ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Широкое применение судами наказаний без изоляции осужденного от общества отражает основной вектор развития уголовно-исполнительной политики. Уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие большинство таких наказаний, призваны стремиться к достижению основных целей, обозначенных в уголовно-исполнительном законодательстве. Вместе с тем рост уровня повторной преступности осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций, предопределяет необходимость совершенствования воспитательной работы с рассматриваемой категорией лиц. На основе изучения юридической литературы, а также проведенного исследования практической деятельности уголовно-исполнительных инспекций автор приходит к выводу о необходимости дифференциации воспитательной работы с осужденными.

Ключевые слова:
исправление осужденных, воспитательная работа, осужденные без изоляции от общества, уголовно-исполнительные инспекции, правовое регулирование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В настоящее время приоритетной целью исполнения уголовных наказаний является исправление осужденных, обеспечение которого неразрывно связано с реализацией воспитательной работы соответствующими учреждениями и органами уголовно-испол- нительной системы. Уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) не являются исклю- чением и согласно действующему законодательству уполномочены организовывать и проводить воспитательную работу с осужденными. Статистические данные свиде- тельствуют о росте уровня повторной преступности среди осужденных, состоящих на учете УИИ, за последние пять лет: по сравнению с 2015 г. уровень возбужденных дел в отношении осужденных после постановки на учет в 2019 г. вырос на 3,7 % (форма статистической отчетности ФСИН-1, раздел 15 «Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций»); значительно увеличилась их численность - более чем на 100 000 чел. (https://fsin.gov.ru/statistics). Это предопределяет необходимость повы- шения эффективности воспитательного воздействия. Вместе с тем в настоящее время имеется ряд нерешенных проблем, связанных с организацией и проведением воспи- тательной работы, которые выявлены нами в ходе анализа отечественного законода- тельства, доктрины уголовно-исполнительного права, опроса сотрудников УИИ: не- достаточная правовая регламентация рассматриваемого направления деятельности, понятийно-терминологическая неопределенность, высокая нагрузка на сотрудников в ряде субъектов Российской Федерации, отсутствие мотивации осужденных к участию в воспитательной работе. Особенно актуальной проблемой является законодательная неопределенность критериев дифференциации воспитательной работы с лицами, со- стоящими на учете УИИ. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) в ч. 3 ст. 9 уста- навливает, что средства исправления осужденных (в том числе воспитательная работа) применяются с учетом объективных и субъективных критериев: вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного и его поведение. В зависимости от указанных особенностей в рамках воспитательной работы общая масса осужденных разделяется на самостоятельные части, что обеспе- чивает оптимизацию воспитательного воздействия. Применительно к осужденным, ли- шенным свободы, в ч. 2 ст. 110 УИК РФ устанавливаются следующие критерии диффе- ренциации воспитательной работы: вид исправительного учреждения, срок наказания, условия содержания, а в отношении осужденных, состоящих на учете УИИ, подобной нормы не предусмотрено. Закон определяет применение воспитательной работы в рав- ной степени, не выделяя отдельные категории таких лиц, как нуждающихся в наиболее интенсивном воспитательном воздействии. В условиях гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики, когда чис- ленность осужденных к различным наказаниям, исполняемым УИИ, превалирует над числом приговоренных к лишению свободы (http://www.cdep.ru/index.php?id=79), актуаль- ным становится выявление групповых особенностей осужденных, на основе которых их возможно дифференцировать. В отечественной и зарубежной юридической литературе неоднократно излагались суждения о необходимости использования дифференциро- ванного подхода в воспитательной работе к осужденным без изоляции от общества [1, с. 200; 2, с. 155; 3, с. 429], потребность в котором актуализируется и с учетом тре- бований международных стандартов. Так, Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила; приня- ты Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.), в разделе 13 предусматривают дифференцированное применение к правонарушителям программ обращения в отношении отдельных категорий правонарушителей. На основе изучения научных