УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОДЕКСОВ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья представляет собой сравнительное исследование смежных направлений уголовно-исполнительной политики Российской Федерации и Республики Беларусь. Осуществлен сравнительно-правовой анализ статей уголовно-исполнительных кодексов двух государств, определяющих порядок организации и проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях. Приводится классификация и характеристика статей главы «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы», выделяются особенности реализации отдельных аспектов воспитательного воздействия на осужденных согласно Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь. Признается преимущество законодательства Республики Беларусь в правовом регулировании вопросов воспитательной работы с осужденны ми, например, в части закрепления понятия воспитательной работы, уточнения целей воспитательной работы, установления последовательного порядка снятия ранее наложенных взысканий при применении к осужденному меры поощрения и др. Делается вывод об актуальности дальнейшего проведения сравнительно- правового анализа уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь и практики проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы с целью совершенствования российского законодательства и повышения эффективности воспитательного процесса в исправительных учреждениях.

Ключевые слова:
уголовно-исполнительное законодательство, сравнительный анализ, воспитательная работа с осужденными, лишение свободы, исправительное учреждение, Российская Федерация, Республика Беларусь
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

После распада СССР на территории всего постсоветского пространства уголовно- исполнительная политика как деятельность в сфере организации исполнения уголовных наказаний, реализации исправительных целей и обусловленных ими задач, «формиро- валась в условиях «демонтажа социализма» и его организационно-правового наследия, основными формами которого были исправительно-трудовое законодательство и функ- ционирование системы исправительно-трудовых учреждений» [1, с. 527]. Впоследствии важным шагом в истории каждого отдельно возникшего государства следует признать выбор курса развития автономной уголовно-исполнительной политики, а также приня- тия уголовно-исполнительного закона. В общем понимании уголовно-исполнительная политика - это одно из направлений деятельности государства по организации исполнения наказаний, которое состоит в определении главной стратегической линии, принципов, направлений и форм развития уголовно-исполнительной системы (УИС) [2, с. 24]. Характер и направление уголовно- исполнительной политики каждого государства определяются совокупностью факторов, каждый из которых в отдельности, по мнению Ф. В. Грушина, представляет собой «объ- ективное или субъективное событие или обстоятельство, вследствие влияния которого уголовно-исполнительная политика и уголовно-исполнительное законодательство либо изменяются, либо остаются без изменений» [3, с. 13-14]. В теории уголовно-исполнитель- ного права к их числу относят такие виды факторов, как экономические, политические или социальные. Однако, без всякого сомнения, к их числу необходимо приобщить структуру и динамику преступности в стране, которые впоследствии будут определять качествен- ные и количественные характеристики осужденных, содержащихся в учреждениях УИС. Можно констатировать, что в настоящее время Россия достигла исторического ми- нимума количества осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Так, по состоянию на 1 марта 2021 г. в учреждениях УИС России содержалось 475 тыс. чел., по сравнению, например, с 2010 г. - 864 тыс. чел. (https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/ statistika/Kratkaya%20-harka%20UIS). Это стало возможным вследствие декриминализа- ции ряда деяний, расширения видов уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы, и других мер. Приведенные сведения дают основание утверждать, что тезис об осложнении выполнения возложенных на УИС России задач ввиду роста численно- сти осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу и изменения в крими- ногенном составе контингента, периодически приводимый в докладах о результатах и об основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, отчасти утратил свою актуальность. Таким образом, логичным следует вывод о том, что уголовно-исполнительная политика России достигла очередного этапа корректировки стратегии достижения основных целей, а также форм и методов исправительного процесса, в