ПРОТИВОРЕЧИЯ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В УГОЛОВНОМ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ КОДЕКСАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведен анализ проблемных вопросов, связанных с противоречиями (коллизиями), существующими в действующих Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Республики Казахстан, по исполнению наказания в виде исправительных работ, порядком, размером и сроками его исполнения, а также с составами уголовных правонарушений, в отношении которых назначаются исправительные работы. Предлагаются меры по устранению выявленных противоречий между уголовным и уголовно-исполнительным законодательством и улучшению законодательных конструкций в целях их единообразного применения.

Ключевые слова:
наказание, исправительные учреждения, уголовное право, уголовное правонарушение, уголовно-исполнительное право, исправительные работы, противоречия, коллизия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Гуманизация уголовной политики Республики Казахстан предусматривает созда- ние дифференцированной системы уголовных санкций, позволяющей экономить карательные методы и широко применять эффективные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Наказания, не связанные с лишением свободы, выполняют важную роль в борьбе с преступностью. Их применение наиболее целесообразно для достижения целей на- казания в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности и не нуждающихся для своего исправления в изоляции от общества. Судебная практика развивается по пути расширения применения мер, не связанных с лишением свободы. Сейчас они составляют около 60 % от всех назначаемых видов наказаний. Так, за 12 месяцев 2018 г. увеличилось число случаев назначения общественных работ на 10,2 % (с 5026 до 5536), ограничения свободы - на 6,3 % (с 9433 до 10 023), штрафов на 27,7 % (с 3859 до 4931). Значительным шагом по расширению применения наказаний, не связанных с лише- нием свободы, следует отметить введенный с 31 июля 2018 г. Закон о снижении репрес- сивности в уголовном процессе. Данным Законом были внесены изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан. Как один из видов уголовного наказания исправительные работы - это денежное взы- скание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Казахстан (УК РК), в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, и исполняемое путем ежемесячного удержания и перечисле- ния в Фонд компенсации потерпевшим заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы осужденного до полного погашения размера наказания в со- ответствии с приговором суда. Осужденный к исправительным работам не лишается свободы, не отрывается от се- мьи, продолжает работать в том же трудовом коллективе. Его исправление может быть достигнуто без изоляции от общества и удаления из того населенного пункта, в котором он проживает. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным администрацией трудового коллектива, членами семьи и близкими. Вместе с тем исправительные работы, так же как и лишение свободы, сопряжены с определенными карательными воздействиями на осужденного. Это означает, что про- цесс исправления осужденного строится на основе обязательности участия в обще- ственно полезном труде в прежней или иной организации. В соответствии со ст. 40, 42 УК РК законодатель определил исправительные работы как основной вид наказания за уголовное правонарушение. Согласно ст. 52 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (УИК РК) законодатель определил порядок исполнения наказания в виде исправительных работ. Во-первых, согласно ст. 42 УК РК исправительные работы исполняются путем еже- месячного удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим от 10 до 50 % заработной платы (денежного содержания) осужденного за вычетом средств, подле- жащих периодической уплате (взысканию) в счет алиментов, возмещения вреда, при- чиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца. В то время ч. 1 ст. 52 УИК РК предусмотрено, что исправительные работы исполняют- ся по основному месту работы осужденного с ежемесячным перечислением от 20 до 40 % заработной платы (денежного содержания) в Фонд компенсации потерпевшим до полного погашения размера наказания в соответствии с приговором суда. Кроме того, удержания производятся из всех видов заработной платы по основному месту работы независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы (ч. 3 ст. 52 УИК РК). Таким образом, в данном случае имеют место существенные разночтения по про- центам размера удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим: согласно ч. 2 ст. 42 УК РК - от 10 до 50 % заработной платы; согласно ч. 1 ст. 52 УИК РК - от 20 до 40 % заработной платы. Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 42 УК РК из заработной платы осужденного вы- читаются средства, подлежащие уплате (взысканию) в счет алиментов, возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, тогда как в УИК РК такого пункта не предусмотрено (независимо от нали- чия претензий к осужденному по исполнительным документам). Такое нескорреспон- дированное обозначение по процентам размера удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим денежных сумм ведет к путанице, нивелированию поло- жений уголовного закона и решения суда, когда суд от имени государства определяет конкретный вид наказания, основываясь на положениях УК РК, а УИК РК позволяет исполнять это наказание в суммах удержания из заработной платы, не предусмо- тренных в УК РК. Данные разночтения, как следствие, могут привести к некорректно- му удержанию процентов размера из заработной платы осужденного, что негативно отразится на бухгалтерской и налоговой отчетности компании, которая производит соответствующие удержания. Во-вторых, за уголовные проступки исправительные работы устанавливаются в пределах от 20 до 200 месячных расчетных показателей (МРП), за преступления - в пределах от 200 до 10 000 месячных расчетных показателей согласно ч. 3 ст. 42 УК РК, тогда как в УИК РК отсутствует такое разделение, то есть не указаны размеры МРП, подлежащих взысканию с заработной платы осужденного. В данном случае отражение требований УК РК должно быть зеркальным и в УИК РК, так как согласно приговору суда суд от имени государства определяет конкретный вид наказания за уголовное правона- рушение, основываясь на положении УК РК, а УИК РК из-за отсутствия законодательного регулирования не позволяет дифференцированно применять это наказание. В-третьих, в соответствии с УИК РК удержания не производятся из пособий, получа- емых в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат еди- новременного характера, тогда как УК РК не предусматривает пункт об удержаниях, которые не производятся из определенных видов пособий и выплат. В-четвертых, согласно ч. 7 ст. 42 УК РК исправительные работы не назначаются лицам, признанным нетрудоспособными либо не имеющим постоянной работы или обучающимся в учебных заведениях с отрывом от производства. Тогда как в ч. 6 ст. 52 УИК РК говорится о том, что пособия по временной нетрудоспособности осужденным к исправительным работам исчисляются из заработной платы без вычета удержаний, назначенных приговором суда. В данном разночтении наглядно представлено явное противоречие Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Казахстан по назначению исправительных работ лицам, признанным нетрудоспособными. Если ис- правительные работы не могут быть назначены нетрудоспособным, то ч. 6 ст. 52 УИК РК не должно быть в принципе. Согласно ч. 5 ст. 42 УК РК в случае утраты трудоспособности осужденный может быть освобожден от исполнения оставшейся части наказания либо неисполненная часть заменяется штрафом. При возникновении иных обстоятельств, препятствующих исполнению исправительных работ, они заменяются: осужденным за уголовный проступок - привлечением к общественным работам либо арестом из расчета один час общественных работ за один невзысканный месяч- ный расчетный показатель, одни сутки ареста за четыре невзысканных месячных рас- четных показателя; осужденным за преступление небольшой или средней тяжести - ограничением свободы либо лишением свободы из расчета один день ограничения свободы или ли- шения свободы за четыре невзысканных месячных расчетных показателя; осужденным за тяжкое преступление - лишением свободы из расчета один день лишения свободы за четыре невзысканных месячных расчетных показателя. Согласно же ч. 7 ст. 52 УИК РК осужденный, служба пробации или администрация организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний из его заработной платы в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного. В этом случае в целях единообразного подхода нами предлагается заменить трактовку в УИК РК о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного: на привлечение к общественным работам согласно УК РК; арест согласно УК РК; ограничение или лишение свободы согласно УК РК. Данный подход должен быть применен при ухудшении материального положения осужденного, а не при снижении размера удержаний из его заработной платы по хода- тайству службы пробации или организации, в которой работает осужденный. Это по- зволит обеспечить единый подход к назначению исполнения наказания в виде испра- вительных работ. В