Текст (PDF):
Читать
Скачать
За более чем двадцать лет со времени вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (июль 1997 г.) было принято примерно 90 федеральных законов с изменениями и дополнениями Кодекса. Развивалось и иное законодатель- ство в сфере исполнения уголовных наказаний, и прежде всего - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В июле 2018 г. принят Федеральный закон № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федера- ции». Все это сопровождается активным подзаконным нормотворчеством, в первую очередь со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации. Между тем в теории уголовно-исполнительного права сужде- ния об утрате уголовно-исполнительным правовым регулированием должной систем- ности побудили, в частности, к разработке новой Доктринальной модели Общей части УИК РФ. Однако независимо от успехов и масштабов новой кодификации (если она бу- дет признана необходимой) многие текущие проблемы нормативного регулирования и практики исполнения наказаний не могут быть успешно решены без глубокой науч- ной разработки общих подходов, ценность которых существенно возрастает в период активного реформирования. Очевидно, что такие подходы не должны ограничиваться формально-юридическим анализом. Применительно к науке уголовного права в этом плане традиционно выделяют такие ее взаимосвязанные направления, как уголовно- правовая политика, уголовно-правовая догматика и уголовно-правовая социология. Диссертационное исследование Ф. В. Грушина демонстрирует аналогичный подход в науке уголовно-исполнительного права, и это дополнительно свидетельствует об ак- туальности избранной им темы. Научная новизна работы определяется прежде всего тем обстоятельством, что это первое обстоятельное монографическое исследование на стыке уголовно-испол- нительной политики, уголовно-исполнительной догматики и уголовно-исполнитель- ной социологии, в котором подвергается научному исследованию динамика развития НАУЧНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ 283 уголовно-исполнительного законодательства с момента принятия УИК РФ в 1996 г. На основе проведенного автором факторного анализа предложена прогнозная оценка развития уголовно-исполнительной политики Российской Федерации до 2025 г. (с тре- мя различными сценариями). Научной новизной обладают авторская классификация факторов развития уголовно- исполнительной политики и законодательства, что позволило рассмотреть их в динамике. Работа выполнена на солидном теоретическом фундаменте (свыше 800 источников, включающих в себя, помимо прочего, авторитетные научные труды по философии, по- литологии, экономике, социологии, этике). Несомненной заслугой автора является проведенный им научный анализ свыше 150 проектов федеральных законов в области исполнения уголовных наказаний и вве- дение в научный оборот материалов их обсуждения. Структура диссертации Ф. В. Грушина отвечает поставленным им задачам. Глава I имеет методологическое значение, отражая философские основы системного фак- торного подхода к социальным процессам. В основе построения системы социальных детерминант автор выделяет экономические, социальные, политические и духовные (с. 54). Рассматривая вопрос о факторах, влияющих на процесс правообразования, диссертант раскрывает особенности факторного подхода в отдельных отраслях юри- дической науки, обоснованно отмечая тенденцию конвергенции частного и публично- го права (с. 68). Заслуживают внимания основанные на результатах опроса экспер- тов суждения диссертанта о специфических чертах системного факторного подхода в уголовно-исполнительной политике и уголовно-исполнительном законодательстве (с. 78-80). Нельзя не согласиться с ним и в том, что факторный подход способен играть конструктивную роль при определении основных направлений уголовно-исполнитель- ной деятельности (с. 88). Приведенная им на с. 92-94 классификация факторов имеет самостоятельное научное (и даже методологическое) значение. При анализе механизма влияния системы факторов на развитие уголовно- исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства (гл. 2) Ф. В. Грушин выделяет три стадии: формирование политики, ее установление и реа- лизация. Соответственно этому описывается широкий круг субъектов формирования, установления и реализации уголовно-исполнительной политики (от Президента РФ до отдельных граждан). Вместе с тем диссертант справедливо отмечает, что «именно зако- нодательство выступает ключевой формой выражения политики» (с. 125). Прав автор и в том, что деятельность по реализации уголовно-исполнительной политики превраща- ется в самостоятельный социальный фактор ее формирования и установления (с. 149). Исходя из обоснованного тезиса о том, что уголовно-исполнительная политика как часть государственной политики неизбежно обусловлена политической системой (с. 151), диссертант