особенности отдельных аспектов организации и проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. В самом деле, исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам, совершен- ствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, определены в числе основных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на пе- риод до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р). Конкретизация данного направления деятельности УИС России находит отражение в задачах Программы развития воспитательной, социальной и психологической службы Федеральной службы исполнения наказаний на 2020-2022 го- ды (письмо ФСИН России от 10 марта 2020 г. № 03-15262; далее - Программа). В каче- стве одой из основных задач Программа ставит использование научного потенциала в совершенствовании воспитательной работы с осужденными и международного опыта, применимого для УИС России. Это является абсолютно верным, поскольку методиче- ский мониторинг и анализ международного законодательства в сфере исполнения уго- ловных наказаний, а также результатов работы зарубежных пенитенциарных служб в настоящее время являются важнейшими направлениями совершенствования уголовно- исполнительного законодательства России. По нашему мнению, серьезного внимания заслуживает организованная в сфере ис- полнения уголовных наказаний политика Республики Беларусь, прежде всего ввиду об- щего правового поля, длительное время действовавшего на территории СССР, а также в целях развития межгосударственных отношений в условиях Союзного государства - Союза Беларуси и России. Близость уголовно-исполнительного законодательства двух государств, главным образом, проявляется в постановке общей цели применения уго- ловного наказания в виде лишения свободы, которой является исправление осужден- ных и их возвращение в социум, обычные условия жизни в обществе. Кроме того, если обратиться к истории, то отдельного внимания заслуживает роль Модельного уголовно- исполнительного кодекса, который был принят в Санкт-Петербурге в 1996 г. (утвержден постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) от 2 ноября 1996 г.). Как следствие, данный до- кумент был положен в основу для подготовки национальных уголовно-исполнительных кодексов и тем самым сформировал правовые основы воспитательного воздействия на осужденных. Так, 8 января 1997 г. принят Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ), а 11 января 2000 г. - Уголовно-исполнительный кодекс Республи- ки Беларусь (УИК РБ). Результаты проведенных общих сравнительных исследований положений уголовно- исполнительных кодексов двух стран свидетельствуют о том, что незначительное ко- личество принципиальных отличий в том и другом кодексах объясняется тем, что «оба государства в течение многих десятилетий развивались в одних и тех же условиях, и их законодательные системы также не имеют принципиальных отличий» [4, с. 9]. Вместе с тем приводимый далее сравнительно-правовой анализ статей, определяющих порядок организации и проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, предполагает выделение норм, имплементация которых целесообразна в российское уголовно-исполнительное законодательство для его совершенствования. Правовое закрепление системы элементов воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в УИК РФ и УИК РБ следует структуре Модельного кодекса и поэтому во многом совпадает. Так, в обоих документах предусмотрена глава «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» (гл. 15 УИК РФ, гл. 14 УИК РБ). Под- робный сравнительный анализ выделенных глав уголовно-исполнительных кодексов двух государств позволяет представить следующую классификацию статей, составля- ющих их содержание: статьи, полностью совпадающие по существу принятого решения, в уголовно- исполнительных кодексах: ст. 112 УИК РФ и ст. 109 УИК РБ закрепляют порядок реализации права осужден- ных на получение образования (общего, профессионально-технического и др.) в пери- од отбывания лишения свободы в исправительном учреждении. Так, в исправительных учреждениях Российской Федерации и Республики Беларусь организуется получение образования осужденными к лишению свободы, которое является неотъемлемой частью механизма процесса их исправления, направленного на формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. В качестве основной от- личительной особенности следует выделить лишь закрепление в УИК РФ обязанности получения общего образования осужденными, не достигшими возраста 30 лет, притом что законодательство Республики Беларусь не устанавливает обязанности получения разного уровня образования как для отдельных