Text (PDF):
Read
Download
В современных условиях произошло много позитивных перемен в экономике нашей страны, в сознании граждан, в целом изменилась обстановка в государстве, что способствовало выходу страны на международный уровень и принятию ряда международных обязательств, в том числе в сфере исполнения наказаний. В силу этого объективно сложилась такая ситуация, когда государство, уголовно-исполнительная система МВД Республики Казахстан, являясь частью этого общества, а также сами осужденные должны пересмотреть свое отношение к общим проблемам определения наказания, его назначения и исполнения. С целью совершенствования исполнения наказания в Республике Казахстан необходимо: 1. Разработать новую концепцию исполнения наказания. Для эффективной работы с осужденными нужно знать, насколько соответствуют закрепленные в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан (УИК РК) цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан назначению такой важной заключительной стадии правоприменительного процесса, как исполнение наказания. Принятый 5 июля 2014 г. и вступивший в силу 1 января 2015 г. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан - показатель неотвратимости наказания и вместе с тем гуманности государства, основы которой заложены в Конституции страны. Миссия УИК РК направлена на правовую регламентацию эффективного выполнения завершающей стадии правоприменительного процесса - исполнения наказаний в отношении виновных в совершении преступлений. Проблема исполнения наказания является важным в практическом и теоретическом плане этапом противодействия и профилактики преступности. Исполнение наказания предусматривает не только цели наказания, закрепленные в Уголовном (ст. 39) и Уголовно-исполнительном (ст. 4) кодексах Республики Казахстан, но и обеспечение состояния защищенности национальных интересов государства от потенциальных угроз, динамического развития человека и гражданина, общества и государства, то есть национальной безопасности, понятие которой закреплено в Законе Республики Казахстан от 6 января 2012 г. № 527 «О национальной безопасности Республики Казахстан». Учеными совместно с практическими работниками доказано, что процесс исполнения наказания в виде лишения свободы нуждается в дальнейшей модернизации и переосмыслении, поскольку результаты отбывания наказания далеки от желаемых достижений. Еще древнегреческий философ Платон в своих ранних трудах писал, что наказание - благо для преступника, которое способно восстанавливать гармонию в его душе. Он допускал смертную казнь. При этом Платон обращал внимание на законотворческий процесс, отмечал необходимость учитывать человеческое несовершенство, стремиться предупредить преступление, добиваться того, чтобы в результате наказания человек становился лучше. Платон также отмечал личный характер наказания, считал, что оно не должно распространяться на потомков преступника даже в случаях посягательства на государственный порядок [1, c. 19]. Как показывает практика исполнения наказания, осужденный человек после отбытия наказания становится не лучше, а хуже и это происходит, к сожалению, при непосредственном и активном участии сотрудников УИС и под воздействием объективных факторов. Данное положение вызывает справедливую критику в средствах общественной информации, способствует формированию негативного отношения гражданского общества не только к системе исполнения наказания, но и ко всем правоохранительным органам и государству в целом. Проблема заключается в том, что в УИК РК дается излишне расширительное толкование целей и задач исполнения наказания, так как в нем практически продублированы основные цели уголовного наказания, закрепленные в УК РК. Так, в ст. 39 УК РК записано, что наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых уголовных правонарушений как осужденным, так и другими лицами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. В ст. 4 УИК РК определяются цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан. Целями уголовно-исполнительного законодательства являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденных, предупреждение совершения новых уголовных правонарушений как осужденными, так и иными лицами. Задачи уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан: 1) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия; 2) определение средств исправления осужденных; 3) охрана прав и свобод осужденных; 4) оказание помощи осужденным в социальной адаптации. Исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Например, на страницах весьма популярной в Казахстане газеты «Время», отвечая на вопросы корреспондента газеты, региональный директор PRI (Международная тюремная реформа) по Средней Азии Азамат Шамбилов в марте 2017 г. дал весьма негативную оценку нашей уголовно-исполнительной системе, сказав: «Я не верю руководству МВД и КУИС, когда с высоких трибун заявляют, что некоторые колонии соответствуют международным стандартам. Я посетил 25 ведущих стран мира, где изучал опыт их тюремной системы, был в наших зонах и ответственно заявляю: в Казахстане нет таких учреждений! А чтобы они появились, КУИС необходимо вывести из МВД» [2]. Думаем, что правозащитник А. Шамбилов, критикуя деятельность органов, исполняющих наказание, в Казахстане, исходил в первую очередь из требований действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан, где закреплена указанная нами выше заведомо невыполнимая норма. На наш взгляд, речь должна идти только о каре за содеянное, о точном и неукоснительном исполнении назначенного судом от имени государства наказании виновному лицу, а содержание кары, то есть наказания, должно соответствовать тяжести совершенного преступления. Тогда будет обеспечиваться социальная справедливость и превентивная роль уголовного законодательства. В силу этого следует переосмыслить цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан, чтобы привести их в соответствие с реальностью. О необходимости разработки новой концепции развития уголовно-исполнительной системы достаточно убедительно высказался на пленарном заседании Международной научно-практической конференции (Рязань, 28-29 ноября 2018 г.) «Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом» известный российский ученый В. А. Уткин [3, с. 21-28], идеи которого мы полностью поддерживаем и разделяем. 2. Продолжить совершенствование и укрепление материальной базы системы исполнения наказаний, а также создать новые производственные отношения. Выход Казахстана на международную арену требует соблюдения установленных международных стандартов во всех сферах, в том числе и в сфере исполнения наказания. Многочисленные публикации в средствах массовой информации, отчеты и выступления на международных научно-практических конференциях, посвященных проблемам исполнения наказания, ученых, специалистов, сотрудников правоохранительных органов, представителей международных неправительственных организаций, побывавших в зарубежных командировках и посетивших там местные исправительные учреждения, свидетельствуют о разнице в состоянии материальной базы. Кроме того, представляется необходимым коренным образом изменить сложившуюся в период суверенного развития Казахстана систему производственных отношений. Если в СССР при каждом исправительном учреждении создавались мощные производства, позволяющие осужденным работать и зарабатывать деньги, которые не только окупали содержание, но и приносили большую прибыль государственному бюджету, то в настоящее время таких производств нет, а процент трудозанятости осужденных не превышает 25-30 %. Этому способствует отсутствие работы в условиях исправительного учреждения, особенно оплачиваемой, а также плохая организация труда осужденных со стороны администрации исправительных учреждений. В условиях рыночной экономики при правильной организации труда большинство осужденных были бы заняты работой и получали бы заработную плату и, самое главное, видели бы свою дальнейшую перспективу. Есть положительные примеры в данном вопросе у нас в Казахстане, но они носят единичный и экспериментальный характер. Больше таких примеров можно найти в странах дальнего зарубежья, где осужденные, охваченные оплачиваемым трудом, не только обеспечивают себя, но и оказывают финансовую помощь своим родственникам, а по освобождении на счету у них имеются накопления, необходимые для вступления в новую жизнь. Учитывая особую значимость труда в воспитательном процессе с осужденными, необходимо принять ряд срочных мер по повышению уровня их трудоиспользования, который в настоящее время является крайне низким. В этих целях следует изучить вопросы размещения государственных заказов на предприятиях исправительных учреждений, предусмотреть льготное налогообложение на выпускаемую продукцию, льготное кредитование производства, создание необходимых условий для активного привлечения в производство частного капитала и для индивидуальной трудовой деятельности осужденных, обеспечить условия трудовой деятельности, в том числе и оплату труда осужденных в соответствии с трудовым законодательством, освободив их от возмещения средств, затраченных на их содержание, а также предусмотреть увеличение гарантированных отчислений на лицевые счета. Кроме того, следует принять во внимание то, что труд осужденных должен быть добровольным (принудительный труд может быть применен только по решению суда). Участие осужденных в трудовой деятельности обеспечит их социальную реабилитацию, создаст необходимые предпосылки для улучшения условий их содержания, улучшит микроклимат в коллективах осужденных, восстановит социальные связи с внешним миром. Труд осужденных должен способствовать получению ими рабочих профессий и полезных навыков. Основной целью участия осужденных в общественно полезном труде является формирование у них потребности соблюдать нормы, правила и традиции социального общежития. Следует пересмотреть режим содержания для некоторых категорий осужденных, позволяющий им работать на воле при соблюдении определенных условий. Кроме того, необходимо изучать и повсеместно внедрять в практику положительный зарубежный опыт, чтобы осужденный после своего освобождения не становился очередным бременем для государства, а, имея накопления, полученные в период отбывания наказания, легко входил в новую для него жизнь и не возвращался по причине отсутствия средств в криминальную жизнь. Систему производственных отношений было бы целесообразно связать с прогрессивной системой исполнения наказания, а также с требованиями условно-досрочного освобождения, что позитивно сказалось бы на эффективности реализации целей уголовного наказания. 