Resocialization, social adaptation and social rehabilitation of minors: the essence and correlation of concepts
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the problems of correlation of the concepts of «resocialization», «social adaptation», «social rehabilitation of minors». The scientific research available in this part does not allow us to fully form a correct understanding of the presented phenomena. As a result of studying the Federal Law «On Probation in the Russian Federation» and other regulatory legal acts, the author comes to the conclusion that conflicts arise not only of a doctrinal, but also of a practical nature, which complicates the formation of a system of moral values among convicts and prevents their return to society as law-abiding citizens.

Keywords:
resocialization, social adaptation, social rehabilitation, convicted minors, probation, correction
Text
Publication text (PDF): Read Download

Вопросы ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации рас- сматривали многие ученые. Они обсуждались на научно-практических конференциях [1, с. 148–177; 2, с. 2–4] и в различных научных работах [3, с. 156–164; 4, с. 121–127; 5,

с. 294–297; 6, с. 176–194; 7, с. 52–59]. Кроме того, эти понятия закреплены в Федераль- ном законе «О пробации в Российской Федерации», и их изучение является одним из актуальных направлений диссертационных и иных исследований [8, c. 80–90].

Однако имеющееся в этой части правовое регулирование, особенно в отношении несовершеннолетних, а также теоретические исследования не позволяют в полной мере определиться с сущностью заявленных категорий, поскольку они часто подменяют друг друга либо имеют различное толкование, в связи с чем возникают коллизии как на уровне закона, что затрудняет их правильное восприятие, так и в правовой доктрине [9].

Дефиниция ресоциализации закреплена на законодательном уровне. Так, по п. 5 ст. 5 Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» ресоциализация – это комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их ком- петенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинте- грации в общество лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и (или) лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера. Однако до настоящего времени среди ученых нет единой позиции относительно дефиниции данного явления.

Согласно позиции М. С. Рыбака, ресоциализация представляет собой определенный процесс, направленный на формирование у лиц, отбывающих наказание, жизненной позиции, отвечающей правовым предписаниям Основного Закона страны [10, с. 17]. Существует определение ее и как системы мер различного характера, применяемых к преступнику [11, с. 95].

В целом, по мнению ученых, ресоциализация – комплекс мер, мероприятий. С. Л. Ба- баян в предлагаемой дефиниции конкретизирует систему мер, составляющих ресо- циализацию: правовых, организационных, социально-экономических, психолого-пе- дагогических, но, оставляя ее открытой, не ограничивается указанием только на одну цель уголовного наказания – исправление, а обозначает их в полном объеме, указы- вая также в качестве цели ресоциализации оказание содействия лицам, отбывшим наказание, в бытовом и трудовом устройстве [12, с. 13]. Сторонником данного подхода является и К. И. Воронков, определяющий меры, осуществляемые для лиц, отбывших наказание и неспособных возвратиться после его отбытия к правопослушной жизни в общество [13, с. 11]. Однако Е. И. Холостова, в отличие от К. И. Воронкова, обозна- чает закрытый перечень мероприятий, составляющих ресоциализацию [14, с. 41]. Не конкретизирован перечень мероприятий в дефиниции В. В. Громова и А. С. Кры- лова [15, с. 37].

Некоторые ученые понимают ресоциализацию как процесс восстановления правово- го статуса гражданина. По мнению Н. А. Крайновой, ресоциализация – процесс возвра- щения лица в законопослушное общество, осуществляемый посредством применения к лицу, отбывающему наказание, различных мер с целью его исправления [16, с. 23]. В. А. Уткин отмечает, что ресоциализация представляет собой восстановление у лица, совершившего уголовно наказуемое деяние, позитивных качеств и свойств, делающих его полноценным членом общества [17, с. 75]. Сторонником указанного подхода явля- ется и Л. А. Латышева [18, с. 15].

Нередко ученые отождествляют ресоциализацию с социальной адаптацией и по- нимают ее так:

  • процесс восстановления социально полезных связей лица, отбывшего наказание [19, с. 73];

  • процесс социальной адаптации осужденного к новым условиям, реализация сво- его «Я», приобретение нового статуса [20, с. 34];

  • процесс «вживания» осужденного, отбывшего наказание, в систему ценностей за- конопослушного общества [21, с. 47];

  • процесс выработки социально приемлемых форм поведения [22, с. 10].

Ученые высказывали также предложение о включении ресоциализации в качестве цели уголовно-исполнительного законодательства вместо цели исправления [10].

