ON SOME ISSUES OF AMNESTY APPLICATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The institute of amnesty and the issues of its application in the Republic of Kazakhstan are examined in the article. A general overview of the amnesties carried out in the country during the years of independence has been conducted; the foreign experience of amnesties has been studied. The Law of the Republic of Kazakhstan adopted on 7.12.2021 “On amnesty in connection with the thirtieth anniversary of Independence of the Republic of Kazakhstan” is considered and its content is comprehended from critical positions. Its main shortcomings and inconsistency with the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan are revealed. On this basis, the author has developed some recommendations for improving this institute.

Keywords:
amnistiya, lishenie svobody, nakazanie, osuzhdennye, prestuplenie, sokraschenie sroka, social'no uyazvimye lica
Text
Publication text (PDF): Read Download

Амнистия - это нереабилитированное основание для освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания или его смягчения. В российской юридической литературе под амнистией понимается «акт Государственной Думы Федерального Со- брания РФ, освобождающий определенные категории лиц, совершивших преступле- ния, от уголовной ответственности и наказания, смягчающий назначенное наказание или снимающий с осужденных судимость» [1, с. 402]. Более развернутое определение амнистии дано В. В. Сверчковым: «Документ высшего органа государственной власти, содержащий юридические нормы, освобождающие от уголовной ответственности или наказания либо смягчающие наказание в отношении определенной категории лиц, со- вершивших преступления (в том числе осужденных), с учетом их предкриминальной деятельности, категорий и видов совершенных ими преступлений, назначенного судом вида и размера наказания, фактически отбытого срока наказания, возраста и пола данных лиц, наличия на их иждивении детей, а также с учетом заслуг перед обществом и государством, состояния здоровья и других особенностей привлекаемых к уголовной ответственности (или осужденных) лиц» [2, с. 262-263]. Схожие определения даются казахстанскими авторами [3, 4]. В международном праве под амнистией понимаются «правовые меры, принимаемые с целью: a) запрещения в будущем уголовного пресле- дования и в некоторых случаях подачи гражданского иска в отношении определенных лиц или категорий лиц в связи с указанным преступлением, совершенным до объяв- ления амнистии; b) имеющего обратную силу освобождения от ранее установленной уголовной ответственности» [5, с. 5]. Данный институт подробно исследовался по тем или иным аспектам на уровне диссертационных исследований [6-9]. Так или иначе, суть амнистии заключается в гуманном акте государства, направлен- ном на то, чтобы лица, совершившие уголовные правонарушения небольшой или сред- ней тяжести, могли избежать уголовной ответственности, а в случае уже осуждения - уголовного наказания. Акт амнистии может быть применен и к лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления, но они обычно не освобождаются от наказания в виде лишения свободы, им только может быть сокращен срок его отбытия. В настоящее время в Казахстане в 64 исправительных учреждениях и 16 след- ственных изоляторах отбывают наказание или содержатся под арестом более 34 тыс. лиц. В индексе тюремного населения Казахстан занимает 100-е место. В Казахстане за 30 лет независимости было проведено 8 амнистий, из них последние четыре были приурочены ко Дню независимости Республики Казахстан. Если сравнивать содержа- тельную сторону проведенных амнистий, то в основном они распространялись на лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, которые освобождались от отбывания наказания в виде лишения свободы полностью или в случае отбытия опре- деленного срока (1/3, 1/2). Освобождались от наказания также лица, к которым приме- нялась мера наказания, не связанная с лишением свободы. Освобождению подлежали и несовершеннолетние, инвалиды, женщины, имеющие на иждивении несовершенно- летних детей или детей-инвалидов, беременные женщины, участники Великой Отече- ственной войны, лица пенсионного или предпенсионного возраста и другие категории социально уязвимых лиц. Лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, лишь сокращался срок наказания в виде лишения свободы при условии отбытия, как правило, не менее половины или 2/3 срока наказания. При этом сами за- коны об амнистии содержали большой перечень преступлений, за совершение которых к осужденным лицам не применялась амнистия. Среди них были преступления, свя- занные с насилием против личности, против мира и безопасности, конституционного строя, против собственности (квалифицирующие составы) и др. (законы Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. «Об амнистии в связи с десятой годовщиной приня- тия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан», от 9 января 2006 г. «Об амнистии в связи с празднованием Дня независимости Республики Казах- стан», от 28 декабря 2011 г. «Об амнистии в связи с двадцатилетием государственной независимости Республики Казахстан», от 13 декабря 2016 г. «Об амнистии в связи с двадцатипятилетием Независимости Республики Казахстан»). Несмотря на то что амнистии касались в ряде случае