Текст (PDF):
Читать
Скачать
Согласно ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) общественное воздействие в отношении осужденных выступает одним из основных средств их исправления. В России под понятием «исправление осужденных» принято понимать формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ). Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (ч. 2 ст. 7) данное понятие трактует следующим образом: исправление осужденных - это формирование у них готовности вести правопослушный образ жизни. Белорусский законодатель делает упор на слове «готовность», означающую такое состояние осужденного, при котором он готов извлечь пользу из негативного опыта и вести правопослушный образ жизни по истечении отбывания наказания. При этом общественное воздействие выделяется в качестве основного средства достижения целей уголовной ответственности в процессе ее применения в Республике Беларусь с учетом форм реализации уголовной ответственности, вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан в ст. 7 определяет исправление осужденного как формирование у него правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития. К основным средствам исправления осужденного относится, помимо прочего, общественное воздействие. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Армения вопросу исправления осужденного посвящает главу 3 «Исправление осужденного». В ней в ст. 16 предлагается рассматривать исправление осужденного как формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, правилам и традициям общежития, а также стимулирование правопослушного поведения в целях закрепления и развития у осужденного здорового образа жизни. Достигнуть указанной цели сотрудникам помогает также одно из основных средств исправления - общественное воздействие (ч. 1 ст. 17 УИК Республики Армения), в связи с чем происходит повышение роли общественности в исправительном учреждении. В законодательстве Республики Армения, по сравнению с УИК РФ, появляется дополнительная составляющая исправления осужденного в виде «закрепления и развития у осужденного здорового образа жизни», что позволяет на законодательном уровне воздействовать и больше обращать внимание на его здоровье и образ жизни со стороны как администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, так и самого осужденного (этому аспекту исправительного воздействия особо уделяется внимание в некоторых публикациях [1]). Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики (ч. 1 ст. 8), Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан (ч. 1 ст. 14) и Кодекс по исполнению наказаний Азербайджанской Республики (ч. 8.1 ст. 8) предлагают трактовать исправление осужденного следующим образом - формирование у него правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития (по сути, аналогично российскому подходу). К основным средствам исправления осужденного указанные нормативно-правовые акты также относят общественное воздействие. Кратко проанализировав определение «исправление осужденного», закрепленное в указанных кодексах, можем констатировать, что базовое понятие у всех одно и то же, только одни сократили его до минимума, другие - немного расширили. Что касается основных средств исправления осужденного, то здесь очевидно их единое видение - во всех кодексах присутствует общественное воздействие как средство исправления. Уголовно-исполнительное законодательство России не раскрывает понятие, сущность и содержание общественного воздействия на осужденных, однако прямо или косвенно в отдельных положениях указывает на некоторые формы его проявления - ст. 9, 14, 23, 24, 109, 110, 142 УИК РФ. В науке уголовно-исполнительного права только в последние годы были сделаны попытки на теоретическом уровне сформировать понятие «общественное воздействие на осужденных» [2, с. 146]. Общественное воздействие в целом на территории РФ осуществляется на основании таких нормативно-правовых актов, как Федеральный закон «Об общественных объединениях» и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно ч. 3 ст. 23 УИК РФ общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и порядке, которые установлены законодательством РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 23 УИК РФ для оказания содействия администрации исправительного учреждения в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет. Представляется, что деятельность общественных объединений, помимо прочего, ориентирована на содействие учреждениям и органам, исполняющим наказания, в том числе в решении вопросов спонсорской помощи и налаживании контактов с учреждениями культуры, а напрямую или косвенно влияет на осужденного, тем самым способствуя достижению основной цели - исправлению осужденного в период отбывания наказания. В современных уголовно-исполнительных законах других вышеуказанных государств также нет конкретного определения понятия «общественное воздействие». Интересна ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (УИК РК) «Участие общественности в исправлении осужденных», в ч. 1 которой говорится о том, что в исправлении осужденных могут участвовать попечительские и общественные наблюдательные советы, комитеты родителей осужденных, профессиональные союзы, трудовые коллективы, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, общественные