Текст (PDF):
Читать
Скачать
В настоящее время смысл любой пенитенциарной деятельности заключается в таком воздействии на осужденного, которое направлено на его исправление (пенитенциарное лечение) и возвращение в общество в качестве законопослушного члена. Данная стратегия закреплена в ключевых международных документах в области тюремного дела. Так, Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы, пр. 4, 91-92, 94) рекомендуют использовать для этой цели необходимые и известные нам средства: религиозную помощь, обучение, профессиональную ориентацию, социальное патронирование, труд, физическое развитие. Реализуются они в виде программ, мероприятий и услуг, осуществляемых в соответствии с потребностями заключенных и составленной индивидуальной программой. Названные положения получили свое продолжение в Европейских пенитенциарных правилах (Recommendation Rec(2006)2-rev of the Committee of Ministers to member States on the European Prison Rules), последняя редакция которых называет особые программы исправления (treatment programmes). К ним относятся образовательные программы (educational programmes), включая профессиональную подготовку; программы обучения (training programmes), досуга (recreational programmes), социальной реинтеграции (social reintegration programmes); восстановительного правосудия (programme of restorative justice); специальные программы перед освобождением (special programmes) и др. В законодательстве и пенитенциарной практике зарубежных государств эти и другие исправительные программы получили нормативное установление и широко применяются. С недавнего времени о программах исправления осужденных начали упоминать в законодательстве государств - бывших союзных республик, поскольку уголовноисполнительная политика этих стран стала ориентироваться на европейский пенитенциарный опыт. Так, возможным представляется назвать постановление Правительства Республики Армения от 28 ноября 2019 г. № 1717-Л «Об утверждении Стратегии уголовноисполнительной и пробационной сфер Республики Армения на 2019-2023 годы, программы мероприятий по ее реализации на 2019-2023 годы, финансовой оценки программы и порядка формирования и организации деятельности координационного совета по выполнению программы»; постановление Правительства Кыргызской Республики от 15 октября 2018 г. № 478 «Об утверждении Стратегии развития уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы Кыргызской Республики на 2018-2023 годы»; постановление Правительства Республики Молдова от 30 декабря 2016 г. № 1462 «Об утверждении Стратегии развития пенитенциарной системы на 2016-2020 годы и Плана мероприятий по ее реализации». В правовом поле исполнения уголовных наказаний России программы исправления широкого нормативного закрепления не получили, но упоминаются, например, в приказе Минюста России от 30 декабря 2015 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты». В п. 15 указанного документа в числе основных функций группы называется разработка индивидуальной программы по работе с осужденными. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривалась разработка базовых (обязательных) программ психологической коррекции личности, а в Программе развития воспитательной, социальной и психологической работы на 2020-2022 годы, утвержденной директором ФСИН России 4 марта 2020 г., предполагается внедрение программ развития трудовых навыков у несовершеннолетних осужденных. Термин «программа» в пенитенциарной сфере среди отечественных специалистов получил широкое распространение с начала 1990-х годов посредством изучения и описания опыта работы с осужденными в зарубежных странах [1, 2]. Однако количество введенных в научный оборот зарубежных программ остается недостаточным, что привело к необходимости разработки отечественными специалистами собственных программ исправления [3]. Например, подготовлена базовая типовая программа по организации индивидуальной воспитательной, социальной и психологической работы с различными категориями осужденных, которая заключается в психокоррекционной работе с лицами, совершившими насильственные преступления и преступления в сфере экономики [4, с. 59-70]. Таким образом, программный подход в сфере исправления осужденных в России наблюдается на уровне методических, практических психолого-педагогических рекомендаций и обзоров положительного опыта. В юридических документах он закрепляется недостаточно, что ставит вопрос об их правовом оформлении в отечественном законодательстве. Представленный материал (на примере Испании) позволит расширить границы исследования зарубежных исправительных программ и продолжить проработку вопроса о целесообразности