Термин «социальная адаптация» определен на законодательном уровне, а также упоминается в ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ). Так, согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона «О пробации в Российской Фе- дерации» это комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, в отношении которых применяется пробация, содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также иной помощи в целях стимулирования правопослушного поведения. При этом в законодательстве Российской Федерации установлено, что в трудной жизненной ситуации находятся: безнадзорные, беспризорные несовершеннолетние; лица, совершившие уголовно наказуемое деяние и отбывающие наказание, не связан- ное с лишением свободы; несовершеннолетние, совершившие преступление и под- вергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия; лица, занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; иные лица, в том числе прошедшие лечение от алкоголизма и т. д. Однако среди ученых нет единого суждения относительно понятия социальной адаптации.

Нередко социальная адаптация отождествляется и с ресоциализацией или с частью социализации. Ю. М. Антонян под социальной адаптацией предлагает понимать про- цесс приспособления осужденного к новым условиям, статусу [20, с. 34].

По мнению других ученых, социальная адаптация включает в себя исправление и социализацию личности. Социальная адаптация – сложный процесс, состоящий из стадий подготовки лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, к жизни вне исправительного учреждения и этапа взаимодействия личности с обстановкой вне мест лишения свободы, включающей в себя систему ценностей, приемлемую для за- конопослушного общества [23, с. 15]. И. В. Шмаров писал, что социальная адаптация – процесс ресоциализации личности, изменение условий проживания и жизнедеятельно- сти личности, восприятие установок, ценностей новой среды [19, с. 15]. Позицию о том, что социальная адаптация – ресоциализация, часть ресоциализации, высказывает и Н. А. Крайнова [16, с. 5, 10]. Наличествует суждение о том, что социальная адаптация – часть процесса социализации, имеющая целью приведение поведения осужденного, но- сящего отклоняющийся характер в связи с совершением уголовно наказуемого деяния, к поведению, господствующему в определенном обществе (классе, группе) [24, с. 242].

Если с определением термина «ресоциализация» все более или менее понятно, то относительно ресоциализации несовершеннолетних вопрос остается открытым.

В юридической литературе ресоциализация несовершеннолетних рассматривает- ся посредством широкого и узкого подходов. Сторонником широкого подхода является М. Н. Садовникова, понимающая под ресоциализацией государственную систему реа- гирования на поведение лица, совершившего преступление, представляющую собой целенаправленный процесс, включающий в себя конкретные меры, направленные на образование институтов, реализующих данные меры в отношении несовершеннолетних лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние и подвергшихся уголовному преследо- ванию. При этом М. Н. Садовникова отмечает и узкий подход к определению указанного термина, в соответствии с которым ресоциализация несовершеннолетних представ- ляет собой конкретный процесс, осуществляемый для приобретения, восстановления несовершеннолетними осужденными системы ценностей, установок, соответствующих законопослушному обществу [25, с. 15].

Е. Ю. Леонова в широком смысле под ресоциализацией несовершеннолетних пони- мает часть процесса десоциализации, возникающей у несовершеннолетних в различном возрасте и в различных экстремальных ситуациях, нетипичных условиях, требующих освоения ценностей, установок, отличных от тех, которыми обладает несовершенно- летний. В узком смысле исследуемый термин означает преодоление десоциализации в различных формах проявления [26, с. 12].

Одни ученые склонны к мнению о том, что ресоциализация несовершеннолетних представляет собой педагогически ориентированную комплексную систему воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Как правило, она направлена на их исправление и включение в законопослушное общество после отбытия уголовного на- казания, связанного с лишением свободы [27, с. 117]; на восстановление личностного и социального статуса, индивидуальной и общественной ценности, нарушенных функций организма, трудоспособности, позволяющее успешно включиться в жизнь после осво- бождения несовершеннолетнего из мест лишения свободы [28, с. 10].

По мнению других исследователей, ресоциализация несовершеннолетних – это про- цесс. Э. В. Леус и А. Г. Соловьева указывают на то, что ресоциализация несовершен- нолетних представляет собой процесс изменения личности несовершеннолетних, их системы ценностей и установок, формирование новой системы ценностей и установок, соответствующих правопослушным гражданам, а также способности саморегуляции поведения, которое было бы приемлемым для законопослушного общества [29, с. 88].

Третьи считают, что ресоциализация несовершеннолетних – это одновременно про- цесс и результат. Ресоциализация несовершеннолетних – процесс, направленный на достижение определенного результата, порожденный определенными причинами и условиями, управляемый, он же – результат формирования и усвоения личностью со- циальных норм, ценностей и установок законопослушного общества, утраченных несо- вершеннолетним в связи с десоциализацией, в том числе вследствие нахождения его в местах лишения свободы при привлечении к уголовной ответственности за совершение уголовно-наказуемого деяния [30, с. 12].

