Об актуализации обеспечения достижения целей наказания средствами исправления в современной уголовно-исполнительной политике и практике
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы обеспечения достижения целей уголовного наказания посредством реализации отдельных средств исправления осужденных, которые регламентированы уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Решение определенных задач, поставленных перед уголовным законом, возможно через внесение дополнений в правовое регулирование и практику применения основных средств исправления осужденных. Актуализируется такое средство исправления осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы, как профессиональное обучение. Проводится также ана- лиз влияния рассматриваемого средства исправления на последующую ресоциализацию лиц, отбывших наказание, и интеграцию данных субъектов в гражданское общество. Предметом исследования выступают нормы уголовно-исполнительного права, регламентирующие содержание средств исправления осужденных, а также практика их применения. Целью исследования является научное обоснование и актуализация приоритетных средств исправления осужденных. Современное состояние применения средств исправления осужденных можно охарактеризовать как институт, требующий определенных изменений. Аргументируется необходимость усиления работы администраций учреждений и органов, исполняющих наказания, в рамках профессиональной подготовки осужденных.

Ключевые слова:
цели наказания, лишение свободы, средства исправления осужденных, профессиональное обучение, воспитательная работа, исполнение уголовных наказаний
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Согласование норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства имеет существенное значение. Если обратиться к положениям ст. 43 УК РФ, то мы увидим, что целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. При этом вторая и третья цели наказания реализуются в процессе его исполнения, поэтому, опираясь на базовую отрасль законодательства, уголовно-исполнительное право дублирует представленные положения. Так, конечная цель уголовно-исполнительного

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

465

 

image

 

законодательства в соответствии со ст. 1 УИК РФ – это исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Данные фундаментальные правовые основы приводят нас к выводу о том, что уголовно-исполнительная политика и практика обеспечивают достижение не только цели уголовно-исполнительного законодательства, но и цели самого уголовного наказания.

Процесс исправления представляет собой сложную, трудоемкую и разностороннюю деятельность по формированию уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулированию правопослушного поведения (ст. 9 УИК РФ). Данная формулировка уголовно- исполнительного закона обращает нас к вопросу об актуализации средств исправления в современной уголовно-исполнительной политике и практике. Из содержания ч. 2 ст. 9 УИК РФ мы видим, что основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Объем и формы применения средств исправления обусловлены в каждом конкретном случае видом наказания, характером и степенью общественной опасности преступления, за которое осуждено лицо, а также непосредственной уголовно-исполнительной характеристикой личности осужденного.

Как в современной уголовно-исполнительной политике и практике соотносятся средства исправления и обязанности осужденного? Следуя содержанию источников уголовно-исполнительного законодательства, осужденные обязаны строго выполнять требования установленного порядка отбывания наказания, трудиться, получать общее среднее образование – для лиц, не достигших 30 летнего возраста. В данном перечне обязанностей фактически отсутствует профессиональное обучение осужденных. УИК РФ в ст. 11 закрепил основные обязанности осужденных, однако среди них мы не видим таких, которые в полной мере отвечали бы целям исправления осужденного и предупреждения совершения преступлений.

Расстановка приоритетов в современной уголовно-исполнительной политике должна учитывать все внешние факторы, формирующие ее. Представляется вполне возможным и необходимым внести некоторые коррективы в уголовно-исполнительное законодательство и практику его применения. Так, ч. 1 ст. 108 УИК РФ декларирует организацию в исправительных учреждениях обязательного профессионального обучения или среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Однако в иных нормах уголовно-исполнительного законодательства мы не встретим указания, согласно которому профессиональное обучение является прямой обязанностью осужденного. Фактически законодатель допускает формулировку, при которой неясно, какое количество осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, должно пройти указанное обучение.

Получается, что нет механизма привлечения к ответственности за уклонение от профессионального обучения или недобросовестное отношение к нему. Мы приходим к выводу о декларативности норм данного средства исправления в уголовно- исполнительном законодательстве как обязанности осужденного. Причиной этому является наличие пробелов в правовом регулировании института профессионального

 

466

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

image

 

обучения осужденных. Данный вывод может показаться весьма критичным, но по факту закон не предусматривает твердых юридических гарантий, а также механизма контроля и охраны рассматриваемого средства исправления. При этом ч. 3 ст. 108 УИК РФ указывает на то, что при определении степени исправления осужденного учитывается его отношение к профессиональному обучению.

Необходимость установления твердых императивов в рамках уголовно- исполнительных правоотношений продиктована в настоящий момент и такими факторами, как геополитическая обстановка, а так же наличие экономических санкционных ограничений в отношении нашего государства. Реализация государственной стратегии, направленной на укрепление производственного и рабочего потенциала страны, ставит перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, качественно новые приоритеты. Особо актуализируемые на страницах периодической печати и в средствах массовой информации гуманизация и демократизация при исполнении наказания в виде лишения свободы, по нашему мнению, утратили ключевое значение. В современный период необходима мобилизация трудовых ресурсов, в том числе осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Изменение подхода к получению современных профессий осужденными и применению данных знаний и навыков в процессе исполнения наказания, а также за его рамками внесет определенный вклад в производственный суверенитет нашего государства.

