CRIMINAL-LEGAL AND PENAL COUNTERACTION TO THE RECIDIVISM OF CRIMES COMMITTED BY PERSONS WITH DRUG ADDICTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the characteristics of criminal-legal and penal measures to counteract crimes committed by persons with drug addiction. At the same time, attention is focused on the prevention of recidivism on their part. Based on the analysis of theoretical sources, norms of criminal and penal law, the author’s view on the improvement of these measures is presented in retrospect of this problem.

Keywords:
bol'noy narkomaniey, recidiv prestupleniy, prinuditel'nye mery, obyazatel'noe lechenie
Text
Publication text (PDF): Read Download

Среди правовых мер противодействия преступлениям, совершаемым лицами, боль- ными наркоманией, уголовно-правовые и уголовно-исполнительные средства занимают особое место. Их особенность заключается в том, что они как бы замыкают всю цепочку правовых мер, применяемых к данным лицам, на допенитенциарной стадии, то есть до стадии отбывания наказания. Они достаточно полно раскрыты в исследованиях, рассма- тривающих этот вопрос с позиций криминологии [1-4], административного права [5, 6], частного публичного права [7-9]. В меньшей степени вопросы совершенствования мер уголовно-правового и уголовно-исполнительного характера в сфере противодействия преступлениям лиц, больных наркоманией, исследованы в пенитенциарном и постпе- нитенциарном периодах. Об актуальности данной проблемы свидетельствует довольно высокое число пре- ступлений, совершаемых лицами, больными наркоманией. Около 50 % таких лиц, осво- божденных от дальнейшего отбывания наказания, вновь совершают преступления. Более 70 % преступлений, по данным исследования, совершаются в первые три года после освобождения из мест лишения свободы. Изучение истории развития уголовного и уголовно-исполнительного законодатель- ства позволяет сделать вывод о том, что она характеризуется установлением не толь- ко крайне репрессивных мер до мер, но и отличающихся гуманным подходом к данным лицам. В первом случае речь идет об уголовной ответственности за немедицинское потребление наркотических средств (ст. 224.3 УК РСФСР 1960 г.). Эта ответственность была направлена на предупреждение рецидива потребления наркотических средств. Норма, содержащаяся в указанной статье, имела административно-препозиционный характер: лицо могло быть привлечено к уголовной ответственности, если потребле- ние наркотических средств без разрешения врача произошло повторно в течение года после наложения административного наказания за такие действия. УК РСФСР 1960 г. и УК РФ (до 2003 г.) предусматривали применение принудительных мер медицинского характера к лицам, больным наркоманией, совершившим престу- пления. Действующее уголовное законодательство не предусматривает применение каких-либо мер принуждения к лицам, больным наркоманией, совершившим престу- пления. В уголовном законодательстве появился новый вид мер, назначаемых дан- ным лицам. Речь идет о возложении обязанности пройти курс лечения от наркомании при условном осуждении к исправительным работам, ограничению по воинской служ- бе, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы (ст. 73 УК РФ). Осужденному, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, признанному больным наркоманией и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилита- цию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания медицинской реабилитации, социальной реабилитации до пяти лет (ст. 82.1 УК РФ). Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает применение обяза- тельного лечения к осужденным, больным наркоманией (ч. 3 ст. 18 УИК РФ). Сопоставительный анализ утратившего силу и современного законодательства по- зволяет заключить, что оно сделало значительный шаг в применении уголовно-право- вых мер на допенитенциарной стадии. Такие меры дают осужденному шанс избежать реального отбывания наказания в виде лишения свободы. Данный подход к решению вопроса отбывания наказания позволил значительно расширить систему мер, направ- ленных на предупреждение рецидива преступлений лиц, больных наркоманией, без изоляции их от общества. Между тем высокий уровень рецидива преступлений лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, обусловливает повышенное внимание к условиям и порядку назначения данного наказания, его отбывания. Прежде всего вы- зывает ряд проблем применение такой меры, как обязательное лечение от наркомании. Если в отношении лиц, осуждаемых к наказаниям без лишения свободы, условно осу- жденных, освобожденных условно-досрочно, оно применяется на основании решения суда, то к осужденным, отбывающим принудительные работы, арест, лишение свободы, обязательное лечение применяется по решению медицинской комиссии. С таким двойственным подходом к порядку назначения обязательного лечения трудно согласиться. Различные юридические основания применения данного лечения ничем себя не оправдывают. Назначение данного лечения осужденным к лишению свободы влечет за собой значительные юридические последствия. Например, в случае уклоне- ния от него осужденный может быть признан злостным нарушителем режима отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ). Последнее, в свою очередь, является основанием для установления административного надзора при освобождении из мест лишения свободы (ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ). О том, насколько его применение ограничивает права и законные интересы лица, говорить не приходится. Основание их ограничения образует решение медицинской комиссии, то есть административного органа. Кроме того, имеется ряд проблем в содержании указанного лечения. До настоящего времени ни на нормативном, ни на методическом уровне оно не раскрыто. Замена прину- дительных мер медицинского характера, ранее закрепленных в УК РСФСР 1960 г. и УК РФ (до 2003 г.), на обязательное лечение способствовало снижению активности администра- ции исправительных учреждений в лечении осужденных, больных наркоманией, отказы- вающихся от его прохождения на добровольной основе. Дело в том, что термины «обя- зательный» и «принудительный» имеют различное этимологическое значение. Если под обязательным понимается «безусловное для исполнения» [10, с. 440], то принудительный означает «совершаемый, осуществляемый насильно» [10, с. 615], то есть с применением средств принуждения. В силу этого при обязательном лечении у администрации исправи- тельного учреждения отсутствуют эффективные средства воздействия на осужденного, уклоняющегося от его прохождения. Представляется, что обязательное лечение лицам, лишенным свободы, также должно назначаться решением суда. Это вытекает из доктри- ны охраны прав и свобод человека. При назначении обязательного лечения лицам, осу- жденным к принудительным работам, аресту, лишению свободы, медицинской комиссией права осужденного значительно ущемляются на основании решения внесудебного органа. При условном осуждении, условно-досрочном освобождении данный вопрос решается в судебном порядке. Всем категориям осужденных, независимо от вида наказания, обяза- тельное лечение должно назначаться единообразно - на основании судебного решения. Ретроспективный анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства позволяет заключить, что основными направлениями его совершенствования могут быть: законодательное определение целей обязательного лечения; раскрытие его содер- жания. Серьезной проблемой в деле закрепления результатов исправления осужденных, к которым применялось обязательное лечение, результатов противонаркоманийного лечения является решение вопросов взаимодействия учреждений уголовно-исполни- тельной системы и наркологических учреждений органов здравоохранения. В настоя- щее время такое взаимодействие осуществляется в форме направления медицинских документов из исправительного учреждения в наркологические учреждения. При этом, хотя явка освободившегося в наркологическое учреждение является и обязательной, такая обязанность ничем не обеспечена. За неявку в такое учреждение лицо не несет никакой ответственности. В отличие от освободившихся из мест лишения свободы ли- цам, осужденным условно, в случае невыполнения обязанности по прохождению про- тивонаркоманийного курса лечения условное осуждение может быть отменено (ст. 74 УК РФ). Решением этого вопроса могло бы стать установление административного над- зора за такими лицами с возложением на них обязанности пройти закрепляющий курс лечения, социальной и медицинской реабилитации.
References

