A REVIEW OF THE OFFICIAL OPPONENT ON FEDOR VLADIMIROVICH GRUSHIN’S THESIS “SYSTEM OF FACTORS DETERMINING THE DEVELOPMENT OF PENAL POLICY AND PENAL LEGISLATION”, SUBMITTED FOR THE DEGREE OF DSC (LAW) IN THE SCIENTIFIC SPECIALTY 12.00.08 CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; PENAL LAW (EKATERINBURG, 2019, 554 P. WITH APPLICATIONS)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents a review of the official opponent on Fedor Vladimirovich Grushin’s thesis “System of factors determining the development of penal policy and penal legislation”, defended at the meeting of the dissertation Council at the Ural state law University on 18 April 2019. Scientific novelty of the thesis is determined by the fact that this is the first monographic study on the “crossroads” of penal policy, penal dogma and criminal sociology, which is subjected to scientific study dynamics of development of Penal legislation since the adoption of the Penal code of the Russian Federation in 1996 ‘On the basis of the dissertation factor analysis suggested a predictive assessment of the development of penal policy of the Russian Federation until 2025 (with three different scenarios)’. The methods used by the author of the thesis (comparative legal, historical, systemstructural and formallogical) testify to the necessary degree of reliability and validity of the results, the majority of which has the proper novelty. However, the work is not without a number of shortcomings, which are either private or controversial. Because Of this, V. F. Grushin’s dissertation is a scientific qualification work that has solved a scientific problem that is important for the development of the penal policy and the penal legislation.

Keywords:
penal policy, penal legislation, thesis
Text
Publication text (PDF): Read Download

За более чем двадцать лет со времени вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (июль 1997 г.) было принято примерно 90 федеральных законов с изменениями и дополнениями Кодекса. Развивалось и иное законодатель- ство в сфере исполнения уголовных наказаний, и прежде всего - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В июле 2018 г. принят Федеральный закон № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федера- ции». Все это сопровождается активным подзаконным нормотворчеством, в первую очередь со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации. Между тем в теории уголовно-исполнительного права сужде- ния об утрате уголовно-исполнительным правовым регулированием должной систем- ности побудили, в частности, к разработке новой Доктринальной модели Общей части УИК РФ. Однако независимо от успехов и масштабов новой кодификации (если она бу- дет признана необходимой) многие текущие проблемы нормативного регулирования и практики исполнения наказаний не могут быть успешно решены без глубокой науч- ной разработки общих подходов, ценность которых существенно возрастает в период активного реформирования. Очевидно, что такие подходы не должны ограничиваться формально-юридическим анализом. Применительно к науке уголовного права в этом плане традиционно выделяют такие ее взаимосвязанные направления, как уголовно- правовая политика, уголовно-правовая догматика и уголовно-правовая социология. Диссертационное исследование Ф. В. Грушина демонстрирует аналогичный подход в науке уголовно-исполнительного права, и это дополнительно свидетельствует об ак- туальности избранной им темы. Научная новизна работы определяется прежде всего тем обстоятельством, что это первое обстоятельное монографическое исследование на стыке уголовно-испол- нительной политики, уголовно-исполнительной догматики и уголовно-исполнитель- ной социологии, в котором подвергается научному исследованию динамика развития НАУЧНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ 283 уголовно-исполнительного законодательства с момента принятия УИК РФ в 1996 г. На основе проведенного автором факторного анализа предложена прогнозная оценка развития уголовно-исполнительной политики Российской Федерации до 2025 г. (с тре- мя различными сценариями). Научной новизной обладают авторская классификация факторов развития уголовно- исполнительной политики и законодательства, что позволило рассмотреть их в динамике. Работа выполнена на солидном теоретическом фундаменте (свыше 800 источников, включающих в себя, помимо прочего, авторитетные научные труды по философии, по- литологии, экономике, социологии, этике). Несомненной заслугой автора является проведенный им научный анализ свыше 150 проектов федеральных законов в области исполнения уголовных наказаний и вве- дение в научный оборот материалов их обсуждения. Структура диссертации Ф. В. Грушина отвечает поставленным им задачам. Глава I имеет методологическое значение, отражая философские основы системного фак- торного подхода к социальным процессам. В основе построения системы социальных детерминант автор выделяет экономические, социальные, политические и духовные (с. 54). Рассматривая вопрос о факторах, влияющих на процесс правообразования, диссертант раскрывает особенности факторного подхода в отдельных отраслях юри- дической науки, обоснованно отмечая тенденцию конвергенции частного и публично- го права (с. 68). Заслуживают внимания основанные на результатах опроса экспер- тов