PUBLIC CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM: SOME ISSUES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the role of public control over the activities of institutions of the penal system through its tasks, principles, and legal regulation. The subjects of public control (public supervisory commissions, public councils, etc.) are determined, the effectiveness of their activities in the field of ensuring the rights of persons in places of forced detention is also considered.

Keywords:
obschestvennyy kontrol', obschestvennye nablyudatel'nye komissii, mesta prinuditel'nogo soderzhaniya, ugolovno-ispolnitel'naya sistema, obschestvennyy sovet
Text
Publication text (PDF): Read Download

Институт общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы (УИС) прошел большой путь становления и закрепления в государственном механизме. На протяжении долгого времени он претерпевал существенные изменения, однако в последние годы достиг наиболее действенной формы. Благодаря пройденным этапам возникновения, становления и развития общественного контроля политика УИС на сегодняшний день направлена на реформирование организации обеспечения прав осужденных, что проявляется в процессе гуманизации исполнения наказаний и привлечении внимания как можно большего числа представителей общественности к существующим проблемам. В Федеральном законе от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. В свою очередь, общественный контроль за деятельностью УИС - это деятельность конкретных граждан и их объединений по обеспечению законности и соблюдению прав лиц, содержащихся в исправительных колониях и иных учреждениях УИС. Он организуется для соблюдения законности, обеспечения гласности и осуществления контроля за беспристрастностью и справедливостью принимаемых администрацией учреждения решений в отношении содержащихся лиц. Согласно ст. 14 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (МПС) осуществляют общественные наблюдательные комиссии (ОНК). В ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее - Федеральный закон об общественном контроле) закреплены следующие задачи ОНК: - осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в МПС, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована ОНК; - подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля; - содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Отсюда следует, что ОНК обеспечивают контроль за соблюдением законности, точным исполнением правовых предписаний и обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в МПС. К их компетенции также относится рассмотрение заявлений, жалоб и предложений лиц, находящихся в исправительных колониях и иных учреждениях УИС, подготовка решений по итогам проведения контрольных мероприятий и осуществление помощи исправительным учреждениям в создании прочной производственной базы, обеспечении и организации трудовой, социально-бытовой и культурно-массовой работы с осужденными. Принципы ОНК регламентированы в ст. 4 Федерального закона об общественном контроле. К ним относятся: приоритет прав человека, добровольность, равноправие, объективность, законность, а также недопустимость вмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, медицинскую деятельность, в том числе в проведение психиатрического освидетельствования и судебно-психиатрических экспертиз, недопустимость разглашения без письменного согласия лица, находящегося в МПС, или его законного представителя сведений, составляющих врачебную тайну. Вышеперечисленные принципы не являются исчерпывающими, они могут быть дополнены в зависимости от определенной формы контроля. Тем не менее приведенный перечень является основополагающим при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав лиц, содержащихся в МПС. С учетом определенного уровня регламентации общественный контроль может быть эффективным и востребованным в области обеспечения прав и интересов лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Возможная безвозмездность деятельности и проявление инициативы субъектов общественного контроля является результатом их личного желания участвовать в организации исполнения наказаний, ввиду чего закрепляется их право на рассмотрение государственными органами выдвинутых ими предложений. Отсюда возникает стремление на законодательном уровне более четко закрепить данную общественно полезную деятельность [1, с. 43]. Отметим, что Федеральный закон об общественном контроле и другие нормативные правовые акты акцентируют внимание только на некоторых аспектах осуществления общественного контроля, что, например, выражается в отсутствии определения полного перечня его субъектов. В юридической литературе под субъектами общественного контроля подразумевают негосударственные органы, осуществляющие общественный контроль за соблюдением прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, и ориентированные на соблюдение законности и повышение эффективности деятельности сотрудников МПС, обеспечение выполнения ими обязанностей, предупреждение и выявление нарушений законности в их деятельности, а также достижение целей уголовно-исполнительного законодательства [2, с. 67]. В ст. 3 Федерального закона об общественном контроле говорится о том, что правовое регулирование в области общественного контроля осуществляется в том числе в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» и иными федеральными законами и подзаконными актами. Тем самым условно добавляются такие субъекты, как Уполномоченный по правам человека в РФ, Общественная палата РФ и указанные органы в субъектах РФ. В свою очередь, А. П. Скиба относит к субъектам общественного контроля в МПС общественные организации, функционирующие при органах исполнительной власти. Так, при ФСИН России, МВД России и других федеральных органах, а также их территориальных подразделениях действуют соответствующие общественные советы [3, с. 113]. К субъектам общественного контроля в МПС также относят: международные неправительственные организации; совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ; религиозные организации; попечительские и иные советы соответствующих органов исполнительной власти, в ведении которых находятся МПС; родительские комитеты при воспитательных колониях, попечительские советы при ИУ; комитеты солдатских матерей и др. [2, с. 68]. Между тем нередко названные общественные организации в сфере обеспечения прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС, не объединяются друг с другом для достижения общих целей и не работают сообща, вследствие чего, безусловно, снижается эффективность и результативность осуществления общественного контроля. Религиозные организации также оказывают соответствующее воздействие на лиц, находящихся в МПС, но при этом деятельность названных субъектов надлежаще нормативно не урегулирована. Порядок взаимодействия членов ОНК с территориальными органами УИС, процедура посещения МПС, а также организация деятельности ОНК отчасти регламентируется приказом ФСИН России от 28 ноября 2008 г. № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий». Сначала членам ОНК необходимо сообщить в соответствующий территориальный орган УИС о дате, времени и наименовании учреждения для посещения, затем уточнить обстоятельства, в силу которых член ОНК не может посетить данное учреждение (данный перечень указан в Федеральном законе об общественном контроле, например, если в учреждении содержится его близкий родственник и т. п.). После проведения этих действий члены ОНК допускаются на территорию учреждения, но обязательно при предъявлении мандата установленного образца и документа, удостоверяющего их личность. Жалобы и заявления подозреваемых, обвиняемых и осужденных принимаются и оформляются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. Таким образом, члены ОНК помогают выявлять нарушения в отношении лиц, содержащихся в МПС, тем самым активно содействуя сотрудникам УИС в обеспечении прав, свобод и законных интересов осужденных лиц. Кроме того, для более эффективного обеспечения прав осужденных при ФСИН России действует Общественный совет, как и при некоторых территориальных органах УИС. Эффективность взаимодействия общественных советов при территориальных органах ФСИН России и ОНК в субъектах РФ заключается в слаженности и достижении общих целей и задач, в том числе реализации социальных проектов, которые направлены на ресоциализацию лиц, находящихся в МПС. Усилиями указанных субъектов общественного контроля, помимо прочего, организовываются творческие выставки, предоставляется осужденным художественная литература и др. Названные организации также помогают в трудовой адаптации и повышении квалификации осужденных, их ресоциализации. Деятельность же религиозных конфессий в учреждениях УИС, в свою очередь, направлена на духовно-нравственное воспитание осужденных. Так, в Самарской области с января по июль 2020 г. членами ОНК осуществлено лишь 5 выездов в МПС по заявлениям, жалобам подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а за три последних года ими не было выявлено ни одного нарушения, что свидетельствует о надлежащем уровне профессиональной подготовки сотрудников УИС. Таким образом, общественный контроль является актуальным и востребованным в области обеспечения прав и интересов лиц, содержащихся в МПС.
References

