Ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация несовершеннолетних: сущность и соотношение понятий
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются проблемы соотношения понятий «ресоциализация», «социальная адаптация», «социальная реабилитация несовершеннолетних». Имеющиеся в этой части научные исследования не позволяют в полной мере сформировать правильное понимание представленных явлений. В результате изучения Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов автор приходит к выводу о том, что возникают коллизии не только доктринального, но и практического характера, что осложняет формирование у осужденных системы нравственных ценностей и препятствует их возвращению в общество в качестве правопослушных граждан.

Ключевые слова:
ресоциализация, социальная адаптация, социальная реабилитация, осужденные несовершеннолетние, пробация, исправление
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Вопросы ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации рас- сматривали многие ученые. Они обсуждались на научно-практических конференциях [1, с. 148–177; 2, с. 2–4] и в различных научных работах [3, с. 156–164; 4, с. 121–127; 5,

с. 294–297; 6, с. 176–194; 7, с. 52–59]. Кроме того, эти понятия закреплены в Федераль- ном законе «О пробации в Российской Федерации», и их изучение является одним из актуальных направлений диссертационных и иных исследований [8, c. 80–90].

Однако имеющееся в этой части правовое регулирование, особенно в отношении несовершеннолетних, а также теоретические исследования не позволяют в полной мере определиться с сущностью заявленных категорий, поскольку они часто подменяют друг друга либо имеют различное толкование, в связи с чем возникают коллизии как на уровне закона, что затрудняет их правильное восприятие, так и в правовой доктрине [9].

Дефиниция ресоциализации закреплена на законодательном уровне. Так, по п. 5 ст. 5 Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» ресоциализация – это комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их ком- петенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинте- грации в общество лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и (или) лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера. Однако до настоящего времени среди ученых нет единой позиции относительно дефиниции данного явления.

Согласно позиции М. С. Рыбака, ресоциализация представляет собой определенный процесс, направленный на формирование у лиц, отбывающих наказание, жизненной позиции, отвечающей правовым предписаниям Основного Закона страны [10, с. 17]. Существует определение ее и как системы мер различного характера, применяемых к преступнику [11, с. 95].

В целом, по мнению ученых, ресоциализация – комплекс мер, мероприятий. С. Л. Ба- баян в предлагаемой дефиниции конкретизирует систему мер, составляющих ресо- циализацию: правовых, организационных, социально-экономических, психолого-пе- дагогических, но, оставляя ее открытой, не ограничивается указанием только на одну цель уголовного наказания – исправление, а обозначает их в полном объеме, указы- вая также в качестве цели ресоциализации оказание содействия лицам, отбывшим наказание, в бытовом и трудовом устройстве [12, с. 13]. Сторонником данного подхода является и К. И. Воронков, определяющий меры, осуществляемые для лиц, отбывших наказание и неспособных возвратиться после его отбытия к правопослушной жизни в общество [13, с. 11]. Однако Е. И. Холостова, в отличие от К. И. Воронкова, обозна- чает закрытый перечень мероприятий, составляющих ресоциализацию [14, с. 41]. Не конкретизирован перечень мероприятий в дефиниции В. В. Громова и А. С. Кры- лова [15, с. 37].

Некоторые ученые понимают ресоциализацию как процесс восстановления правово- го статуса гражданина. По мнению Н. А. Крайновой, ресоциализация – процесс возвра- щения лица в законопослушное общество, осуществляемый посредством применения к лицу, отбывающему наказание, различных мер с целью его исправления [16, с. 23]. В. А. Уткин отмечает, что ресоциализация представляет собой восстановление у лица, совершившего уголовно наказуемое деяние, позитивных качеств и свойств, делающих его полноценным членом общества [17, с. 75]. Сторонником указанного подхода явля- ется и Л. А. Латышева [18, с. 15].

Нередко ученые отождествляют ресоциализацию с социальной адаптацией и по- нимают ее так:

  • процесс восстановления социально полезных связей лица, отбывшего наказание [19, с. 73];

  • процесс социальной адаптации осужденного к новым условиям, реализация сво- его «Я», приобретение нового статуса [20, с. 34];

  • процесс «вживания» осужденного, отбывшего наказание, в систему ценностей за- конопослушного общества [21, с. 47];

  • процесс выработки социально приемлемых форм поведения [22, с. 10].