исследований, а также практической деятельности УИИ нами сформулированы следующие критерии дифференциации воспитательной работы с осужденными: возраст, наличие места жительства (пребывания), занятость трудом или учебой, совершение преступления(-ий) после осуждения, состояние здоровья. Рассмо- трим отдельные группы осужденных в зависимости от указанных выше особенностей с точки зрения проведения с ними воспитательной работы. С учетом возрастного критерия в отдельную группу возможно выделить несовершен- нолетних или трудновоспитуемых [4, с. 65]. Подростки, состоящие на учете в УИИ, нахо- дятся в промежуточном положении: с одной стороны, они могут встать на устойчивый преступный путь, с другой - имеются огромные шансы изменить негативные установки и убеждения, встать на путь исправления. Одновременно с этим сотрудники УИИ могут помочь им не допустить дальнейшей криминализации, что как раз и достигается с по- мощью воспитательной работы с осужденным и его семьей. Важным аспектом реали- зации воспитательной работы в отношении несовершеннолетних граждан, состоящих на учете УИИ, в настоящее время является учет общегосударственных направлений воспитания: патриотическое; нравственное и духовное; воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное; здоровьесберегающее; правовое воспитание и культура безопасности (Об утверждении стратегии воспитания в Россий- ской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Принимая во внимание психологические особенности несовершеннолетних, мож- но предположить, что в воспитательной работе с ними необходимо увеличить частоту проведения воспитательных мероприятий, обеспечить активное участие иных заинте- ресованных субъектов и участников. Неотъемлемым элементом такой деятельности является работа с семьей таких граждан. Кроме того, эффективной формой воспита- тельной работы может стать посещение заседаний суда по решению вопросов о заме- не неотбытого срока наказания на лишение свободы, об отмене условного осуждения. Следующей, не менее значимой категорией осужденных, находящихся под контролем УИИ, являются лица без определенного места жительства, в отношении которых, к боль- шому сожалению, отсутствует четкая политика, нет комплексного подхода к проблеме роста численности таких лиц [5, с. 75]. Вместе с тем количество возбужденных уголовных дел в отношении данной категории в период отбывания наказания или меры уголовно- правового характера, не связанных с изоляцией от общества, увеличилось с 8 % в 2015 г. до 15 % в 2019 г. (форма статистической отчетности ФСИН-1, раздел 15 «Сведения о дея- тельности уголовно-исполнительных инспекций»), что может свидетельствовать о низком уровне эффективности применяемых средств исправления к лицам без определенного места жительства, в том числе воспитательной работы. Усиленное проведение воспита- тельных мероприятий с данной категорией осужденных совместно с предупредительной деятельностью органов внутренних дел будет в целом способствовать достижению це- лей, установленных в УИК РФ. Суть проводимой работы с осужденными, не имеющими определенного места жительства, может сводиться к установлению, восстановлению либо укреплению социально полезных связей, налаживанию взаимодействия с близкими и родственниками, способными оказать положительное влияние на таких лиц. Раскрывая особенность следующей категории осужденных, следует подчеркнуть, что в воспитательной работе также важно учитывать занятость лиц, состоящих на учете, - получение ими образования, трудоустройство. По данным ФСИН России за 2019 г., на учете УИИ состояло 220 845 лиц, не занятых трудом или учебой, что состав- ляет примерно 40 % от общего количества всех зарегистрированных граждан (форма статистической отчетности ФСИН-1, раздел 15 «Сведения о деятельности уголовно- исполнительных инспекций»). Лица, не имеющие постоянного источника дохода, неред- ко стремятся к его обеспечению незаконным путем, что приводит к совершению ими преступлений в период отбывания наказания или меры уголовно-правового характера. Воспитательная работа с осужденными, не занятыми трудом и учебой, может быть на- правлена на выявление граждан отрицательной направленности, то есть тех, которые не работают и не учатся в силу стойких антиобщественных убеждений. Возможно вы- давать направления осужденным в центр занятости, осуществлять просветительскую работу в сфере трудоустройства, переориентацию взглядов и формирование положи- тельного отношения к труду. Согласно изученным материалам служебных проверок по факту совершения осу- жденными преступлений в период нахождения на учете УИИ их основными причинами являлись нежелание осужденных вести правопослушный образ жизни, недостаточный контроль и неэффективное