УДК 343.847 Исполнение наказания без лишения свободы
В статье проанализированы правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказания в виде исправительных работ в отношении несовершеннолетних осужденных. Выявлены проблемы организационно-правового характера при реализации данного вида наказания. Обращено внимание на особенности исполнения исправительных работ в отношении некоторых категорий несовершеннолетних. Рассмотрены особенности взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с другими органами и учреждениями государственной власти при исполнении данного вида уголовного наказания.
несовершеннолетние осужденные, уголовно-исполнительные инспекции, уголовное наказание, исправительные работы
Гуманизация уголовной ответственности, связанная с развитием пенитенциарной системы в России, привела к широкому применению альтернативных лишению свобо- ды наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Так, Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017–2025 годы)» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 2808-р) в ка- честве основной задачи называет «расширение сферы применения судами наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы». В Концеп- ции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р) также говорится о совершенствовании уголовно-исполнительной политики в целях ее гуманизации, включая нормативно-правовое регулирование, создание условий для лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, для успешной адаптации в обществе после освобождения.
510
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...
Действующее уголовное законодательство предполагает возможность назначения пяти видов наказаний для несовершеннолетних осужденных, не связанных с их изоля- цией от общества: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы и ограничение свободы. Анализ практики назначения наказаний несовершеннолетним в Российской Федерации за последние пять лет показывает, что в структуре наказаний исправительные работы не превышали 5 % от общего числа назначаемых наказаний несовершеннолетним. Таким образом, мы видим, что исправительные работы крайне редко назначаются данной категории осужденных.
Несмотря на данные статистики, считаем необходимым проанализировать деятель- ность уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), осуществляющих контроль за испол- нением наказания в виде исправительных работ, назначаемых несовершеннолетним осужденным, и выявить проблемы правового регулирования исполнения данного вида наказания, а в перспективе проработать вопрос о целесообразности исключения ис- правительных работ из системы наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Порядок назначения и применения данного наказания в отношении несовершенно- летних осужденных регламентируется общими правилами ст. 50 УК РФ, специальной нормой ч. 4 ст. 88 УК РФ, а также рядом других нормативно-правовых актов. Анализ перечисленных правовых норм показывает их несогласованность между собой, что вы- зывает определенные сложности на практике при исполнении исправительных работ в отношении несовершеннолетних.
На основании содержания ч. 4 ст. 88 УК РФ максимальный срок наказания в виде исправительных работ, назначаемых несовершеннолетним, составляет один год, мини- мальный – устанавливается на общих основаниях, указанных в ст. 50 УК РФ, и состав- ляет два месяца; размер удержания в доход государства – от 5 до 20 % из заработка осужденного, как и совершеннолетним осужденным. По мнению некоторых авторов, с которыми стоит согласиться, процент удержания для несовершеннолетних осужденных к исправительным работам необходимо снизить до 10–15 %, иначе разница в данном наказании только в сроке его назначения.
Вместе с тем норма уголовного законодательства отсылает нас к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике приме- нения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», где в п. 23 указано, что «суд, назначая наказание в виде исправительных работ, должен иметь в виду, что данный вид наказания может быть применен лишь к той категории несовершеннолетних осужденных, исправление которых возможно с помощью общественно полезного труда без изоляции от обще- ства». Важно учитывать, что при назначении наказания, не связанного с изоляцией от общества, оно не должно ухудшать социально-бытовое положение подростка и не ока- зывать негативного влияния на его обучение.
В постановлении упоминаются и категории несовершеннолетних осужденных, ко- торым назначается данный вид наказания во время прохождения обучения «в обще- образовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования», за исключением ситуаций, когда его исполнение будет несовместимо с непрерывным обучением при очной фор- ме обучения. Важно учитывать, что возраст осужденного имеет значение для сроков отбывания наказания. Например, подросток, достигший 16 лет, будет отбывать испра- вительные работы от двух месяцев до одного года, так же как и подросток, достигший
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...
511
возраста 15 и 14 лет, в случаях, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 63 Трудового кодекса Рос- сийской Федерации.
Важно также учитывать не только нормы, связанные с исполнением наказания, но и нормы общего характера, которым они не должны противоречить. Особенно следует обращать внимание на организацию труда несовершеннолетних осужденных. В связи с тем что исправительные работы исполняются на объектах, которые определяются уголовно-исполнительными инспекциями по согласованию с органами местного само- управления, важную роль играет Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ко- торый определяет порядок функционирования органов местного самоуправления. Зада- чей органов местного самоуправления является только определение места, в котором осужденные могут отбывать наказание в виде обязательных и исправительных работ, но их трудоустройство и сам процесс организации исполнения наказания в виде испра- вительных работ не входят в компетенцию органов местного самоуправления. С целью эффективного исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, считаем необходимым на законодательном уровне урегулировать вопросы о взаимодействии органов местного самоуправления с учреждениями уголовно-исполнительной системы.
Следует также обращать внимание на несовершеннолетних осужденных, которые вся- чески избегают отбывания назначенного наказания или нарушают порядок его исполне- ния. За это лица, не достигшие совершеннолетия, но совершившие преступление, также должны нести уголовную ответственность. Нарушением будут действия несовершенно- летнего осужденного, который не является на работу после получения предписания УИИ в течение пяти дней, а также в УИИ без уважительных причин. Еще одна причина для привлечения его к ответственности за невыполнение предписаний суда – это прогул или появление на работе в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении.
Неоспоримо и то, что осужденному при постановке на учет объясняются его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за их несоблюдение. Нередко из-за переходного возраста подросткам хочется испытать экс- трим, побыть на грани с чем-то действительно серьезным. В силу этого несовершенно- летние осужденные не до конца осознают ту ответственность, которую они будут нести за нарушение условий отбывания наказания.
