THE LEGAL BASIS FOR THE ACTIVITIES OF PENAL ENFORCEMENT INSPECTIONS FOR THE EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF CORRECTIONAL LABOR IN RELATION TO JUVENILE CONVICTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the legal basis of the activities of penal enforcement inspections for the execution of punishment in the form of correctional labor in relation to juvenile convicts. The problems of an organizational and legal nature in the implementation of this type of punishment are revealed. Attention is drawn to the peculiarities of the execution of correctional labor in relation to certain categories of minors. The features of the interaction of penal enforcement inspections with other bodies and institutions of state power in the execution of this type of criminal punishment are considered.

Keywords:
juvenile convicts, criminal enforcement inspections, criminal punishment, correctional work
Text
Publication text (PDF): Read Download
Publication text (PDF): Read Download

Гуманизация уголовной ответственности, связанная с развитием пенитенциарной системы в России, привела к широкому применению альтернативных лишению свобо- ды наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Так, Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017–2025 годы)» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 2808-р) в ка- честве основной задачи называет «расширение сферы применения судами наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы». В Концеп- ции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р) также говорится о совершенствовании уголовно-исполнительной политики в целях ее гуманизации, включая нормативно-правовое регулирование, создание условий для лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, для успешной адаптации в обществе после освобождения.

 

510

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

 

image

 

Действующее уголовное законодательство предполагает возможность назначения пяти видов наказаний для несовершеннолетних осужденных, не связанных с их изоля- цией от общества: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы и ограничение свободы. Анализ практики назначения наказаний несовершеннолетним в Российской Федерации за последние пять лет показывает, что в структуре наказаний исправительные работы не превышали 5 % от общего числа назначаемых наказаний несовершеннолетним. Таким образом, мы видим, что исправительные работы крайне редко назначаются данной категории осужденных.

Несмотря на данные статистики, считаем необходимым проанализировать деятель- ность уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), осуществляющих контроль за испол- нением наказания в виде исправительных работ, назначаемых несовершеннолетним осужденным, и выявить проблемы правового регулирования исполнения данного вида наказания, а в перспективе проработать вопрос о целесообразности исключения ис- правительных работ из системы наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Порядок назначения и применения данного наказания в отношении несовершенно- летних осужденных регламентируется общими правилами ст. 50 УК РФ, специальной нормой ч. 4 ст. 88 УК РФ, а также рядом других нормативно-правовых актов. Анализ перечисленных правовых норм показывает их несогласованность между собой, что вы- зывает определенные сложности на практике при исполнении исправительных работ в отношении несовершеннолетних.

На основании содержания ч. 4 ст. 88 УК РФ максимальный срок наказания в виде исправительных работ, назначаемых несовершеннолетним, составляет один год, мини- мальный – устанавливается на общих основаниях, указанных в ст. 50 УК РФ, и состав- ляет два месяца; размер удержания в доход государства – от 5 до 20 % из заработка осужденного, как и совершеннолетним осужденным. По мнению некоторых авторов, с которыми стоит согласиться, процент удержания для несовершеннолетних осужденных к исправительным работам необходимо снизить до 10–15 %, иначе разница в данном наказании только в сроке его назначения.

Вместе с тем норма уголовного законодательства отсылает нас к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике приме- нения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», где в п. 23 указано, что «суд, назначая наказание в виде исправительных работ, должен иметь в виду, что данный вид наказания может быть применен лишь к той категории несовершеннолетних осужденных, исправление которых возможно с помощью общественно полезного труда без изоляции от обще- ства». Важно учитывать, что при назначении наказания, не связанного с изоляцией от общества, оно не должно ухудшать социально-бытовое положение подростка и не ока- зывать негативного влияния на его обучение.

В постановлении упоминаются и категории несовершеннолетних осужденных, ко- торым назначается данный вид наказания во время прохождения обучения «в обще- образовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования», за исключением ситуаций, когда его исполнение будет несовместимо с непрерывным обучением при очной фор- ме обучения. Важно учитывать, что возраст осужденного имеет значение для сроков отбывания наказания. Например, подросток, достигший 16 лет, будет отбывать испра- вительные работы от двух месяцев до одного года, так же как и подросток, достигший

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

 

511

 

image

 

возраста 15 и 14 лет, в случаях, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 63 Трудового кодекса Рос- сийской Федерации.

