LEGAL BASES OF PUBLIC INFLUENCE AS A MEANS OF CON- VICTS CORRECTION IN RUSSIA AND A NUMBER OF COUN- TRIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides a comparative legal analysis of the concept of public influence as a means of convicts correction in Russia and a number of countries (Azerbaijan, Armenia, Belarus, Uzbekistan, etc.). Legal regulation of public influence as the main means of convicts correction, carried out both on the territory of the Russian Federation and in foreign countries, is considered in the study. It is revealed that in our country and the studied States the correction of convicts is understood uniformly. Meanwhile the directions of development of the Russian legislation, taking into account foreign experience in the studied area, are established.

Keywords:
public impact, convicts, correction
Text
Publication text (PDF): Read Download

Согласно ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) общественное воздействие в отношении осужденных выступает одним из основных средств их исправления. В России под понятием «исправление осужденных» принято понимать формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ). Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (ч. 2 ст. 7) данное понятие трактует следующим образом: исправление осужденных - это формирование у них готовности вести правопослушный образ жизни. Белорусский законодатель делает упор на слове «готовность», означающую такое состояние осужденного, при котором он готов извлечь пользу из негативного опыта и вести правопослушный образ жизни по истечении отбывания наказания. При этом общественное воздействие выделяется в качестве основного средства достижения целей уголовной ответственности в процессе ее применения в Республике Беларусь с учетом форм реализации уголовной ответственности, вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан в ст. 7 определяет исправление осужденного как формирование у него правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития. К основным средствам исправления осужденного относится, помимо прочего, общественное воздействие. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Армения вопросу исправления осужденного посвящает главу 3 «Исправление осужденного». В ней в ст. 16 предлагается рассматривать исправление осужденного как формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, правилам и традициям общежития, а также стимулирование правопослушного поведения в целях закрепления и развития у осужденного здорового образа жизни. Достигнуть указанной цели сотрудникам помогает также одно из основных средств исправления - общественное воздействие (ч. 1 ст. 17 УИК Республики Армения), в связи с чем происходит повышение роли общественности в исправительном учреждении. В законодательстве Республики Армения, по сравнению с УИК РФ, появляется дополнительная составляющая исправления осужденного в виде «закрепления и развития у осужденного здорового образа жизни», что позволяет на законодательном уровне воздействовать и больше обращать внимание на его здоровье и образ жизни со стороны как администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, так и самого осужденного (этому аспекту исправительного воздействия особо уделяется внимание в некоторых публикациях [1]). Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики (ч. 1 ст. 8), Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан (ч. 1 ст. 14) и Кодекс по исполнению наказаний Азербайджанской Республики (ч. 8.1 ст. 8) предлагают трактовать исправление осужденного следующим образом - формирование у него правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития (по сути, аналогично российскому подходу). К основным средствам исправления осужденного указанные нормативно-правовые акты также относят общественное воздействие. Кратко проанализировав определение «исправление осужденного», закрепленное в указанных кодексах, можем констатировать, что базовое понятие у всех одно и то же, только одни сократили его до минимума, другие - немного расширили. Что касается основных средств исправления осужденного, то здесь очевидно их единое видение - во всех кодексах присутствует общественное воздействие как средство исправления. Уголовно-исполнительное законодательство России не раскрывает понятие, сущность и содержание общественного воздействия на осужденных, однако прямо или косвенно в отдельных положениях указывает на некоторые формы его проявления - ст. 9, 14, 23, 24, 109, 110, 142 УИК РФ. В науке уголовно-исполнительного права только в последние годы были сделаны попытки на теоретическом уровне сформировать понятие «общественное воздействие на осужденных» [2, с. 146]. Общественное воздействие в целом на территории РФ осуществляется на основании таких нормативно-правовых актов, как Федеральный закон «Об общественных объединениях» и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно ч. 3 ст. 23 УИК РФ общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и порядке, которые установлены законодательством РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 23 УИК РФ для оказания содействия администрации исправительного учреждения в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет. Представляется, что деятельность общественных объединений, помимо прочего, ориентирована на содействие учреждениям и органам, исполняющим наказания, в том числе в решении вопросов спонсорской помощи и налаживании контактов с учреждениями культуры, а напрямую или косвенно влияет на осужденного, тем самым способствуя достижению основной цели - исправлению осужденного в период отбывания наказания. В современных уголовно-исполнительных законах других вышеуказанных государств также нет конкретного определения понятия «общественное воздействие». Интересна ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (УИК РК) «Участие общественности в исправлении осужденных», в ч. 1 которой говорится о том, что в исправлении осужденных могут участвовать попечительские и общественные наблюдательные советы, комитеты родителей осужденных, профессиональные союзы, трудовые коллективы, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, общественные и религиозные объединения, общественные и благотворительные фонды, политические партии, другие организации, а также граждане путем участия: - в мероприятиях по проведению социологических и иных мониторингов; - обсуждении и непосредственно в разработке проектов нормативно-правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний; - предоставлении, распределении и наблюдении за использованием гуманитарной и благотворительной помощи осужденным; - разработке и реализации программ и проектов, направленных на совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы. В ч. 2 ст. 8 УИК РК определено, что лица, указанные в ч. 1 ст. 8 данного Кодекса, не вправе разглашать ставшие им известными сведения о частной жизни осужденного без его согласия под угрозой привлечения к соответствующей ответственности. На наш взгляд, полезным было бы российскому законодателю перенять опыт Республики Казахстан, на законодательном уровне закрепив, в частности, перечень субъектов и способы осуществления общественного воздействия на осужденных. Для России также весьма актуален вопрос об общественном контроле за соблюдением прав осужденных в исправительных учреждениях в контексте реализации общественного воздействия как одного из основных средств исправления осужденных [3, c. 15-20; 4, c. 95-97; 5, c. 217-220]. Представляется, что в российском законодательстве об общественном контроле за соблюдением прав осужденных должны быть всесторонне охвачены основные аспекты взаимодействия субъектов общественного контроля и учреждений УИС, в том числе четко закреплены их конкретные права и обязанности. В силу этого потенциал правового регулирования взаимодействия субъектов общественного контроля и учреждений УИС по-прежнему не исчерпан [6, с. 12]. В связи с этим обратимся к зарубежному опыту. Согласно п. 2.4 ст. 2 приказа № 4-Т министра юстиции Азербайджанской Республики от 25 апреля 2006 г. и решению коллегии Министерства юстиции от 29 декабря 2011 г. «Правила участия общественности в исправлении осужденных и осуществления общественного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания» (далее - Правила) участие общественности в исправлении осужденных и осуществлении общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений обеспечивается Общественным комитетом. Общественный комитет образуется для достижения цели в виде организации участия общественности и неправительственных организаций в исправлении осужденных; много внимания также уделяется осуществлению общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений, занимающихся защитой прав человека, правовым просвещением, образованием, здравоохранением, деятельностью религиозных организаций и их объединений (в состав комитета входят ученые, культурные и общественные деятели и пр.). К основным формам участия в исправлении осужденных, согласно ч. 4.1 Правил, относятся: оказание осужденным содействия в получении общего образования и профессиональной подготовки; оказание содействия в организации досуга осужденных, привлечении их к общественно полезному труду; осуществление в пенитенциарных учреждениях нравственных, правовых, трудовых, физических и иных воспитательных мероприятий; оказание содействия осужденным в реализации права на свободу совести и вероисповедания; оказание правовой помощи осужденным; проведение с осужденными работы по правовому просвещению; организация встреч осужденных с видными деятелями государства, науки, культуры, искусства и спорта; оказание содействия осужденным в организации художественной самодеятельности; организация для осужденных концертов и иных культурных мероприятий; оказание моральной, материальной и иной помощи осужденным и их близким родственникам; оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищного устройства, трудоустройства, медицинского и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации после освобождения от отбывания наказания; оказание помощи в укреплении материально-технической базы пенитенциарных учреждений. Представляется, что в России также осуществляются некоторые из вышеуказанных форм участия в исправлении осужденного, но не в полной мере они закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве и реализуются в исправительных учреждениях, что в целом принижает роль общественного воздействия. Исходя из вышеизложенного хотелось бы отметить, что, кроме сходства в толковании понятий исправления осужденных, общественного воздействия в России и некоторых рассматриваемых государствах, имеются различия в части понимания реализации общественного воздействия как одного из основных средств исправления осужденных. Так, в одних странах общественное воздействие реализуется через общественные комитеты или постоянную работу с религиозными объединениями и общественными организациями, в других - приоритетными являются взаимодействие с правозащитными организациями и работа с близкими родственниками осужденных. Фактически каждое государство таким путем способствует достижению цели исправления осужденных через общественное воздействие. Представляется, что с учетом зарубежного опыта в уголовно-исполнительном и ином законодательстве России необходимо первоначально закрепить перечень субъектов общественного воздействия на осужденных и средств, с помощью которых оно будет осуществляться.
References