3. Воспитывать нового человека (данное положение касается не только осужденных, но и сотрудников исправительных учреждений). Если обратиться к истории развития суверенного Казахстана, то уголовная политика в первые годы со дня приобретения суверенитета нашей страной вынужденно носила карательный характер. И это не случайно. Разработка Уголовного и Уголовноисполнительного кодексов Республики Казахстан пришлась на вторую половину девяностых годов. Это было очень сложное для страны время. Распад Советского Союза, провозглашение собственного суверенитета, развал социалистического уклада производства и переход к рыночным отношениям, разгул преступности и хаос в экономике. В силу этого действовавшие до принятия УК РК и УИК РК 2014 г. Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан, принятые соответственно 16 июля 1997 г. и 13 декабря 1997 г., введенные в действие с 1 января 1998 г., явились документами переходного периода и были направлены на стабилизацию непростой обстановки в стране. Задача государства в современный период состоит в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить неотвратимость наказания за совершенное преступление, а с другой стороны, сделать данное наказание наиболее справедливым и эффективным, максимально уменьшив социальные последствия как для самого осужденного, так и для государства, в целом не превращая осужденного в изгоя и вечного врага правосудия. Недовольных системой исполнения наказания у нас в стране становится все больше и больше. Так, по данным Комитета уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан, в период суверенного развития Казахстана через исправительные учреждения прошли свыше полутора миллиона человек. Если прибавить к этому числу членов семей осужденных, родственников, друзей, то эта цифра увеличится. Будучи в курсе происходящих нарушений в системе исполнения наказания, они негативно относятся ко всей правоохранительной системе, которую представляют подразделения исполнения наказания, являющиеся структурным звеном МВД РК и представляющие собой всю правоохранительную систему. 4. Обратить особое внимание на социальную реабилитацию осужденных лиц. Исполнение наказания не должно ограничиваться временем нахождения осужденного в исправительном учреждении. Данная работа должна продолжаться и вне исправительного учреждения, после его освобождения. На необходимость совершенствования работы по реабилитации бывших осужденных обратил внимание в своем послании народу Казахстана 29 января 2010 г. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев (Казахстанская правда. 2010. 30 янв.). Им было указано, что у нас в системе наказания штрафы составляют менее 5 %, исправительные работы - 0,4 %, общественные работы - 0 %. Основным же видом наказания является лишение свободы. Никто не занимается реабилитацией освободившихся из мест заключения. В результате они пополняют число преступников. На решение данной проблемы и нацелена социальная реабилитация граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации в Республике Казахстан. Следует отметить, что Указом Президента Республики Казахстан от 8 декабря 2016 г. № 387 «Об утверждении Комплексной стратегии социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации, в Республике Казахстан на 2017-2019 годы» была утверждена Комплексная стратегия социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации, на 2017-2019 годы. Цель комплексной стратегии - создание национальной системы комплексной ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации, условий для ее эффективной реализации, способствующих снижению уровня повторной преступности. В целях реализации названного Указа Правительством Республики Казахстан был утвержден План мероприятий по реализации Комплексной стратегии социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации, в Республике Казахстан на 2017-2019 годы. При дефиците населения и большой территории Казахстана государству надо бороться за каждого своего гражданина, вставшего на преступный путь и осужденного к такому виду наказания, как лишение свободы, и стремиться вернуть его на служение обществу и государству с наименьшими потерями. 5. Совершенствовать действующее уголовное законодательство Республики Казахстан. Многие проблемы исполнения наказания напрямую связаны с содержанием уголовного законодательства Республики Казахстан, поэтому его совершенствование позволит значительно повысить эффективность исполнения наказания. Предлагаем следующие меры по совершенствованию уголовного законодательства Республики Казахстан, которые не только позволят улучшить исполнение наказания, но и дадут возможность сократить количество тюремного населения страны. 1. Следует продолжить работу по дальнейшему максимальному исключению такого вида наказания, как лишение свободы, из отдельных статей Особенной части УК РК за деяния, не представляющие серьезной общественной опасности, заменив его другими видами наказаний, не связанных с изоляцией от общества. 