суждения диссертанта о специфических чертах системного факторного подхода в уголовно-исполнительной политике и уголовно-исполнительном законодательстве (с. 78-80). Нельзя не согласиться с ним и в том, что факторный подход способен играть конструктивную роль при определении основных направлений уголовно-исполнитель- ной деятельности (с. 88). Приведенная им на с. 92-94 классификация факторов имеет самостоятельное научное (и даже методологическое) значение. При анализе механизма влияния системы факторов на развитие уголовно- исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства (гл. 2) Ф. В. Грушин выделяет три стадии: формирование политики, ее установление и реа- лизация. Соответственно этому описывается широкий круг субъектов формирования, установления и реализации уголовно-исполнительной политики (от Президента РФ до отдельных граждан). Вместе с тем диссертант справедливо отмечает, что «именно зако- нодательство выступает ключевой формой выражения политики» (с. 125). Прав автор и в том, что деятельность по реализации уголовно-исполнительной политики превраща- ется в самостоятельный социальный фактор ее формирования и установления (с. 149). Исходя из обоснованного тезиса о том, что уголовно-исполнительная политика как часть государственной политики неизбежно обусловлена политической системой (с. 151), диссертант выявляет интересную взаимосвязь между стабильностью политиче- ской системы и частотой изменений текущего законодательства (с. 154). В свою очередь, непродуманная уголовно-исполнительная политика чревата осложнением политической ситуации в стране (Там же). Интересны, хотя и небесспорны, суждения автора о роли лоббизма в сфере правового регулирования исполнения уголовных наказаний (с. 172). Интеграция Российской Федерации в международное сообщество в середине 90-х годов прошлого века предопределила значимость внешнеполитических факторов развития в уголовно-исполнительной сфере. Рассматривая пути влияния международ- ных стандартов на российское законодательство и практику исполнения наказаний, Ф. В. Грушин освещает конкретные способы имплементации международных норм в отечественное уголовно-исполнительное законодательство (с. 174-178), констатирует тен- денцию сужения сфер сотрудничества России с рядом международных организаций, предлагает конкретные пути активизации этого сотрудничества (с. 189). Особому анали- зу подвергаются проблемы реализации в уголовно-исполнительной системе решений ЕСПЧ и Европейского комитета против пыток (§ 3 гл. 3). Рассматривая в гл. 4 экономические факторы, диссертант со ссылкой на материалы ФСИН России констатирует ряд проблем размещения осужденных в исправительных учреждениях (с. 213), подтверждает свои выводы обращением к истории таких наказа- ний, как арест и принудительные работы (с. 222-223). Заслуживают внимания его су- ждения об изменении сложившейся системы финансирования УИС (с. 230-231). При рассмотрении экономико-географических факторов (§ 2 гл. 4) Ф. В. Грушин главное место обоснованно уделяет масштабу российской территории в контексте необходи- мости поддержания полезных социальных связей осужденных (с. 242-245). Вслед за другими учеными он видит решение проблемы в создании так называемых гибридных и мультирежимных исправительных учреждений (с. 248-249). Автор, безусловно, прав в том, что «современное состояние российской экономики предопределяет выбор в ка- честве базового ориентира для определения уровня жизни осужденных уровень жизни беднейших слоев населения» (с. 264). При этом уровень жизни осужденных включает в себя два компонента: минимально необходимый и обеспечиваемый государством и обеспечиваемый дополнительно самим осужденным (с. 274). Заслуживает поддержки вывод диссертанта о законодательном механизме индексации сумм, разрешенных к расходованию осужденными соразмерно уровню инфляции (Там же). Глава 5 диссертации Ф. В. Грушина посвящена социальным факторам уголовно- исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства, особое вни- мание в ней уделено особенностям обращения с осужденными молодежного возраста (с. 280-285). Отмечаются особенности и недостатки правового статуса осужденных пожилого возраста, женщин, иностранных граждан, инвалидов, а также ВИЧ-инфи- цированных. В § 2 гл. 5 анализируется общее и профессиональное образование осужденных как факторов их последующей ресоциализации. По справедливому замечанию диссертанта, изменение в этой части уголовно-исполнительной политики пока не получило адекват- ного нормативно-правового обеспечения (с. 313). В связи с этим обращается внимание на возможности дистанционного образования. Среди социальных факторов диссертант особое место отводит науке (§ 3 гл. 5). Вслед за другими авторами он обоснованно отмечает противоречивость влияния науки на уголовно-исполнительную политику, когда выработка решений часто грешит волюнта- ризмом и поручается непрофессионалам (с. 327). Познавательный интерес вызывают суждения автора о существующих научных центрах, о преимуществах и недостатках академической и ведомственной уголовно-исполнительной науки (с. 345-349). В § 4 данной главы диссертант анализирует наиболее общие правовые и кримино- логические факторы (система права, межотраслевые взаимосвязи, компетенционный фактор, технико-юридические факторы, преступность). Особое внимание уделяется