Ученые высказывали также предложение о включении ресоциализации в качестве цели уголовно-исполнительного законодательства вместо цели исправления [10].

Термин «социальная адаптация» определен на законодательном уровне, а также упоминается в ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ). Так, согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона «О пробации в Российской Фе- дерации» это комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, в отношении которых применяется пробация, содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также иной помощи в целях стимулирования правопослушного поведения. При этом в законодательстве Российской Федерации установлено, что в трудной жизненной ситуации находятся: безнадзорные, беспризорные несовершеннолетние; лица, совершившие уголовно наказуемое деяние и отбывающие наказание, не связан- ное с лишением свободы; несовершеннолетние, совершившие преступление и под- вергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия; лица, занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; иные лица, в том числе прошедшие лечение от алкоголизма и т. д. Однако среди ученых нет единого суждения относительно понятия социальной адаптации.

Нередко социальная адаптация отождествляется и с ресоциализацией или с частью социализации. Ю. М. Антонян под социальной адаптацией предлагает понимать про- цесс приспособления осужденного к новым условиям, статусу [20, с. 34].

По мнению других ученых, социальная адаптация включает в себя исправление и социализацию личности. Социальная адаптация – сложный процесс, состоящий из стадий подготовки лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, к жизни вне исправительного учреждения и этапа взаимодействия личности с обстановкой вне мест лишения свободы, включающей в себя систему ценностей, приемлемую для за- конопослушного общества [23, с. 15]. И. В. Шмаров писал, что социальная адаптация – процесс ресоциализации личности, изменение условий проживания и жизнедеятельно- сти личности, восприятие установок, ценностей новой среды [19, с. 15]. Позицию о том, что социальная адаптация – ресоциализация, часть ресоциализации, высказывает и Н. А. Крайнова [16, с. 5, 10]. Наличествует суждение о том, что социальная адаптация – часть процесса социализации, имеющая целью приведение поведения осужденного, но- сящего отклоняющийся характер в связи с совершением уголовно наказуемого деяния, к поведению, господствующему в определенном обществе (классе, группе) [24, с. 242].

Если с определением термина «ресоциализация» все более или менее понятно, то относительно ресоциализации несовершеннолетних вопрос остается открытым.

В юридической литературе ресоциализация несовершеннолетних рассматривает- ся посредством широкого и узкого подходов. Сторонником широкого подхода является М. Н. Садовникова, понимающая под ресоциализацией государственную систему реа- гирования на поведение лица, совершившего преступление, представляющую собой целенаправленный процесс, включающий в себя конкретные меры, направленные на образование институтов, реализующих данные меры в отношении несовершеннолетних лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние и подвергшихся уголовному преследо- ванию. При этом М. Н. Садовникова отмечает и узкий подход к определению указанного термина, в соответствии с которым ресоциализация несовершеннолетних представ- ляет собой конкретный процесс, осуществляемый для приобретения, восстановления несовершеннолетними осужденными системы ценностей, установок, соответствующих законопослушному обществу [25, с. 15].

Е. Ю. Леонова в широком смысле под ресоциализацией несовершеннолетних пони- мает часть процесса десоциализации, возникающей у несовершеннолетних в различном возрасте и в различных экстремальных ситуациях, нетипичных условиях, требующих освоения ценностей, установок, отличных от тех, которыми обладает несовершенно- летний. В узком смысле исследуемый термин означает преодоление десоциализации в различных формах проявления [26, с. 12].

Одни ученые склонны к мнению о том, что ресоциализация несовершеннолетних представляет собой педагогически ориентированную комплексную систему воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Как правило, она направлена на их исправление и включение в законопослушное общество после отбытия уголовного на- казания, связанного с лишением свободы [27, с. 117]; на восстановление личностного и социального статуса, индивидуальной и общественной ценности, нарушенных функций организма, трудоспособности, позволяющее успешно включиться в жизнь после осво- бождения несовершеннолетнего из мест лишения свободы [28, с. 10].

