MONITORING THE LEVEL OF SOCIAL TENSION AMONG CONVICTS AS AN ELEMENT OF THE CRIME PREVENTION SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The characteristics of the crime by convicts in correctional institutions and the role of emotions in the mechanism of criminal behavior of convicts are considered in the article. The authors conclude that monitoring the level of emotional tension will prevent convicts’ criminality in prison. It is proposed to include penitentiary mediation in the system of crime prevention in correctional institutions.

Keywords:
convicts, criminality, correctional institutions, emotional stress, mediation, crime prevention
Text
Text (PDF): Read Download

Согласно статистическим данным на 1 августа 2019 г. в учреждениях уголовно-испол- нительной системы отбывали наказания 540 567 осужденных. По информации ФСИН России, общее количество зарегистрированных преступлений в местах лишения сво- боды за 2018 г. (913 преступлений) возросло по сравнению с 2017 г. на 4,7 %, а уровень преступности среди осужденных повысился на 7,1 % (Официальный сайт ФСИН России. URL : http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS). Следует отметить, что высокая латентность преступности в местах лишения свободы связана с недостатками в системе оценки показателей работы ИУ: чем больше престу- плений регистрируется, тем ниже оценивается работа [1, с. 647]. Гуманизация уголовного законодательства привела к концентрации в местах лише- ния свободы лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Таких осужден- ных в настоящее время более 80 % от общей численности. Растет количество случаев применения насилия в отношении сотрудников УИС. В 2018 г. выявлено 175 таких слу- чаев, причинен вред здоровью 55 сотрудников. Возбуждено 249 уголовных дел, в том числе: 178 - за дезорганизацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, 61 - за оскорбление сотрудников, 8 - за применение насилия в отношении представителя власти (На расширенном заседании коллегии ФСИН России подведены итоги деятельности уголовно-исполнительной системы в 2018 г. URL : http://prisonlife.ru). Кроме того, в уголовно-исполнительной системе уже давно существует практика реагирования на чрезвычайные происшествия криминального характера, к которым относятся массовые беспорядки осужденных, захваты заложников, убийства. В этих учреждениях после служебных расследований выявляется масса недостатков, и, как правило, руководители ИУ освобождаются от занимаемых должностей. Зная о таких возможных последствиях, начальники ИУ регистрируют только те преступления, кото- рые невозможно укрыть. Какие преступления труднее всего укрыть? Побеги и тяжкие преступления против личности. Если большинство побегов можно предупреждать с помощью мер оперативно- режимного характера, то профилактика преступлений против личности в ИУ возможна также с помощью медиации. В 2018 г. в ИУ совершено организованными группами или сопряженных с применени- ем насилия, опасного для жизни и здоровья, 13 преступлений (рост в 2,2 раза); на фоне снижения в 2,5 раза числа убийств и покушений на убийство (22 против 9), в 4 раза вы- росло число причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевшего, - 4 против 16 (Официальный сайт ФСИН России. URL : http://xn--h1akkl.xn--p1ai/statistics). Большинство насильственных перступлений, совершаемых осужденными в ИУ, носит сильную эмоциональную окраску. Какие виды эмоций порождаются в исправительном учреждении: страх, злость, бес- покойство, отчаяние? Насколько важны эти эмоции для осужденного, чтобы он смог управлять их резкими негативными проявлениями? Тот факт, что осужденные часто «носят маски» и косвенно выражают свои эмоции, объясняет малое количество иссле- дований в научной литературе на этот счет, в то время как изучение этих эмоций спо- собствует снижению уровня агрессии в тюрьмах. Эмоции - это не только реакция на события, но и процесс оценки поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущение и восприятие ко- дируют в форме субъективных образов. У каждого субъекта они свои, как и уровень восприятия и мироощущение. Высокая эмоциональная напряженность изменяет характер познавательной деятель- ности, которая начинает определяться доминирующими эмоциональными переживани- ями, а не объективными условиями ситуации. Например, при страхе они сосредоточи- ваются на предвосхищении угрозы, поиске путей ее избегания. Дальнейшее усиление интенсивности эмоционального переживания приводит