практике Конституционного Суда Российской Федерации. Как справедливо отмечает автор, «количество юридико-технических просчетов» в сфере исполнения уголовных наказаний практически достигло своей критической массы (с. 362), поэтому не только теоретическое, но и практическое значение имеет проведен- ная им систематизация недостатков действующего УИК РФ с точки зрения юридической техники (с. 363-368). В этом отношении заслуживают внимания указанные в диссерта- ции «коррупциогенные ниши» действующего законодательства (с. 377). Духовные факторы развития уголовно-исполнительной политики и законодательства исследуются в гл. 6. Диссертант, безусловно, прав в том, что сложившаяся десятиле- тиями система средств исправления осужденных, в частности, массовое привлечение их к труду, не отвечает современным реалиям (с. 382-383). Важно, что перспективные направления взаимодействия с религиозными организациями рассматриваются диссер- тантом в контексте проблем борьбы с религиозным экстремизмом (с. 398-400). При этом, как обоснованно пишет Ф. В. Грушин, религиозное просвещение не следует включать в число основных средств исправления осужденных. При рассмотрении правосознания как одного из факторов диссертант отмечает превалирующую роль профессионально- го правосознания в его аксиологическом (ценностном) аспекте (с. 409-410). Духовно- нравственное состояние общества (§ 3 гл. 6) справедливо рассматривается в этом контексте с учетом его противоречивости и даже некоторых сторон «моральной дегра- дации» общества (с. 421). Интересны, хотя и отрывочны, приведенные в диссертации конкретные примеры, свидетельствующие о «роли личности» в развитии УИС (с. 430). В заключении диссертации Ф. В. Грушина (которое, впрочем, частично повторяет ее введение) суммируются основные итоги исследования. Приложения к работе, несо- мненно, имеют самостоятельное научное значение. Использованные автором методы (сравнительно-правовой, исторический, системно- структурный и формально-логический), а также основательность источниковой базы в целом свидетельствует о необходимой степени достоверности и обоснованности полу- ченных автором результатов, значительная часть которых обладает должной новизной. Работа изложена литературным научным языком, ее основные результаты достаточно полно опубликованы в 69 работах автора, в том числе в 30 рецензируемых научных из- даниях, рекомендованных ВАК. В то же время не все положения диссертационного исследования Ф. В. Грушина в рав- ной степени убедительны и не со всеми можно согласиться. Прежде всего это касается авторского понимания самих факторов развития. Он определяет их как обстоятельства, «вследствие которых уголовно-исполнительная политика или уголовно-исполнительное право изменяются либо остаются без изменений (выделено мной. - В. У.)» (с. 17, 100). Однако всякое развитие - это изменения. Факторы, не вызывающие таковых, не могут считаться факторами развития. В названии работы и тексте диссертации говорится о системе факторов. Использо- вание термина «система» объективно требует от автора более четкого обоснования, почему одни обстоятельства подвергаются научному анализу, а другие в данную си- стему не включены. Ведь независимо от вариантов системного подхода большинство ученых едины в том, что всякая система - это конечное множество взаимодействующих между собой необходимых и достаточных элементов, выделенных по определенным критериям. Разумеется, обстоятельств, влияющих на конкретные политические или законодательные решения, чрезвычайно много, но диссертант не пытается обосно- вать рассмотрение выделенных им факторов, по большей части ограничиваясь су- ждениями типа «на наш взгляд», «по нашему мнению», «как представляется». В итоге Ф. В. Грушин лишь упоминает о таких политических факторах, как уголовно-право- вая политика, судебная практика назначения наказаний, хотя не оставляет без при- стального внимания, например, многопартийность, политический режим и т. д. Среди правовых факторов (как разновидности социальных) не рассматриваются состояние и тенденции уголовного законодательства и их очевидное влияние на уголовно- исполнительное. При рассмотрении экономических факторов автор анализирует состояние ВВП, ин- фляцию, уровень жизни населения, которые, безусловно, сказываются в конечном счете на уголовно-исполнительной политике и законодательстве, но оставляет без внима- ния такой фактор, на долгие годы определивший развитие уголовно-исполнительной системы, как переход от огосударствленной планово-распределительной экономики к рыночной, когда исторически сложившееся в СССР массовое «трудовое использо- вание» осужденных стало невозможным, в силу чего «лагерная» система, идеально отвечавшая потребностям экономики тоталитаризма, вошла в глубокий кризис, до кон- ца не преодоленный и поныне. Попытками выхода из него и служат поддерживаемые Ф. В. Грушиным «тюрьмизация» и «гибридизация» исправительных учреждений. К сожалению, диссертант ушел от специального рассмотрения и такого весьма значимого фактора, как научно-технический, ограничиваясь отдельными примерами. Между тем современные научно-технические достижения (информатизация, цифрови- зация, развитие телекоммуникаций, специальных средств, компьютерной психодиагно- стики и т. д.) со всей очевидностью непосредственно и системно влияют на