По мнению других исследователей, ресоциализация несовершеннолетних – это про- цесс. Э. В. Леус и А. Г. Соловьева указывают на то, что ресоциализация несовершен- нолетних представляет собой процесс изменения личности несовершеннолетних, их системы ценностей и установок, формирование новой системы ценностей и установок, соответствующих правопослушным гражданам, а также способности саморегуляции поведения, которое было бы приемлемым для законопослушного общества [29, с. 88].

Третьи считают, что ресоциализация несовершеннолетних – это одновременно про- цесс и результат. Ресоциализация несовершеннолетних – процесс, направленный на достижение определенного результата, порожденный определенными причинами и условиями, управляемый, он же – результат формирования и усвоения личностью со- циальных норм, ценностей и установок законопослушного общества, утраченных несо- вершеннолетним в связи с десоциализацией, в том числе вследствие нахождения его в местах лишения свободы при привлечении к уголовной ответственности за совершение уголовно-наказуемого деяния [30, с. 12].

В соответствии с суждением В. В. Зритнева, изучаемый термин рассматривается применительно к несовершеннолетним лицам, нарушившим правовой запрет, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы: это, с одной стороны, процесс, в ходе которого личность несовершеннолетнего правонарушителя взаимодействует с обществом, а также воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя посредством определенных мер, предпринимаемых различными субъектами и участ- никами. Указанное воздействие осуществляется на протяжении всего времени привле- чения несовершеннолетнего к ответственности и исполнения назначенного наказания. С другой стороны – результат этого процесса: восстановление несовершеннолетнего в качестве социализированного члена общества и т. д. [31, с. 10].

Существует легальная дефиниция и социальной реабилитации: в соответствии с п. 7 ст. 5 Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» это комплекс мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, в отношении которых применяется пробация. Указанное распространяется и на несовер- шеннолетних. Социальная реабилитация включает в себя разнообразные мероприятия, направленные на восстановление несовершеннолетними лицами социальных связей и функций, которые были ими утрачены в связи с различными обстоятельствами (напри- мер, с употреблением наркотических средств, психотропных веществ и т. д.).

Порядок социальной реабилитации определен законодателем в Федеральном за- коне «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Термином «реабилитация» законодатель оперирует и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), понимая под ним процесс восстановления прав и свобод лица, подвергнутого уголовному преследованию незаконно, при отсут- ствии оснований его осуществления, а также процесс возмещения вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием лица (п. 34 ст. 5 УПК РФ). Реабилитированный – лицо, имеющее в соответствии с УПК РФ право на возмещение вреда в связи с вышеупомянутым (п. 35 ст. 5 УПК РФ). Сущностью представленной категории выступает вос- становление несправедливо ущемленного правового и социального статуса, доброго имени, репутации.

Однако среди ученых нет единого понимания социальной реабилитации. Одни под социальной реабилитацией подразумевают систему мероприятий, направленных на восстановление способности к социальному функционированию определенных лиц дезадаптивного населения [30, с. 245], другие – комплекс мер, направленных на вос- становление утраченных социальных связей и отношений, потеря которых произошла вследствие нарушения здоровья, изменения социального статуса [33, с. 147]. Понятие реабилитации имеет свои особенности в зависимости от области его использования: педагогика, психология, право, медицина и др.

Исходя из изложенного можно констатировать, что назрела необходимость глубокого изучения обозначенных явлений, поскольку рассматриваемый категориальный аппарат на сегодняшний день имеет существенные недостатки как на уровне правового регу- лирования, так и в правовой доктрине. Отсутствие единого универсального подхода к толкованию терминов «ресоциализация» «социальная адаптациия», «ресоциализация несовершеннолетних», «социальная реабилитация» приводит к неверному определе- нию их сущности, что может порождать проблемы на практике.

Список литературы

1. Мацкевич И. М., Скиба А. П. Круглый стол о проблемах мониторинга закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Союз криминалистов и криминологов. 2019. № 3. С. 148-177.

2. Рыжов Р. С., Мачкасов А. И. О проведении III Международной научно-практической конференции «Роль духовенства в ресоциализации и социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и после освобождения» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 12(163). С. 2-4.

3. Адоевская О. А. Подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания как механизм ресоциализации и реального включения их в гражданское общество // Уголовно-исполнительное право. 2019. Т. 14(1-4), № 2. С. 156-164.