1. Zin'kov E. N. Pravovoe regulirovanie obschestvennogo kontrolya za obespecheniem prav i zakonnyh interesov lic, soderzhaschihsya v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. 2020. № 2(38). S. 43-46 @@Zin’kov, E. N. 2020, ‘Legal regulation of public control over ensuring the rights and legitimate interests of persons placed in institutions of the penal system’, Bulletin of the Samara Law Institute, iss. 2(38), pp. 43-46.

2. Maloletkina N. S., Skiba A. P. Obschestvennyy kontrol' za deyatel'nost'yu ugolovnoispolnitel'noy sistemy: predmet i vidy sub'ektov // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. 2020. № 2(38). S. 67-69 @@Maloletkina, N. S. & Skiba, A. P. 2020, ‘Public control over the penal system’s activities: subject and types of subjects’, Bulletin of the Samara Law Institute, iss. 2(38), pp. 67-69.

3. Skiba A. P. K voprosu o perechne sub'ektov obschestvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu mest prinuditel'nogo soderzhaniya i effektivnosti ego osuschestvleniya // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2013. № 4. S. 113-115 @@Skiba, A. P. 2013, ‘On the issue of the list of subjects of public control over the activities of forced detention places and the effectiveness of its implementation’, Man: crime and punishment, iss. 4, pp. 113-115.


Login or Create
* Forgot password?