ч. 8 ст. 52 УИК РК предусмотрено, что при наступлении беременности осужденной в период отбывания наказания служба пробации вносит в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. При признании осужденного инвалидом первой или второй группы служба пробации вно- сит в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Вместе с тем в УК РК отсутствует пункт по данной категории лиц, а именно по бере- менным и инвалидам первой или второй группы, осужденным в период отбывания на- казания об отсрочке или освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Данное несоответствие, на наш взгляд, должно быть устранено путем дополнения ст. 42 УК РК отдельным пунктом, а также изменением редакции ч. 7 ст. 42 УК РК, о котором упоми- налось выше («исправительные работы не назначаются лицам, признанным нетрудо- способными…»). Известно, что женщина, находясь в состоянии беременности с 7-го месяца, а также инвалиды первой или второй группы признаются нетрудоспособными согласно заключению специалиста или комиссии медицинского учреждения. Более наглядно вышеуказанные противоречия и разночтения представлены в сравни- тельной таблице по коллизии, существующей в УК РК по назначению наказаний и УИК РК по исполнению наказаний в виде исправительных работ. Наряду с этим следует отметить, что на сегодняшний день исправительные работы крайне редко назначаются судами в качестве уголовного наказания. Нужно также уточ- нить причины слабой востребованности данного вида наказания, ибо они кроются не в «сокращении рабочих мест или ликвидации организации, где работают осужденные». Проведенные ранее исследования по этому вопросу показали, что недостаточной вос- требованности исправительных работ способствует устаревшая и не отвечающая со- временным условиям законодательная конструкция данного вида наказания. Таблица Сравнительная таблица противоречий Уголовного кодекса Республики Казахстан по назначению наказаний и Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан по исполнению наказаний в виде исправительных работ Статья 42. Исправительные работы Уголовного кодекса Республики Казахстан(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2019) Статья 52. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работглавы 11 «Исполнение наказания в виде исправительных работ» Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан(с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2018) Комментарии 1 2 3 2. Исправительные работы ис- полняются путем ежемесячного удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим от де- сяти до пятидесяти процентов за- работной платы (денежного содер- жания) осужденного за вычетом средств, подлежащих периоди- ческой уплате (взысканию) в счет алиментов, возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца 1. Исправительные работы ис- полняются по основному месту ра- боты осужденного с ежемесячным перечислением от двадцати до со- рока процентов заработной платы (денежного содержания) в Фонд компенсации потерпевшим до пол- ного погашения размера наказания в соответствии с приговором суда.3. Удержания производятся из всех видов заработной платы по ос- новному месту работы независимо от наличия претензий к осужденно- му по исполнительным документам за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы 1. Разночтения по процен- там удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпев- шим:- согласно УК РК от 10 до 50 % заработной платы;- согласно УИК РК от 20 до 40 % заработной платы.2. Согласно УК РК из зара- ботной платы осужденного вы- читаются средства, подлежа- щие уплате в счет алиментов и т. д., тогда как в УИК РК такой пункт не прописан (независи- мо от наличия претензий к осу- жденному по исполнительным документам) 3. За уголовные проступки ис- правительные работы устанавли- ваются в пределах от двадцати до двухсот месячных расчетных пока- зателей, за преступления - в пре- делах от двухсот до десяти тысяч месячных расчетных показателей 1. В УИК РК не указаны раз- меры МРП, подлежащих взы- сканию с заработной платы осужденного, в то время как в УК РК прописано. Таким обра- зом, отсутствует дифферен- циация 5. Удержания не производятся из пособий, получаемых в поряд- ке социального страхования и со- циального обеспечения, из выплат единовременного характера 1. В УК РК не указан пункт об удержаниях, которые не произ- водятся из определенных ви- дов пособий и выплат Окончание таблицы 1 2 3 7. Исправительные работы не назначаются лицам, признанным нетрудоспособными либо не име- ющим постоянной работы или обу- чающимся в учебных заведениях с отрывом от производства 6. Пособия по временной