нескольких тысяч человек, сокращения тюремного населения в Казахстане удалось достичь за счет проведения политики гуманизации, когда массово в уголовное законодательство стали внедрять- ся, а следовательно, применяться альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. По инициативе Президента страны в 2021 г. проведена очередная амнистия в связи с 30-летием Независимости Республики Казахстан. В феврале 2021 г. был разработан, а 7 декабря 2021 г. принят Закон Республики Казахстан «Об амнистии в связи с тридца- тилетием Независимости Республики Казахстан». Он касается в первую очередь гума- низации уголовной политики в отношении социально уязвимых лиц, перечень которых практически не изменился по сравнению с прежними амнистиями. Они освобождаются от уголовной ответственности и основного наказания, если совершили преступления небольшой или средней тяжести. Аналогичный подход применяется и в отношении лю- бых других лиц, совершивших уголовные проступки, преступления небольшой и сред- ней тяжести (во втором случае не должно быть ущерба или он должен быть полностью возмещен). Во всех остальных случаях Закон предусматривает сокращение срока на- казания, начиная от 1/2 и заканчивая 1/6 от размера неотбытой части наказания в за- висимости от тяжести преступления и возмещения ущерба. Статья 4 названного Закона предусматривает перечень лиц, в отношении которых амнистия не применяется. В первоначальном проекте это были лица, совершившие преступления против половой неприкосновенности, тяжкие и особо тяжкие преступле- ния против личности, преступления, сопряженные и соединенные с посягательством на жизнь либо насилием, опасным для жизни и здоровья человека, тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления; преступления в составе преступных организаций, про- тив мира и безопасности человечества, основ конституционного строя, безопасности государства и пр. Однако в окончательном варианте данный перечень значительно расширился. К ним добавились квалифицированные составы преступлений против собственности, в сфере экономической деятельности, экологические преступления и т. д. Безусловно, большинство из указанных преступлений являются тяжкими или осо- бо тяжкими и наносят существенный вред правам и свободам, законным интересам физических и юридических лиц, а также интересам государства и общества в целом. Вместе с тем есть определенные вопросы. Во-первых, чрезмерно, на наш взгляд, расширен список преступлений, за совершение которых на соответствующих лиц не распространяется амнистия. Например, по составам, предусмотренным ст. 335 (неза- конная добыча рыбных ресурсов, других водных животных или растений) и ст. 337 (не- законная охота) Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК РК), лица наказываются по ч. 1 сроками лишения свободы до 3 лет, а по квалифицирующим составам - от 3 до 10 лет. При этом УК РК устанавливает и альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Данные преступления относятся к категориям средней тяжести и тяжким, однако на них амнистия не распространяется даже в части сокращения сроков. Понятна их общественная опасность для экономики страны, для природных ресурсов, но нельзя ставить их в один ряд с такими преступлениями, как убийство, изнасилование и другие преступления, посягающие на жизнь и половую неприкосновенность личности, геноцид, терроризм, наемничество и другие, степень общественной опасности которых значительно выше. И таких примеров можно привести немало. На один уровень ставят- ся преступления с разной степенью общественной опасности и вреда. Мы считаем необоснованным чрезмерное расширение перечня деяний, за совер- шение которых к осужденным лицам не применяется амнистия, тем более речь идет в основном о сокращении сроков или размеров наказания. Кроме того, размер сокраща- емого срока по тяжким и особо тяжким преступлениям незначителен. Нередко у осу- жденного и членов его семьи отсутствует возможность погасить полностью нанесенный ущерб даже в случае конфискации имущества. В самих учреждениях, где они отбывают наказание, не все из них трудоустроены. К сожалению, вопрос о трудовой занятости осужденных так и не решен в масштабах всего государства. Следовательно, не имея возможности работать и погашать ущерб, осужденные лишаются права на условно- досрочное освобождение. Следует отметить и так называемые экстремистские преступления, которые подпа- дают под указанный запрет. С учетом произвольной трактовки правоохранительными и судебными органами понятия «экстремизм» граждане страны не только незаконно осуждаются, но и к ним далеко не всегда применяются такие гуманные меры, как за- мена более мягкой мерой наказания и условно-досрочное освобождение. Это, кстати, касается и других преступлений. Не секрет, что часто вопросы решаются с использова- нием соответствующих коррупционных схем. Даже такая мера, как перевод в учрежде- ние минимальной безопасности, то есть не смягчение наказания, а лишь изменение режима его отбывания при соблюдении всех законных условий (отбытие положенной части срока, наличие положительных степеней оценки поведения и пр.), применяется по усмотрению суда и с сохранением права прокурора опротестовать его. В силу этого для лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, амнистия и помилование являются единственной возможностью