Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Институт общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы (УИС) прошел большой путь становления и закрепления в государственном механизме. На протяжении долгого времени он претерпевал существенные изменения, однако в последние годы достиг наиболее действенной формы. Благодаря пройденным этапам возникновения, становления и развития общественного контроля политика УИС на сегодняшний день направлена на реформирование организации обеспечения прав осужденных, что проявляется в процессе гуманизации исполнения наказаний и привлечении внимания как можно большего числа представителей общественности к существующим проблемам. В Федеральном законе от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. В свою очередь, общественный контроль за деятельностью УИС - это деятельность конкретных граждан и их объединений по обеспечению законности и соблюдению прав лиц, содержащихся в исправительных колониях и иных учреждениях УИС. Он организуется для соблюдения законности, обеспечения гласности и осуществления контроля за беспристрастностью и справедливостью принимаемых администрацией учреждения решений в отношении содержащихся лиц. Согласно ст. 14 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (МПС) осуществляют общественные наблюдательные комиссии (ОНК). В ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее - Федеральный закон об общественном контроле) закреплены следующие задачи ОНК: - осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в МПС, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована ОНК; - подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля; - содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Отсюда следует, что ОНК обеспечивают контроль за соблюдением законности, точным исполнением правовых предписаний и обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в МПС. К их компетенции также относится рассмотрение заявлений, жалоб и предложений лиц, находящихся в исправительных колониях и иных учреждениях УИС, подготовка решений по итогам проведения контрольных мероприятий и осуществление помощи исправительным учреждениям в создании прочной производственной базы, обеспечении и организации трудовой, социально-бытовой и культурно-массовой работы с осужденными. Принципы ОНК регламентированы в ст. 4 Федерального закона об общественном контроле. К ним относятся: приоритет прав человека, добровольность, равноправие, объективность, законность, а также недопустимость вмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, медицинскую деятельность, в том числе в проведение психиатрического освидетельствования и судебно-психиатрических экспертиз, недопустимость разглашения без письменного согласия лица, находящегося в МПС, или его законного представителя сведений, составляющих врачебную тайну. Вышеперечисленные принципы не являются исчерпывающими, они могут быть дополнены в зависимости от определенной формы контроля. Тем не менее приведенный перечень является основополагающим при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав лиц, содержащихся в МПС. С учетом определенного уровня регламентации общественный контроль может быть эффективным и востребованным в области обеспечения прав и интересов лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Возможная безвозмездность деятельности и проявление инициативы субъектов общественного контроля является результатом их личного желания участвовать в организации исполнения наказаний, ввиду чего закрепляется их право на рассмотрение государственными органами выдвинутых ими предложений. Отсюда возникает стремление на законодательном уровне более четко закрепить данную общественно полезную деятельность [1, с. 43]. Отметим, что Федеральный закон об общественном контроле и другие нормативные правовые акты акцентируют внимание только на некоторых аспектах осуществления общественного контроля, что, например, выражается в отсутствии определения полного перечня его субъектов. В юридической литературе под субъектами общественного контроля подразумевают негосударственные органы, осуществляющие общественный контроль за соблюдением прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, и ориентированные на соблюдение законности и повышение эффективности деятельности сотрудников МПС, обеспечение выполнения ими обязанностей, предупреждение и выявление нарушений законности в их деятельности, а также достижение целей уголовно-исполнительного законодательства [2, с. 67]. В ст. 3 Федерального закона об общественном контроле говорится о том, что правовое регулирование в области общественного контроля осуществляется в том числе в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» и иными федеральными законами и подзаконными актами. Тем самым условно добавляются такие субъекты, как Уполномоченный по правам человека в РФ, Общественная палата РФ и указанные органы в субъектах РФ. В свою очередь, А. П. Скиба относит к субъектам общественного контроля в МПС общественные организации, функционирующие при органах исполнительной власти. Так, при ФСИН России, МВД России и других федеральных органах, а также их территориальных подразделениях действуют соответствующие общественные советы [3, с. 113]. К субъектам общественного контроля в МПС также относят: международные неправительственные организации; совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ; религиозные организации; попечительские и иные советы соответствующих органов исполнительной власти, в ведении которых находятся МПС; родительские комитеты при воспитательных колониях, попечительские советы при ИУ; комитеты солдатских матерей и др. [2, с. 68]. Между тем нередко названные общественные организации в сфере обеспечения прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС, не объединяются друг с другом для достижения общих целей и не работают сообща, вследствие чего, безусловно, снижается эффективность и результативность осуществления общественного контроля. Религиозные организации также оказывают соответствующее воздействие на лиц, находящихся в МПС, но при этом деятельность названных субъектов надлежаще нормативно не урегулирована. Порядок взаимодействия членов ОНК с территориальными органами УИС, процедура посещения МПС, а также организация деятельности ОНК отчасти регламентируется приказом ФСИН России от 28 ноября 2008 г. № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий». Сначала членам ОНК необходимо сообщить в соответствующий территориальный орган УИС о дате, времени и наименовании учреждения для посещения, затем уточнить обстоятельства, в силу которых член ОНК не может посетить данное учреждение (данный перечень указан в Федеральном законе об общественном контроле, например, если в учреждении содержится его близкий родственник и т. п.). После проведения этих действий члены ОНК допускаются на территорию учреждения, но обязательно при предъявлении мандата установленного образца и документа, удостоверяющего их личность. Жалобы и заявления подозреваемых, обвиняемых и осужденных принимаются и оформляются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. Таким образом, члены ОНК помогают выявлять нарушения в отношении лиц, содержащихся в МПС, тем самым активно содействуя сотрудникам УИС в обеспечении прав, свобод и законных интересов осужденных лиц. Кроме того, для более эффективного обеспечения прав осужденных при ФСИН России действует Общественный совет, как и при некоторых территориальных органах УИС. Эффективность взаимодействия общественных советов при территориальных органах ФСИН России и ОНК в субъектах РФ заключается в слаженности и достижении общих целей и задач, в том числе реализации социальных проектов, которые направлены на ресоциализацию лиц, находящихся в МПС. Усилиями указанных субъектов общественного контроля, помимо прочего, организовываются творческие выставки, предоставляется осужденным художественная литература и др. Названные организации также помогают в трудовой адаптации и повышении квалификации осужденных, их ресоциализации. Деятельность же религиозных конфессий в учреждениях УИС, в свою очередь, направлена на духовно-нравственное воспитание осужденных. Так, в Самарской области с января по июль 2020 г. членами ОНК осуществлено лишь 5 выездов в МПС по заявлениям, жалобам подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а за три последних года ими не было выявлено ни одного нарушения, что свидетельствует о надлежащем уровне профессиональной подготовки сотрудников УИС. Таким образом, общественный контроль является актуальным и востребованным в области обеспечения прав и интересов лиц, содержащихся в МПС.