Важно также учитывать не только нормы, связанные с исполнением наказания, но и нормы общего характера, которым они не должны противоречить. Особенно следует обращать внимание на организацию труда несовершеннолетних осужденных. В связи с тем что исправительные работы исполняются на объектах, которые определяются уголовно-исполнительными инспекциями по согласованию с органами местного само- управления, важную роль играет Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ко- торый определяет порядок функционирования органов местного самоуправления. Зада- чей органов местного самоуправления является только определение места, в котором осужденные могут отбывать наказание в виде обязательных и исправительных работ, но их трудоустройство и сам процесс организации исполнения наказания в виде испра- вительных работ не входят в компетенцию органов местного самоуправления. С целью эффективного исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, считаем необходимым на законодательном уровне урегулировать вопросы о взаимодействии органов местного самоуправления с учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Следует также обращать внимание на несовершеннолетних осужденных, которые вся- чески избегают отбывания назначенного наказания или нарушают порядок его исполне- ния. За это лица, не достигшие совершеннолетия, но совершившие преступление, также должны нести уголовную ответственность. Нарушением будут действия несовершенно- летнего осужденного, который не является на работу после получения предписания УИИ в течение пяти дней, а также в УИИ без уважительных причин. Еще одна причина для привлечения его к ответственности за невыполнение предписаний суда – это прогул или появление на работе в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении.

Неоспоримо и то, что осужденному при постановке на учет объясняются его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за их несоблюдение. Нередко из-за переходного возраста подросткам хочется испытать экс- трим, побыть на грани с чем-то действительно серьезным. В силу этого несовершенно- летние осужденные не до конца осознают ту ответственность, которую они будут нести за нарушение условий отбывания наказания.

Нормы, предусмотренные приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142

«Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголов- но-правового характера без изоляции от общества», направлены на предупреждение совершения повторных преступлений осужденными в период отбывания наказаниях.

В структуре нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс исполнения наказания в виде исправительных работ в отношении несовершеннолетних осужден- ных, имеются отдельные положения карательного характера за недобросовестное отбывание наказания. Так, в ч. 4 ст. 50 УК РФ предусмотрены основания замены нака- зания в виде исправительных работ по причине злостного уклонения от их отбывания наказанием в виде лишения свободы. Их следует применять к несовершеннолетним осужденным с учетом личностных качеств, характеристики осужденного, а также причин злостного уклонения от отбывания назначенных ему исправительных работ. Еще одним основанием будет факт неспособности или невозможности исправления осужденного, не достигшего совершеннолетнего возраста, без наказания, связанного с изоляцией от общества, с предоставлением соответствующих доказательств в суд.

 

512

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

 

image

 

Чаще всего осужденный, совершая нарушение, осознает их последствия. За пер- вое нарушение порядка и условий отбывания наказания УИИ может вынести предупре- ждение о замене исправительных работ более строгим видом наказания в письменной форме. При повторном нарушении ответственность будет куда серьезнее. Злостным уклонением будет также, если несовершеннолетний осужденный скрылся с места жи- тельства и его местонахождение неизвестно.

При злостном уклонении от отбывания наказания совершеннолетнему осужденному могут быть назначены принудительные работы и лишение свободы в качестве замены на более строгое наказание. Но с несовершеннолетними, осужденными к исправительным работам, дела обстоят иначе. Согласно ч. 1 ст. 88 УК РФ к лицам, не достигшим совер- шеннолетия, нельзя применять принудительные работы, что, в свою очередь, отнимает у несовершеннолетних осужденных альтернативу, оставляя лишь замену на лишение свободы. Следовательно, по представлению инспекции о замене исправительных работ другим видом наказания суд вправе назначить этой категории лиц только наказание в виде лишения свободы, которое будет рассчитываться как один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК РФ) [1].

Следует учитывать, что не ко всем категориям несовершеннолетних осужденных будет применяться указанная норма. Неприменимы положения о замене наказания на лишение свободы к категориям лиц, не достигших совершеннолетия (в ч. 6 ст. 88 УК РФ). К данной категории законодатель относит впервые совершивших преступления не- большой или средней тяжести лиц до 16 лет в равной мере с впервые осужденными за преступления небольшой тяжести.