проведение воспитательной работы сотрудниками УИИ. Уже на основании этого можно заключить, что с осужденными необходимо в усиленном режиме проводить воспитательную работу, своевременно выявлять причины, способ- ствующие совершению преступлений, и прилагать все усилия к их устранению. Следует отметить, что качество воспитательной работы и слабый контроль за осужденными да- леко не всегда зависят от уровня выполнения должностных обязанностей инспектором УИИ - ввиду высокой нагрузки на одного сотрудника в ряде субъектов РФ практически невозможно полноценно организовать воспитательную работу и обеспечить высокий уровень контроля за осужденными. Состояние здоровья - еще один важный фактор для осуществления воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете УИИ [6, с. 109]. Именно поэтому в отдель- ную группу следует выделить осужденных, страдающих различными заболеваниями (инвалиды, лица, имеющие алкогольную, наркотическую и иную зависимость, граждане с отклонениями в психическом развитии). Инвалиды ввиду своего состояния здоровья нуждаются в постоянной юридической, психологической и иной помощи. Вместе с тем при организации воспитательной работы с данной категорией следует понимать, что главную личностную проблему - инвалидность решить невозможно, поэтому воспи- тательные мероприятия должны быть дополнены ранее указанными видами помощи. Сотруднику УИИ важно разъяснять таким лицам необходимость поиска различных воз- можностей для самореализации. Лица, имеющие алкогольную и наркотическую зависимость, характеризуются огра- ниченностью интересов и увлечений либо их абсолютным отсутствием. Свободное время такие осужденные проводят в кругу друзей, где употребление алкоголя и (или) наркотических и психотропных веществ - обязательный атрибут. Данное обстоятель- ство может привести как к систематическим нарушениям общественного порядка, так и к совершению повторных преступлений. Оказывать воздействие на взгляды, уста- новки, интересы таких осужденных гораздо сложнее. Именно поэтому таких лиц сто- ит выделять из общей массы осужденных, так как они требуют наибольших усилий в воспитательной работе со стороны ее субъектов. На наш взгляд, большую роль играет своевременное выявление различного рода зависимостей, которое достигается инфор- мационным обменом с соответствующими медицинскими учреждениями, где подобные граждане состоят на учете. Лица с отклонениями в психическом развитии характеризуются слабым развитием эмоционально-волевой сферы, что проявляется в таких качествах, как несдержанность, неадекватность самооценки, повышенная тревожность, агрессивность, жестокость [7, с. 9]. Следует отметить, что в воспитательной работе в условиях УИИ важно знать и использовать познания пенитенциарной психологии о воле человека, темпераменте, характере и других свойствах личности. Ведь в данном случае также возникает про- блема выявления лиц, имеющих такие расстройства. Не всегда при первоначальной (ознакомительной) беседе с осужденным удается получить достоверную информацию о состоянии его здоровья. В связи с этим возможно предложить своевременное на- правление запросов сотрудниками УИИ в соответствующие медицинские учреждения. Таким образом, учет всех характерных особенностей воспитательной работы в усло- виях отбывания наказаний без изоляции от общества позволит повысить эффективность деятельности УИИ по исправлению осужденных. С указанными лицами желательно проводить воспитательную работу не реже двух раз в месяц, ежемесячно посещать их по месту жительства, осуществлять регулярный информационный обмен с сотрудни- ками полиции, иными государственными органами и организациями, что необходимо закрепить в нормативном правовом акте, регулирующем исполнение данных наказаний.
Список литературы

1. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. А. А. Крымова ; науч. ред. А. П. Скиба. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 759 с

2. Уголовно-исполнительное право : учеб. пособие. Рязань : ИП Коняхин А. В. (BookJet), 2021. 220 с

3. Durnescu, I. 2014, ‘Probation skills between education and professional socialization’, European Journal of Criminology, vol. 11, iss. 4, pp. 429-444

4. Ивашко Н. Н. Воспитательная работа с осужденными : учеб. пособие. Новокузнецк : Кузбас. ин-т ФСИН России, 2017. 99 с

5. Отставнова Е. А. Правовой статус лиц без определенного места жительства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 2. С. 69-76

6. Скиба А. П., Скорик Е. Н. К вопросу о средствах исправления больных осужденных // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 2. С. 108-114

7. Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М. : Наука, 1987. 206 с


Войти или Создать
* Забыли пароль?