категорий, так и для всех осужденных в целом; ст. 107 УИК РБ устанавливает возможность оказания психологической помощи осу- жденным к лишению свободы в адаптации к условиям содержания в исправительном учреждении, преодолении конфликтов, нормализации психического состояния и ней- трализации отрицательных установок личности. Уголовно-исполнительное законода- тельство России также гарантирует осужденному право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи, при этом юридическое закрепление данная норма нашла в главе УИК РФ, описывающей правовое положение осужденных (п. 6.1 ст. 12 УИК РФ); статьи, имеющие редакционные или структурные различия по своему содер- жанию, которые не изменяют существа правового решения: ст. 109 УИК РФ и ст. 104 УИК РБ определяют основные цели воспитательной работы с осужденными, при этом общими для пенитенциарных систем двух государств являют- ся формирование у осужденных уважительного (добросовестного) отношения к труду и повышение их культурного уровня. Принципиальным отличием при формулировании целей воспитательной работы следует выделить закрепление в УИК РБ такой цели, как формирование и укрепление у осужденных стремления к соблюдению требований законодательства. Именно посредством воспитательного воздействия при исполнении наказания у осужденного формируются необходимые знания, умения и навыки, которые впоследствии позволят не совершать новых преступлений. Как следствие, данная цель представляется одной из основополагающих в проведении воспитательной работы с осужденными. В числе особых превосходств УИК РБ необходимо выделить нашедшее закрепление понятие «воспитательная работа с осужденными», под которой понима- ется планомерная деятельность работников исправительных учреждений, представи- телей государственных и общественных организаций, направленная на формирование и укрепление у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятель- ностью, добросовестного отношения к труду, соблюдению требований законодатель- ства и принятых в обществе правил поведения, на повышение их культурного уровня (ч. 1 ст. 104 УИК РБ). Сравнительный анализ положений указанных статей позволяет выделить ряд других полезных для отечественного законодательства позиций, требую- щих отдельного внимания, в числе которых закрепленные в УИК РБ положения об обя- зательном посещении осужденными всех проводимых воспитательных мероприятий, а не только предусмотренных распорядком дня исправительного учреждения, и, кроме того, обязательном учете при проведении воспитательной работы поведения осужден- ного в период отбывания наказания; ст. 113 УИК РФ и ст. 110 УИК РБ определяют перечень основных мер поощрения и основания их применения к осужденным в период отбывания лишения свободы. Так, кроме перечисленных в указанных статьях (хорошее поведение, добросовестное отноше- ние к труду и обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях), еще одним основанием для поощрения осужденного в исправительном учреждении Республики Беларусь может являться его любая полезная деятельность, и это представляется вер- ным. Таким образом, воспитательная работа направлена на устранение криминогенных взглядов, установок, убеждений, вредных привычек и привитие положительных качеств с целью подготовки осужденного к правопослушному образу жизни. В качестве общих для осужденных к лишению свободы рассматриваемых государств мер поощрения следует назвать следующие: объявление благодарности, разрешение на получение дополнительной посылки или передачи, предоставление дополнительно- го краткосрочного или длительного свидания, разрешение дополнительно расходовать деньги [УИК РФ - до 1500 руб., УИК РБ - до трех базовых величин, размер одной из которых на 1 января 2021 г. составил 29 руб. (постановление Совета Министров Респу- блики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 783)] на покупку продуктов питания и предме- тов первой необходимости, увеличение дополнительного времени прогулки для разных категорий осужденных, а также досрочное снятие ранее наложенного взыскания. При этом спектр мер поощрений, применяемых к осужденным в исправительных учреж- дениях Российской Федерации, незначительно, но шире и кроме перечисленных мер предусматривает награждение осужденного подарком и денежной премией. Однако периодический анализ состояния дисциплинарной практики среди осужденных к лише- нию свободы в отечественных исправительных учреждениях свидетельствует о том, что руководством ряда территориальных органов ФСИН России не уделяется должного внимания применению к осужденным данных мер стимулирования их правопослушного