Text (PDF):
Read
Download
Среди правовых мер противодействия преступлениям, совершаемым лицами, боль- ными наркоманией, уголовно-правовые и уголовно-исполнительные средства занимают особое место. Их особенность заключается в том, что они как бы замыкают всю цепочку правовых мер, применяемых к данным лицам, на допенитенциарной стадии, то есть до стадии отбывания наказания. Они достаточно полно раскрыты в исследованиях, рассма- тривающих этот вопрос с позиций криминологии [1-4], административного права [5, 6], частного публичного права [7-9]. В меньшей степени вопросы совершенствования мер уголовно-правового и уголовно-исполнительного характера в сфере противодействия преступлениям лиц, больных наркоманией, исследованы в пенитенциарном и постпе- нитенциарном периодах. Об актуальности данной проблемы свидетельствует довольно высокое число пре- ступлений, совершаемых лицами, больными наркоманией. Около 50 % таких лиц, осво- божденных от дальнейшего отбывания наказания, вновь совершают преступления. Более 70 % преступлений, по данным исследования, совершаются в первые три года после освобождения из мест лишения свободы. Изучение истории развития уголовного и уголовно-исполнительного законодатель- ства позволяет сделать вывод о том, что она характеризуется установлением не толь- ко крайне репрессивных мер до мер, но и отличающихся гуманным подходом к данным лицам. В первом случае речь идет об уголовной ответственности за немедицинское потребление наркотических средств (ст. 224.3 УК РСФСР 1960 г.). Эта ответственность была направлена на предупреждение рецидива потребления наркотических средств. Норма, содержащаяся в указанной статье, имела административно-препозиционный характер: лицо могло быть привлечено к уголовной ответственности, если потребле- ние наркотических средств без разрешения врача произошло повторно в течение года после наложения административного наказания за такие действия. УК РСФСР 1960 г. и УК РФ (до 2003 г.) предусматривали применение принудительных мер медицинского характера к лицам, больным наркоманией, совершившим престу- пления. Действующее уголовное законодательство не предусматривает применение каких-либо мер принуждения к лицам, больным наркоманией, совершившим престу- пления. В уголовном законодательстве появился новый вид мер, назначаемых дан- ным лицам. Речь идет о возложении обязанности пройти курс лечения от наркомании при условном осуждении к исправительным работам, ограничению по воинской служ- бе, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы (ст. 73 УК РФ). Осужденному, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, признанному больным наркоманией и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилита- цию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания медицинской реабилитации, социальной реабилитации до пяти лет (ст. 82.1 УК РФ). Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает применение обяза- тельного лечения к осужденным, больным наркоманией (ч. 3 ст. 18 УИК РФ). Сопоставительный анализ утратившего силу и современного законодательства по- зволяет заключить, что оно сделало значительный шаг в применении уголовно-право- вых мер на допенитенциарной стадии. Такие меры дают осужденному шанс избежать реального отбывания наказания в виде лишения свободы. Данный подход к решению вопроса отбывания наказания позволил значительно расширить систему мер, направ- ленных на предупреждение рецидива преступлений лиц, больных наркоманией, без изоляции их от общества. Между тем высокий уровень рецидива преступлений лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, обусловливает повышенное внимание к условиям и порядку назначения данного наказания, его отбывания. Прежде всего вы- зывает ряд проблем применение такой меры, как обязательное лечение от наркомании. Если в отношении лиц, осуждаемых к наказаниям без лишения свободы, условно осу- жденных, освобожденных условно-досрочно, оно применяется на основании решения суда, то к осужденным, отбывающим принудительные работы, арест, лишение свободы, обязательное лечение применяется по решению медицинской комиссии. С таким двойственным подходом к порядку назначения обязательного лечения трудно согласиться. Различные юридические основания применения данного лечения ничем себя не оправдывают. Назначение данного лечения осужденным к лишению свободы влечет за собой значительные юридические последствия. Например, в случае уклоне- ния от него осужденный может быть признан злостным нарушителем режима отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ). Последнее, в свою очередь, является основанием для установления административного надзора при освобождении из мест лишения свободы (ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ). О том, насколько его применение ограничивает права и законные интересы лица, говорить не приходится. Основание их ограничения образует решение медицинской комиссии, то есть административного органа. Кроме того, имеется ряд проблем в содержании указанного лечения. До настоящего времени ни на нормативном, ни на методическом уровне оно не раскрыто. Замена прину- дительных мер медицинского характера, ранее закрепленных в УК РСФСР 1960 г. и УК РФ (до 2003 г.), на обязательное лечение способствовало снижению активности администра- ции исправительных учреждений в лечении осужденных, больных наркоманией, отказы- вающихся от его прохождения на добровольной основе. Дело в том, что термины «обя- зательный» и «принудительный» имеют различное этимологическое значение. Если под обязательным понимается «безусловное для исполнения» [10, с. 440], то принудительный означает «совершаемый, осуществляемый насильно» [10, с. 615], то есть с применением средств принуждения. В силу этого при обязательном лечении у администрации исправи- тельного учреждения отсутствуют эффективные средства воздействия на осужденного, уклоняющегося от его прохождения. Представляется, что обязательное лечение лицам, лишенным свободы, также должно назначаться решением суда. Это вытекает из доктри- ны охраны прав и свобод человека. При назначении обязательного лечения лицам, осу- жденным к принудительным работам, аресту, лишению свободы, медицинской комиссией права осужденного значительно ущемляются на основании решения внесудебного органа. При условном осуждении, условно-досрочном освобождении данный вопрос решается в судебном порядке. Всем категориям осужденных, независимо от вида наказания, обяза- тельное лечение должно назначаться единообразно - на основании судебного решения. Ретроспективный анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства позволяет заключить, что основными направлениями его совершенствования могут быть: законодательное определение целей обязательного лечения; раскрытие его содер- жания. Серьезной проблемой в деле закрепления результатов исправления осужденных, к которым применялось обязательное лечение, результатов противонаркоманийного лечения является решение вопросов взаимодействия учреждений уголовно-исполни- тельной системы и наркологических учреждений органов здравоохранения. В настоя- щее время такое взаимодействие осуществляется в форме направления медицинских документов из исправительного учреждения в наркологические учреждения. При этом, хотя явка освободившегося в наркологическое учреждение является и обязательной, такая обязанность ничем не обеспечена. За неявку в такое учреждение лицо не несет никакой ответственности. В отличие от освободившихся из мест лишения свободы ли- цам, осужденным условно, в случае невыполнения обязанности по прохождению про- тивонаркоманийного курса лечения условное осуждение может быть отменено (ст. 74 УК РФ). Решением этого вопроса могло бы стать установление административного над- зора за такими лицами с возложением на них обязанности пройти закрепляющий курс лечения, социальной и медицинской реабилитации.