хотя бы сократить сроки лише- ния свободы, которое в Казахстане по-прежнему остается основной мерой наказания, а сами сроки по многим составам чрезмерно большие по сравнению с законодатель- ством западных стран. Статья 78 УК РК содержит ограниченный перечень преступлений, за совершение которых на осужденных лиц не распространяется акт об амнистии. В частности, к ним отнесены лица, совершившие «преступления против половой неприкосновенности не- совершеннолетних, за исключением случая совершения такого преступления несовер- шеннолетним в отношении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восем- надцати лет, террористические преступления, экстремистские преступления, пытки, а также наказание которым назначено при рецидиве преступлений или опасном рецидиве преступлений». Однако в Казахстане все проведенные амнистии не распространялись на лиц, осужденных за гораздо более широкий круг преступлений. Однозначно можно говорить, что здесь имеется определенное несоответствие. Сравним: амнистия 2009 г. в Узбекистане имела более гуманистическую направлен- ность. Она коснулась не только социально уязвимых лиц и совершивших преступле- ния небольшой и средней тяжести, но и лиц, осужденных к лишению свободы (кроме совершивших умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах), остаток срока наказания которых не превышает двух лет, приговоры в отношении которых вступили в законную силу на день опубликования акта об амнистии, лиц, твердо вставших на путь исправления, впервые осужденных к лишению свободы за участие в деятельности за- прещенных организаций, за совершение преступлений против мира и безопасности или против общественной безопасности. В колонии-поселения были переведены лица, осужденные к лишению свободы, неотбытая часть наказания которых составила ме- нее 3 лет. Амнистия не коснулась достаточно ограниченного круга осужденных: особо опасных рецидивистов, лиц, которым смертная казнь была заменена лишением свобо- ды, и др. (постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 28 августа 2009 г. № 661-I «Об амнистии в связи с восемнадцатой годовщиной провозглашения независимости Республики Узбекистан»). В настоящее время подавляющая часть (более 93 %) заключенных, отбывающих наказание в учреждениях средней, максимальной, чрезвычайной и полной безопасности, осуждены за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В силу этого существенной разгрузки этих учреждений и улучшения содержания заключенных в ре- зультате экономии средств не произойдет, поскольку очень небольшой перечень таких преступлений подпадает под амнистию. К лицам, которые совершили преступления небольшой, средней тяжести, как правило, применяются альтернативные меры наказа- ния, не связанные с лишением свободы. Их количество в учреждениях уголовно-испол- нительной системы значительно меньше. Предполагается, что в результате действия принятого Закона Республики Казахстан от 7 декабря 2021 г. «Об амнистии в связи с тридцатилетием Независимости Республики Казахстан» на свободу выйдет всего лишь около одной тысячи человек. Закон об амнистии принят. Небольшая часть осужденных к лишению свободы вый- дет на свободу. Некоторым заключенным будут сокращены сроки наказания. Однако все-таки следует переосмыслить подход государства к данному институту. Сегодня уго- ловно-исполнительная система, прокуратура и суды не заинтересованы ни в амнистии, ни в других мерах по гуманизации наказания. Это связано: во-первых, с наличием большого количества «коррупциогенных норм», допускающих широкое усмотрение данных органов в вопросах применения уголовного, уголовно- процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Наличие норм пря- мого и однозначного действия без формулировок с использованием «может», «мо- жет быть» и с указанием точных условий применения тех или иных статей УК РК об условном наказании, замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, условно-досрочном освобождении позволит значительно снизить риски коррупции в этой системе; во-вторых, с боязнью сокращения персонала колоний, следственных изоляторов, тюрем. Решить данную проблему можно путем закрепления в законодательстве норм, направленных на социальную поддержку сотрудников этих учреждений. Так, в случае сокращения штата можно установить годичную выплату должностных окладов либо иметь возможность трудоустройства в другие органы правоохранительной системы. Оценка деятельности всей правоохранительной системы, включая суды, должна осуществляться не только с позиций раскрываемости преступлений и привлечения к ответственности, но и исходя из гуманистических критериев, например увеличения чис- ла осужденных, к которым применены альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы, либо которым лишение свободы заменено более мягкой мерой наказания; условно-досрочно освободившихся из мест лишения свободы; переведен- ных из учреждений средней безопасности (общий режим) в учреждения минимальной безопасности (колонии-поселения), из учреждений максимальной безопасности (стро- гий режим) в учреждения средней безопасности; трудоустроенных в местах лишения свободы и т. д. Таким образом, амнистия, наряду с другими мерами гуманизации уголовного зако- нодательства, может стать действенным инструментом по сокращению тюремного на- селения в Казахстане.
References