поведения. Так, за прошедший 2020 г. осужденные награждались подарком в 23 (28 %) территориальных органах ФСИН России, а мера поощрения в виде денежной премии использовалась в 37 (45 %) территориальных органах ФСИН России (Обзор о состоянии дисциплинарной практики среди осужденных, соблюдении законности при применении к ним мер взыскания в 2020 году : письмо ФСИН России от 17 марта 2021 г. № 03-16899); ст. 114 УИК РФ и ст. 111 УИК РБ определяют порядок применения конкретных мер поощрения в отношении осужденных, а также временные интервалы возможного при- менения со дня наложения взыскания такой меры поощрения, как снятие ранее нало- женного взыскания. В качестве отличительной особенности следует выделить возмож- ность применения мер поощрения в исправительных учреждениях Республики Бела- русь исключительно в письменной форме (постановление), тогда как ч. 1 ст. 114 УИК РФ предусматривает объявление благодарности и в устной форме. Кроме того, отдельного внимания заслуживает точная формулировка (ч. 4 ст. 111 УИК РБ), определяющая по- очередную последовательность снятия ранее наложенных взысканий в качестве меры поощрения, что сводит к минимуму возможные нарушения в порядке их снятия, кото- рые систематически выявляются в практике деятельности исправительных учреждений России (Обзор о состоянии дисциплинарной практики среди осужденных, соблюдении законности при применении к ним мер взыскания в 2018 году : письмо ФСИН России от 13 марта 2019 г. № 03-17244); ст. 115 УИК РФ и ст. 112 УИК РБ определяют перечень основных мер взыскания, применяемых к осужденным в период отбывания лишения свободы. Основанием для их применения в исправительных учреждениях обоих государств является нарушение осужденным порядка отбывания наказания. Сравнительный анализ мер взыскания, применяемых к осужденным, свидетельствует о том, что большее их количество схоже по содержанию карательного воздействия. К их числу относятся: объявление выговора, водворение в штрафной изолятор (ШИЗО) - УИК РФ - до 15 суток, УИК РБ - до 10 суток, перевод в помещение камерного типа (ПКТ) на срок до 6 месяцев, а также в одиночные камеры. В то же время необходимо выделить и меры взыскания, правовое закрепление и применение которых характерно только для конкретного законодательства. Например, в Российской Федерации - это дисциплинарный штраф (размер от 1000 до 2000 руб.) и перевод осужденного, признанного злостным нарушителем порядка отбывания на- казания, в единое помещение камерного типа (ЕПКТ) на срок до 1 года, а в Республике Беларусь - внеочередное дежурство по уборке помещений или территории исправи- тельного учреждения, лишение права на получение очередной посылки или переда- чи, лишение очередного длительного или краткосрочного свидания. Таким образом, последующее изучение практики применения, а также результатов воспитательного и предупредительного воздействия мер взыскания к осужденным, характерных для уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь, могло бы стать основой для расширения перечня мер дисциплинарного воздействия на осужденных в отечественном пенитенциарном законодательстве; ст. 116 УИК РФ и ст. 117 УИК РБ регламентируют основания и порядок признания осужденных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Сравнительный анализ понятия злостного нарушения осужденными установленного порядка отбывания наказания позволяет сделать вывод о различии мысли законодате- лей обоих государств по данному вопросу. Если согласно УИК РБ в основу указанного понятия заложен количественный показатель наложенных на осужденного взысканий, характер и условия совершения преступления, то по УИК РФ - характер нарушения: употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, мел- кое хулиганство и др.; ст. 117 УИК РФ и ст. 113 УИК РБ определяют основные принципы применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы, а также описывают процессуальные осо- бенности правил применения отдельных мер взыскания (водворение в ШИЗО и др.). В регулировании указанного вопроса несомненным преимуществом УИК РБ выступает закрепление положения, носящего в данной деятельности фундаментальный характер, а именно: «Должностные лица, применяющие к осужденным меры взыскания, должны всесторонне и полно учитывать обстоятельства совершения нарушения, степень вины осужденного и его оправдания и налагать взыскание после личной беседы с ним». По нашему мнению, имплементация такой нормы в отечественное законодательство способствовала бы внесению ясности и единообразия в процессуальные действия сотрудников администрации мест принудительного содержания УИС, так как по