Text (PDF):
Read
Download
Действующее уголовно-исполнительное законодательство предусматривает при определенных обстоятельствах введение в исправительных учреждениях режима осо- бых условий (ст. 85 УИК РФ). Установление такого режима самым непосредственным образом сказывается на правовом положении осужденных. В указанных условиях це- лый ряд их прав и законных интересов могут быть ограничены. Значительное количе- ство ограничений имеет место в сфере материально-бытовых интересов осужденных, в наиболее чувствительной для них сфере. Эти вопросы превалируют в деятельности субъектов правозащиты в директивных документах. В 2020 г. по сравнению с предыду- щим годом количество жалоб со стороны лиц, содержащихся в следственных изоляторах, исправительных учреждениях, в адрес Уполномоченного по правам человека в Россий- ской Федерации увеличилось соответственно на 24,8 % (1294) и на 7,5 % (2396) [1]. Такая динамика имеет место на протяжении ряда лет [2]. Приоритетными целями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-Р (далее - Концепция), являются обеспечение прав осужденных и гуманизация условий отбывания наказаний. Речь, в частности, идет о ликвидации ветхих объектов, оборудовании помещений для предоставления свида- ний, создании коммунально-бытовых и санитарно-гигиенических условий содержания, доступной среды для инвалидов и пр. Приведенные показатели и положения Концепции свидетельствуют о наличии про- блем с реализацией прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Самостоятельной темой является обеспечение прав и законных интересов осужденных при режиме особых условий в исправительном учреждении. Ее актуальность обусловливается сложностью в осуществлении контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных. Содержание режима особых условий раскрыва- ется, главным образом, в нормативных правовых актах ограничительного пользования. Доступ к таким актам имеют далеко не все субъекты правозащиты (уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, члены общественных наблю- дательных комиссий). Необходимость рассмотрения обозначенной темы обусловли- вается также тем, что в силу частых ситуаций, связанных с наводнениями, пожарами, эпидемиями, такой режим вводится довольно часто. Другим аспектом указанной темы является вопрос о необходимости установления отдельных правоограничений при введении режима особых условий. Такие ограниче- ния затрагивают достаточно широкий круг прав и законных интересов лиц, отбываю- щих наказание. При режиме особых условий ограничения могут распространяться на следующие права осужденных: приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналич- ному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов (ч. 1 ст. 88 УИК РФ); расходовать средства, заработанные в период отбывания наказания, получаемые пенсии и социальные пособия на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ч. 2 ст. 88); ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК РФ, иные средства, име- ющиеся на их лицевых счетах; получать посылки, передачи, бандероли (ч. 1 ст. 121 УИК РФ). Вряд ли можно в полной мере согласиться и с применением ограничений в реализа- ции положений ч. 2 ст. 85 УИК РФ. Не все они обусловлены режимом особых условий. Отдельные из них или не имеют к нему никакого отношения, или имеют самое косвен- ное. В обеих ситуациях права и законные интересы осужденных нарушаются необосно- ванно. К таким нормам относятся: право осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих при себе де- тей, приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения; право осужденных, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях, на продукты питания и предметы первой необходимости; право получать посылки, бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения в соответствии с медицинским заключением. Последнее особо актуально. Известно, что на первом этапе противодействия панде- мии коронавирусной инфекции COVID-19 населению не хватало защитных масок. Эта проблема в полной мере коснулась и осужденных. В 2020 г. на горячую линию Упол- номоченного по правам человека в Российской Федерации поступило 281 обращение от отбывающих наказание, их родственников и других лиц. Среди поднимаемых в них вопросов значительную долю заняла тема приобретения защитных масок и средств дезинфекции [1]. Нужно ли говорить, что данная тема была бы снята в случае отсут- ствия запрета на получение посылок, передач и бандеролей. Однако в ряде субъектов Российской Федерации начальниками региональных управлений ФСИН России были изданы приказы о введении режима особых условий в исправительных учреждениях. Данными приказами приостанавливалось осуществление целого ряда прав осужден- ных, в том числе право на получение посылок, передач и бандеролей (например, при- каз УФСИН России по Рязанской области от 5 апреля 2020 г. № 241 «О введении огра- ничительных мер, предусмотренных ч. 2 ст. 85 УИК РФ, в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области»). Не имеет смысла приостанавливать применение норм ст. 88 УИК РФ: приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств (ч. 1). Ведь речь идет об осужденных беременных женщинах, осужденных женщинах, имеющих при себе детей (ч. 5), осужденных инвалидах, осужденных, находящихся в лечебных исправительных учреждениях, которые могут приобретать продукты питания и пред- меты первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения (ч. 6). Приведенные установления не должны носить характер законных интересов, их реа- лизация должна быть гарантирована даже при режиме особых условий. Они не должны реализовываться в зависимости от волеизъявления администрации исправительных учреждений. Учитывая важную роль продуктов питания в поддержании здорового об- раза жизни, перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запре- щенных к продаже осужденным, их количество должны устанавливаться в соответствии не с правилами внутреннего порядка, а с нормами уголовно-исполнительного закона. Следует отметить, что введение режима особых условий в исправительном учрежде- нии не только предполагает ограничение прав и законных интересов, предусмотренных в ст. 85-97 УИК РФ, но и предусматривает обеспечение осужденных другими правами и законными интересами, вытекающими из законодательных, нормативных правовых и ведомственных нормативных актов. Например, согласно Федеральному закону от 12 февраля 1992 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлению Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379 в месте пребывания осужденные должны обеспечивать- ся водой, воздухом, иметь допустимые параметры микроклимата, газового состава воздушной среды и пр. Заключая рассмотрение вопроса особенностей реализации прав и законных инте- ресов осужденных в сфере материально-бытового обеспечения при режиме особых условий в исправительном учреждении, следует отметить: Анализ прав и законных интересов осужденных, регламентированных УИК РФ, показал, что приостановление отдельных прав и реализации законных интересов не всегда вытекает из режима особых условий. В ряде случаев нормы довольствия осужденных содержатся в ведомственных нор- мативных правовых актах, имеющих ограничительный гриф, что не дает осужденным возможности знать о своих правах в этой части. Представляется, что указанные нормы довольствия должны быть доступны для осужденных и субъектов правозащитной деятельности. Они могут быть доведены до сведения осужденных в момент введения режима особых условий под подпись. Такая расписка должна храниться в личном деле осужденного. До сведения субъектов правозащиты они могут быть доведены путем на- правления соответствующих выписок из нормативных правовых актов. Решение указанных вопросов позволит осужденным активнее использовать свое право на компенсацию за нарушение условий содержания (ст. 121 УИК РФ). Данное право активно реализуется в настоящее время. В течение 2020 г. в суды поступило 1450 ад- министративных исковых заявлений о признании условий содержания осужденных не- надлежащими. По ним было вынесено 4 решения на общую сумму 5192,68 тыс. руб. [1]. В числе основных проблем в данной сфере переполненность помещений, отсутствие телевизоров и холодильников, плохое освещение, отсутствие свободного доступа к питьевой воде, плохая вентиляция и пр. [1]. Совершенствование мер, направленных на выявление нарушений прав и законных интересов осужденных при режиме особых условий, позволяет более объективно оце- нивать состояние дел в данной сфере. Это, в свою очередь, дает возможность в более полном объеме осуществлять деятельность администрации исправительного учрежде- ния по устранению недостатков, что, безусловно, не может не сказаться на оздоровле- нии обстановки в целом, создании условий для организации исправительного процесса.