CONTRADICTIONS EXISTING IN THE CRIMINAL AND PENAL CODES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON EXECUTION OF PUNISHMENTS IN THE FORM OF CORRECTIONAL LABOUR
Abstract and keywords
Abstract (English):
The authors of the article analyzed the problematic issues related to the contradictions (conflicts) existing in the existing Criminal and Penal codes of the Republic of Kazakhstan on the execution of punishment in the form of correctional labor. The order, size and terms of its execution, as well as elements of criminal offense against which corrective labor are appointed, are considered. The authors propose measures to eliminate the identified contradictions between the criminal and penal enforcement legislation and improve legislative structures for their uniform application.

Keywords:
punishment, correctional institutions, criminal law, criminal offense, penal law, correctional work, contradictions, conflict
Text
Publication text (PDF): Read Download

Гуманизация уголовной политики Республики Казахстан предусматривает созда- ние дифференцированной системы уголовных санкций, позволяющей экономить карательные методы и широко применять эффективные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Наказания, не связанные с лишением свободы, выполняют важную роль в борьбе с преступностью. Их применение наиболее целесообразно для достижения целей на- казания в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности и не нуждающихся для своего исправления в изоляции от общества. Судебная практика развивается по пути расширения применения мер, не связанных с лишением свободы. Сейчас они составляют около 60 % от всех назначаемых видов наказаний. Так, за 12 месяцев 2018 г. увеличилось число случаев назначения общественных работ на 10,2 % (с 5026 до 5536), ограничения свободы - на 6,3 % (с 9433 до 10 023), штрафов на 27,7 % (с 3859 до 4931). Значительным шагом по расширению применения наказаний, не связанных с лише- нием свободы, следует отметить введенный с 31 июля 2018 г. Закон о снижении репрес- сивности в уголовном процессе. Данным Законом были внесены изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан. Как один из видов уголовного наказания исправительные работы - это денежное взы- скание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Казахстан (УК РК), в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, и исполняемое путем ежемесячного удержания и перечисле- ния в Фонд компенсации потерпевшим заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы осужденного до полного погашения размера наказания в со- ответствии с приговором суда. Осужденный к исправительным работам не лишается свободы, не отрывается от се- мьи, продолжает работать в том же трудовом коллективе. Его исправление может быть достигнуто без изоляции от общества и удаления из того населенного пункта, в котором он проживает. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным администрацией трудового коллектива, членами семьи и близкими. Вместе с тем исправительные работы, так же как и лишение свободы, сопряжены с определенными карательными воздействиями на осужденного. Это означает, что про- цесс исправления осужденного строится на основе обязательности участия в обще- ственно полезном труде в прежней или иной организации. В соответствии со ст. 40, 42 УК РК законодатель определил исправительные работы как основной вид наказания за уголовное правонарушение. Согласно ст. 52 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (УИК РК) законодатель определил порядок исполнения наказания в виде исправительных работ. Во-первых, согласно ст. 42 УК РК исправительные работы исполняются путем еже- месячного удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим от 10 до 50 % заработной платы (денежного содержания) осужденного за вычетом средств, подле- жащих периодической уплате (взысканию) в счет алиментов, возмещения вреда, при- чиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца. В то время ч. 1 ст. 52 УИК РК предусмотрено, что исправительные работы исполняют- ся по основному месту работы осужденного с ежемесячным перечислением от 20 до 40 % заработной платы (денежного содержания) в Фонд компенсации потерпевшим до полного погашения размера наказания в соответствии с приговором суда. Кроме того, удержания производятся из всех видов заработной платы по основному месту работы независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы (ч. 3 ст. 52 УИК РК). Таким образом, в данном случае имеют место существенные разночтения по про- центам размера удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим: согласно ч. 2 ст. 42 УК РК - от 10 до 50 % заработной платы; согласно ч. 1 ст. 52 УИК РК - от 20 до 40 % заработной платы. Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 42 УК РК из заработной платы осужденного вы- читаются средства, подлежащие уплате (взысканию) в счет алиментов, возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, тогда как в УИК РК такого пункта не предусмотрено (независимо от нали- чия претензий к осужденному по исполнительным документам). Такое нескорреспон- дированное обозначение по процентам размера удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим денежных сумм ведет к путанице, нивелированию поло- жений уголовного закона и решения суда, когда суд от имени государства определяет конкретный вид наказания, основываясь на положениях УК РК, а УИК РК позволяет исполнять это наказание в суммах удержания из заработной платы, не предусмо- тренных в УК РК. Данные разночтения, как следствие, могут привести к некорректно- му удержанию процентов размера из заработной платы осужденного, что негативно отразится на бухгалтерской и налоговой отчетности компании, которая производит соответствующие удержания. Во-вторых, за уголовные проступки исправительные работы устанавливаются в пределах от 20 до 200 месячных расчетных показателей (МРП), за преступления - в пределах от 200 до 10 000 месячных расчетных показателей согласно ч. 3 ст. 42 УК РК, тогда как в УИК РК отсутствует такое разделение, то есть не указаны размеры МРП, подлежащих взысканию с заработной платы осужденного. В данном случае отражение требований УК РК должно быть зеркальным и в УИК РК, так как согласно приговору суда суд от имени государства определяет конкретный вид наказания за уголовное правона- рушение, основываясь на положении УК РК, а УИК РК из-за отсутствия законодательного регулирования не позволяет дифференцированно применять это наказание. В-третьих, в соответствии с УИК РК удержания не производятся из пособий, получа- емых в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат еди- новременного характера, тогда как УК РК не предусматривает пункт об удержаниях, которые не производятся из определенных видов пособий и выплат. В-четвертых, согласно ч. 7 ст. 42 УК РК исправительные работы не назначаются лицам, признанным нетрудоспособными либо не имеющим постоянной работы или обучающимся в учебных заведениях с отрывом от производства. Тогда как в ч. 6 ст. 52 УИК РК говорится о том, что пособия по временной нетрудоспособности осужденным к исправительным работам исчисляются из заработной платы без вычета удержаний, назначенных приговором суда. В данном разночтении наглядно представлено явное противоречие Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Казахстан по назначению исправительных работ лицам, признанным нетрудоспособными. Если ис- правительные работы не могут быть назначены нетрудоспособным, то ч. 6 ст. 52 УИК РК не должно быть в принципе. Согласно ч. 5 ст. 42 УК РК в случае утраты трудоспособности осужденный может быть освобожден от исполнения оставшейся части наказания либо неисполненная часть заменяется штрафом. При возникновении иных обстоятельств, препятствующих исполнению исправительных работ, они заменяются: осужденным за уголовный проступок - привлечением к общественным работам либо арестом из расчета один час общественных работ за один невзысканный месяч- ный расчетный показатель, одни сутки ареста за четыре невзысканных месячных рас- четных показателя; осужденным за преступление небольшой или средней тяжести - ограничением свободы либо лишением свободы из расчета один день ограничения свободы или ли- шения свободы за четыре невзысканных месячных расчетных показателя; осужденным за тяжкое преступление - лишением свободы из расчета один день лишения свободы за четыре невзысканных месячных расчетных показателя. Согласно же ч. 7 ст. 52 УИК РК осужденный, служба пробации или администрация организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний из его заработной платы в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного. В этом случае в целях единообразного подхода нами предлагается заменить трактовку в УИК РК о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного: на привлечение к общественным работам согласно УК РК; арест согласно УК РК; ограничение или лишение свободы согласно УК РК. Данный подход должен быть применен при ухудшении материального положения осужденного, а не при снижении размера удержаний из его заработной платы по хода- тайству службы пробации или организации, в которой работает осужденный. Это по- зволит обеспечить единый подход к назначению исполнения наказания в виде испра- вительных работ. В