О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ АМНИСТИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуются институт амнистии и вопросы его применения в Республике Казахстан. Проведен общий обзор амнистий в стране за годы независимости, изучен зарубежный опыт амнистий. Рассмотрен Закон Республики Казахстан от 7 декабря 2021 года «Об амнистии в связи с тридцатилетием Независимости Республики Казахстан», с критических позиций осмыслено его содержание. Выявлены его основные недостатки и несоответствие Уголовному кодексу Республики Казахстан. На этом основании автором разработаны некоторые рекомендации по совершенствованию данного института.

Ключевые слова:
амнистия, лишение свободы, наказание, осужденные, преступление, сокращение срока, социально уязвимые лица
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Амнистия - это нереабилитированное основание для освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания или его смягчения. В российской юридической литературе под амнистией понимается «акт Государственной Думы Федерального Со- брания РФ, освобождающий определенные категории лиц, совершивших преступле- ния, от уголовной ответственности и наказания, смягчающий назначенное наказание или снимающий с осужденных судимость» [1, с. 402]. Более развернутое определение амнистии дано В. В. Сверчковым: «Документ высшего органа государственной власти, содержащий юридические нормы, освобождающие от уголовной ответственности или наказания либо смягчающие наказание в отношении определенной категории лиц, со- вершивших преступления (в том числе осужденных), с учетом их предкриминальной деятельности, категорий и видов совершенных ими преступлений, назначенного судом вида и размера наказания, фактически отбытого срока наказания, возраста и пола данных лиц, наличия на их иждивении детей, а также с учетом заслуг перед обществом и государством, состояния здоровья и других особенностей привлекаемых к уголовной ответственности (или осужденных) лиц» [2, с. 262-263]. Схожие определения даются казахстанскими авторами [3, 4]. В международном праве под амнистией понимаются «правовые меры, принимаемые с целью: a) запрещения в будущем уголовного пресле- дования и в некоторых случаях подачи гражданского иска в отношении определенных лиц или категорий лиц в связи с указанным преступлением, совершенным до объяв- ления амнистии; b) имеющего обратную силу освобождения от ранее установленной уголовной ответственности» [5, с. 5]. Данный институт подробно исследовался по тем или иным аспектам на уровне диссертационных исследований [6-9]. Так или иначе, суть амнистии заключается в гуманном акте государства, направлен- ном на то, чтобы лица, совершившие уголовные правонарушения небольшой или сред- ней тяжести, могли избежать уголовной ответственности, а в случае уже осуждения - уголовного наказания. Акт амнистии может быть применен и к лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления, но они обычно не освобождаются от наказания в виде лишения свободы, им только может быть сокращен срок его отбытия. В настоящее время в Казахстане в 64 исправительных учреждениях и 16 след- ственных изоляторах отбывают наказание или содержатся под арестом более 34 тыс. лиц. В индексе тюремного населения Казахстан занимает 100-е место. В Казахстане за 30 лет независимости было проведено 8 амнистий, из них последние четыре были приурочены ко Дню независимости Республики Казахстан. Если сравнивать содержа- тельную сторону проведенных амнистий, то в основном они распространялись на лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, которые освобождались от отбывания наказания в виде лишения свободы полностью или в случае отбытия опре- деленного срока (1/3, 1/2). Освобождались от наказания также лица, к которым приме- нялась мера наказания, не связанная с лишением свободы. Освобождению подлежали и несовершеннолетние, инвалиды, женщины, имеющие на иждивении несовершенно- летних детей или детей-инвалидов, беременные женщины, участники Великой Отече- ственной войны, лица пенсионного или предпенсионного возраста и другие категории социально уязвимых лиц. Лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, лишь сокращался срок наказания в виде лишения свободы при условии отбытия, как правило, не менее половины или 2/3 срока наказания. При этом сами за- коны об амнистии содержали большой перечень преступлений, за совершение которых к осужденным лицам не применялась амнистия. Среди них были преступления, свя- занные с насилием против личности, против мира и безопасности, конституционного строя, против собственности (квалифицирующие составы) и др. (законы Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. «Об амнистии в связи с десятой годовщиной приня- тия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан», от 9 января 2006 г. «Об амнистии в связи с празднованием Дня независимости Республики Казах- стан», от 28 декабря 2011 г. «Об амнистии в связи с двадцатилетием государственной независимости Республики Казахстан», от 13 декабря 2016 г. «Об амнистии в связи с двадцатипятилетием Независимости Республики Казахстан»). Несмотря на то что амнистии касались в ряде случае нескольких тысяч человек, сокращения тюремного населения в Казахстане удалось достичь за счет проведения политики гуманизации, когда массово в уголовное законодательство стали внедрять- ся, а следовательно, применяться альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. По инициативе Президента страны в 2021 г. проведена очередная амнистия в связи с 30-летием Независимости Республики Казахстан. В феврале 2021 г. был разработан, а 7 декабря 2021 г. принят Закон Республики Казахстан «Об амнистии в связи с тридца- тилетием Независимости Республики Казахстан». Он касается в первую очередь гума- низации уголовной политики в отношении социально уязвимых лиц, перечень которых практически не изменился по сравнению с прежними амнистиями. Они освобождаются от уголовной ответственности и основного наказания, если совершили преступления небольшой или средней тяжести. Аналогичный подход применяется и в отношении лю- бых других лиц, совершивших уголовные проступки, преступления небольшой и сред- ней тяжести (во втором случае не должно быть ущерба или он должен быть полностью возмещен). Во всех остальных случаях Закон предусматривает сокращение срока на- казания, начиная от 1/2 и заканчивая 1/6 от размера неотбытой части наказания в за- висимости от тяжести преступления и возмещения ущерба. Статья 4 названного Закона предусматривает перечень лиц, в отношении которых амнистия не применяется. В первоначальном проекте это были лица, совершившие преступления против половой неприкосновенности, тяжкие и особо тяжкие преступле- ния против личности, преступления, сопряженные и соединенные с посягательством на жизнь либо насилием, опасным для жизни и здоровья человека, тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления; преступления в составе преступных организаций, про- тив мира и безопасности человечества, основ конституционного строя, безопасности государства и пр. Однако в окончательном варианте данный перечень значительно расширился. К ним добавились квалифицированные составы преступлений против собственности, в сфере экономической деятельности, экологические преступления и т. д. Безусловно, большинство из указанных преступлений являются тяжкими или осо- бо тяжкими и наносят существенный вред правам и свободам, законным интересам физических и юридических лиц, а также интересам государства и общества в целом. Вместе с тем есть определенные вопросы. Во-первых, чрезмерно, на наш взгляд, расширен список преступлений, за совершение которых на соответствующих лиц не распространяется амнистия. Например, по составам, предусмотренным ст. 335 (неза- конная добыча рыбных ресурсов, других водных животных или растений) и ст. 337 (не- законная охота) Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК РК), лица наказываются по ч. 1 сроками лишения свободы до 3 лет, а по квалифицирующим составам - от 3 до 10 лет. При этом УК РК устанавливает и альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Данные преступления относятся к категориям средней тяжести и тяжким, однако на них амнистия не распространяется даже в части сокращения сроков. Понятна их общественная опасность для экономики страны, для природных ресурсов, но нельзя ставить их в один ряд с такими преступлениями, как убийство, изнасилование и другие преступления, посягающие на жизнь и половую неприкосновенность личности, геноцид, терроризм, наемничество и другие, степень общественной опасности которых значительно выше. И таких примеров можно привести немало. На один уровень ставят- ся преступления с разной степенью общественной опасности и вреда. Мы считаем необоснованным чрезмерное расширение перечня деяний, за совер- шение которых к осужденным лицам не применяется амнистия, тем более речь идет в основном о сокращении сроков или размеров наказания. Кроме того, размер сокраща- емого срока по тяжким и особо тяжким преступлениям незначителен. Нередко у осу- жденного и членов его семьи отсутствует возможность погасить полностью нанесенный ущерб даже в случае конфискации имущества. В самих учреждениях, где они отбывают наказание, не все из них трудоустроены. К сожалению, вопрос о трудовой занятости осужденных так и не решен в масштабах всего государства. Следовательно, не имея возможности работать и погашать ущерб, осужденные лишаются права на условно- досрочное освобождение. Следует отметить и так называемые экстремистские преступления, которые подпа- дают под указанный запрет. С учетом произвольной трактовки правоохранительными и судебными органами понятия «экстремизм» граждане страны не только незаконно осуждаются, но и к ним далеко не всегда применяются такие гуманные меры, как за- мена более мягкой мерой наказания и условно-досрочное освобождение. Это, кстати, касается и других преступлений. Не секрет, что часто вопросы решаются с использова- нием соответствующих коррупционных схем. Даже такая мера, как перевод в учрежде- ние минимальной безопасности, то есть не смягчение наказания, а лишь изменение режима его отбывания при соблюдении всех законных условий (отбытие положенной части срока, наличие положительных степеней оценки поведения и пр.), применяется по усмотрению суда и с сохранением права прокурора опротестовать его. В силу этого для лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, амнистия и помилование являются единственной возможностью хотя бы сократить сроки лише- ния свободы, которое в Казахстане по-прежнему остается основной мерой наказания, а сами сроки по многим составам чрезмерно большие по сравнению с законодатель- ством западных стран. Статья 78 УК РК содержит ограниченный перечень преступлений, за совершение которых на осужденных лиц не распространяется акт об амнистии. В частности, к ним отнесены лица, совершившие «преступления против половой неприкосновенности не- совершеннолетних, за исключением случая совершения такого преступления несовер- шеннолетним в отношении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восем- надцати лет, террористические преступления, экстремистские преступления, пытки, а также наказание которым назначено при рецидиве преступлений или опасном рецидиве преступлений». Однако в Казахстане все проведенные амнистии не распространялись на лиц, осужденных за гораздо более широкий круг преступлений. Однозначно можно говорить, что здесь имеется определенное несоответствие. Сравним: амнистия 2009 г. в Узбекистане имела более гуманистическую направлен- ность. Она коснулась не только социально уязвимых лиц и совершивших преступле- ния небольшой и средней тяжести, но и лиц, осужденных к лишению свободы (кроме совершивших умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах), остаток срока наказания которых не превышает двух лет, приговоры в отношении которых вступили в законную силу на день опубликования акта об амнистии, лиц, твердо вставших на путь исправления, впервые осужденных к лишению свободы за участие в деятельности за- прещенных организаций, за совершение преступлений против мира и безопасности или против общественной безопасности. В колонии-поселения были переведены лица, осужденные к лишению свободы, неотбытая часть наказания которых составила ме- нее 3 лет. Амнистия не коснулась достаточно ограниченного круга осужденных: особо опасных рецидивистов, лиц, которым смертная казнь была заменена лишением свобо- ды, и др. (постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 28 августа 2009 г. № 661-I «Об амнистии в связи с восемнадцатой годовщиной провозглашения независимости Республики Узбекистан»). В настоящее время подавляющая часть (более 93 %) заключенных, отбывающих наказание в учреждениях средней, максимальной, чрезвычайной и полной безопасности, осуждены за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В силу этого существенной разгрузки этих учреждений и улучшения содержания заключенных в ре- зультате экономии средств не произойдет, поскольку очень небольшой перечень таких преступлений подпадает под амнистию. К лицам, которые совершили преступления небольшой, средней тяжести, как правило, применяются альтернативные меры наказа- ния, не связанные с лишением свободы. Их количество в учреждениях уголовно-испол- нительной системы значительно меньше. Предполагается, что в результате действия принятого Закона Республики Казахстан от 7 декабря 2021 г. «Об амнистии в связи с тридцатилетием Независимости Республики Казахстан» на свободу выйдет всего лишь около одной тысячи человек. Закон об амнистии принят. Небольшая часть осужденных к лишению свободы вый- дет на свободу. Некоторым заключенным будут сокращены сроки наказания. Однако все-таки следует переосмыслить подход государства к данному институту. Сегодня уго- ловно-исполнительная система, прокуратура и суды не заинтересованы ни в амнистии, ни в других мерах по гуманизации наказания. Это связано: во-первых, с наличием большого количества «коррупциогенных норм», допускающих широкое усмотрение данных органов в вопросах применения уголовного, уголовно- процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Наличие норм пря- мого и однозначного действия без формулировок с использованием «может», «мо- жет быть» и с указанием точных условий применения тех или иных статей УК РК об условном наказании, замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, условно-досрочном освобождении позволит значительно снизить риски коррупции в этой системе; во-вторых, с боязнью сокращения персонала колоний, следственных изоляторов, тюрем. Решить данную проблему можно путем закрепления в законодательстве норм, направленных на социальную поддержку сотрудников этих учреждений. Так, в случае сокращения штата можно установить годичную выплату должностных окладов либо иметь возможность трудоустройства в другие органы правоохранительной системы. Оценка деятельности всей правоохранительной системы, включая суды, должна осуществляться не только с позиций раскрываемости преступлений и привлечения к ответственности, но и исходя из гуманистических критериев, например увеличения чис- ла осужденных, к которым применены альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы, либо которым лишение свободы заменено более мягкой мерой наказания; условно-досрочно освободившихся из мест лишения свободы; переведен- ных из учреждений средней безопасности (общий режим) в учреждения минимальной безопасности (колонии-поселения), из учреждений максимальной безопасности (стро- гий режим) в учреждения средней безопасности; трудоустроенных в местах лишения свободы и т. д. Таким образом, амнистия, наряду с другими мерами гуманизации уголовного зако- нодательства, может стать действенным инструментом по сокращению тюремного на- селения в Казахстане.
Список литературы