нетру- доспособности осужденным к ис- правительным работам исчисляют- ся из заработной платы без вычета удержаний, назначенных пригово- ром суда 1. Согласно УК РК исправи- тельные работы не назначают- ся лицам, признанным нетру- доспособными, в то время как в УИК РК исчисляются пособия по временной нетрудоспособ- ности осужденным к исправи- тельным работам 5. В случае утраты трудоспо- собности осужденный может быть освобожден от исполнения остав- шейся части наказания либо неис- полненная часть заменяется штра- фом. В случае возникновения иных обстоятельств, препятствующих ис- полнению исправительных работ, они заменяются: осужденным за уголовный про- ступок - привлечением к обществен- ным работам либо арестом из расче- та один час общественных работ за один невзысканный месячный рас- четный показатель, одни сутки ареста за четыре невзысканных месячных расчетных показателя; осужденным за преступление небольшой или средней тяжести - ограничением свободы либо лише- нием свободы из расчета один день ограничения свободы или лишения свободы за четыре невзысканных месячных расчетных показателя; осужденным за тяжкое престу- пление - лишением свободы из рас- чета один день лишения свободы за четыре невзысканных месячных расчетных показателя 7. Осужденный, служба проба- ции или администрация организа- ции, где он работает, вправе заяв- лять в суд ходатайство о снижении размера удержаний из его заработ- ной платы в случае ухудшения его материального положения. Реше- ние о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного 1. Согласно УК РК в случае возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению исправительных работ (в ка- честве которого может рас- сматриваться ухудшение ма- териального положения осу- жденного согласно УИК РК), они заменяются: привлечением к обще- ственным работам; арестом; ограничением или лише- нием свободы. Данный подход также может быть применен при ухудшении материального положения осу- жденного, а не при снижении размера удержаний из его за- работной платы по ходатай- ству службы пробации или ор- ганизации, в которой работает осужденный. Это обеспечит единый подход к исполнению наказаний по исправительным работам При наступлении беременно- сти осужденной в период отбывания наказания служба пробации вносит в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предо- ставления отпуска по беременности и родам. При признании осужденного инвалидом первой или второй груп- пы служба пробации вносит в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания на- казания 1. В УК РК отсутствует пункт по беременным и инвалидам первой или второй групп, осу- жденным в период отбывания наказания, об отсрочке или освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Так, согласно ст. 42 УК РК и ст. 52 УИК РК исправительные работы отбываются по месту работы осужденного с удержанием части заработной платы в доход государства. В современных рыночных условиях, когда большинство рабочих объектов находится в частной собственности, работодателю не представляет особого труда уволить при- влекаемого к уголовной ответственности работника, что и происходит часто на практи- ке. В силу этого к моменту вынесения приговора бывает, что подсудимый, который еще недавно имел работу, становится безработным и у суда нет правового основания на- значать исправительные работы. Иными словами, следует говорить не о «сокращении рабочих мест или ликвидации организации, где работают осужденные», а о банальном увольнении работника, привлекаемого к уголовной ответственности. Однако, как бы то ни было, перспективы развития и эффективное применение испра- вительных работ как одного из основных видов наказания, не связанных с лишением свободы, имеются, так как нахождение места отбывания наказания является проблемой не осужденного, а государства в лице местного исполнительного органа и службы про- бации. Важно также то, что исправительные работы позволяют использовать квалифи- цированных специалистов по профессии, не привлекая их к низкоквалифицированному труду, как это имеет место при привлечении к общественным работам. Таким образом, с учетом проведенного анализа, изучения судебной и следствен- ной практики правоохранительных органов, а также положительного опыта зарубеж- ных стран исправительные работы как вид уголовного наказания необходимо, на наш взгляд, реанимировать путем устранения выявленных противоречий (коллизий) между уголовным и уголовно-исполнительным законодательством и улучшения законодатель- ной конструкции, что будет способствовать продолжению правовой реформы, прово- димой Республикой Казахстан.

Войти или Создать
* Забыли пароль?