выявляет интересную взаимосвязь между стабильностью политиче- ской системы и частотой изменений текущего законодательства (с. 154). В свою очередь, непродуманная уголовно-исполнительная политика чревата осложнением политической ситуации в стране (Там же). Интересны, хотя и небесспорны, суждения автора о роли лоббизма в сфере правового регулирования исполнения уголовных наказаний (с. 172). Интеграция Российской Федерации в международное сообщество в середине 90-х годов прошлого века предопределила значимость внешнеполитических факторов развития в уголовно-исполнительной сфере. Рассматривая пути влияния международ- ных стандартов на российское законодательство и практику исполнения наказаний, Ф. В. Грушин освещает конкретные способы имплементации международных норм в отечественное уголовно-исполнительное законодательство (с. 174-178), констатирует тен- денцию сужения сфер сотрудничества России с рядом международных организаций, предлагает конкретные пути активизации этого сотрудничества (с. 189). Особому анали- зу подвергаются проблемы реализации в уголовно-исполнительной системе решений ЕСПЧ и Европейского комитета против пыток (§ 3 гл. 3). Рассматривая в гл. 4 экономические факторы, диссертант со ссылкой на материалы ФСИН России констатирует ряд проблем размещения осужденных в исправительных учреждениях (с. 213), подтверждает свои выводы обращением к истории таких наказа- ний, как арест и принудительные работы (с. 222-223). Заслуживают внимания его су- ждения об изменении сложившейся системы финансирования УИС (с. 230-231). При рассмотрении экономико-географических факторов (§ 2 гл. 4) Ф. В. Грушин главное место обоснованно уделяет масштабу российской территории в контексте необходи- мости поддержания полезных социальных связей осужденных (с. 242-245). Вслед за другими учеными он видит решение проблемы в создании так называемых гибридных и мультирежимных исправительных учреждений (с. 248-249). Автор, безусловно, прав в том, что «современное состояние российской экономики предопределяет выбор в ка- честве базового ориентира для определения уровня жизни осужденных уровень жизни беднейших слоев населения» (с. 264). При этом уровень жизни осужденных включает в себя два компонента: минимально необходимый и обеспечиваемый государством и обеспечиваемый дополнительно самим осужденным (с. 274). Заслуживает поддержки вывод диссертанта о законодательном механизме индексации сумм, разрешенных к расходованию осужденными соразмерно уровню инфляции (Там же). Глава 5 диссертации Ф. В. Грушина посвящена социальным факторам уголовно- исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства, особое вни- мание в ней уделено особенностям обращения с осужденными молодежного возраста (с. 280-285). Отмечаются особенности и недостатки правового статуса осужденных пожилого возраста, женщин, иностранных граждан, инвалидов, а также ВИЧ-инфи- цированных. В § 2 гл. 5 анализируется общее и профессиональное образование осужденных как факторов их последующей ресоциализации. По справедливому замечанию диссертанта, изменение в этой части уголовно-исполнительной политики пока не получило адекват- ного нормативно-правового обеспечения (с. 313). В связи с этим обращается внимание на возможности дистанционного образования. Среди социальных факторов диссертант особое место отводит науке (§ 3 гл. 5). Вслед за другими авторами он обоснованно отмечает противоречивость влияния науки на уголовно-исполнительную политику, когда выработка решений часто грешит волюнта- ризмом и поручается непрофессионалам (с. 327). Познавательный интерес вызывают суждения автора о существующих научных центрах, о преимуществах и недостатках академической и ведомственной уголовно-исполнительной науки (с. 345-349). В § 4 данной главы диссертант анализирует наиболее общие правовые и кримино- логические факторы (система права, межотраслевые взаимосвязи, компетенционный фактор, технико-юридические факторы, преступность). Особое внимание уделяется практике Конституционного Суда Российской Федерации. Как справедливо отмечает автор, «количество юридико-технических просчетов» в сфере исполнения уголовных наказаний практически достигло своей критической массы (с. 362), поэтому не только теоретическое, но и практическое значение имеет проведен- ная им систематизация недостатков действующего УИК РФ с точки зрения юридической техники (с. 363-368). В этом отношении заслуживают внимания указанные в диссерта- ции «коррупциогенные ниши» действующего законодательства (с. 377). Духовные факторы развития уголовно-исполнительной политики и законодательства исследуются в гл. 6. Диссертант, безусловно, прав в том, что сложившаяся десятиле- тиями система средств исправления осужденных, в частности, массовое привлечение их к труду, не отвечает современным реалиям (с. 382-383). Важно, что перспективные направления взаимодействия