1. Уголовное право России. Общая часть : учеб. для бакалавров / отв. ред. А. И. Плотников. Оренбург : Университет, 2016. 442 с

2. Сверчков В. В. Уголовное право. Общая и Особенная части : учеб. для прикладного бакалавриата. 4-е изд., перераб и доп. М. : Юрайт, 2015. 630 с

3. Агыбаев А. Амнистия и помилование. Информационная система «ПАРАГРАФ».

4. Салауатов Д. М. Амнистия как путь к исправлению. Информационная система «ПАРАГРАФ».

5. Механизмы обеспечения верховенства права для постконфликтных государств. Амнистии. Нью-Йорк ; Женева : Организация Объединенных Наций, 2009. 46 с

6. Семенова О. В. Амнистия по законодательству России и стран - участниц СНГ: уголовно-правовой и криминологический аспекты : дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2005. 178 с

7. Нестеренко И. В. Амнистия как институт досрочного освобождения: принятие и последствия исполнения : дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. 175 с

8. Селиверстов И. В. Правовое положение лиц, освобождаемых от отбывания наказания в виде лишения свободы по акту об амнистии : дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. 217 с

9. Левашова О. В. Амнистия и помилование как поощрительные нормы уголовного права России : дис. … канд. юрид. наук. Елец, 2007. 221 с


Войти или Создать
* Забыли пароль?