ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются понятие безопасности исправительных учреждений, а также правовые и организационные проблемы ее обеспечения. Формулируется ряд предложений, которые могли бы способствовать повышению уровня безопасности в исправительных учреждениях: улучшить в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации регулирование вопросов безопасности, внедрить цифровые технологии, усилить обеспечение безопасности от нападений на исправительные учреждения извне, ввести процедуры медиации в практическую деятельность исправительных учреждений и т. д.

Ключевые слова:
безопасность, исправительные учреждения, осужденные, предупреждение преступности, медиация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Безопасность является одним из важнейших условий существования личности, общества и государства. В настоящее время практически все сферы человеческой жизни нуждаются в обеспечении безопасности. Очевиден тот факт, что в российской уголовно-исполнительной системе (УИС), где на относительно небольшой территории сосредоточены сотни тысяч лиц, совершивших преступления, также требуется обеспе- чивать безопасность. Само по себе функционирование многочисленных исправительных учреждений должно быть безопасным как для осужденных, так и для сотрудников уголовно-исполнительной системы [1, с. 35–41; 2, с. 100–105; 3, с. 44–47].

Создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности со- трудников УИС, других должностных лиц и граждан, находящихся на территориях уч- реждений, а также осужденных является обязанностью учреждений и органов ФСИН России в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах уголовно-исполни- тельной системы Российской Федерации».

Право осужденных на личную безопасность прямо закреплено в ст. 13 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) и активно обсуждается в юридической литературе [4, с. 87–89; 5, с. 87–93; 6, с. 301–312; 7, с. 190–199]. При этом важно отметить, что уголовно-исполнительным законодательством безопасность га- рантируется не только осужденным, но и персоналу учреждений УИС и иным лицам, находящимся на территории исправительных учреждений (родственникам осужденных, преподавателям, медицинским работникам, работникам пенитенциарных производств и т. д.).

Однако, по данным ФСИН России, в исправительных учреждениях не снижается количество преступлений и иных правонарушений: неповиновений осужденных персоналу, активного участия в группировках отрицательной направленности, членовредительства, голодовок осужденных, драк, употребления спиртных напитков, сильнодействующих психотропных препаратов, наркотиков и т. д. Данные статистики показывают, что по сравнению с 2019 г. число нападений, а также оскорблений и угроз применить насилие в отношении сотрудников ФСИН России в 2020 г. увеличилось на 15 %1.

Как отмечают исследователи, около 40 % посягательств совершаются в отношении младшего начальствующего состава, 24 % – в отношении среднего начальствующего состава. При этом около 12 % составляют посягательства на сотрудников оперативных подразделений, примерно столько же – на руководство исправительных учреждений. Начальники отрядов также являются объектами посягательств, хотя и значительно реже (6,7 %) [8].

В свое время А. Г. Перегудовым было предложено под безопасностью в исправительных учреждениях понимать определенную систему отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения, по обеспечению спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья сотрудников, осужденных, иных граждан, которые, так или иначе, причастны к деятельности исправительных учреждений, их нормального труда и отдыха, а также функционирования исправительного учреждения в целом и его подразделений [9, c. 26]. Однако ни такое определение, ни другие, ему подобные, до настоящего времени не приобрели правовую форму, и сегодня на законодательном уровне отсутствует опре- деление понятия «безопасность исправительного учреждения».

На наш взгляд, понятие безопасности исправительного учреждения целесообразно закрепить на уровне закона – в УИК РФ – и определить его как состояние защищенности исправительного учреждения, его объектов, осужденных, персонала и граждан, находя- щихся на территории данного учреждения, от внутренних и внешних угроз. Ввиду того что исправительные учреждения являются федеральными казенными учреждениями, деятельность по обеспечению внутренней и внешней безопасности данных учреждений является обязанностью Федеральной службы исполнения наказаний.

В 2021 г. Правительством РФ была принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоря- жением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р; далее – Концепция). В этом правовом акте излагаются стратегические направления деятельности, которые позволят в течение десятилетия достигнуть решения комплексных проблем, существующих в УИС. Раздел IV Концепции одним из основных направлений развития УИС определяет обеспечение ее безопасности. Раздел XVII Концепции «Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы» гласит, что в целях эффективного функциониро- вания учреждений и органов УИС необходимо провести мероприятия, направленные на защиту жизни и здоровья ее персонала, подозреваемых, обвиняемых и осужденных,

1 См.: В 2020 г. на сотрудников ФСИН России стали нападать на 15 % чаще // Справочник тюрем Российской Федерации. URL: https://fsin-atlas.ru/content/news/456/ (дата обращения: 07.12.2022).

содержащихся в учреждениях УИС, а также иных лиц, находящихся на территории учреждений уголовно-исполнительной системы.