правового закрепления программ исправления осужденных. Под исправительными программами принято понимать специально организованную деятельность по повышению уровня образованности, воспитанности, культуры осужденного, улучшению его психики и эмоционального состояния, позволяющую осужденным скорректировать собственную систему ценностей и сформулировать новую жизненную цель [5, c. 38]. Применяя исправительные программы, администрация учреждений, исполняющих лишение свободы, пытается достигнуть нескольких целей: эффективно распределить время осужденных (занять в течение дня); повысить их образовательный и культурный уровень; устранить причины и условия, которые привели человека к совершению преступления. Спектр исправительных программ включает в себя психологические, социальные, общеобразовательные и профессиональные направления воздействия на осужденных. В Испании в соответствии со ст. 66 Органического (конституционного) закона от 26 сентября 1979 г. «Основы исправительных учреждений» (General Penitenciari, LOGP) для исправления определенных групп заключенных в пенитенциарных центрах организуются соответствующие программы, основанные на принципах терапевтического сообщества. В Пенитенциарном регламенте 1996 г. (Reglamento Penitenciario, RP) в различных статьях имеются нормы, содержащие упоминания об исправительных программах (ст. 73, 85, 164, 272, 273, 275); индивидуальной программе исправления (ст. 20, 81, 103, 106, 118, 132 и др.); о разработке программ в образовательной, культурной, религиозной сферах (ст. 56); образовательных программах (ст. 110, 124, 129); программах занятости (ст. 153); программах вмешательства неправительственных организаций (ст. 62); особых программах вмешательства (ст. 90, 93); конкретных программах (ст. 168); программах для несовершеннолетних (ст. 174); программах профилактики и просвещения в области здравоохранения (ст. 88); программах освобождения от зависимостей (ст. 182); программах реабилитации (ст. 185, 189); программах психосоциального характера (ст. 110). Наряду с этим в RP имеется специальная глава «Программы исправления». В ней содержится пять статей (113-117), две из которых (ст. 115 «Группы терапевтических сообществ» и ст. 116 «Специализированные программы действий») относятся собственно к программам, а остальные обеспечивают их реализацию (ст. 113 «Исправительные мероприятия», ст. 114 «Запланированные выезды», ст. 117 «Режимные меры по осуществлению специализированных программ для отбывающих наказание осужденных второй степени»). Однако никаких подробностей относительно содержания указанных программ RP не дает. Исключением является несколько статей. Так, в ст. 110 RP говорится, что обязательные образовательные программы направлены на восполнение, обогащение знаний, развитие способностей, формирование профессиональных навыков; добровольные программы психосоциального характера направлены на устранение проблем, которые могли повлиять на предыдущее преступное поведение осужденных. В ст. 174 RP в отношении программ несовершеннолетних также подчеркивается их цель и содержание. Программа базовой подготовки (formación básica) компенсирует недостаток образования; программа профессиональной подготовки включает в себя не только начальное обучение для выхода на рынок труда, но и обновление, переподготовку и совершенствование знаний и навыков в области профессии или рода занятий в соответствии с требованиями социального развития; учебная программа для досуга и культуры направлена на использование свободного времени для обучения и углубления гражданских ценностей; программа, направленная на физическое воспитание и занятия спортом, помимо улучшения состояния здоровья, снимет как физические, так и психологические нагрузки; программа вмешательства, направленная на решение проблем психосоциального, наркотического или иного характера, способствует нормализации социальной интеграции заключенных. Анализируя документ в целом, можно прийти к выводу о существовании нескольких типов программ: образовательные; профессиональной подготовки; досуга и культуры; физического воспитания; решающие проблемы психосоциального, наркотического или иного характера. Сами испанские специалисты выделяют три типа программ: базовые или организационные; программы наблюдения; программы конкретной помощи [6]. Значительное количество программ, упоминаемых в Пенитенциарном регламенте без подробного их описания, привело к тому, что на уровне Генерального секретариата пенитенциарных учреждений был разработан целый ряд инструкций, раскрывающих не только общий программный подход к работе с осужденными, но и цели реализации основных пенитенциарных