Перечисленные факты и обстоятельства представляются весьма значимыми. Уже сейчас можно наблюдать дефицит определенных производственных изделий в стране, и при этом его составляют как весьма трудо- и наукоемкие единицы, так и простейшие изделия, которые не требуют высокой квалификации и сложных технологических процессов. Данный тезис также приводит нас к выводу о необходимости обязательного профессионального обучения осужденных. Желательно получение ими нескольких профессий, что, в свою очередь, имеет значение как для их исправления, так и для предупреждения совершения ими новых преступлений.

Обеспечение производс твенного суверенитета возможно только при широкомасштабном привлечении населения государства к прохож дению профессионального обучения и получению определенных навыков. Не должна пройти мимо подобная программа и «тюремное население». Обязательность в данном вопросе, на наш взгляд, позволит раскрыть трудовые потенциалы осужденных, вывести процесс их исправления на более высокий уровень, эффективнее предупреждать возможность совершения правонарушений и преступлений в будущем.

Нельзя, конечно, не согласиться с утверждением о том, что современное состояние учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не позволяет в силу определенных трудностей возложить на администрацию учреждений обязанность профессионального обучения и образования всех лиц, отбывающих наказание. Как следствие, отсутствие на должном уровне организации такого обучения не позволяет сделать администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, некоторые позитивные выводы о личности осужденного при решении вопросов реализации наиболее значимых законных интересов осужденных, таких как условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, перевод в облегченные условия отбывания наказания, замена наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания, перевод в колонию-поселение.

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

467

 

image

 

Идея об обязательном профессиональном обучении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не является новаторской. Подобная модель уже апробирована и успешно действует в пенитенциарных системах зарубежных стран. Например, в Финляндии имеется тенденция на существенное снижение числа осужденных, отбывающих лишение свободы, применяется иной качественный подход к организации деятельности пенитенциарной службы в применении средств исправления. Новая уголовная и уголовно-исполнительная политика в области пенитенциарных проблем ориентирована на применение условного наказания и штрафов. Качественно изменился и подход к отбыванию наказания в виде лишением свободы. Правительством разработана и действует гибкая система условий содержания осужденных в местах лишения свободы. Если ими строго соблюдается дисциплина, им предоставляется выбор: труд или учеба в рабочее время. Общее и особенно профессиональное обучение, согласно мнению финских специалистов, позволяет отбывшим наказание быстрее адаптироваться к условиям жизни на свободе. В силу этого в практику учреждений введена работа по обязательному освоению осужденными рабочих профессий [1, с. 239].

В отечественном уголовно-исполнительном законодательстве существует правило обязательного привлечения к труду, а указанная выше модель не может быть реализована, кроме случаев предоставления сессии в школе лицам, задействованным на производстве, хотя нет, как таковых, препятствий для внедрения подобной системы. Массовое привлечение к прохождению профессионального обучения в период отбывания наказания в виде лишения свободы обладает высоким потенциалом. По нашему мнению, необходимо рассмотреть вопрос об актуализации такого средства исправления осужденных, как профессиональное обучение, и даже более того, включить в перечень обязанностей осужденных такое обучения для лиц, не достигших 50-летнего возраста, отбывающих наказание в исправительных колониях общего и строгого режима, с учетом ограничений по здоровью. Предлагаемая редакция уголовно-исполнительного законодательства на первый взгляд является сложно реализуемой на практике, однако если учитывать факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики и законодательство, то данное изменение представляется весьма актуальным.

Выделение профессионального обучения в самостоятельное средство исправления осужденных, а также его закрепление в ст. 11 УИК РФ в перечне основных обязанностей осужденных вполне возможно. При этом предлагаемые изменения и дополнения законодательства определят необходимость создания должных условий в исправительных колониях для реализации данной обязанности. Потенциал профессионального обучения трудно переоценить, поскольку оно соединяет в себе такие средства исправления, как процесс обучения и общественно полезный труд.

Подчеркивая значимость профессионального обучения осужденных, специалисты в рамках оценки степени исправления осужденных как цели не только уголовно- исполнительного законодательства, но и уголовного наказания отмечают наличие существенного потенциала данного института. Так, профессор С. М. Колотушкин считает что «получение профессионального обучения лицами, осужденными к лишению свободы, способствует формированию законопослушного поведения. Положительное отношение осужденных к профессиональной подготовке и обучению по специальности является одним из важных факторов их исправления и способствует применению соответствующих мер поощрения и взыскания» [2, с. 226]. Поддерживая данную позицию, укажем на то, что в современной уголовно-исполнительной политике необходимо акцентировать

 

468

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

image

 

внимание на необходимости существенной социальной переориентации большинства элементов профессионального образования и трудовой адаптации осужденных. При этом будет выполняться задача реформирования и гуманизации отбывания наказания в виде лишения свободы.