2. Ввести некоторые ограничения на применение такого вида наказания, как лишение свободы, как это сделано в ч. 2 ст. 42 УК РК (исправительные работы не могут быть назначены лицам, признанным нетрудоспособными, не имеющим постоянной работы или обучающимся в учебных заведениях с отрывом от производства), в ч. 3 ст. 45 (арест не назначается несовершеннолетним, беременным женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и выше лет, инвалидам первой и второй группы), в ч. 2 ст. 47 (смертная казнь не назначается лицам, совершившим преступления до восемнадцати лет, женщинам, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет). Например, предусмотреть пункт в ст. 46 УК РК, что лишение свободы не назначается в отношении лиц, достигших пожилого возраста (старше 63 лет), или лиц, не допускавших за период жизни различного рода правонарушений (старше 50 лет), женщин, воспитывающих двух или более детей, несовершеннолетних, совершивших впервые преступления небольшой и средней тяжести, инвалидов первой и второй группы и т. д. Речь не идет о всех совершаемых преступлениях. Сюда не могут подпадать убийства, изнасилования и другие представляющие собой повышенную общественную опасность (терроризм, экстремизм, измена родине, шпионаж и другие). Предусмотреть для указанной категории осужденных создание специализированных учреждений - больниц, санаториев закрытого типа, что позволит значительно снизить нагрузку на подразделения исполнения наказания и повысить эффективность их деятельности. 3. Снизить предельные сроки лишения свободы. Согласно ст. 46 УК РК 2014 г. лишение свободы за совершенные преступления устанавливается от шести месяцев до 15 лет, а за особо тяжкие преступления - до 20 лет либо пожизненно. За неосторожные преступления срок лишения свободы не может превышать 10 лет. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений срок лишения свободы не может превышать 25 лет, а по совокупности приговоров - не более 30 лет. Принимая во внимание многие обстоятельства, связанные с условиями содержания осужденных, с возможностью завершения исправительного процесса в более короткие сроки, с ежегодно нарастающим количеством осужденных, с увеличением затрат на их содержание, а также стремлением Казахстана улучшить индекс тюремного населения страны, считаем целесообразным установить максимальные сроки лишения свободы за совершенные умышленные преступления не свыше 10 лет, за неосторожные преступления - до 5 лет, по совокупности преступлений - до 12 лет и по совокупности приговоров - не более 15 лет. 4. Пересмотреть установленные уголовным законодательством виды наказаний. Тенденции развития современной уголовной политики требуют расширения иных мер уголовно-правового и уголовно-исполнительного воздействия в рамках развития восстановительного правосудия. Одним из резервов в этом направлении является противодействие пенитенциарной преступности, то есть преступности осужденных лиц за совершение уголовных правонарушений (преступлений, уголовных проступков по УК РК), особенно если речь идет о такой категории осужденных, как осужденные за экономические и должностные преступления. Интересным в теоретическом и полезным в практическом плане является предложение теоретической модели российских ученых под научным руководством заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В. И. Селиверстова об организации отбывания лишения свободы осужденными за экономические и должностные преступления [4]. По нашему мнению, было бы эффективнее ввести новые виды наказаний, предусмотренные в ст. 40 УК РК, альтернативные лишению свободы, такие, например, как ссылка и высылка (можно изменить название), в том числе и для осужденных за экономические и должностные преступления, что даст возможность уголовно-исполнительной системе более качественно организовать процесс исполнения наказания. Так, осужденных за экономические или коррупционные преступления направлять не в общие исправительные учреждения на «съедение» уголовным элементам или коррумпированным сотрудникам уголовно-исполнительной системы, этим самым поддерживая криминальный мир, а в какое-либо заброшенное селение, чтобы дать возможность на законной основе создавать для себя благоприятные условия обустройства жилища и в целом укреплять инфраструктуру сельской местности. При таком подходе будет доволен сам осужденный, будет большая выгода выбранному селению, а самое главное, будет обеспечена гуманность уголовного законодательства и реализованы в полном объеме цели уголовного наказания. 5. Пересмотреть порядок условно-досрочного освобождения, установленный в ч. 3 ст. 72 УК РК, то есть сократить сроки фактического отбытия осужденным за преступления небольшой тяжести до 0,5 года, средней тяжести - до 1 года, тяжкие - до 2 лет, особо тяжкие - до 3 лет. Такая замена не означает массового и обязательного освобождения всех осужденных. Речь идет только о той категории осужденных, которая исправилась и не нуждается в дальнейшей изоляции, тем более что в п. 5 ст. 72 УК РК (Условно-досрочное освобождение от уголовного наказания) установлено общее требование, что фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее 6 месяцев. Такой подход даст возможность стимулировать осужденных к исправлению и существенно снизить численность тюремного населения и вместе с тем повысить ответственность сотрудников исправительных учреждений. 6. Расширить применение института условного осуждения (ст. 63 УК РК 2014 г. «Условное осуждение»). Предложенный подход позволит не только обеспечить реализацию целей уголовного наказания, но и повысить эффективность исполнения наказания, тем самым способствуя достижению положительных результатов в противодействии преступности на современном этапе.