к ограничению и нарушению процессов познания и регуляции деятельности, вплоть до разрушения [2, с. 4]. Конфликт между осужденными, случившийся 9 сентября 2019 г. в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, является ярким подтверждением доминирующих эмоциональных переживаний, характеризующихся нарастанием напряжения и неиз- бежностью столкновения. В итоге драки - причинение тяжкого вреда здоровью осу- жденного, которому потребовалась скорая медицинская помощь и трепанация черепа (В Угличской ИК-3 произошла драка между осужденными. URL : https://yarcube.ru/news/ proisshestvija/94555.php). Другой пример отсутствия взаимной обратной связи между администрацией и осу- жденными и низкой сознательной регуляции последнего является конфликт преступ- ника в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области с сотрудником учреждения. Неоднократные требования администрации соблюдать дисциплину (осужденный выно- сил еду из столовой) он игнорировал, после чего его поместили в штрафной изолятор (В ИК Шексны заключенный устроил дебош. URL : https://onlinevologda.ru/news/incidents/ in-the-penal-colony-sheksna-prisoner-staged-a-riot-and-got-in-another-4-years). Разрешился ли конфликт, разобрались ли стороны в своих эмоциях и требованиях или снова лишь подавили негативный порыв, де-факто усиливая эмоциональное напряжение? На наш взгляд, большинство совершаемых в ИУ насильственных преступлений - результат конфликта, который в рамках сжатого пространства, жестких условий и пол- ного отсутствия диалога перерос в преступление. Это преступление - лишь вершина айсберга, подводная часть которого - латентные нарушения закона. Следовательно, основная проблема большинства совершаемых в исправительном учреждении пре- ступлений - возрастающая эмоциональная напряженность, обусловленная психоло- гическими, социокультурными, профессиональными и иными факторами и требующая анализа, учета и контроля. Это подтверждают события, произошедшие в Ярославской ИК-1, где 26 сентября 2019 г. в массовой драке приняли участие несколько сотен осу- жденнных. Конфликт возник на почве «внезапно возникших неприязненных отношений» между двумя осужденными (Побоище в ярославской колонии охватило сотни человек. URL : https://www.vazhno.ru/a/29631/20190926/smi-poboishe-v-yaroslavskoj-kolonii-ohvatilo- sotni-chelovek/ab-intext). С целью профилактики преступлений нами предлагается проводить мониторинг уров- ня социальной напряженности среди осужденных в местах лишения свободы. Пред- ставляется, что вся работа будет разделена на несколько взаимосвязанных ступеней. Логично было бы начать с деятельности психолога учреждения, который «курирует» психоэмоциональную сферу отбывающих наказание преступников. Помимо выполнения основных обязанностей, на наш взгляд необходимо в рамках мониторинга проводить тесты в каждой группе (отряде, бригаде) на определение типа темперамента отдельно взятого преступника (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник) и на основании по- лученных данных вести учет склонных к агрессии типов. Вместе с тем, используя ме- тод наблюдения, будет легче определить траекторию поведения осужденных: как они реагируют на замечания и требования администрации, насмешки и похвалу окружаю- щих, относятся к своему прошлому и настоящему. Имея достаточно полную картину эмоциональной жизни осужденного, можно раскрыть характерные черты его личности, что, в свою очередь, поможет правильно построить процесс ресоциализации учебной и воспитательной работы, организовать его быт. Разделение по типу темперамента позволит выбрать интеграционный подход к ре- ферентным группам, доносить нужную информацию, сдерживать и контролировать поведение. Однако это не будет панацеей от происходящих негативных реакций осужденных на «систему». В условиях мест лишения свободы у осужденных снижаются возможности удовлетворения разнообразных потребностей. Это обусловливает опреде- ленную недостаточность их эмоциональной сферы и даже эмоциональную ущербность, и психолог, который призван помочь осужденным физически, не сможет эмоционально стабилизировать состояние каждого в исправительной колонии. Для эффективного практического применения типологического разделения, по нашему мнению, необхо- димо участие медиаторов. Процесс регулирования эмоциональной напряженности включает в себя не только первостепенное определение характера личности, но и дальнейшую психологическую и медиаторскую работу с отдельно взятыми типами: организация