Считаем необходимым рассмотреть такую категорию несовершеннолетних осужден- ных, как беременные девушки. Некоторые авторы считают, что неприменение наказания в виде исправительных работ к этой категории лиц противоречит положениям уголовного законодательства, что снижает количество наказаний, назначаемых беременным девуш- кам, без изоляции от общества. Кроме того, в случае наступления беременности девушки в возрасте до 18 лет, которая уже была приговорена судом к исправительным работам, она пользуется более привилегированным положением по сравнению с беременной женщиной, которая еще не была осуждена. Однако уголовное наказание, назначенное судом, долж- но быть осуществимо на момент вынесения приговора. Беременная девушка получает не заработную плату, а социальное пособие, с которого нельзя удерживать назначенный су- дом процент. В силу этого назначение данного наказания беременной девушке неуместно, поскольку карательное содержание исправительных работ заключается именно в удер- жании установленного процента из заработной платы осужденного. Если по отношению к беременной девушке, не имеющей основного места работы, назначены исправительные работы, то поиск подходящего рабочего места для УИИ будет сопряжен со значительными трудностями, поскольку места, выделяемые органами местного самоуправления в органи- зациях и учреждениях, в которых они работают, ограничены. Исправительные работы, как правило, связаны с физическим трудом. При этом осужденные должны быть назначены на работы с обязательным учетом их пола, возраста, трудоспособности и состояния здоровья.

Таким образом, позиция законодателя по вопросу о неприменении наказания в виде исправительных работ к беременным несовершеннолетним представляется обосно- ванной. Данное наказание будет трудно применимо к такой специфической категории осужденных, так как существует много факторов, препятствующих своевременному и четкому исполнению наказания в виде исправительных работ.

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

 

513

 

image

 

Исполнение приговора суда о назначении наказания в виде исправительных работ несо- вершеннолетнему осужденному осуществляется УИИ на основании ст. 393 УПК РФ, соглас- но которой УИИ незамедлительно обращает к исполнению полученную копию приговора, определения или постановления суда, а трудовая деятельность осужденного, которая и составляет непосредственное содержание наказания в виде исправительных работ, долж- на начаться в течение 30 суток с момента получения УИИ копии приговора. Таким образом, карательное воздействие на осужденного возникает только с момента начала его трудовой деятельности в организации, а не с момента обращения приговора к исполнению.

Постановка несовершеннолетнего осужденного к исправительным работам на учет осуществляется в день регистрации УИИ в соответствующем журнале учета входящих документов. В день регистрации копии приговора УИИ направляет в суд извещение об обращении приговора к исполнению, затем осуществляет мероприятия по реализации наказания в виде исправительных работ. При смене несовершеннолетним осужденным места жительства или работы его личное дело направляется в УИИ по новому месту жительства или работы для постановки на учет и проведения тех же действий, что и при первоначальной постановке на учет. Осужденному вновь направляется уведомление о необходимости явки в УИИ с документами, удостоверяющими личность.

Согласно п. 78 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно- правового характера без изоляции от общества (далее – Инструкция) при любом но- вом трудоустройстве несовершеннолетнего осужденного УИИ отправляет в организа- цию уведомление с копией приговора суда об удержании определенного процента из заработка осужденного. Однако Инструкция не определяет срок, в течение которого необходимо повторно трудоустроить осужденного, не достигшего 18 лет, но предпо- лагается, что УИИ действует согласно п. 65 Инструкции о направлении осужденного к исправительным работам не позднее 30 суток.

Исчисление срока исправительных работ в отношении несовершеннолетнего про- изводится в месяцах и годах. При этом учитывается количество именно рабочих дней, установленных производственным календарем, если осужденный не отработал нужное количество рабочих дней в месяце по неуважительной причине, срок исправительных работ продлевается до полной отработки положенного количества рабочих дней (п. 83 Инструкции). Таким образом, продолжительность исправительных работ исчисляется в рабочих днях месяца без учета выходных и праздничных дней, за исключением случаев тяжелого заболевания, препятствующего отбыванию наказания, и беременности осу- жденной. На основании положений ст. 42 УИК РФ время, пропущенное несовершенно- летним осужденным в связи с временной нетрудоспособностью, в срок исправительных работ не засчитывается, пропущенные рабочие дни прибавляются к сроку исправитель- ных работ, как и допущенные прогулы, за которые УИИ выносит ему предупреждение.

Ввиду того что данный вид уголовного наказания в отношении несовершеннолетних осужденных применяется крайне редко, то и случаи отсрочки исполнения наказания в статистике по России единичны.