1. Ugolovnoe pravo Rossii. Obschaya chast' : ucheb. dlya bakalavrov / otv. red. A. I. Plotnikov. Orenburg : Universitet, 2016. 442 s

2. Sverchkov V. V. Ugolovnoe pravo. Obschaya i Osobennaya chasti : ucheb. dlya prikladnogo bakalavriata. 4-e izd., pererab i dop. M. : Yurayt, 2015. 630 s

3. Agybaev A. Amnistiya i pomilovanie. Informacionnaya sistema «PARAGRAF».

4. Salauatov D. M. Amnistiya kak put' k ispravleniyu. Informacionnaya sistema «PARAGRAF».

5. Mehanizmy obespecheniya verhovenstva prava dlya postkonfliktnyh gosudarstv. Amnistii. N'yu-York ; Zheneva : Organizaciya Ob'edinennyh Naciy, 2009. 46 s

6. Semenova O. V. Amnistiya po zakonodatel'stvu Rossii i stran - uchastnic SNG: ugolovno-pravovoy i kriminologicheskiy aspekty : dis. … kand. yurid. nauk. Ryazan', 2005. 178 s

7. Nesterenko I. V. Amnistiya kak institut dosrochnogo osvobozhdeniya: prinyatie i posledstviya ispolneniya : dis. … kand. yurid. nauk. Rostov n/D, 2006. 175 s

8. Seliverstov I. V. Pravovoe polozhenie lic, osvobozhdaemyh ot otbyvaniya nakazaniya v vide lisheniya svobody po aktu ob amnistii : dis. … kand. yurid. nauk. M., 2011. 217 s

9. Levashova O. V. Amnistiya i pomilovanie kak pooschritel'nye normy ugolovnogo prava Rossii : dis. … kand. yurid. nauk. Elec, 2007. 221 s


Login or Create
* Forgot password?