В соответствии с суждением В. В. Зритнева, изучаемый термин рассматривается применительно к несовершеннолетним лицам, нарушившим правовой запрет, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы: это, с одной стороны, процесс, в ходе которого личность несовершеннолетнего правонарушителя взаимодействует с обществом, а также воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя посредством определенных мер, предпринимаемых различными субъектами и участ- никами. Указанное воздействие осуществляется на протяжении всего времени привле- чения несовершеннолетнего к ответственности и исполнения назначенного наказания. С другой стороны – результат этого процесса: восстановление несовершеннолетнего в качестве социализированного члена общества и т. д. [31, с. 10].

Существует легальная дефиниция и социальной реабилитации: в соответствии с п. 7 ст. 5 Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» это комплекс мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, в отношении которых применяется пробация. Указанное распространяется и на несовер- шеннолетних. Социальная реабилитация включает в себя разнообразные мероприятия, направленные на восстановление несовершеннолетними лицами социальных связей и функций, которые были ими утрачены в связи с различными обстоятельствами (напри- мер, с употреблением наркотических средств, психотропных веществ и т. д.).

Порядок социальной реабилитации определен законодателем в Федеральном за- коне «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Термином «реабилитация» законодатель оперирует и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), понимая под ним процесс восстановления прав и свобод лица, подвергнутого уголовному преследованию незаконно, при отсут- ствии оснований его осуществления, а также процесс возмещения вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием лица (п. 34 ст. 5 УПК РФ). Реабилитированный – лицо, имеющее в соответствии с УПК РФ право на возмещение вреда в связи с вышеупомянутым (п. 35 ст. 5 УПК РФ). Сущностью представленной категории выступает вос- становление несправедливо ущемленного правового и социального статуса, доброго имени, репутации.

Однако среди ученых нет единого понимания социальной реабилитации. Одни под социальной реабилитацией подразумевают систему мероприятий, направленных на восстановление способности к социальному функционированию определенных лиц дезадаптивного населения [30, с. 245], другие – комплекс мер, направленных на вос- становление утраченных социальных связей и отношений, потеря которых произошла вследствие нарушения здоровья, изменения социального статуса [33, с. 147]. Понятие реабилитации имеет свои особенности в зависимости от области его использования: педагогика, психология, право, медицина и др.

Исходя из изложенного можно констатировать, что назрела необходимость глубокого изучения обозначенных явлений, поскольку рассматриваемый категориальный аппарат на сегодняшний день имеет существенные недостатки как на уровне правового регу- лирования, так и в правовой доктрине. Отсутствие единого универсального подхода к толкованию терминов «ресоциализация» «социальная адаптациия», «ресоциализация несовершеннолетних», «социальная реабилитация» приводит к неверному определе- нию их сущности, что может порождать проблемы на практике.

References

1. Mackevich, I. M. & Skiba, A. P. 2019, ‘Round table on the problems of monitoring the law “On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation”’, The Union of Criminologists and Criminologists, iss. 3, pp. 148-177.

2. Ryzhov, R. S. & Machkasov, A. I. 2015, ‘Oconducting the III International Scientific and Practical Conference “The role of the clergy in the re-socialization and social adaptation of convicts in places of deprivation of liberty and after release”’, Vedomosti of the penal system, iss. 12(163), pp. 2-4.

3. Adoevskaja, O. A. 2019, ‘Preparation of convicts for release from serving their sentence as a mechanism of re-socialization and their real inclusion in civil society’, Penal law, vol. 14(1-4), iss. 2, pp. 156-164.

4. Varygin, A. N. & Efremova, I. A. 2023, ‘Forms and means of correction of convicts’, Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, iss. 2(95), pp. 121-127.

5. Nistratova, I. S. 2017, ‘Topical issues of execution of punishment in the form of deprivation of liberty in relation to minors with socially significant diseases’, Penal law, vol. 12(1-4), iss. 3, pp. 294-297.

6. Skiba, A. P. & Maloletkina, N. S. 2022, ‘Draft law “On Probation in the Russian Federation”: some aspects of discussion in 2021-2022’, Penal law, vol. 17(1-4), iss. 2, pp. 176-194.

7. Skomoroh, O. A. & Samarin, V. A. 2023, ‘The role of religious organizations in the probation system of Convicts in the Federal Law “On Probation in the Russian Federation”’, Penal law, vol. 18(1-4), iss. 1, pp. 52-59.