уголовно- исполнительную политику, все больше проникают в законодательство и используются на практике (электронный мониторинг, видеоконференцсвязь, модернизация ИТСОН, дистанционное образование, перевозка осужденных, их электронная регистрация, элек- тронное делопроизводство и т. п.). При рассмотрении механизма (стадий) уголовно-исполнительной политики автор применяет термины «формирование», «установление» и «реализация», относя к ее субъектам на разных стадиях максимально широкий круг участников общественных отношений (от президента до отдельных граждан и даже осужденных). Коль скоро появление новой терминологии должно отражать новое знание, не вполне ясно, чем оправдана замена автором уже существующих и используемых в законодательстве по- нятий «определение политики» (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ применительно к Президенту России), «выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний (Положение о Министерстве юстиции, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313; ст. 60.4, 60.5, 82, 94, 101 УИК РФ)». Среди субъектов «установления» уголовно-исполнительной политики диссертант почему-то не упоминает Минюст России, не объясняя противоречие своей позиции упо- мянутым выше нормативным правовым актам. Столь же неоправданно, на наш взгляд, исключать из числа упомянутых субъектов Государственный совет, на заседании Президиума которого в Вологде в феврале 2009 г. были приняты основополагающие для уголовно-исполнительной системы решения (о них автор все же упоминает на с. 151). Соглашаясь с автором в том, что уголовно-исполнительная политика выражает- ся в директивных и нормативных актах (с. 127), трудно объяснить, почему при анали- зе влияния факторов на эволюцию законодательства диссертант ограничился нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Ведь согласно ч. 1 ст. 2 УИК РФ «уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из на- стоящего Кодекса и других федеральных законов». В этом плане особого внимания заслуживает Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, ис- полняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». По крайней мере, значительная часть его норм (гл. 5) имеет уголовно-исполнительную природу. К тому же дан- ный Закон в целом и его изменения ярко отражают эволюцию современной уголовно- исполнительной политики. Есть и более частные замечания. Так, едва ли прав диссертант в том, что к субъ- ектам реализации уголовно-исполнительной политики относятся осужденные (с. 195). Уголовно-исполнительная политика - это государственная политика в сфере исполне- ния наказаний, а осужденные наказания отбывают. В § 3 гл. 3 рассматривается правоприменительная практика международных орга- низаций». Однако, в отличие от ЕСПЧ, Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП), о котором также говорится в данном параграфе, не наделен правопримени- тельными полномочиями. Выдвигаемые в числе положений, выносимых на защиту, предложения относитель- но наказаний в виде ареста и ограничения свободы, отбываемого в исправительных центрах (с. 23 и др.), ранее уже публиковались в литературе, в том числе в работах ре- цензента (2012, 2013 гг.), и даже частично были предметом обсуждения на Совете по правам человека при Президенте РФ. О последнем сам диссертант упоминает на с. 107. Наконец, категорически нельзя согласиться с суждением автора о том, что, в част- ности, такая культурная ценность, как мультикультурализм, «не находит поддержки в российском обществе», и это проявляется в проводимой государством уголовно- исполнительной политике (с. 448). Россия как государство, в котором проживает свыше 140 наций и народностей, традиционно была многонациональным, многоконфессио- нальным и поэтому мультикультурным государством, и в этом Российское государство всегда черпало и черпает свою силу. Вместе с тем изложенные выше замечания либо являются частными, либо носят дискуссионный характер и могут быть предметом обсуждения в диссертационном со- вете. Они не портят общего положительного впечатления от диссертации Ф. В. Груши- на, в которой на концептуальном уровне проанализированы современные проблемы факторов развития уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства. Содержание диссертации Ф. В. Грушина достаточно полно отражено в многочислен- ных опубликованных работах автора и в автореферате. Диссертация обладает внутрен- ним единством, содержит новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты. На основании изложенного следует прийти к выводу о том, что диссертация «Систе- ма факторов, определяющих развитие уголовно-исполнительной политики и уголовно- исполнительного законодательства» представляет собой научно-квалификационную работу, в которой на основании выполненных автором исследований решена научная проблема, имеющая важное значение для развития уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства. В соответствии с пп. 9-14 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства России от 24 сентября 2013 г. № 842, данная работа отвечает требованиям, предъявляемым к докторским диссертациям, а ее автор - Грушин Федор Владимирович заслуживает при- суждения ученой степени доктора юридических наук по научной специальности 12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.

Login or Create
* Forgot password?