программ. Как следует из Инструкции Генерального секретариата пенитенциарных учреждений 12/2006 от 1 июля 2006 г. «Планирование, оценка и стимулирование мероприятий» (Instruccion 12-2006, Programación, evaluacióne investigación destinadas) с изменениями 4/2009 от 15 июня 2009 г., базовые программы представляют собой комплекс мероприятий, направленных на развитие образовательной, спортивной, культурной и профессиональной деятельности. Например, в каждом исправительном учреждении разрабатывается Общая программа культурных, спортивных, профессиональных и образовательных мероприятий, которая реализуется в течение учебного года (с октября предыдущего года по сентябрь текущего). Главная задача программы заключается в повышении осведомленности среди осужденных о значении образования, спорта и культуры, формировании взаимоуважения, межкультурного и социального сосуществования. Администрация учреждений гарантирует доступ к базовому образованию неграмотным, молодежи, иностранцам и всем нуждающимся в образовании. Однако самая распространенная базовая, а точнее, организационная программа - «Модули уважения» (Módulosde Respeto), называемая еще модулями сосуществования (de Convivencia), представляет собой не только программу, но и специфическую модель исполнения и отбывания лишения свободы. В 2018 г. в нее было вовлечено 17 815 осужденных в 67 пенитенциарных учреждениях [7]. Общая цель программы состоит в подготовке основы для применения других исправительных программ и заключается в достижении приемлемого климата сосуществования, формирования у осужденных умения жить в коллективе, нормализации их социального поведения. По словам бывшего руководителя Генерального секретариата пенитенциарных учреждений (2004-2011 гг.) Мерседес Гайизо, эта программа была разработана в одном из пенитенциарных учреждений в провинции Леон для подготовки осужденных к участию в терапевтических сообществах, однако опыт ее был признан удачным и рекомендован к распространению на всю пенитенциарную систему [8, с. 5]. Идея создания программы исходит из того, что, отбывая наказание в обычном модуле, осужденному в течение дня в принципе можно ничего не делать, не соблюдать гигиену, не содержать камеру в чистоте. Это препятствует стремлению к исправлению со стороны других осужденных, например, сокамерника [9, с. 242]. Осужденные, отбывая наказание в камерах по два человека, не чувствуют себя частью коллектива, остаются один на один с администрацией, а имея неформализованные отношения с другими осужденными в период пребывания в прогулочном дворике в течение дня, воспринимают систему как нечто внешнее и навязанное, где требуется выполнять что-либо. Напротив, программа «Модули уважения» позволяет избавиться от подобных проблем посредством организации особой модели исполнения и отбывания наказания. Правовым основанием внедрения данной программы является Инструкция 18/11 от 10 ноября 2011 г. «Степени вмешательства в модулях уважения» (Instruccion 18/2011, Nivelesde intervención indicadores objetivamente). Инструкцией устанавливается три (от первого до третьего) уровня реализации программы, которые не являются прогрессивными, а находятся в зависимости от степени криминальной и социальной запущенности, адекватности поведения осужденного. Осужденный, желающий участвовать в программе, сразу может попасть на третий самый продвинутый уровень. Напротив, осужденные, отказывающиеся участвовать в модулях уважения, а также осужденные с ограниченными социальными навыками и трудностями к адаптации на втором и третьем уровнях размещаются в модулях уважения первого уровня, который является базовым и обязательным для всех осужденных, при условии осуществления программы в данном учреждении. Его основные задачи - привитие навыков личной гигиены, чистоты, порядка и ухода за камерой; приобретение привычек уборки мест общего пользования; поощрение участия в различных мероприятиях, проводимых в модуле, и некоторые другие. Второй и третий уровни являются добровольными и отличаются увеличением числа задач, стоящих перед ними. Для обоих уровней дополнительной задачей является подготовка к конкретным программам исправления. Специфической задачей второго уровня выступает формирование умения принимать решения и нести за них ответственность. Задачей третьего уровня является подготовка осужденного к присоединению к терапевтическим сообществам. Возможно выделить некоторое количество специфических особенностей, которые отличают отбывание лишения свободы осужденного, находящегося в обычном модуле, по сравнению с тем, который пребывает в «Модуле уважения». Первая особенность - включение осужденного в одну из микрогрупп (по 15-20 чел.), входящих в модуль. В такой группе осужденный находится весь период своего пребывания в модуле. Группу возглавляет ответственный осужденный (internoresponsable), и она является тем первичным звеном, которое влияет на решение ежедневных насущных жизненных вопросов осужденного. Еженедельно группе поручается выполнение заданий, что предполагает активное участие осужденных. Обычно такие задания состоят в уборке столовой, магазина, прогулочного дворика, помещений учебных мастерских и других мест общего пользования, а осужденные самостоятельно распределяют между собой фронт работ. Вторая особенность - обеспечение возможности самоуправления и самоорганизации осужденных через их участие в различных ежедневных общих собраниях, рабочих комиссиях, еженедельных ассамблеях представителей. Ежедневные собрания в группах проводятся по утрам, после завтрака и уборки камеры. Комиссии в составе трех осужденных, назначаемые сотрудниками, осуществляют работу по направлениям своей деятельности. Так, приемная комиссия осуществляет сопровождение и консультирование вновь прибывших осужденных, определяет микрогруппу и сокамерника; комиссия по юридической помощи оказывает помощь в подготовке обращений, писем в административные и судебные органы; спортивные, культурные, образовательные комиссии предназначены для выявления интересов осужденных; примирительные комиссии самостоятельно, без участия сотрудников, разрешают несерьезные конфликты между осужденными, осуществляют их примирение. Ассамблея представителей является высшим органом, проводится по субботам и рассматривает вопросы, связанные с жизнью осужденных в модуле. Следующая особенность связана с предъявлением к осужденному различных дополнительных требований, например, соблюдение личной гигиены (принять душ, должным образом одеваться при занятии различными видами деятельности; соблюдение чистоты и аккуратное отношение к камере и местам общего пользования (устанавливается запрет сорить: бросать окурки, бумагу, иной мусор на пол); выполнение распорядка дня, уважительное отношение к окружающим (бесконфликтное поведение, запрещение словесного и жестового насилия); посещение конкретных воспитательных мероприятий. Еще одна черта состоит в обязательности, а не добровольности участия осужденного в различных воспитательных мероприятиях (образовательных, культурных, спортивных и др.). В соответствии с индивидуальной программой исправления осужденного в этот перечень входят приоритетные (основные) и дополнительные мероприятия. При реализации воспитательных мероприятий осужденный в соответствии со своей индивидуальной программой исправления записывается в школу, тренажерный зал или учебную мастерскую, посещает их в установленные часы (с 9 до 11 ч, с 11 до 13 ч, с 17 до 19 ч) и активно участвует в работе. Осужденные, выполняющие вспомогательные функции, могут помогать сотрудникам в проведении спортивных мероприятий, занятий в учебных мастерских или школе, осуществлять регистрацию явки и т. д. Наряду с внутримодульными мероприятиями предусматривается посещение за пределами модуля бассейна, спортивного зала, клуба для просмотра концертов и фильмов. Наконец, устанавливается особая система оценки поведения в повседневной жизни осужденных, выражаемой в ежедневно и еженедельно проставляемых баллах. Оценку каждого осужденного проводят по трем критериям: - соблюдение правил. Должностные лица ежедневно производят записи, в которых указывают следующую информацию об отношении осужденного: к самому себе (гигиена, внешний вид, гардероб, чистота и порядок в камере, соблюдение расписаний); имуществу (соблюдение чистоты и аккуратное отношение к местам общего пользования); другим (уважение к другим, отсутствие конфликтов); - уборка. Оценивается, какую задачу выполняет осужденный в группе, с какой точностью и тщательностью; - участие в воспитательных мероприятиях (интерес, эффективность и старания, продемонстрированные осужденным). На основе этих критериев еженедельно формируется индивидуальная оценка, оформляемая в баллах. Совокупность индивидуальных баллов составляет оценку микрогруппы, на основе которой устанавливаются конкретные задания на следующую неделю. В дальнейшем осужденные могут использовать баллы для получения стимулов, дополнительно к поощрениям, установленным RP (приоритет в выборе учебных курсов, получении работы, участие во внемодульных воспитательных мероприятиях и др.). Как видим, указанная программа согласуется с провозглашенной испанской конституцией целью социальной реинтеграции осужденных и направлена на формирование минимальных социальных привычек, умения находиться в обществе и взаимодействовать