с религиозными организациями рассматриваются диссер- тантом в контексте проблем борьбы с религиозным экстремизмом (с. 398-400). При этом, как обоснованно пишет Ф. В. Грушин, религиозное просвещение не следует включать в число основных средств исправления осужденных. При рассмотрении правосознания как одного из факторов диссертант отмечает превалирующую роль профессионально- го правосознания в его аксиологическом (ценностном) аспекте (с. 409-410). Духовно- нравственное состояние общества (§ 3 гл. 6) справедливо рассматривается в этом контексте с учетом его противоречивости и даже некоторых сторон «моральной дегра- дации» общества (с. 421). Интересны, хотя и отрывочны, приведенные в диссертации конкретные примеры, свидетельствующие о «роли личности» в развитии УИС (с. 430). В заключении диссертации Ф. В. Грушина (которое, впрочем, частично повторяет ее введение) суммируются основные итоги исследования. Приложения к работе, несо- мненно, имеют самостоятельное научное значение. Использованные автором методы (сравнительно-правовой, исторический, системно- структурный и формально-логический), а также основательность источниковой базы в целом свидетельствует о необходимой степени достоверности и обоснованности полу- ченных автором результатов, значительная часть которых обладает должной новизной. Работа изложена литературным научным языком, ее основные результаты достаточно полно опубликованы в 69 работах автора, в том числе в 30 рецензируемых научных из- даниях, рекомендованных ВАК. В то же время не все положения диссертационного исследования Ф. В. Грушина в рав- ной степени убедительны и не со всеми можно согласиться. Прежде всего это касается авторского понимания самих факторов развития. Он определяет их как обстоятельства, «вследствие которых уголовно-исполнительная политика или уголовно-исполнительное право изменяются либо остаются без изменений (выделено мной. - В. У.)» (с. 17, 100). Однако всякое развитие - это изменения. Факторы, не вызывающие таковых, не могут считаться факторами развития. В названии работы и тексте диссертации говорится о системе факторов. Использо- вание термина «система» объективно требует от автора более четкого обоснования, почему одни обстоятельства подвергаются научному анализу, а другие в данную си- стему не включены. Ведь независимо от вариантов системного подхода большинство ученых едины в том, что всякая система - это конечное множество взаимодействующих между собой необходимых и достаточных элементов, выделенных по определенным критериям. Разумеется, обстоятельств, влияющих на конкретные политические или законодательные решения, чрезвычайно много, но диссертант не пытается обосно- вать рассмотрение выделенных им факторов, по большей части ограничиваясь су- ждениями типа «на наш взгляд», «по нашему мнению», «как представляется». В итоге Ф. В. Грушин лишь упоминает о таких политических факторах, как уголовно-право- вая политика, судебная практика назначения наказаний, хотя не оставляет без при- стального внимания, например, многопартийность, политический режим и т. д. Среди правовых факторов (как разновидности социальных) не рассматриваются состояние и тенденции уголовного законодательства и их очевидное влияние на уголовно- исполнительное. При рассмотрении экономических факторов автор анализирует состояние ВВП, ин- фляцию, уровень жизни населения, которые, безусловно, сказываются в конечном счете на уголовно-исполнительной политике и законодательстве, но оставляет без внима- ния такой фактор, на долгие годы определивший развитие уголовно-исполнительной системы, как переход от огосударствленной планово-распределительной экономики к рыночной, когда исторически сложившееся в СССР массовое «трудовое использо- вание» осужденных стало невозможным, в силу чего «лагерная» система, идеально отвечавшая потребностям экономики тоталитаризма, вошла в глубокий кризис, до кон- ца не преодоленный и поныне. Попытками выхода из него и служат поддерживаемые Ф. В. Грушиным «тюрьмизация» и «гибридизация» исправительных учреждений. К сожалению, диссертант ушел от специального рассмотрения и такого весьма значимого фактора, как научно-технический, ограничиваясь отдельными примерами. Между тем современные научно-технические достижения (информатизация, цифрови- зация, развитие телекоммуникаций, специальных средств, компьютерной психодиагно- стики и т. д.) со всей очевидностью непосредственно и системно влияют на уголовно- исполнительную политику, все больше проникают в законодательство и используются на практике (электронный мониторинг, видеоконференцсвязь, модернизация ИТСОН, дистанционное образование, перевозка осужденных, их электронная регистрация, элек- тронное делопроизводство и т. п.). При рассмотрении механизма (стадий) уголовно-исполнительной политики автор применяет термины «формирование», «установление» и «реализация», относя