UDK 343.8 Исполнение наказания. Предупреждение преступлений
The article deals with the issues of ensuring the goals of criminal punishment through the implementation of certain means of correction of convicts, which are regulated by the penal enforcement legislation of the Russian Federation. The solution of certain tasks assigned to the criminal law is possible through the introduction of amendments to the legal regulation and practice of the use of basic means of correction of convicts. The author actualizes such a means of correcting convicts in the execution of a custodial sentence as vocational training. The analysis of the impact of the considered remedy on the subsequent re-socialization of persons who have served their sentences and the integration of these subjects into civil society is also carried out. The subject of the study is the norms of penal enforcement law regulating the maintenance of means of correction of convicts, as well as the practice of their application. The purpose of the study is to scientifically substantiate and update the priority means of correction of convicts. The current state of the use of means of correction of convicts can be characterized as an institution requiring certain changes. The necessity of strengthening the work of the administrations of institutions and bodies executing punishments within the framework of vocational training of convicts is argued.
purposes of punishment, deprivation of liberty, means of correction of convicts, vocational training, educational work, execution of criminal penalties
Согласование норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства имеет существенное значение. Если обратиться к положениям ст. 43 УК РФ, то мы увидим, что целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. При этом вторая и третья цели наказания реализуются в процессе его исполнения, поэтому, опираясь на базовую отрасль законодательства, уголовно-исполнительное право дублирует представленные положения. Так, конечная цель уголовно-исполнительного
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
465
законодательства в соответствии со ст. 1 УИК РФ – это исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Данные фундаментальные правовые основы приводят нас к выводу о том, что уголовно-исполнительная политика и практика обеспечивают достижение не только цели уголовно-исполнительного законодательства, но и цели самого уголовного наказания.
Процесс исправления представляет собой сложную, трудоемкую и разностороннюю деятельность по формированию уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулированию правопослушного поведения (ст. 9 УИК РФ). Данная формулировка уголовно- исполнительного закона обращает нас к вопросу об актуализации средств исправления в современной уголовно-исполнительной политике и практике. Из содержания ч. 2 ст. 9 УИК РФ мы видим, что основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Объем и формы применения средств исправления обусловлены в каждом конкретном случае видом наказания, характером и степенью общественной опасности преступления, за которое осуждено лицо, а также непосредственной уголовно-исполнительной характеристикой личности осужденного.
Как в современной уголовно-исполнительной политике и практике соотносятся средства исправления и обязанности осужденного? Следуя содержанию источников уголовно-исполнительного законодательства, осужденные обязаны строго выполнять требования установленного порядка отбывания наказания, трудиться, получать общее среднее образование – для лиц, не достигших 30 летнего возраста. В данном перечне обязанностей фактически отсутствует профессиональное обучение осужденных. УИК РФ в ст. 11 закрепил основные обязанности осужденных, однако среди них мы не видим таких, которые в полной мере отвечали бы целям исправления осужденного и предупреждения совершения преступлений.
Расстановка приоритетов в современной уголовно-исполнительной политике должна учитывать все внешние факторы, формирующие ее. Представляется вполне возможным и необходимым внести некоторые коррективы в уголовно-исполнительное законодательство и практику его применения. Так, ч. 1 ст. 108 УИК РФ декларирует организацию в исправительных учреждениях обязательного профессионального обучения или среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Однако в иных нормах уголовно-исполнительного законодательства мы не встретим указания, согласно которому профессиональное обучение является прямой обязанностью осужденного. Фактически законодатель допускает формулировку, при которой неясно, какое количество осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, должно пройти указанное обучение.
Получается, что нет механизма привлечения к ответственности за уклонение от профессионального обучения или недобросовестное отношение к нему. Мы приходим к выводу о декларативности норм данного средства исправления в уголовно- исполнительном законодательстве как обязанности осужденного. Причиной этому является наличие пробелов в правовом регулировании института профессионального
466
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
обучения осужденных. Данный вывод может показаться весьма критичным, но по факту закон не предусматривает твердых юридических гарантий, а также механизма контроля и охраны рассматриваемого средства исправления. При этом ч. 3 ст. 108 УИК РФ указывает на то, что при определении степени исправления осужденного учитывается его отношение к профессиональному обучению.
Необходимость установления твердых императивов в рамках уголовно- исполнительных правоотношений продиктована в настоящий момент и такими факторами, как геополитическая обстановка, а так же наличие экономических санкционных ограничений в отношении нашего государства. Реализация государственной стратегии, направленной на укрепление производственного и рабочего потенциала страны, ставит перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, качественно новые приоритеты. Особо актуализируемые на страницах периодической печати и в средствах массовой информации гуманизация и демократизация при исполнении наказания в виде лишения свободы, по нашему мнению, утратили ключевое значение. В современный период необходима мобилизация трудовых ресурсов, в том числе осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Изменение подхода к получению современных профессий осужденными и применению данных знаний и навыков в процессе исполнения наказания, а также за его рамками внесет определенный вклад в производственный суверенитет нашего государства.