с другими его членами. В названной программе мы можем наблюдать элементы воспитания в коллективе и через коллектив, известные отечественной пенитенциарной практике, отдельные черты отрядной системы, а также широкое развитие принципа демократизма, проявляющееся в самоорганизации и самодеятельности осужденных. Однако при исполнении лишения свободы в нашей стране принцип демократизма находит свое недостаточное выражение, примером чему является ликвидация самодеятельных организаций осужденных. Вторая группа программ - те, что основаны на наблюдении и носят предупредительный характер. Такой является, например, программа по предотвращению самоубийств (Instruccion 5-2014, Programa marco de prevención de suicidios). Согласно статистической отчетности указанная программа по популярности занимает третье место. В 2018 г. она распространялась на 2366 осужденных во всех пенитенциарных центрах [7]. Это не случайно, поскольку суицид, по данным профсоюза работников пенитенциарных учреждений, является третьей, после инфарктов и злоупотребления наркотиками, причиной смерти среди осужденных в Испании [10]. Программа содержит несколько важных положений. В ней перечисляются возможные суицидоопасные периоды в жизни осужденных; дается перечень мер, которые предпринимаются в пенитенциарном учреждении для предотвращения фактов суицида; указываются организационные основы реализации программы. Включение осужденного в программу означает, что в течение 24 часов в сутки на протяжении не менее двух недель в отношении его будут проводиться различные мероприятия по недопущению такого деструктивного поведения. Интересной особенностью программы является вовлечение в этот процесс не только работников учреждения, но и так называемых поддерживающих осужденных (internos de apoyo), непосредственной задачей которых является совместное проживание с суицидоопасным осужденным в камере и сопровождение его на различных мероприятиях, проводимых в учреждении. Осужденные, желающие бесплатно оказать помощь администрации в этом вопросе, должны иметь надлежащую подготовку, отношение и мотивации, не употреблять психоактивные вещества и не быть членовредителями. Такой осужденный проходит обучение в объеме не менее двадцати часов, в течение которых он приобретает базовые знания в области выявления рисков суицида, методов активного слушания, межличностного общения, получает информацию о депрессии и об оказании первой помощи. Общее количество поддерживающих осужденных по нормативам составляет 2-3 % от численности спецконтингента. Для поддерживающего осужденного главным стимулом участия в программе является его зачисление в актив с занесением в личное дело; доказательством его перевоспитания и социальной реинтеграции (главных целей исполнения наказаний); основанием применения мер поощрений в виде сокращения санкций за ранее совершенное дисциплинарное нарушение (reducciones de las sanciones impuestas) и благодарности (notas meritorias), а также так называемой пенитенциарной привилегии в виде возможности применения помилования. При исполнении лишения свободы в России приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» определяется ряд мер. В частности, указывается, что склонные к суициду и членовредительству осужденные ставятся на профилактический учет, и прописывается порядок постановки на данный учет. В содержательном отношении профилактика суицида состоит в усилении индивидуальной работы с ними посредством бесед, изоляции, использования родственных и иных положительных социальных связей, а также иных форм и методов. Основную роль в таком процессе играют психологи учреждения. В системе исполнения наказаний издаются научные разработки и методические рекомендации по проблеме суицида, однако работа в этом направлении затруднена низкой подготовленностью к ней и поверхностным отношением [11, с. 14]. В то же время специалисты указывают самые распространенные условия суицида: ненадлежащий надзор, профилактическая работа, психологическое сопровождение [12, с. 62-69]. Таким образом, возможно констатировать, что организация работы с суицидоопасными осужденными находится в зоне пристального внимания пенитенциарных учреждений России и Испании. Однако испанский опыт, особенно в отношении поддерживающих осужденных, может иметь российскую востребованность только в условиях камерного размещения. Вместе с тем установление единообразного подхода к решению проблемы суицидов и распределению обязанностей и ответственности персонала исправительного учреждения был бы не лишним в отечественной практике. Еще один пример - Инструкция 2/2016 от 25 октября 2016 г. «Рамочная программа вмешательства в насильственную