4. Варыгин А. Н., Ефремова И. А. Формы и средства исправления осужденных // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2023. № 2(95). С. 121-127.

5. Нистратова И. С. Актуальные вопросы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, больных социально значимыми заболеваниями // Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 3. С. 294-297.

6. Скиба А. П., Малолеткина Н. С. Законопроект «О пробации в Российской Федерации»: некоторые аспекты обсуждения в 2021-2022 годах // Уголовно-исполнительное право. 2022. Т. 17(1-4), № 2. С. 176-194.

7. Скоморох О. А., Самарин В. А. Роль религиозных организаций в системе пробации осужденных в Федеральном законе «О пробации в Российской Федерации» // Уголовно-исполнительное право. 2023. Т. 18(1-4), № 1. С. 52-59.

8. Скиба А. П., Малолеткина Н. С. Закон «О пробации в Российской Федерации» как предпосылка дальнейшего развития уголовно-исполнительного права // Вестник Кузбасского института. 2023. № 1(54). С. 80-90.

9. Коллизии законодательства России и ряда стран (краткий научный комментарий) : монография / под общ. ред. А. А. Крымова; под науч. ред. А. П. Скибы. 3-е изд., испр. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 407 с.

10. Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2001. 58 с.

11. Писарев В. Б., Бриллиантов А. В. Некоторые проблемы системы ресоциализации осужденных // Применение наказаний, не связанных с лишением свободы. М. : ВНИИ МВД СССР, 1989. С. 95-105.

12. Бабаян С. Л. К вопросу о постпенитенциарной ресоциализации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4(36). С. 13-19.

13. Воронков К. И. Институт ресоциализации в структуре социальной функции государства (историко-теоретический и сравнительно-правовой аспекты) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2021. 30 с.

14. Социальная работа: теория и практика / под ред. Е. И. Холостовой. М. : ИНФРА-М, 2002. 427 с.

15. Громов В. В., Крылов А. С. Социальные связи в процессе социализации осужденных // Применение наказаний, не связанных с лишением свободы. М. : ВНИИ МВД СССР, 1989. С. 37-45.

16. Крайнова Н. А. Проблемы ресоциализации неоднократно судимых лиц : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. 23 с.

17. Уткин В. А. Ресоциализация освобождаемых от наказания: история и современность // Уголовная юстиция. 2014. № 1(3). С. 75-80.

18. Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты : монография. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2017. 118 с.

19. Шмаров И. В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания: проблема социальной адаптации. М. : Юридическая литература, 1974. 136 с.

20. Антонян Ю. М. Взаимодействие личности преступника и социальной среды // Вопросы борьбы с рецидивной преступностью. 1979. № 30. С. 27-38.

21. Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от наказания: правовой и социально-психологический анализ : дис. … д-ра юрид. наук. Харьков, 1991. 519 с.

22. Баранов Ю. В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания: теоретико-методологические и правовые основы : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 37 с.

23. Дибиров М. Т. Проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 211 с.

24. Большая советская энциклопедия / под ред. С. И. Вавилова М. : Советская энциклопедия, 1976. 648 с.

25. Садовникова М. Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных (по материалам Восточной Сибири) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владивосток, 2011. 30 с.

26. Леонова Е. Ю. Ресоциализация осужденных в образовательном пространстве школы : дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2013. 184 с.

27. Зарипов З. С., Прысь И. Е. Новые подходы к ресоциализации личности осужден- ного несовершеннолетнего // Цели и средства уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних : материалы Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2010. Ч. 2. С. 108-117.

28. Пайзулаева Б. А. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных в пенитенциарных учреждениях : дис. … канд. педагог. наук. Махачкала, 2011. 148 с.

29. Леус Э. В., Соловьева А. Г. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Психология и право. 2012. № 3. С. 88-98.

30. Ковтученко Л. В. Концепция ресоциализации несовершеннолетних осужденных в педагогической среде в воспитательной колонии : дис. … д-ра педагог. наук. Воронеж, 2018. 430 с.

31. Зритнев В. В. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами : дис. … канд. социол. наук. Ставрополь, 2008. 190 с.

32. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. М. : Юрист, 1997. 417 с.

33. Фирсов М. В. Технология социальной работы. М. : Академический проект, 2007. 432 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?