и религиозные объединения, общественные и благотворительные фонды, политические партии, другие организации, а также граждане путем участия: - в мероприятиях по проведению социологических и иных мониторингов; - обсуждении и непосредственно в разработке проектов нормативно-правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний; - предоставлении, распределении и наблюдении за использованием гуманитарной и благотворительной помощи осужденным; - разработке и реализации программ и проектов, направленных на совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы. В ч. 2 ст. 8 УИК РК определено, что лица, указанные в ч. 1 ст. 8 данного Кодекса, не вправе разглашать ставшие им известными сведения о частной жизни осужденного без его согласия под угрозой привлечения к соответствующей ответственности. На наш взгляд, полезным было бы российскому законодателю перенять опыт Республики Казахстан, на законодательном уровне закрепив, в частности, перечень субъектов и способы осуществления общественного воздействия на осужденных. Для России также весьма актуален вопрос об общественном контроле за соблюдением прав осужденных в исправительных учреждениях в контексте реализации общественного воздействия как одного из основных средств исправления осужденных [3, c. 15-20; 4, c. 95-97; 5, c. 217-220]. Представляется, что в российском законодательстве об общественном контроле за соблюдением прав осужденных должны быть всесторонне охвачены основные аспекты взаимодействия субъектов общественного контроля и учреждений УИС, в том числе четко закреплены их конкретные права и обязанности. В силу этого потенциал правового регулирования взаимодействия субъектов общественного контроля и учреждений УИС по-прежнему не исчерпан [6, с. 12]. В связи с этим обратимся к зарубежному опыту. Согласно п. 2.4 ст. 2 приказа № 4-Т министра юстиции Азербайджанской Республики от 25 апреля 2006 г. и решению коллегии Министерства юстиции от 29 декабря 2011 г. «Правила участия общественности в исправлении осужденных и осуществления общественного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания» (далее - Правила) участие общественности в исправлении осужденных и осуществлении общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений обеспечивается Общественным комитетом. Общественный комитет образуется для достижения цели в виде организации участия общественности и неправительственных организаций в исправлении осужденных; много внимания также уделяется осуществлению общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений, занимающихся защитой прав человека, правовым просвещением, образованием, здравоохранением, деятельностью религиозных организаций и их объединений (в состав комитета входят ученые, культурные и общественные деятели и пр.). К основным формам участия в исправлении осужденных, согласно ч. 4.1 Правил, относятся: оказание осужденным содействия в получении общего образования и профессиональной подготовки; оказание содействия в организации досуга осужденных, привлечении их к общественно полезному труду; осуществление в пенитенциарных учреждениях нравственных, правовых, трудовых, физических и иных воспитательных мероприятий; оказание содействия осужденным в реализации права на свободу совести и вероисповедания; оказание правовой помощи осужденным; проведение с осужденными работы по правовому просвещению; организация встреч осужденных с видными деятелями государства, науки, культуры, искусства и спорта; оказание содействия осужденным в организации художественной самодеятельности; организация для осужденных концертов и иных культурных мероприятий; оказание моральной, материальной и иной помощи осужденным и их близким родственникам; оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищного устройства, трудоустройства, медицинского и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации после освобождения от отбывания наказания; оказание помощи в укреплении материально-технической базы пенитенциарных учреждений. Представляется, что в России также осуществляются некоторые из вышеуказанных форм участия в исправлении осужденного, но не в полной мере они закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве и реализуются в исправительных учреждениях, что в целом принижает роль общественного воздействия. Исходя из вышеизложенного хотелось бы отметить, что, кроме сходства в толковании понятий исправления осужденных, общественного воздействия в России и некоторых рассматриваемых государствах, имеются различия в части понимания реализации общественного воздействия как одного из основных средств исправления осужденных. Так, в одних странах общественное воздействие реализуется через общественные комитеты или постоянную работу с религиозными объединениями и общественными организациями, в других - приоритетными являются взаимодействие с правозащитными организациями и работа с близкими родственниками осужденных. Фактически каждое государство таким путем способствует достижению цели исправления осужденных через общественное воздействие. Представляется, что с учетом зарубежного опыта в уголовно-исполнительном и ином законодательстве России необходимо первоначально закрепить перечень субъектов общественного воздействия на осужденных и средств, с помощью которых оно будет осуществляться.