радикализацию осужденными-исламистами (Programa Marco de intervención en radicalización violentacon Internoslslnmistas), в которой выделены три группы: осужденные за принадлежность или связь с джихадистским терроризмом с прочно укоренившимися экстремистскими ценностями и идеологией (группа А); имеющие миссию прозелитизма и распространения радикализированных идей среди осужденных (группа B); находящиеся в процессе экстремистской радикализации (группа С). Исходя из этого предложены направления работы по противодействию указанному негативному явлению. Так, с осужденными группы А предполагается интенсивная индивидуальная работа, направленная на отказ от насилия, участия в преступной организации, радикального поведения и т. п. Групповые психосоциальные мероприятия организуются с осужденными группами B и С, первоочередными задачами которых являются улучшение эмпатической способности осужденных, повышение их самооценки и преодоление экстремистских взглядов, которые привели их к оправданию насилия. Дополнительно в процесс воздействия на осужденных вовлекаются мусульманские священники в соответствии с соглашением, подписанным Генеральным секретариатом пенитенциарных учреждений и Исламской Федерацией. С группами А, В, С предусмотрено также изучение испанского языка, повышение образовательного уровня, что в совокупности позволит облегчить культурную интеграцию. В России в рамках уже упоминавшегося приказа Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 определены общие положения об установлении профилактического учета в отношении осужденных, изучающих, пропагандирующих, исповедующих либо распространяющих экстремистскую идеологию, склонных к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности. Однако испанский опыт интересен работой с осужденными, находящимися в процессе радикализации, которые могут и не быть поставлены на профилактический учет у нас. Третья группа программ относится к терапевтической области. Они предназначены для устранения причин совершения преступления или преступлений, повлекших за собой применение лишения свободы [13, с. 150]. Таких программ достаточно большое количество. Среди них: гендерное насилие; контроль сексуального насилия; программа нормализации поведения; антинаркотические, антиалкогольные, антитабачные программы; терапия с помощью животных; уход за инвалидами; программа «Быть женщиной», для иностранцев, молодежи; безопасность дорожного движения и др. В качестве примера можно назвать Инструкцию Генерального секретариата пенитенциарных учреждений 15/2011 от 21 октября 2011 г. «Программа нормализации поведения» (Instruccion 15/2011, Programa de normalización de conductas). В ежегодном отчете Генерального секретариата пенитенциарных учреждений о своей деятельности отмечается, что эта вторая по охвату исправительная программа связана с группами терапевтических сообществ (участие 2526 осужденных из 41 учреждения). В ней раскрываются сущность и причины антиобщественного поведения осужденных, формулируются цель программы и ее задачи, основные принципы и краткое содержание возможных подпрограмм: санитарного просвещения; самоконтроля для обучения альтернативам агрессивного поведения; посредничества в конфликтах (медиации) для развития отношения к другим и чувства необходимости совместного сосуществования. В испанской специальной литературе подчеркивается необходимость разработки новых программ в отношении коррупционеров, участников преступных организаций [13, с. 157], случайных преступников, а также совершивших преступления по политическим мотивам и др. [14, с. 348]. В большинстве своем осужденные участвуют в исправительных программах не из-за намерения изменить свое отношение к чему-либо, а из-за усталости от рутины пенитенциарного учреждения, стремления получить преимущества, желания скорейшего условно-досрочного освобождения и других возможных преимуществ. Подводя итог, необходимо отметить, что испанский опыт является примером европейского программного подхода к корректирующему воздействию на лицо, лишенное свободы. В России подобные мероприятия осуществляются в рамках деятельности исправительного учреждения по применению различных средств исправления. В этом наши позиции близки. Однако придание конкретным исправительным программам легитимации посредством издания соответствующих инструкций представляет определенный интерес. Это обеспечит единство подхода в деле исправления при применении соответствующих средств и в меньшей степени будет находиться в зависимости от профессиональных умений сотрудника при организации и проведении конкретной исправительной работы с проблемами в местах лишения свободы России.