ч. 8 ст. 52 УИК РК предусмотрено, что при наступлении беременности осужденной в период отбывания наказания служба пробации вносит в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. При признании осужденного инвалидом первой или второй группы служба пробации вно- сит в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Вместе с тем в УК РК отсутствует пункт по данной категории лиц, а именно по бере- менным и инвалидам первой или второй группы, осужденным в период отбывания на- казания об отсрочке или освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Данное несоответствие, на наш взгляд, должно быть устранено путем дополнения ст. 42 УК РК отдельным пунктом, а также изменением редакции ч. 7 ст. 42 УК РК, о котором упоми- налось выше («исправительные работы не назначаются лицам, признанным нетрудо- способными…»). Известно, что женщина, находясь в состоянии беременности с 7-го месяца, а также инвалиды первой или второй группы признаются нетрудоспособными согласно заключению специалиста или комиссии медицинского учреждения. Более наглядно вышеуказанные противоречия и разночтения представлены в сравни- тельной таблице по коллизии, существующей в УК РК по назначению наказаний и УИК РК по исполнению наказаний в виде исправительных работ. Наряду с этим следует отметить, что на сегодняшний день исправительные работы крайне редко назначаются судами в качестве уголовного наказания. Нужно также уточ- нить причины слабой востребованности данного вида наказания, ибо они кроются не в «сокращении рабочих мест или ликвидации организации, где работают осужденные». Проведенные ранее исследования по этому вопросу показали, что недостаточной вос- требованности исправительных работ способствует устаревшая и не отвечающая со- временным условиям законодательная конструкция данного вида наказания. Таблица Сравнительная таблица противоречий Уголовного кодекса Республики Казахстан по назначению наказаний и Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан по исполнению наказаний в виде исправительных работ Статья 42. Исправительные работы Уголовного кодекса Республики Казахстан(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2019) Статья 52. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работглавы 11 «Исполнение наказания в виде исправительных работ» Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан(с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2018) Комментарии 1 2 3 2. Исправительные работы ис- полняются путем ежемесячного удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим от де- сяти до пятидесяти процентов за- работной платы (денежного содер- жания) осужденного за вычетом средств, подлежащих периоди- ческой уплате (взысканию) в счет алиментов, возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца 1. Исправительные работы ис- полняются по основному месту ра- боты осужденного с ежемесячным перечислением от двадцати до со- рока процентов заработной платы (денежного содержания) в Фонд компенсации потерпевшим до пол- ного погашения размера наказания в соответствии с приговором суда.3. Удержания производятся из всех видов заработной платы по ос- новному месту работы независимо от наличия претензий к осужденно- му по исполнительным документам за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы 1. Разночтения по процен- там удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпев- шим:- согласно УК РК от 10 до 50 % заработной платы;- согласно УИК РК от 20 до 40 % заработной платы.2. Согласно УК РК из зара- ботной платы осужденного вы- читаются средства, подлежа- щие уплате в счет алиментов и т. д., тогда как в УИК РК такой пункт не прописан (независи- мо от наличия претензий к осу- жденному по исполнительным документам) 3. За уголовные проступки ис- правительные работы устанавли- ваются в пределах от двадцати до двухсот месячных расчетных пока- зателей, за преступления - в пре- делах от двухсот до десяти тысяч месячных расчетных показателей 1. В УИК РК не указаны раз- меры МРП, подлежащих взы- сканию с заработной платы осужденного, в то время как в УК РК прописано. Таким обра- зом, отсутствует дифферен- циация 5. Удержания не производятся из пособий, получаемых в поряд- ке социального страхования и со- циального обеспечения, из выплат единовременного характера 1. В УК РК не указан пункт об удержаниях, которые не произ- водятся из определенных ви- дов пособий и выплат Окончание таблицы 1 2 3 7. Исправительные работы не назначаются лицам, признанным нетрудоспособными либо не име- ющим постоянной работы или обу- чающимся в учебных заведениях с отрывом от производства 6. Пособия по временной