При назначении наказания несовершеннолетнему осужденному согласно поста- новлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1

«О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» «суду надлежит обсудить возможность его исправления без реального отбывания этого наказания». Согласно ста- тистике Судебного департамента РФ за 2021 год, 203 несовершеннолетним осужденным

 

514

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

 

image

 

было назначено наказание в виде исправительных работ, но не было вынесено ни од- ного решения об отсрочке отбывания наказания лицам, не достигшим возраста 18 лет (по основаниям ст. 398 УПК РФ), хотя всего по наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, была предоставлена отсрочка 103 осужденным. За 2022 г. к наказанию в виде исправительных работ было привлечено 213 несовершеннолетних осужденных и аналогично с 2021 г. ни одной отсрочки исполнения данного вида наказания не было применено . Это показывает неактуальность применения отсрочки наказания к исправи- тельным работам как к взрослому контингенту, так и к не достигшим совершеннолетия.

Похожая проблема присутствует и при замене исправительных работ на лишение сво- боды (подп. «в» п. 2 ст. 397 УПК РФ). Как показывает статистика, исправительные работы в 2021–2022 гг. несовершеннолетним не заменялись лишением свободы. Можно сделать вывод о том, что данная мера не реализуется на практике ввиду отсутствия нарушений по- рядка и условий отбывания наказания. Кроме того, причина тому, что лишение свободы не- совершеннолетним не заменяет исправительные работы, заключается в основном в низкой применимости этого вида наказания на практике из-за ряда проблем при его реализации.

Для сравнения с неприменяемой на практике заменой исправительных работ не- совершеннолетним наказанием в виде лишение свободы хотелось бы взять замену обязательных работ более строгим видом наказания той же категорией осужденных (подп. «б» п. 2 ст. 397 УПК РФ). Такая замена наказания назначалась 42 несовершенно- летним осужденным, что значительно выше, чем замена исправительных работ.

Представляется, что несовершеннолетние осужденные к наказаниям в виде обяза- тельных работ в большей степени подвержены нарушениям и злостным уклонениям, чем та же категория осужденных, кому назначены исправительные работы. Хотя, как показывает практика, замена несовершеннолетним осужденным наказания в виде обя- зательных работ на лишение свободы составляет 1,65 %, этот показатель распростра- няется на всех несовершеннолетних осужденных, к которым в 2021 г. было назначено наказание в виде обязательных работ (2615 осужденных). Процент замены наказания в виде исправительных работ в отношении несовершеннолетних осужденных равен нулю из общего числа 213 лиц, не достигших 18 лет. Таким же образом обстояли дела и 2022 г. Следовательно, практика применения замены наказания осужденным к исправитель- ным работам на лишение свободы является неактуальной ввиду редкого назначения самого вида наказания. Несовершеннолетние, осужденные к обязательным работам, имеют большие показатели замены наказания лишением свободы в силу общего коли- чества их привлечения к данному наказанию. С целью профилактики совершения пре- ступлений несовершеннолетними осужденными, которым назначено наказание в виде исправительных работ, применяются нормы Федерального закона от 24 июня 1999 г.

№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В подп. 14. п. 1 ст. 5 говорится о проведении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, а также к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Индивидуальная профилактическая ра- бота – деятельность сотрудников уголовно-исполнительной инспекции, направленная на своевременное обнаружение несовершеннолетних осужденных и их семей, которые находятся в социально опасном положении и где имеется возможность совершения ими противоправных действий. Индивидуальная профилактическая работа проводится и в отношении родителей или законных попечителей несовершеннолетнего осужденного.

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

 

515

 

image

 

Данные действия способствуют предотвращению рецидивных преступлений, а также помогают несовершеннолетним осужденным раскаяться в совершенном ими преступле- нии. Профилактика содействует предупреждению противоправных действий, поиску и устранению причин и условий, побудивших несовершеннолетних осужденных совершить преступления. Еще одной из ее задач является помощь в реабилитации. Важно способ- ствовать пресечению случаев вовлечения лица, не достигшего совершеннолетнего воз- раста, в совершение преступления. Нередко возникают случаи, когда взрослые преступни- ки используют в своих преступлениях невинность и бескорыстность несовершеннолетних.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование исполнения и отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, назначаемого несовершен- нолетним, требует законодательного совершенствования в области применения к осужден- ному эффективных методов стимулирования и мотивации правопослушного поведения. При четкой реализации процесса назначения и исполнения наказания, индивидуальной воспитательной работе, контроле за поведением осужденных исправительные работы, назначаемые несовершеннолетним, могут выступать довольно действенным наказанием.

References

1. Fedotova, E. N. 2016, ‘Malicious evasion of juvenile convicts from serving criminal sentences in the form of compulsory labor, correctional labor and restriction of freedom’, Bulletin of the Kuzbass Institute, iss. 3(28), pp. 89–94.


Login or Create
* Forgot password?