тренингов, коуч- семинаров, обучение построению диалога и главное - проведение переговоров с кон- фликтующими осужденными. Невозможно говорить об исправлении и о превенции преступлений исходя лишь из психологического аспекта работы. За кадром остается межличностное общение, из-за отсутствия которого происходит дестабилизация. Осужденные не умеют договаривать- ся между собой, добиваться цели без применения насилия. Возникает другая проблема - проблема легального доступа медиаторов в исправи- тельное учреждение и их работа на постоянной основе, то есть кураторство. Отсутствие законодательного закрепления пенитенциарной медиации - огромный пробел в совре- менном российском правовом и практическом поле. Это значительный сдерживающий фактор для акселерации процесса внедрения положительных изменений в тюремную среду, хотя де-факто этот вид медиации активно пробивает себе путь в России. Следующая ступень в мониторинговой работе - ведение «дневника отряда» началь- никами, в котором следует изложить расписание дня, вкратце описать день, настроение «толпы» и особо отличившихся за день (как в негативном, так и в положительном ключе), если таковые имеются, результаты проведенных работ, наблюдения за поведением от- дельно взятых преступников, динамику эмоций. Это полезно для самого наблюдающего в случае внезапного возникновения эмоциональных проявлений. Предыдущие исследования подтверждают, что исправительные учреждения явля- ются эмоционально опасными местами, где успешная адаптация осужденного зависит, в частности, от его способности «откалибровать» свои эмоции и продемонстрировать в какой-то степени гибкость. За время пребывания в исправительном учреждении на фоне тюремной субкультуры, «авторитетных мнений», обычаев и традиций личность субъекта и эмоции изменяются. В заключение следует отметить, что в систему профилактики преступлений осу- жденных в ИУ целесообразно и возможно включение пенитенциарной медиации. На наш взгляд, такая система профилактики могла бы состоять из следующих элементов: Мониторинг уровня эмоциональной напряженности среди осужденных. Осуществление контроля за оперативной обстановкой в учреждении со стороны оперативных аппаратов ИУ. Выявление и постановка на учет лиц, склонных к нарушениям режима. Обеспечение усиленного надзора за подучетным элементом. Выявление осужденных, предрасположенных к созданию конфликтных ситуаций. Создание психологического портрета осужденного-конфликтера. Выработка пси- хологами рекомендаций по работе с этими лицами. Оперативное сопровождение длящихся и вновь возникающих конфликтов. Подключение медиаторов к урегулированию конфликтов. Применение мер дисциплинарного воздействия к виновникам конфликта - нару- шителям режима. Применение процедур восстановительной медиации в отношении осужден- ных-конфликтеров. Несомненно, использование перечисленных элементов - это кропотливая и систе- матическая работа с осужденными, однако это единственный на данный момент путь к исправлению сложившейся ситуации. Необходимыми рычагами в достижении целей наказания должны стать не физическое принуждение или кара, а обращение к исто- кам человеческого сознания, к психологии личности и способам влияния на поведение индивида, помощь в осознании последствий содеянного. Именно на этом базируются предлагаемые нами элементы профилактики преступлений в ИУ. Мы фокусируемся на трансформации насильственного подхода к профилактике пре- ступлений осужденных в местах лишения свободы и выступаем за начало интерактив- ных мероприятий с осужденными. Отсутствие переговоров и обратной связи в любой работе приводит к недопониманию и конфликтам, новым преступлениям, рецидиву. Если мы хотим, чтобы человек понимал опасность своего поведения и брал на себя ответственность за содеянное, следует помочь ему в этом. Такой путь выстраивается к каждому отдельно на основании категоризации групп осужденных по психологическо- му типу личности, что позволит запустить процесс оказания эмоциональной помощи и снизить уровень конфликтности среди осужденных, предупредить совершение новых преступлений.
References

1. Kriminologiya : ucheb. dlya yurid. vuzov / pod obsch. red. A. I. Dolgovoy. M. : NORMA, 1999. 779 s

2. Dmitriev Yu. A., Kazak B. B. Penitenciarnaya psihologiya : uchebnik. Rostov n/D : Feniks, 2007. 681 s

3. Dolgova, A. I. 1999, Criminology, INFRA-M-NORMA, Moscow

4. Dmitriev, Yu. A. & Kazak, B. B. 2007, Penitentiary psychology, Phoenix, Rostov-on-Don


Login or Create
* Forgot password?