к ее субъектам на разных стадиях максимально широкий круг участников общественных отношений (от президента до отдельных граждан и даже осужденных). Коль скоро появление новой терминологии должно отражать новое знание, не вполне ясно, чем оправдана замена автором уже существующих и используемых в законодательстве по- нятий «определение политики» (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ применительно к Президенту России), «выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний (Положение о Министерстве юстиции, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313; ст. 60.4, 60.5, 82, 94, 101 УИК РФ)». Среди субъектов «установления» уголовно-исполнительной политики диссертант почему-то не упоминает Минюст России, не объясняя противоречие своей позиции упо- мянутым выше нормативным правовым актам. Столь же неоправданно, на наш взгляд, исключать из числа упомянутых субъектов Государственный совет, на заседании Президиума которого в Вологде в феврале 2009 г. были приняты основополагающие для уголовно-исполнительной системы решения (о них автор все же упоминает на с. 151). Соглашаясь с автором в том, что уголовно-исполнительная политика выражает- ся в директивных и нормативных актах (с. 127), трудно объяснить, почему при анали- зе влияния факторов на эволюцию законодательства диссертант ограничился нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Ведь согласно ч. 1 ст. 2 УИК РФ «уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из на- стоящего Кодекса и других федеральных законов». В этом плане особого внимания заслуживает Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, ис- полняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». По крайней мере, значительная часть его норм (гл. 5) имеет уголовно-исполнительную природу. К тому же дан- ный Закон в целом и его изменения ярко отражают эволюцию современной уголовно- исполнительной политики. Есть и более частные замечания. Так, едва ли прав диссертант в том, что к субъ- ектам реализации уголовно-исполнительной политики относятся осужденные (с. 195). Уголовно-исполнительная политика - это государственная политика в сфере исполне- ния наказаний, а осужденные наказания отбывают. В § 3 гл. 3 рассматривается правоприменительная практика международных орга- низаций». Однако, в отличие от ЕСПЧ, Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП), о котором также говорится в данном параграфе, не наделен правопримени- тельными полномочиями. Выдвигаемые в числе положений, выносимых на защиту, предложения относитель- но наказаний в виде ареста и ограничения свободы, отбываемого в исправительных центрах (с. 23 и др.), ранее уже публиковались в литературе, в том числе в работах ре- цензента (2012, 2013 гг.), и даже частично были предметом обсуждения на Совете по правам человека при Президенте РФ. О последнем сам диссертант упоминает на с. 107. Наконец, категорически нельзя согласиться с суждением автора о том, что, в част- ности, такая культурная ценность, как мультикультурализм, «не находит поддержки в российском обществе», и это проявляется в проводимой государством уголовно- исполнительной политике (с. 448). Россия как государство, в котором проживает свыше 140 наций и народностей, традиционно была многонациональным, многоконфессио- нальным и поэтому мультикультурным государством, и в этом Российское государство всегда черпало и черпает свою силу. Вместе с тем изложенные выше замечания либо являются частными, либо носят дискуссионный характер и могут быть предметом обсуждения в диссертационном со- вете. Они не портят общего положительного впечатления от диссертации Ф. В. Груши- на, в которой на концептуальном уровне проанализированы современные проблемы факторов развития уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства. Содержание диссертации Ф. В. Грушина достаточно полно отражено в многочислен- ных опубликованных работах автора и в автореферате. Диссертация обладает внутрен- ним единством, содержит новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты. На основании изложенного следует прийти к выводу о том, что диссертация «Систе- ма факторов, определяющих развитие уголовно-исполнительной политики и уголовно- исполнительного законодательства» представляет собой научно-квалификационную работу, в которой на основании выполненных автором исследований решена научная проблема, имеющая важное значение для развития уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства. В соответствии с пп. 9-14 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства России от 24 сентября 2013 г. № 842, данная работа отвечает требованиям, предъявляемым к докторским диссертациям, а ее автор - Грушин Федор Владимирович заслуживает при- суждения ученой степени доктора юридических наук по научной специальности 12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.