция). Для облегчения нагрузки на бюджет в США широко развито частно-государственное партнерство по содержанию заключенных, где частные управляющие компании получают в аренду или в собственность исправительные учреждения, а также самостоятельно строят новые тюрьмы. При этом они обязуются содержать заключенных согласно государственным стандартам, обеспечивая соответствующий уровень безопасности. С учетом изложенного в перспективе целесообразно изучить зарубежный опыт и проработать вопрос о создании исправительных учреждений (в первую очередь колоний-поселений) совместно с частными компаниями. 8. Создание колоний-поселений, финансируемых за счет региональных бюджетов субъектов Российской Федерации. Традиционно вопросы организации трудовой занятости спецконтингета наиболее эффективно решаются именно в колониях-поселениях, где число осужденных, трудоустроенных на оплачиваемых работах, достигает 100 %, тогда как в исправительных колониях этот показатель составляет около 55 %. Можно констатировать, что независимо от географического расположения субъекта Российской Федерации процент трудоустроенных осужденных наиболее высок по сравнению с другими видами исправительных учреждений именно в колониях-поселениях, и это позволяет содержащимся в них осужденным получать востребованные на рынке труда профессии и трудовые навыки в традиционных для региона отраслях. При этом уровень заработной платы осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, выше уровня заработной платы осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях. Кроме того, статистика рецидивной преступности среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, показывает, что уровень рецидива среди лиц, освободившихся из колоний-поселений, менее 15 %, что значительно ниже уровня рецидива среди лиц, освобожденных из исправительных колоний, который составляет более 30 %. Колонию-поселение также можно рассматривать как один из инструментов, позволяющих прекратить (или уменьшить) незаконное трудоиспользование мигрантов - выходцев из стран ближнего зарубежья. В связи с изложенным целесообразно создание в регионах страны колоний-поселений, финансируемых за счет средств субъектов Российской Федерации. Следует рассмотреть вопрос о возможности выхода с законодательной инициативой об использовании колонийпоселений в субъектах Российской Федерации по примеру пенитенциарных систем ряда развитых стран. Финансирование колоний-поселений будет производиться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, а финансирование, выделяемое из федерального бюджета, будет использоваться для содержания исправительных колоний, следственных изоляторов и тюрем. В этом случае материально-техническое оснащение учреждения, вещевое и денежное довольствие сотрудников и спецконтингента и иное ресурсное обеспечение возлагается на региональные бюджеты по принципу ранее существовавшей системы муниципальной милиции. Создание учреждений данного типа позволит им получить финансирование из регионального бюджета вне рамок целевых программ, которые на сегодняшний день являются единственной законной формой оказания финансовой поддержки исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы, а также значительно сократит финансовые расходы федерального бюджета на содержание учреждений уголовноисполнительной системы. При этом региональные власти смогут эффективнее решать вопросы социальной защиты личного состава колоний-поселений, финансируемых за счет субъекта Российской Федерации (льготы, дотации, доплаты, выделение жилья и т. п.). Кроме того, создание подобных учреждений позволит получать дотации на производство сельскохозяйственной и иной продукции из региональных бюджетов, пользоваться дополнительными льготами, в том числе налоговыми, решать вопросы трудоустройства сотрудников, уволенных из учреждений уголовно-исполнительной системы на пенсию, увеличить количество рабочих мест для спецконтингента, дополнительно обеспечить рабочими местами осужденных, имеющих исполнительные листы, для возмещения ущерба, причиненного в результате совершенного ими преступления. 9. Внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части перевода осужденных к лишению свободы в колонию-поселение. В соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 78 УИК РФ в колонию-поселение не могут направляться осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колониюпоселение. В противоположность этому ходатайство об условно-досрочном освобождении может подать любой осужденный. Ранее внесенные в законодательство изменения привели к тому, что в исправительных колониях основная масса осужденных отказывается писать заявления о переводе в колонии-поселения, отдавая предпочтение написанию ходатайств об условно-досрочном освобождении. Статистические данные показывают, что осужденные, освобождающиеся условнодосрочно из колоний-поселений, более законопослушны, а их адаптация к современным условиям жизни на свободе проходит быстрее, что подтверждает анализ рецидивной преступности. Таким образом, исключение п. «д» ч. 3 ст. 78 из УИК РФ позволит администрациям исправительных учреждений активнее применять к положительно характеризующимся осужденным перевод в колонию-поселение, что в конечном счете приведет к снижению уровня повторной преступности. Комплексная реализация всех указанных направлений совершенствования организации и правового регулирования трудовой деятельности осужденных рассматривается как эффективный фактор их ресоциализации и адаптации.
Список литературы

1. Ременсон А. Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Томск, 1965. 63 с

2. Ахмедов Г. А., Крахмальник Л. Г. Единство и особенности исправительно-трудовых кодексов союзных республик : учеб. пособие. Рязань : РВШ МВД СССР, 1974. 144 с

3. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века : учеб. для вузов / под ред. А. И. Зубкова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2006. 720 с

4. Зубков А. И. Трудовое перевоспитание осужденных в советских исправительнотрудовых учреждениях и его правовое регулирование : монография. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1970. 186 c

5. Жулева Ю. В. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях: правовые и криминологические аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2000. 24 с


Войти или Создать
* Забыли пароль?