from 01.09.2015 until now
N.G. Chernishevsky Saratov State University (Chair of the Criminal? Environmental Law and Criminology, Professor)
from 01.09.2015 to 02.09.2018
Saratov, Russian Federation
UDK 343.81 Места лишения свободы (тюрьмы, исправительные дома,воспитательные трудовые колонии)
The article analyzes the concept of security of correctional institutions, as well as legal and organizational problems of its provision. A number of proposals are formulated that could contribute to improving the level of security in correctional institutions: improve the regulation of security issues in the Penal Code of the Russian Federation, introduce digital technologies, strengthen security against attacks on correctional institutions from outside, introduce mediation procedures into the practical activities of correctional institutions, etc.
security, correctional institutions, convicts, crime prevention, mediation
Безопасность является одним из важнейших условий существования личности, общества и государства. В настоящее время практически все сферы человеческой жизни нуждаются в обеспечении безопасности. Очевиден тот факт, что в российской уголовно-исполнительной системе (УИС), где на относительно небольшой территории сосредоточены сотни тысяч лиц, совершивших преступления, также требуется обеспе- чивать безопасность. Само по себе функционирование многочисленных исправительных учреждений должно быть безопасным как для осужденных, так и для сотрудников уголовно-исполнительной системы [1, с. 35–41; 2, с. 100–105; 3, с. 44–47].
Создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности со- трудников УИС, других должностных лиц и граждан, находящихся на территориях уч- реждений, а также осужденных является обязанностью учреждений и органов ФСИН России в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах уголовно-исполни- тельной системы Российской Федерации».
Право осужденных на личную безопасность прямо закреплено в ст. 13 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) и активно обсуждается в юридической литературе [4, с. 87–89; 5, с. 87–93; 6, с. 301–312; 7, с. 190–199]. При этом важно отметить, что уголовно-исполнительным законодательством безопасность га- рантируется не только осужденным, но и персоналу учреждений УИС и иным лицам, находящимся на территории исправительных учреждений (родственникам осужденных, преподавателям, медицинским работникам, работникам пенитенциарных производств и т. д.).
Однако, по данным ФСИН России, в исправительных учреждениях не снижается количество преступлений и иных правонарушений: неповиновений осужденных персоналу, активного участия в группировках отрицательной направленности, членовредительства, голодовок осужденных, драк, употребления спиртных напитков, сильнодействующих психотропных препаратов, наркотиков и т. д. Данные статистики показывают, что по сравнению с 2019 г. число нападений, а также оскорблений и угроз применить насилие в отношении сотрудников ФСИН России в 2020 г. увеличилось на 15 %1.
Как отмечают исследователи, около 40 % посягательств совершаются в отношении младшего начальствующего состава, 24 % – в отношении среднего начальствующего состава. При этом около 12 % составляют посягательства на сотрудников оперативных подразделений, примерно столько же – на руководство исправительных учреждений. Начальники отрядов также являются объектами посягательств, хотя и значительно реже (6,7 %) [8].
В свое время А. Г. Перегудовым было предложено под безопасностью в исправительных учреждениях понимать определенную систему отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения, по обеспечению спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья сотрудников, осужденных, иных граждан, которые, так или иначе, причастны к деятельности исправительных учреждений, их нормального труда и отдыха, а также функционирования исправительного учреждения в целом и его подразделений [9, c. 26]. Однако ни такое определение, ни другие, ему подобные, до настоящего времени не приобрели правовую форму, и сегодня на законодательном уровне отсутствует опре- деление понятия «безопасность исправительного учреждения».
На наш взгляд, понятие безопасности исправительного учреждения целесообразно закрепить на уровне закона – в УИК РФ – и определить его как состояние защищенности исправительного учреждения, его объектов, осужденных, персонала и граждан, находя- щихся на территории данного учреждения, от внутренних и внешних угроз. Ввиду того что исправительные учреждения являются федеральными казенными учреждениями, деятельность по обеспечению внутренней и внешней безопасности данных учреждений является обязанностью Федеральной службы исполнения наказаний.
В 2021 г. Правительством РФ была принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоря- жением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р; далее – Концепция). В этом правовом акте излагаются стратегические направления деятельности, которые позволят в течение десятилетия достигнуть решения комплексных проблем, существующих в УИС. Раздел IV Концепции одним из основных направлений развития УИС определяет обеспечение ее безопасности. Раздел XVII Концепции «Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы» гласит, что в целях эффективного функциониро- вания учреждений и органов УИС необходимо провести мероприятия, направленные на защиту жизни и здоровья ее персонала, подозреваемых, обвиняемых и осужденных,
1 См.: В 2020 г. на сотрудников ФСИН России стали нападать на 15 % чаще // Справочник тюрем Российской Федерации. URL: https://fsin-atlas.ru/content/news/456/ (дата обращения: 07.12.2022).
содержащихся в учреждениях УИС, а также иных лиц, находящихся на территории учреждений уголовно-исполнительной системы.
Однако не всегда проводимые администрацией исправительных учреждений меро- приятия имеют положительные результаты. Так, 5 сентября 2021 г. в хабаровской Ис- правительной колонии № 14 строгого режима осужденные подняли бунт. Поводом для конфликта между осужденными, сотрудничающими с администрацией, и заключенными, живущими по воровским «понятиям», явилось убийство «положенца» («вора в законе»). Как указывают СМИ, противостояние так называемых «красных» (поддерживающих ад- министрацию исправительного учреждения) и «черных» (следующих традициям кри- минальной субкультуры) существовало продолжительное время, и конфликт перерос в массовую драку, которую удалось прекратить только после введения в исправитель- ную колонию специальных подразделений и перевода сотрудников исправительного учреждения на работу в усиленном режиме. По данным следствия, в результате драки между осужденными четыре человека получили ранения, двое были убиты1. В связи с этим представляется, что дополнение УИК РФ отдельной самостоятельной главой «Без- опасность исправительного учреждения» с соответствующим содержанием позволит лучше сориентировать оперативные и иные соответствующие службы в соответствую- щих направлениях и обеспечить защищенность пенитенциарных объектов от реальных и потенциальных угроз.