1. Grishko A. Ya. Pravovye i kriminologicheskie problemy social'noy reabilitacii hronicheskih alkogolikov i narkomanov : dis. … d-ra yurid. nauk. M., 1993. 292 s

2. Drobysheva V. V. Preduprezhdenie prestupleniy lic, bol'nyh narkomaniey : dis. … kand. yurid. nauk. Ryazan', 2012. 228 s

3. Bulatov R. B. Kriminologicheskaya i ugolovno-pravovaya harakteristika prestupleniy, sovershennyh v sostoyanii narkoticheskogo op'yaneniya : avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. SPb., 2005. 22 s

4. Federov A. V. Narkotizm i narkoprestupnost' // Narkokontrol'. 2018. № 4. S. 3-11

5. Pashkova E. N. Preduprezhdenie prestupleniy, sovershaemyh na pochve narkomanii, administrativno-pravovymi merami : dis. … kand. yurid. nauk. Ryazan', 2006. 204 s

6. Kulikova A. N. Prinuditel'nye mery medicinskogo haraktera, naznachennye osuzhdennym narkomanam, ih rol' v preduprezhdenii prestupleniy, sovershaemyh na pochve narkomanii : avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2002. 33 s

7. Grishko L. E., Rybakov V. A. Grazhdansko-pravovye sredstva i profilaktika narkotizma : ucheb. posobie. M., 2010. 89 s

8. Prys' L. E. Grazhdansko-pravovoe obespechenie profilaktiki narkotizma : dis. … kand. yurid. nauk. Volgograd, 2006. 185 s

9. Irishanov S. A. Protivodeystvie prestupnosti chastnopravovymi sredstvami : dis. … kand. yurid. nauk. Ryazan', 2015. 188 s

10. Sovremennyy tolkovyy slovar' russkogo yazyka / gl. red. S. A. Kuznecova. SPb., 2001. 960 s


Login or Create
* Forgot password?