Для реализации идеи обязательного профессионального обучения требуются значительные ресурсы, в основном материального характера. Конечно, нельзя не согласиться с мнением Е. А. Сизой, которая утверждает, что государство должно взять на себя только те обязательства, которые оно реально может исполнить и которые финансово обеспечены [3, с. 210]. Однако недостаточное финансирование – это постоянно действующий негативный фактор, который практически не дает развивать позитивные направления в системе исполнения наказаний. По нашему мнению, игнорирование идеи обязательности профессионального обучения осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего и строгого режимов, – это в определенной степени фактор стагнации уголовно-исполнительных правоотношений.

Конечно, негативно действующие факторы в применении рассматриваемого средства исправления имеют место быть. Проблематика берет свое начало с периода увядания производственной деятельности в исправительных колониях в 90-х годах ХХ века, когда во многих учреждениях были частично или полностью разрушены производственные площади, значительная часть оборудования, на котором проходили обучение и работали осужденные, попросту была сдана в металлолом. Для создания эффективной системы обязательного профессионального обучения осужденных необходимо существенно расширять штат педагогических работников в учреждении.

Все перечисленное требует больших материальных затрат, однако имеется ряд объективных факторов, определяющих актуальность данного направления.

Во-первых, в современных условиях расширения перечня производственной деятельности центров трудовой адаптации исправительных учреждений возникает необходимость для обучения по соответствующим профессиям лиц, работающих на производстве.

Во-вторых, необходима выработка иного качественного подхода к трудоустройству и профессиональному обучению на производстве осужденных, так как в настоящее время основной упор делается на квалифицированное обучение и труд осужденных, имеющих иски. На наш взгляд, необходимо задействовать в процессе профессионального обучения как можно больше осужденных, независимо от наличия или отсутствия исполнительного листа.

В-третьих, уголовно-исполнительная политика обращает существенное внимание на обязательность получения общего образования, а профессиональное обучение нередко остается в стороне. К сожалению, вектор направлен на нормы выработки на производстве в рамках исправительной колонии, при этом остается в тени ценность полученной профессии после освобождения от наказания.

В настоящее время перечень профессий, которым обучаются осужденные, определяется в основном потребностями непосредственного исправительного учреждения, общегражданского рынка труда, а также заявками на профессиональное обучение от исправительных центров. Последние взаимодействуют с профессиональными училищами исправительных учреждений, поскольку сами исправительные центры не имеют возможности осуществлять деятельность, связанную с профессиональным обучением. В силу этого основные востребованные профессии в данном направлении –

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

469

 

image

 

это работники объектов жизнеобеспечения (в основном электромонтажники и сварщики). Около 70 % осужденных, которые в перспективе подают ходатайства на замену наказания в виде лишения свободы на принудительные работы, проходят обязательное обучение в профессиональных училищах исправительного учреждения.

Ак т уа льнос ть рас сматриваемого инс тит у та подтверж дается фак тором меж дународной геополитической напряженности в настоящее время. Если смоделировать ситуацию, при которой возможное обострение отношений с государствами Юго-Восточной Азии приведет к ограниченному въезду на территорию нашей страны

«трудовых мигрантов», то в данном случае потребуется замена огромного количества работников в сфере строительства (в первую очередь каменщиков, арматурщиков, сварщиков, облицовщиков и т. д.). Однако и в настоящий период упомянутые профессии являются крайне востребованными, достаточно оплачиваемыми, распространенными во всех городах. Осужденный имеет реальную возможность сразу после освобождения трудоустроиться, что однозначно будет способствовать достижению всех целей исполнения наказания.

В процессе разработки данной тематики мы общались с руководителями и преподавателями профессиональных училищ исправительных учреждений, которые подтверждают тезис о том, что процесс профессионального обучения в исправительном учреждении крайне важен для осужденных, многие после освобождения не только трудоустраиваются по полученной профессии, но и получают по своей специальности высшее образование, становятся высококлассными специалистами.

Перечень специальностей, по которым необходимо осуществлять профессиональное обучение осужденных, можно также дополнить профессиями сельскохозяйственного профиля, так как данное направление в настоящее время стремительно развивается.

С учетом приведенных фактов и обстоятельств предлагаем внести дополнение в содержание УИК РФ, согласно которому закрепить обязанность получения профессионального обучения всеми осужденными. Исключительное право свободы выбора данного обучения предоставляется осужденным, достигшим 50-летнего возраста; являющимся инвалидами первой или второй группы; лицам, страдающим психическими заболеваниями, а также достигшим возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.

В заключение необходимо отметить, что профессиональное обучение осужденных – это крайне перспективное направление, обладающее высоким потенциалом для реализации целей института уголовного наказания.

Список литературы

1. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть : монография / под общ. и науч. ред. С. П. Щербы. М. : Юрлитинформ, 2009. 448 с.

2. Колотушкин С. М., Фирсова И. А. Специфика организации профессионального образования и профессионального обучения осужденных // Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ростов н/Д, 2021. С. 226–229.

3. Сизая Е. А. Концепция по реализации принципов уголовно-исполнительного права: система, эффективность, совершенствование пенитенциарного законодательства : учеб. пособие . М. : Академия права и управления, 2010. 210 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?