Перечисленные факты и обстоятельства представляются весьма значимыми. Уже сейчас можно наблюдать дефицит определенных производственных изделий в стране, и при этом его составляют как весьма трудо- и наукоемкие единицы, так и простейшие изделия, которые не требуют высокой квалификации и сложных технологических процессов. Данный тезис также приводит нас к выводу о необходимости обязательного профессионального обучения осужденных. Желательно получение ими нескольких профессий, что, в свою очередь, имеет значение как для их исправления, так и для предупреждения совершения ими новых преступлений.
Обеспечение производс твенного суверенитета возможно только при широкомасштабном привлечении населения государства к прохож дению профессионального обучения и получению определенных навыков. Не должна пройти мимо подобная программа и «тюремное население». Обязательность в данном вопросе, на наш взгляд, позволит раскрыть трудовые потенциалы осужденных, вывести процесс их исправления на более высокий уровень, эффективнее предупреждать возможность совершения правонарушений и преступлений в будущем.
Нельзя, конечно, не согласиться с утверждением о том, что современное состояние учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не позволяет в силу определенных трудностей возложить на администрацию учреждений обязанность профессионального обучения и образования всех лиц, отбывающих наказание. Как следствие, отсутствие на должном уровне организации такого обучения не позволяет сделать администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, некоторые позитивные выводы о личности осужденного при решении вопросов реализации наиболее значимых законных интересов осужденных, таких как условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, перевод в облегченные условия отбывания наказания, замена наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания, перевод в колонию-поселение.
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
467
Идея об обязательном профессиональном обучении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не является новаторской. Подобная модель уже апробирована и успешно действует в пенитенциарных системах зарубежных стран. Например, в Финляндии имеется тенденция на существенное снижение числа осужденных, отбывающих лишение свободы, применяется иной качественный подход к организации деятельности пенитенциарной службы в применении средств исправления. Новая уголовная и уголовно-исполнительная политика в области пенитенциарных проблем ориентирована на применение условного наказания и штрафов. Качественно изменился и подход к отбыванию наказания в виде лишением свободы. Правительством разработана и действует гибкая система условий содержания осужденных в местах лишения свободы. Если ими строго соблюдается дисциплина, им предоставляется выбор: труд или учеба в рабочее время. Общее и особенно профессиональное обучение, согласно мнению финских специалистов, позволяет отбывшим наказание быстрее адаптироваться к условиям жизни на свободе. В силу этого в практику учреждений введена работа по обязательному освоению осужденными рабочих профессий [1, с. 239].
В отечественном уголовно-исполнительном законодательстве существует правило обязательного привлечения к труду, а указанная выше модель не может быть реализована, кроме случаев предоставления сессии в школе лицам, задействованным на производстве, хотя нет, как таковых, препятствий для внедрения подобной системы. Массовое привлечение к прохождению профессионального обучения в период отбывания наказания в виде лишения свободы обладает высоким потенциалом. По нашему мнению, необходимо рассмотреть вопрос об актуализации такого средства исправления осужденных, как профессиональное обучение, и даже более того, включить в перечень обязанностей осужденных такое обучения для лиц, не достигших 50-летнего возраста, отбывающих наказание в исправительных колониях общего и строгого режима, с учетом ограничений по здоровью. Предлагаемая редакция уголовно-исполнительного законодательства на первый взгляд является сложно реализуемой на практике, однако если учитывать факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики и законодательство, то данное изменение представляется весьма актуальным.
Выделение профессионального обучения в самостоятельное средство исправления осужденных, а также его закрепление в ст. 11 УИК РФ в перечне основных обязанностей осужденных вполне возможно. При этом предлагаемые изменения и дополнения законодательства определят необходимость создания должных условий в исправительных колониях для реализации данной обязанности. Потенциал профессионального обучения трудно переоценить, поскольку оно соединяет в себе такие средства исправления, как процесс обучения и общественно полезный труд.
Подчеркивая значимость профессионального обучения осужденных, специалисты в рамках оценки степени исправления осужденных как цели не только уголовно- исполнительного законодательства, но и уголовного наказания отмечают наличие существенного потенциала данного института. Так, профессор С. М. Колотушкин считает что «получение профессионального обучения лицами, осужденными к лишению свободы, способствует формированию законопослушного поведения. Положительное отношение осужденных к профессиональной подготовке и обучению по специальности является одним из важных факторов их исправления и способствует применению соответствующих мер поощрения и взыскания» [2, с. 226]. Поддерживая данную позицию, укажем на то, что в современной уголовно-исполнительной политике необходимо акцентировать
468
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
внимание на необходимости существенной социальной переориентации большинства элементов профессионального образования и трудовой адаптации осужденных. При этом будет выполняться задача реформирования и гуманизации отбывания наказания в виде лишения свободы.