1. Skiba A. P. Ispolnenie ugolovnyh nakazaniy v otnoshenii bol'nyh osuzhdennyh: teoretiko-prikladnoe issledovanie : dis. … d-ra yurid. nauk. Ryazan', 2012. 521 s

2. Malikov B. Z. Obschestvennoe vozdeystvie - sredstvo ispravleniya osuzhdennyh i rol' v nem religioznogo aspekta // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2018. T. 14(1-4), № 2. S. 146-151

3. Aleksandrov A. S., Barov Yu. A. Obespechenie rezhima i bezopasnosti v ispravitel'nom uchrezhdenii pri vzaimodeystvii s sub'ektami obschestvennogo kontrolya: postanovka problemy // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2017. № 1(30). S. 15-20

4. Belik V. N. K voprosu ob effektivnosti obschestvennogo kontrolya v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2012. № 5. S. 95-97

5. Gromov V. G. Obschestvennyy kontrol' za deyatel'nost'yu ispravitel'nyh uchrezhdeniy // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2018. № 16-2. S. 217-220

6. Skiba A. P. Vzaimodeystvie sub'ektov obschestvennogo kontrolya i uchrezhdeniy ugolovno-ispolnitel'noy sistemy: problemy pravovogo regulirovaniya // Yurist Yuga Rossii i Zakavkaz'ya. 2015. № 1-2. S. 11-14

7. Skiba, A. P. 2012, Execution of criminal penalties against sick convicts: theoretical and applied research: PhD thesis (Law), Ryazan

8. Malikov, B. Z. 2018, ‘Social influence is a means of convicts correction, and the role of the religious aspect in it’, Penal law, vol. 14(1-4), iss. 2, pp. 146-151

9. Aleksandrov, A. S. & Barov, Yu. A. 2017, ‘Ensuring the regime and security in correctional institutions in interaction with subjects of public control: problem statement’, Bulletin of the Kuzbass Institute, iss. 1(30), pp. 15-20

10. Belik, V. N. 2012, ‘On the issue of public control effectiveness in correctional institutions of the Penal system’, Russian laws: experience, analysis, practice, iss. 5, pp. 95-97

11. Gromov, V. G. 2018, ‘Public control over correctional institutions’ activities’, Actual problems of fight against crimes and other offenses, iss. 16-2, pp. 217-220

12. Skiba, A. P. 2015, ‘Interaction of subjects of public control and institutions of the Penal system: problems of legal regulation’, Lawyer of South Russia and Transcaucasia, iss. 1-2, pp. 11-14


Login or Create
* Forgot password?