итогам 2020 г. применение мер взыскания без всестороннего и объективного подхода долж- ностных лиц к учету обстоятельств совершения нарушения, личности осужденного и его предыдущего поведения в большинстве случаев (40 %) послужили причинами до- срочного освобождения осужденных из запираемых помещений (ШИЗО, ПКТ и др.) по постановлениям работников прокуратуры; ст. 118 УИК РФ и ст. 114 УИК РБ регламентируют условия содержания осужденных к лишению свободы в ШИЗО, ПКТ, одиночных камерах в части закрепления их прав, за- претов и законных интересов. Так, из числа схожих прав для перечисленных категорий осужденных отдельное внимание обращает на себя предоставляемое в российских исправительных учреждениях право на приглашение священнослужителей, принадле- жащих к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Кроме того, в качестве отличий в условиях содержания осу- жденных в ШИЗО следует выделить отсутствие в Республике Беларусь предоставления осужденным прогулки и свиданий лицам, переведенным в ПКТ или одиночные камеры. Такое право предоставляется осужденному только при наличии исключительных обсто- ятельств, которыми являются смерть или тяжелое заболевание близкого родственника, угрожающее его жизни, стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье; ст. 119 УИК РФ и ст. 115 УИК РБ определяют круг должностных лиц исправительных учреждений, в полномочия которых входит применение мер поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы. Вполне естественным в регулировании данного во- проса представляется то, что как в России, так и в Беларуси этим правом, однако в раз- ных объемах, наделены начальники исправительных учреждений (в полном объеме), лица, их замещающие (в России - в полном объеме, в Беларуси - с ограничениями), а также сотрудники, непосредственно отвечающие за проведение воспитательной рабо- ты с осужденными (начальники отрядов - с ограничениями); статьи, получившие закрепление только в национальных уголовно-исполни- тельных кодексах: ст. 110 УИК РФ определяет основные виды воспитания осужденных (нравствен- ное, правовое, трудовое, физическое и иное), закрепляет основные формы организа- ции воспитательной работы с осужденными (индивидуальная, групповая и массовая) и определяет ее проведение на основе психолого-педагогических методов. Необходимо отметить, что все аналогичные вопросы в законодательстве Республики Беларусь в том же объеме с характерными особенностями детализируются в ведомственных под- законных нормативных актах; ст. 105 УИК РБ регламентирует порядок создания и деятельность одного из субъ- ектов организации исправительного процесса осужденных к лишению свободы в ис- правительных учреждениях - попечительского совета. Одна из главных задач попе- чительских советов сводится к оказанию помощи в вопросах получения осужденными общего среднего, профессионально-технического образования и прохождения профес- сиональной подготовки, осуществления социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений, укрепления материальной базы исправительного учреждения и др. В Российской Федерации во- просы формирования, срок полномочий и порядок деятельности аналогичного органа со схожими компетенциями - попечительского совета при исправительном учрежде- нии - регламентирует приказ Минюста России от 19 марта 2015 г. № 62. В его состав могут входить представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций любых ор- ганизационно-правовых форм, общественных объединений, граждане; ст. 106 УИК РБ регламентирует участие общественных воспитателей осужденных к лишению свободы (представители государственных органов, иных организаций, об- щественных объединений и религиозных организаций, иные лица) в оказании воспи- тательного воздействия на них, а также организацию помощи в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых из исправительных учреждений. В уголовно-исполнитель- ном законодательстве Российской Федерации правовое закрепление такой категории, как «общественные воспитатели осужденных», отсутствует, однако все понимаемые под этой категорией лица по аналогии с опытом Беларуси также активно привлекаются к проведению воспитательной работы с осужденными, кроме того, к ним присоединяются родственники, священнослужители и другие лица. Помощь осужденным, освобождае- мым от отбывания наказания, в исправительных учреждениях начинают оказывать не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы в школе подготовки осужденных к освобождению, предусматривающей проведение занятий и бесед с осу- жденными, решение вопросов их трудоустройства, подготовку необходимого пакета социальных