нетру- доспособности осужденным к ис- правительным работам исчисляют- ся из заработной платы без вычета удержаний, назначенных пригово- ром суда 1. Согласно УК РК исправи- тельные работы не назначают- ся лицам, признанным нетру- доспособными, в то время как в УИК РК исчисляются пособия по временной нетрудоспособ- ности осужденным к исправи- тельным работам 5. В случае утраты трудоспо- собности осужденный может быть освобожден от исполнения остав- шейся части наказания либо неис- полненная часть заменяется штра- фом. В случае возникновения иных обстоятельств, препятствующих ис- полнению исправительных работ, они заменяются: осужденным за уголовный про- ступок - привлечением к обществен- ным работам либо арестом из расче- та один час общественных работ за один невзысканный месячный рас- четный показатель, одни сутки ареста за четыре невзысканных месячных расчетных показателя; осужденным за преступление небольшой или средней тяжести - ограничением свободы либо лише- нием свободы из расчета один день ограничения свободы или лишения свободы за четыре невзысканных месячных расчетных показателя; осужденным за тяжкое престу- пление - лишением свободы из рас- чета один день лишения свободы за четыре невзысканных месячных расчетных показателя 7. Осужденный, служба проба- ции или администрация организа- ции, где он работает, вправе заяв- лять в суд ходатайство о снижении размера удержаний из его заработ- ной платы в случае ухудшения его материального положения. Реше- ние о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного 1. Согласно УК РК в случае возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению исправительных работ (в ка- честве которого может рас- сматриваться ухудшение ма- териального положения осу- жденного согласно УИК РК), они заменяются: привлечением к обще- ственным работам; арестом; ограничением или лише- нием свободы. Данный подход также может быть применен при ухудшении материального положения осу- жденного, а не при снижении размера удержаний из его за- работной платы по ходатай- ству службы пробации или ор- ганизации, в которой работает осужденный. Это обеспечит единый подход к исполнению наказаний по исправительным работам При наступлении беременно- сти осужденной в период отбывания наказания служба пробации вносит в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предо- ставления отпуска по беременности и родам. При признании осужденного инвалидом первой или второй груп- пы служба пробации вносит в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания на- казания 1. В УК РК отсутствует пункт по беременным и инвалидам первой или второй групп, осу- жденным в период отбывания наказания, об отсрочке или освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Так, согласно ст. 42 УК РК и ст. 52 УИК РК исправительные работы отбываются по месту работы осужденного с удержанием части заработной платы в доход государства. В современных рыночных условиях, когда большинство рабочих объектов находится в частной собственности, работодателю не представляет особого труда уволить при- влекаемого к уголовной ответственности работника, что и происходит часто на практи- ке. В силу этого к моменту вынесения приговора бывает, что подсудимый, который еще недавно имел работу, становится безработным и у суда нет правового основания на- значать исправительные работы. Иными словами, следует говорить не о «сокращении рабочих мест или ликвидации организации, где работают осужденные», а о банальном увольнении работника, привлекаемого к уголовной ответственности. Однако, как бы то ни было, перспективы развития и эффективное применение испра- вительных работ как одного из основных видов наказания, не связанных с лишением свободы, имеются, так как нахождение места отбывания наказания является проблемой не осужденного, а государства в лице местного исполнительного органа и службы про- бации. Важно также то, что исправительные работы позволяют использовать квалифи- цированных специалистов по профессии, не привлекая их к низкоквалифицированному труду, как это имеет место при привлечении к общественным работам. Таким образом, с учетом проведенного анализа, изучения судебной и следствен- ной практики правоохранительных органов, а также положительного опыта зарубеж- ных стран исправительные работы как вид уголовного наказания необходимо, на наш взгляд, реанимировать путем устранения выявленных противоречий (коллизий) между уголовным и уголовно-исполнительным законодательством и улучшения законодатель- ной конструкции, что будет способствовать продолжению правовой реформы, прово- димой Республикой Казахстан.

Login or Create
* Forgot password?