На современном этапе руководство нашей страны провозгласило курс на цифровую трансформацию государства, внедрение технологий искусственного интеллекта в эко- номике, промышленности, сельском хозяйстве2. Дискуссии о внедрении цифровизации в различные отрасли права обсуждаются юристами уже на постоянной основе.
По нашему мнению, в предлагаемой новой главе уголовно-исполнительного за- кона следует предусмотреть внедрение цифровых технологий в деятельность уч- реждений и органов, исполняющих наказания, поскольку существующих в настоя- щее время аудиовизуальных и электронных средств наблюдения и контроля за по- ведением осужденных, по всей видимости, недостаточно. Необходимо создание и развитие систем сбора и обработки больших массивов данных, выявление на этой базе закономерностей и выработка и принятие решений с помощью искусственно- го интеллекта в сфере обеспечения безопасности учреждений УИС. Следует также предусмотреть вопросы обеспечения безопасности от нападений на исправительные учреждения извне, защиты от дронов, отключения с помощью операторов мобиль- ной связи сотовых телефонов, нелегально доставленных осужденным в исправи- тельное учреждение.
В настоящее время во многих учреждениях УИС успешно практикуются процеду- ры медиации и восстановительного правосудия, которые пока не закреплены де-юре [10, с. 216–221; 11, с. 60–63]. Осужденные во время отбывания наказания пребывают в условиях изоляции, под круглосуточной охраной и постоянным надзором, их поведение контролируется, они ограничиваются в праве выбора места жительства, передвижения, встреч с родными и близкими, свободного труда. Находясь в однополом социуме, они испытывают постоянное негативное травмирующее воздействие на психику, и это также способствует возникновению конфликтов. Особую тревогу вызывает то обстоятельство,
1 См. : В российской колонии подняли бунт. URL: https://lenta.ru/ (дата обращения: 15.12.2022).
2 См.: Путин заявил о необходимости цифровой трансформации России. URL: https://tass.ru/
ekonomika/10172635 (дата обращения: 14.12.2022).
что конфликты среди осужденных принимают серьезные масштабы и имеют тенденцию к генерализации, вовлечению в свою сферу большого числа участников.
С целью предупреждения преступлений и других правонарушений, урегулирования конфликтов между осужденными, следует предусмотреть и возможности внедрения процедур медиации в практическую деятельность исправительных учреждений.
Очевидно, что в настоящее время в УИС существует ряд недочетов, которые могут способствовать возникновению угроз безопасности. Для того чтобы обеспечить дости- жение целей наказания, следует предусмотреть комплекс мер, направленных на повы- шение эффективности функционирования учреждений и органов, исполняющих нака- зания. Безусловно, такая сложная проблема, как обеспечение безопасности в испра- вительных учреждениях, не может быть решена без устранения целого ряда указанных и иных правовых и организационных проблем. Системный подход к их решению также позволит своевременно ослаблять и нейтрализовывать негативные явления, способ- ные угрожать безопасности в исправительных учреждениях.
1. Kovalev, O. G., Vilkova, A. V. & Shherbakov, A. V.2022, ‘Features of the implementation of international standards in ensuring the safety of prisoners in foreign penitentiary systems’, Bulletin of the Samara Law Institute, iss. 3 (49), pp. 35-41.
2. Skiba, A. P. 2015, ‘Application of security measures in the context of correction of convicts and prevention of new crimes’, North Caucasian Legal Bulletin, iss. 1, pp. 100-105.
3. Juzhanin, V. E. 2016, ‘Regimes of punishment, ensuring its serving and safety in correctional institutions’, Penal law, iss. 2(24), pp. 44-47.
4. Butenko, T. P. 2005, ‘The Convict’s Right to personal Security’, Bulletin of Amur State University, Humanities Series, iss. 28, pp. 87-89.
5. Maloletkina, N. S. 2017, ‘Personal safety of employees of the penitentiary system in correctional institutions of Russia’, Legal Policy and legal life, iss. 3, pp. 87-93.
6. Tepljashin, P. V. 2022, ‘Theoretical foundations of anti-corruption measures of personal security of convicts serving imprisonment’, Penal law, vol. 17(1-4), iss. 3, pp. 301-312.
7. Jakovleva, M. A. & Klishkov, V. B. 2023, ‘Features of the personality of a convict with a non-binary gender identity and problems of security of his stay in penitentiary institutions’, Penal law, vol. 18(1-4), iss. 2, pp. 190-199.
8. Kir’janova, E. N. 2003, Manifestation of risk in the activities of specialists in dangerous professions: PhD thesis (Psychology), Moscow.
9. Peregudov, A. G. 1996, A course of lectures on ensuring security, the order of execution and serving of punishment in ITU, Ufa.
10. Gromov, V. G., Ostrovskij, A. N., Lukojanova, Je. R. & Skladchikova, E. S. 2017, ‘Possibilities of mediation application in the penal system’, Penal law, vol. 12(1-4), iss. 2, pp. 216-221.
11. Zautorova, Je. V. 2015, ‘The use of mediation in the educational process of correctional institutions’, Psychopedagogy in law enforcement agencies, iss. 3(62), pp. 60-63.