документов (приказ Минюста России от 13 января 2006 г. № 2); ст. 108 УИК РБ устанавливает основы деятельности, задачи и структуру самоде- ятельных организаций осужденных к лишению свободы (советы отрядов осужденных и совет исправительного учреждения) как отдельного организационного звена в струк- туре исправительных учреждений, деятельность которого направлена на оказание по- мощи администрации в организации вопросов труда, обучения, быта и досуга, защиты прав и законных интересов осужденных, оказания социальной помощи им и их семьям, а также поддержания дисциплины среди осужденных. Необходимо подчеркнуть, что в исправительных учреждениях России функционирование подобного института (само- деятельные организации осужденных) также осуществлялось на протяжении длитель- ного периода (до 2011 г.) и было подробно регламентировано как УИК РФ (ст. 111), так и подзаконными нормативными актами; ст. 116 УИК РБ устанавливает три степени исправления осужденных («ставший на путь исправления», «твердо ставший на путь исправления» и «доказавший свое исправление») и закрепляет формальные критерии их оценки и определения. Важно подчеркнуть, что на данной оценке поведения осужденных основывается применение некоторых аспектов прогрессивной системы отбывания наказания - смягчение режи- ма изоляции и улучшение условий содержания, условно-досрочное освобождение от наказания, замена назначенного наказания на более мягкое наказание [5, с. 32]. При определении степени исправления осужденного прежде всего учитывается его готов- ность вести правопослушный образ жизни в условиях свободы. Таким образом, проводя аналогию с российским законодательством, необходимо отметить, что проблема обоб- щения и систематизации положений, касающихся критериев исправления осужденных к лишению свободы, - одна из ключевых в уголовно-исполнительном праве. В настоящее время вопрос разработки обоснованных критериев степени исправления осужденных весьма актуален и предполагает решение в рамках организационных мероприятий Про- граммы развития воспитательной, социальной и психологической службы Федеральной службы исполнения наказаний на 2020-2022 годы. Подводя итог анализу положений глав УИК РФ и УИК РБ, посвященных вопросу ор- ганизации воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, следует признать преимущество УИК РБ в правовом регулировании целого ряда вопросов. Во-первых, закрепление в нем понятия «воспитательная работа с осужденными к лише- нию свободы», которое отсутствует в УИК РФ; во-вторых, признание в качестве одной из целей воспитательной работы формирование и укрепление у осужденных стремления к соблюдению требований законодательства; в-третьих, закрепление поочередной по- следовательности снятия ранее наложенных взысканий при применении к осужденному меры поощрения; в-четвертых, более обширный перечень мер взысканий, применяе- мых к осужденным, допустившим нарушение порядка отбывания наказания; в-пятых, закрепление системы обоснованных критериев степени исправления осужденных, от- бывающих лишение свободы. Таким образом, проведенный сравнительный анализ уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь показал достаточ- но разный объем принятых правовых решений в регулировании порядка организации и проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. В УИК РФ регламентация дается в самой общей форме, указывается на регулирование того или иного вопроса нормативным правовым актом, в УИК РБ - правовое регулирование (ча- сто довольно детально) содержится непосредственно в Кодексе.
Список литературы

1. Маликов Б. З. Уголовно-исполнительная политика современной России и влияние на ее содержание факторов исправительно-трудовой политики // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 4. С. 527-531

2. Казак Б. Б. Уголовно-исполнительная политика Российской Федерации и механизм ее реализации // Уголовно-исполнительное право. 2006. № 1(1). С. 24-27

3. Грушин Ф. В. Влияние системы факторов на развитие уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации : монография / под науч. ред. В. И. Селиверстова. М. : ИНФРА-М, 2018. 208 с

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, Модельный уголовно-исполнительный кодекс для государств - участников СНГ: сопоставительная таблица / сост. Е. А. Антонян, А. А. Захаров, М. М. Семенова ; под общ. ред. А. С. Михлина. М. ; Брянск, 2001. 263 с

5. Бурый В. Е., Степаненко В. И. Особенности организации исправительного процесса осужденных в местах лишения свободы : монография. Могилев : Могилев. ин-т МВД Республики Беларусь, 2017. 164 с


Войти или Создать
* Забыли пароль?