Text (PDF):
Read
Download
Существующие в обществе в настоящее время отношения регулируются различ- ными отраслями права, которые, в свою очередь, представлены как международными, так и отечественными правовыми актами. Отношения, связанные с соблюдением прав человека в местах лишения свободы, регулируются нормами не только между- народного, но и отечественного права, главным образом, уголовно-исполнительного законодательства. Исходя из анализа Конституции РФ и уголовно-исполнительного законодательства можно сделать вывод о том, что действующая система международных нормативно- правовых актов в области обращения с лицами, осужденными к лишению свободы, вы- ступает в качестве части системы международных актов по борьбе с преступностью. В рамках данной системы устанавливаются нормы, которые определяют границы в де- ятельности органов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод об отсутствии четко упорядоченной классификации международных актов в рассматриваемой сфере. При этом имеются точки зрения представителей юридической мысли относительно данно- го вопроса. Так, А. А. Ремизов выделяет следующие группы международных норм: нормы международного права, посредством которого осуществляется регулиро- вание гражданско-политических прав; нормы международного права, содержанием которых осуществляется регулиро- вание прав в экономической и социальной сферах [3, с. 174]. Д. П. Фанин классифицирует международно-правовые акты в рассматриваемой сфере по такому основанию, как обслуживание интересов человека, предлагая сле- дующие группы: нормы международного права, которые наделяют осужденных лиц правом исполь- зования их прав; нормы международного права, дающие лицу, осужденному к лишению свободы, возможность процессуальной защиты их прав, основу которой составляет судебный порядок защиты [4, с. 362]. Классификация международных актов в рассматриваемой сфере может быть осу- ществлена и по иным основаниям, например по режиму отбывания наказания, труду и воспитательной работе с осужденными. Наиболее удачная классификация международных нормативно-правовых актов пред- ложена Ю. В. Помогаловой. С ее точки зрения, международные правовые акты долж- ны быть классифицированы по следующим основаниям: степени общности, степени обязательности, источникам происхождения, широте (территориальным масштабам) действия. Данная классификация выглядит следующим образом. В рамках такого основания, как степень общность, международные акты делятся: на универсальные, содержащиеся в документах общего характера, посредством которых осуществляется регламентация прав человека в целом; специальные, в рамках которых определяются особенности прав конкретно опре- деленной группы лиц, в данном случае осужденных. В зависимости от степени обязательности международные акты подразделяют- ся на: обязательные к соблюдению в рамках национальной системы нормы (например, содержащиеся в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни- жающих достоинство видов обращения, 1984 г.); нормы рекомендательного характера (в рамках представленной тематики приме- ром могут выступать Европейские пенитенциарные правила, 2006 г.). Что касается такого основания, как широта действия (территориальный масштаб), то международные акты могут поделены на акты мирового и акты регионального ха- рактера [2, с. 95]. В связи с указанными положениями в систему действующих международных актов, затрагивающих в той или иной степени правовое положение осужденных, можно вклю- чить следующие международные нормативные акты: Акты общего характера: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международ- ный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Международный пакт об эконо- мических, социальных и культурных правах (1966 г.); Декларация прав ребенка (1959 г.); Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.); Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.); Декларация о правах инвалидов (1975 г.); Декларация Всемирной медицинской ассоциации (1975 г.); Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.). Специализированные акты: Конвенция Международной организации труда относи- тельно принудительного или обязательного труда (1930 г.); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.); Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохра- нения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и нака- зания (1982 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижаю- щих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.); Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.); Основные принципы обращения с заключенными (1990 г.); Минимальные стандартные правила в отношении мер, не свя- занных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990 г.); Правила, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990 г.). К документам, содержащим европейские стандарты рассматриваемого профиля, относятся: Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека (1950 г.); Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно-досрочно освобожденными лицами (1964 г.); Конвенция о передаче осужденных лиц (1983 г.); Европейская конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.); Дополнительный протокол к Европей- ской конвенции о передаче осужденных лиц (1997 г.); Европейские пенитенциарные правила (2006 г.). Кроме того, часть европейских стандартов представлена в резолюциях (70)1 «Прак- тическая организация мер по надзору и последующему наблюдению за условно осу- жденными и условно-досрочно освобожденными лицами»; (67)5 «Изучение контингента заключенных и возможностей использования индивидуального подхода»; (62)2 «Изби- рательные, гражданские и социальные права заключенных». Развитие процессов глобализации привело к появлению в международной деятель- ности наравне с обычными нормами международного права (нормы «твердого» права) МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ... 71 норм «мягкого» права, носящих рекомендательный характер, как правило, являющихся предвестниками обычных норм права. Примером такой нормы рекомендательного характера может служить принятие и имплементация Римского статута Международного уголовного суда (МУС) в правовые системы различных государств, деятельность которого включает в себя в том числе вопросы создания международного пенитенциарного центра, куда помещаются осу- жденные в МУС для исполнения наказаний. Говоря о межгосударственных международных актах, необходимо отметить, что значимым событием явилось принятие бывшими республиками СССР Модельного уго- ловно-исполнительного кодекса, который не имеет обязательной юридической силы, но носит рекомендательный характер. Анализ норм, регламентированных в перечисленных международных актах, позво- ляет сделать вывод о наличии четырех важных обстоятельств, а именно: в рамках данных актов регламентируются, наряду с правовым статусом осужден- ных, вопросы их исправления и перевоспитания, управления учреждениями, в которых содержится данная категория лиц, и др.; в рассматриваемых документах основной акцент сосредоточен на регулировании правил исполнения лишения свободы; указанным актам присуща односторонняя ориентация, иными словами, в их ос- нову заложена ориентация на защиту прав осужденных и регламентацию гарантии ее осуществления; в ряде международных актов содержатся схожие по своему содержанию положе- ния [1, с. 184]. На основании изложенного целесообразно сделать вывод о необходимости созда- ния универсальной конвенции или свода правил, раскрывающих вопросы, связанные с обращениями с лицами, осужденными к лишению свободы, на этапе исполнения в отношении их наказания. Основными темами в данном документе, как представляется, должны быть следующие: личная безопасность, недопущение дискриминации, медицин- ских опытов, запрет пыток, иных насильственных действий и др. В рамках такого акта могут быть также сформулированы нормы-рекомендации, содержащие предложения по обращению с осужденными и отражающие положительную практику из истории и современности различных государств. Создание такого рода акта способствовало бы формированию единообразного под- хода к пониманию правового положения лиц, осужденных к лишению свободы [5], он также мог бы стать важным инструментом, направленным на осуществление контроля в сфере прав и свобод личности на международном уровне.