8. Skiba, A. P. & Maloletkina, N. S. 2023, ‘The Law “On Probation in the Russian Federation” as a prerequisite for the further development of penal enforcement law’, Bulletin of the Kuzbass Institute, iss. 1(54), pp. 80-90.

9. Krymov, A. A. & Skiba, A. P. (eds) 2018, Conflicts between the legislation of Russia and a number of countries (a brief scientific commentary): monograph, 3rd edn, JuNITI-DANA, Moscow.

10. Rybak, M. S. 2001, Resocialization of prisoners sentenced to imprisonment: problems of theory and practice: PhD thesis (Law), Saratov/

11. Pisarev, V. B. & Brilliantov, A. V. 1989, ‘Some problems of the convicts’ resocialization system, in The application of non-custodial punishments, pp. 95-105, Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, Moscow.

12. Babajan, S. L. 2016, ‘On the issue of post-penitentiary resocialization’, Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, iss. 4(36), pp. 13-19.

13. Voronkov, K. I. 2021, The Institute of resocialization in the structure of the social function of the state (historical-theoretical and comparative-legal aspects): PhD thesis (Law), Nizhnij Novgorod.

14. Holostova, E. I. 2002, Social work: theory and practice, INFRA-M, Moscow.

15. Gromov, V. V. & Krylov, A. S. 1989, ‘Social ties in the process of socialization of convicts’, in The application of non-custodial punishments, pp. 37-45, Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, Moscow.

16. Krajnova, N. A. 2002, Problems of re-socialization of repeatedly convicted persons: PhD thesis (Law), Vladivostok.

17. Utkin, V. A. 2014, ‘Resocialization of those released from punishment: History and Modernity’, Criminal Justice, iss. 1(3), pp. 75-80.

18. Latysheva, L. A. 2017, Problems of resocialization of convicts: penal enforcement and criminological aspects: monograph, VIPE of the FPS of Russia, Vologda.

19. Shmarov, I. V. 1974, Prevention of crimes among those released from punishment: the problem of social adaptation, Legal literature, Moscow.

20. Antonjan, Ju. M. 1979, ‘Interaction of the criminal’s personality and the social environment’, Issues of combating recidivism, iss. 30, pp. 27-38.

21. Trubnikov, V. M. 1991, Social adaptation of those released from punishment: legal and socio-psychological analysis: Sc.D thesis (Law), Har’kov.

22. Baranov, Ju. V. 2008, Resocialization of those sentenced to imprisonment and those released from this punishment: theoretical, methodological and legal foundations: Sc.D thesis (Law), Moscow.

23. Dibirov, M. T. 2006, Problems of social adaptation of persons released from correctional institutions: PhD thesis (Law), Rjazan’.

24. Vavilov, S. I. (ed.) 1976, The Great Soviet Encyclopedia, the Soviet Encyclopedia, Moscow.

25. Sadovnikova, M. N. 2011, Resocialization of juvenile convicts (based on the materials of Eastern Siberia): PhD thesis (Law), Vladivostok.

26. Leonova, E. Ju. 2013, Resocialization of convicts in the educational space of the school: PhD thesis (Sociology), Tjumen’.

27. Zaripov, Z. S. & Prys’, I. E.2010, ‘New approaches to the resocialization of the personality of a convicted minor’, in Goals and Means of criminal and Penal enforcement Policy in relation to minors: Materials of the International Scientific and Practical Conference, in 2 vols, vol. 2, pp. 108-117, VIPE of the FPS of Russia, Vologda.

28. Pajzulaeva, B. A. 2011, Re-socialization of juvenile convicts in penitentiary institutions: PhD thesis (Pedagogy), Mahachkala.

29. Leus, Je. V. & Solov’eva, A. G. 2012, ‘Adaptive technologies for the re-socialization of juvenile convicts’, Psychology and Law, iss. 3, pp. 88-98.

30. Kovtuchenko, L. V. 2018, The concept of re-socialization of juvenile convicts in the pedagogical environment in an educational colony: Sc.D thesis (Pedagogy), Voronezh.

31. Zritnev, V. V. 2008, Re-socialization of juvenile offenders not isolated from society by private social institutions: PhD thesis (Sociology), Stavropol’.

32. Holostova, E. I. (ed.) 1997, Dictionary-reference book on social work, Lawyer, Moscow.

33. Firsov, M. V. 2007, Social Work technology, Academic project, Moscow.


Login or Create
* Forgot password?