COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGAL RESTRICTIONS IMPOSED IN CONNECTION WITH MARTIAL LAW AND PROVIDED FOR BY CRIMINAL PUNISHMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses the legal restrictions provided for by the martial law regime and the legal restrictions applied to convicted persons by virtue of criminal punishment. A comparative analysis of these legal restrictions is carried out. The conclusion is made about the expediency and fairness of the application of a number of criminal penalties during the introduction of martial law.

Keywords:
voennoe polozhenie, voyna, rezhim, osuzhdennyy, pravoogranichenie, ugolovnoe nakazanie, ugolovnaya politika
Text
Publication text (PDF): Read Download

Уголовная политика государства должна быть эффективной в любое время, в том числе в период экстремальных условий. К одному из видов таких условий следует от- нести военное положение. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» определяет военное положение как особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Феде- рации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отра- жения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Данный режим вносит существенные изменения в повседневный уклад жизни общества и государства. Россия относительно давно не являлась участником военных действий. Однако сле- дует привести примеры мировой истории XXI в., которой известны вооруженные кон- фликты в Европе (война на востоке Украины), Закавказье (конфликт в Нагорном Карабахе), Северной Африке (гражданская война в Ливии), Южной Азии (гражданская война в Непале, индо-пакистанский конфликт), на Ближнем и Среднем Востоке (война в Сирии, гражданская война в Афганистане). Вооруженные конфликты, развивающиеся по гра- ницам Российской Федерации, доказывают актуальность рассматриваемого вопроса. Введение режима военного положения на определенной территории предусматри- вает правоограничения для всего населения, проживающего на данной территории вне зависимости от их социального статуса. Указанные правоограничения выражаются: в ограничении свободы передвижения; привлечении к труду в интересах обороны страны; изъятии имущества у организаций и граждан, принадлежащего им на праве собственно- сти; привлечении к участию в ликвидации последствий применения оружия противником, борьбе с пожарами и другими разрушающими факторами. Данные правоограничения имеют сходство с правоограничениями, предусмотренными уголовными наказаниями. Рассмотрим некоторые из них. В соответствии с пп. 4, 8-12, 17 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ указом Президента Российской Федерации вводится и обеспе- чивается особый режим въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней, накладывается запрет и ограничение на выбор места пребывания или место жительства, проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, иных массовых мероприятий; запре- щается нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток; федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам военного управления предоставляется право осу- ществлять при необходимости проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств. Названные правоогра- ничения, применяемые ко всему населению на территории, где действует режим военного положения, совпадают по содержанию с правоограничениями, предусмотренными таким видом уголовного наказания, как ограничение свободы [1], закрепленным в ст. 53 УК РФ и предполагающим запрет покидать место постоянного проживания (пребывания) в опреде- ленное время суток, посещать определенные места, расположенные в пределах терри- тории соответствующего муниципального образования, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, посещать места проведения массовых и иных мероприятий, а также принимать в них участие, изменять место жительства или пре- бывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными данного вида наказания. Кроме того, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ предусмотрено привлечение граждан в порядке, установ- ленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обо- роны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению по- врежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями. Данное правоограничение, предусмотренное режимом военного положения, направлено на обеспечение государства трудовыми ресурсами, что повторяет отчасти содержание уголовного наказания в виде обязательных работ. В соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основ- ной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Таким образом, правоограничения, предусмотренные режимом военного положе- ния и распространяемые на все правопослушное население по причине агрессии в адрес Российской Федерации, совпадают с ограничениями, установленными в связи с применением уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, исполняемых в отношении лиц, нарушивших закон. Отметим, что при обычном укладе жизни право- вое положение населения в целом и лиц, осужденных за совершенные преступления, отличается. При этом в чрезвычайных условиях их положение уравнивается путем распространения на мирное население федерального законодательства и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов, предусматривающих ограничения, обусловленные введением военного положения на определенной территории. Такие сходства в правовом положении названных категорий лиц нам представляются неспра- ведливыми и могут повлечь за собой ряд негативных последствий, которые могут вы- разиться, с одной стороны, в протестах населения на вводимые ограничения, а с дру- гой - в безнаказанности лиц, нарушивших закон. Допущение такого рода последствий может еще больше усугубить ситуацию военного конфликта и привести к внутренней дестабилизации обстановки в стране. Для сохранения эффективности системы уголов- ных наказаний и соблюдения правовой и социальной справедливости в период особого положения нам представляется возможным увеличение количества правоограничений для осужденных. При таком положении дел возможно сохранить сущность уголовного наказания как в мирное время, так и в экстремальных условиях. На основании изложенного мы приходим к следующим выводам: во-первых, все население, проживающее на территории, на которой было введено военное положение, в том числе осужденные, должны быть сориентированы на дости- жение цели введения режима военного положения; во-вторых, необходимо внесение изменений в законодательство Российской Федера- ции, в частности в Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ, УК РФ, УИК РФ, которые позволят отграничить правовой статус правопослушного насе- ления и осужденных путем введения дополнительных правоограничений для последних в период введения военного положения; в-третьих, как в мирное время, так и в период действия ограничительных мер в связи с введенным военным положением система уголовных наказаний должна быть эффек- тивной и достигать стоящие перед ней цели.
References

1. Zvonov A. V. Sistema ogranicheniy i lisheniy, predusmotrennaya otechestvennymi ugolovnymi nakazaniyami // Vestnik Rossiyskoy pravovoy akademii. 2017. № 2. S. 29-32


Login or Create
* Forgot password?