Однако не всегда проводимые администрацией исправительных учреждений меро- приятия имеют положительные результаты. Так, 5 сентября 2021 г. в хабаровской Ис- правительной колонии № 14 строгого режима осужденные подняли бунт. Поводом для конфликта между осужденными, сотрудничающими с администрацией, и заключенными, живущими по воровским «понятиям», явилось убийство «положенца» («вора в законе»). Как указывают СМИ, противостояние так называемых «красных» (поддерживающих ад- министрацию исправительного учреждения) и «черных» (следующих традициям кри- минальной субкультуры) существовало продолжительное время, и конфликт перерос в массовую драку, которую удалось прекратить только после введения в исправитель- ную колонию специальных подразделений и перевода сотрудников исправительного учреждения на работу в усиленном режиме. По данным следствия, в результате драки между осужденными четыре человека получили ранения, двое были убиты1. В связи с этим представляется, что дополнение УИК РФ отдельной самостоятельной главой «Без- опасность исправительного учреждения» с соответствующим содержанием позволит лучше сориентировать оперативные и иные соответствующие службы в соответствую- щих направлениях и обеспечить защищенность пенитенциарных объектов от реальных и потенциальных угроз.

На современном этапе руководство нашей страны провозгласило курс на цифровую трансформацию государства, внедрение технологий искусственного интеллекта в эко- номике, промышленности, сельском хозяйстве2. Дискуссии о внедрении цифровизации в различные отрасли права обсуждаются юристами уже на постоянной основе.

По нашему мнению, в предлагаемой новой главе уголовно-исполнительного за- кона следует предусмотреть внедрение цифровых технологий в деятельность уч- реждений и органов, исполняющих наказания, поскольку существующих в настоя- щее время аудиовизуальных и электронных средств наблюдения и контроля за по- ведением осужденных, по всей видимости, недостаточно. Необходимо создание и развитие систем сбора и обработки больших массивов данных, выявление на этой базе закономерностей и выработка и принятие решений с помощью искусственно- го интеллекта в сфере обеспечения безопасности учреждений УИС. Следует также предусмотреть вопросы обеспечения безопасности от нападений на исправительные учреждения извне, защиты от дронов, отключения с помощью операторов мобиль- ной связи сотовых телефонов, нелегально доставленных осужденным в исправи- тельное учреждение.

В настоящее время во многих учреждениях УИС успешно практикуются процеду- ры медиации и восстановительного правосудия, которые пока не закреплены де-юре [10, с. 216–221; 11, с. 60–63]. Осужденные во время отбывания наказания пребывают в условиях изоляции, под круглосуточной охраной и постоянным надзором, их поведение контролируется, они ограничиваются в праве выбора места жительства, передвижения, встреч с родными и близкими, свободного труда. Находясь в однополом социуме, они испытывают постоянное негативное травмирующее воздействие на психику, и это также способствует возникновению конфликтов. Особую тревогу вызывает то обстоятельство,

1 См. : В российской колонии подняли бунт. URL: https://lenta.ru/ (дата обращения: 15.12.2022).

2 См.: Путин заявил о необходимости цифровой трансформации России. URL: https://tass.ru/

ekonomika/10172635 (дата обращения: 14.12.2022).

что конфликты среди осужденных принимают серьезные масштабы и имеют тенденцию к генерализации, вовлечению в свою сферу большого числа участников.

С целью предупреждения преступлений и других правонарушений, урегулирования конфликтов между осужденными, следует предусмотреть и возможности внедрения процедур медиации в практическую деятельность исправительных учреждений.

Очевидно, что в настоящее время в УИС существует ряд недочетов, которые могут способствовать возникновению угроз безопасности. Для того чтобы обеспечить дости- жение целей наказания, следует предусмотреть комплекс мер, направленных на повы- шение эффективности функционирования учреждений и органов, исполняющих нака- зания. Безусловно, такая сложная проблема, как обеспечение безопасности в испра- вительных учреждениях, не может быть решена без устранения целого ряда указанных и иных правовых и организационных проблем. Системный подход к их решению также позволит своевременно ослаблять и нейтрализовывать негативные явления, способ- ные угрожать безопасности в исправительных учреждениях.

 

Список литературы

1. Ковалев О. Г., Вилкова А. В., Щербаков А. В. Особенности реализации международных норм при обеспечении безопасности заключенных в зарубежных пенитенциарных системах // Вестник Самарского юридического института. 2022. № 3(49). С. 35-41.

2. Скиба А. П. Применение мер безопасности в контексте исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 100-105.

3. Южанин В. Е. Режимы наказания, обеспечения его отбывания и безопасности в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 2(24). С. 44-47.

4. Бутенко Т. П. Право осужденного на личную безопасность // Вестник Амурского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2005. № 28. С. 87-89.

5. Малолеткина Н. С. Личная безопасность сотрудников уголовно-исполнительной системы в исправительных учреждениях России // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 3. С. 87-93.

6. Тепляшин П. В. Теоретические основы антикоррупционных мер личной безопасности осужденных, отбывающих лишение свободы // Уголовно-исполнительное право. 2022. Т. 17(1-4), № 3. С. 301-312.

7. Яковлева М. А., Клишков В. Б. Особенности личности осужденного с небинарной гендерной идентичностью и проблемы безопасности его пребывания в пенитенциарных учреждениях // Уголовно-исполнительное право. 2023. Т. 18(1-4), № 2. С. 190-199.

8. Кирьянова Е. Н. Проявление риска в деятельности специалистов опасных профессий : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 18 с.

9. Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / под ред. А. Г. Перегудова. Уфа, 1996. 672 с.

10. Громов В. Г., Островский А. Н., Лукоянова Э. Р., Складчикова Е. С. Возможности применения медиации в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 2. С. 216-221.

11. Зауторова Э. В. Использование медиации в воспитательном процессе исправительных учреждений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 60-63.


Войти или Создать
* Забыли пароль?