Для реализации идеи обязательного профессионального обучения требуются значительные ресурсы, в основном материального характера. Конечно, нельзя не согласиться с мнением Е. А. Сизой, которая утверждает, что государство должно взять на себя только те обязательства, которые оно реально может исполнить и которые финансово обеспечены [3, с. 210]. Однако недостаточное финансирование – это постоянно действующий негативный фактор, который практически не дает развивать позитивные направления в системе исполнения наказаний. По нашему мнению, игнорирование идеи обязательности профессионального обучения осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего и строгого режимов, – это в определенной степени фактор стагнации уголовно-исполнительных правоотношений.
Конечно, негативно действующие факторы в применении рассматриваемого средства исправления имеют место быть. Проблематика берет свое начало с периода увядания производственной деятельности в исправительных колониях в 90-х годах ХХ века, когда во многих учреждениях были частично или полностью разрушены производственные площади, значительная часть оборудования, на котором проходили обучение и работали осужденные, попросту была сдана в металлолом. Для создания эффективной системы обязательного профессионального обучения осужденных необходимо существенно расширять штат педагогических работников в учреждении.
Все перечисленное требует больших материальных затрат, однако имеется ряд объективных факторов, определяющих актуальность данного направления.
Во-первых, в современных условиях расширения перечня производственной деятельности центров трудовой адаптации исправительных учреждений возникает необходимость для обучения по соответствующим профессиям лиц, работающих на производстве.
Во-вторых, необходима выработка иного качественного подхода к трудоустройству и профессиональному обучению на производстве осужденных, так как в настоящее время основной упор делается на квалифицированное обучение и труд осужденных, имеющих иски. На наш взгляд, необходимо задействовать в процессе профессионального обучения как можно больше осужденных, независимо от наличия или отсутствия исполнительного листа.
В-третьих, уголовно-исполнительная политика обращает существенное внимание на обязательность получения общего образования, а профессиональное обучение нередко остается в стороне. К сожалению, вектор направлен на нормы выработки на производстве в рамках исправительной колонии, при этом остается в тени ценность полученной профессии после освобождения от наказания.
В настоящее время перечень профессий, которым обучаются осужденные, определяется в основном потребностями непосредственного исправительного учреждения, общегражданского рынка труда, а также заявками на профессиональное обучение от исправительных центров. Последние взаимодействуют с профессиональными училищами исправительных учреждений, поскольку сами исправительные центры не имеют возможности осуществлять деятельность, связанную с профессиональным обучением. В силу этого основные востребованные профессии в данном направлении –
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
469
это работники объектов жизнеобеспечения (в основном электромонтажники и сварщики). Около 70 % осужденных, которые в перспективе подают ходатайства на замену наказания в виде лишения свободы на принудительные работы, проходят обязательное обучение в профессиональных училищах исправительного учреждения.
Ак т уа льнос ть рас сматриваемого инс тит у та подтверж дается фак тором меж дународной геополитической напряженности в настоящее время. Если смоделировать ситуацию, при которой возможное обострение отношений с государствами Юго-Восточной Азии приведет к ограниченному въезду на территорию нашей страны
«трудовых мигрантов», то в данном случае потребуется замена огромного количества работников в сфере строительства (в первую очередь каменщиков, арматурщиков, сварщиков, облицовщиков и т. д.). Однако и в настоящий период упомянутые профессии являются крайне востребованными, достаточно оплачиваемыми, распространенными во всех городах. Осужденный имеет реальную возможность сразу после освобождения трудоустроиться, что однозначно будет способствовать достижению всех целей исполнения наказания.
В процессе разработки данной тематики мы общались с руководителями и преподавателями профессиональных училищ исправительных учреждений, которые подтверждают тезис о том, что процесс профессионального обучения в исправительном учреждении крайне важен для осужденных, многие после освобождения не только трудоустраиваются по полученной профессии, но и получают по своей специальности высшее образование, становятся высококлассными специалистами.
Перечень специальностей, по которым необходимо осуществлять профессиональное обучение осужденных, можно также дополнить профессиями сельскохозяйственного профиля, так как данное направление в настоящее время стремительно развивается.
С учетом приведенных фактов и обстоятельств предлагаем внести дополнение в содержание УИК РФ, согласно которому закрепить обязанность получения профессионального обучения всеми осужденными. Исключительное право свободы выбора данного обучения предоставляется осужденным, достигшим 50-летнего возраста; являющимся инвалидами первой или второй группы; лицам, страдающим психическими заболеваниями, а также достигшим возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.
В заключение необходимо отметить, что профессиональное обучение осужденных – это крайне перспективное направление, обладающее высоким потенциалом для реализации целей института уголовного наказания.
1. Dodonov, V. N. 2009, Comparative criminal law, General part: monograph, S. P. Shcherba (ed.), Yurlitinform, Moscow.
2. Kolotushkin, S. M. & Firsova, I. A. 2021, ‘Specifics of the organization of vocational education and vocational training of convicts’, in Modern vocational education: experience, problems, prospects: proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference, in 2 vols, pp. 226–229, Rostov-on-Don.
3. Sizaya, E. A. 2010, The concept of implementing the principles of penal enforcement law: system, effectiveness, improvement of penitentiary legislation: textbook, Academy of Law and Management, Moscow.