Нормы, предусмотренные приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142
«Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголов- но-правового характера без изоляции от общества», направлены на предупреждение совершения повторных преступлений осужденными в период отбывания наказаниях.
В структуре нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс исполнения наказания в виде исправительных работ в отношении несовершеннолетних осужден- ных, имеются отдельные положения карательного характера за недобросовестное отбывание наказания. Так, в ч. 4 ст. 50 УК РФ предусмотрены основания замены нака- зания в виде исправительных работ по причине злостного уклонения от их отбывания наказанием в виде лишения свободы. Их следует применять к несовершеннолетним осужденным с учетом личностных качеств, характеристики осужденного, а также причин злостного уклонения от отбывания назначенных ему исправительных работ. Еще одним основанием будет факт неспособности или невозможности исправления осужденного, не достигшего совершеннолетнего возраста, без наказания, связанного с изоляцией от общества, с предоставлением соответствующих доказательств в суд.
512
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...
Чаще всего осужденный, совершая нарушение, осознает их последствия. За пер- вое нарушение порядка и условий отбывания наказания УИИ может вынести предупре- ждение о замене исправительных работ более строгим видом наказания в письменной форме. При повторном нарушении ответственность будет куда серьезнее. Злостным уклонением будет также, если несовершеннолетний осужденный скрылся с места жи- тельства и его местонахождение неизвестно.
При злостном уклонении от отбывания наказания совершеннолетнему осужденному могут быть назначены принудительные работы и лишение свободы в качестве замены на более строгое наказание. Но с несовершеннолетними, осужденными к исправительным работам, дела обстоят иначе. Согласно ч. 1 ст. 88 УК РФ к лицам, не достигшим совер- шеннолетия, нельзя применять принудительные работы, что, в свою очередь, отнимает у несовершеннолетних осужденных альтернативу, оставляя лишь замену на лишение свободы. Следовательно, по представлению инспекции о замене исправительных работ другим видом наказания суд вправе назначить этой категории лиц только наказание в виде лишения свободы, которое будет рассчитываться как один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК РФ) [1].
Следует учитывать, что не ко всем категориям несовершеннолетних осужденных будет применяться указанная норма. Неприменимы положения о замене наказания на лишение свободы к категориям лиц, не достигших совершеннолетия (в ч. 6 ст. 88 УК РФ). К данной категории законодатель относит впервые совершивших преступления не- большой или средней тяжести лиц до 16 лет в равной мере с впервые осужденными за преступления небольшой тяжести.
Считаем необходимым рассмотреть такую категорию несовершеннолетних осужден- ных, как беременные девушки. Некоторые авторы считают, что неприменение наказания в виде исправительных работ к этой категории лиц противоречит положениям уголовного законодательства, что снижает количество наказаний, назначаемых беременным девуш- кам, без изоляции от общества. Кроме того, в случае наступления беременности девушки в возрасте до 18 лет, которая уже была приговорена судом к исправительным работам, она пользуется более привилегированным положением по сравнению с беременной женщиной, которая еще не была осуждена. Однако уголовное наказание, назначенное судом, долж- но быть осуществимо на момент вынесения приговора. Беременная девушка получает не заработную плату, а социальное пособие, с которого нельзя удерживать назначенный су- дом процент. В силу этого назначение данного наказания беременной девушке неуместно, поскольку карательное содержание исправительных работ заключается именно в удер- жании установленного процента из заработной платы осужденного. Если по отношению к беременной девушке, не имеющей основного места работы, назначены исправительные работы, то поиск подходящего рабочего места для УИИ будет сопряжен со значительными трудностями, поскольку места, выделяемые органами местного самоуправления в органи- зациях и учреждениях, в которых они работают, ограничены. Исправительные работы, как правило, связаны с физическим трудом. При этом осужденные должны быть назначены на работы с обязательным учетом их пола, возраста, трудоспособности и состояния здоровья.
Таким образом, позиция законодателя по вопросу о неприменении наказания в виде исправительных работ к беременным несовершеннолетним представляется обосно- ванной. Данное наказание будет трудно применимо к такой специфической категории осужденных, так как существует много факторов, препятствующих своевременному и четкому исполнению наказания в виде исправительных работ.
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...
513
Исполнение приговора суда о назначении наказания в виде исправительных работ несо- вершеннолетнему осужденному осуществляется УИИ на основании ст. 393 УПК РФ, соглас- но которой УИИ незамедлительно обращает к исполнению полученную копию приговора, определения или постановления суда, а трудовая деятельность осужденного, которая и составляет непосредственное содержание наказания в виде исправительных работ, долж- на начаться в течение 30 суток с момента получения УИИ копии приговора. Таким образом, карательное воздействие на осужденного возникает только с момента начала его трудовой деятельности в организации, а не с момента обращения приговора к исполнению.
Постановка несовершеннолетнего осужденного к исправительным работам на учет осуществляется в день регистрации УИИ в соответствующем журнале учета входящих документов. В день регистрации копии приговора УИИ направляет в суд извещение об обращении приговора к исполнению, затем осуществляет мероприятия по реализации наказания в виде исправительных работ. При смене несовершеннолетним осужденным места жительства или работы его личное дело направляется в УИИ по новому месту жительства или работы для постановки на учет и проведения тех же действий, что и при первоначальной постановке на учет. Осужденному вновь направляется уведомление о необходимости явки в УИИ с документами, удостоверяющими личность.
Согласно п. 78 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно- правового характера без изоляции от общества (далее – Инструкция) при любом но- вом трудоустройстве несовершеннолетнего осужденного УИИ отправляет в организа- цию уведомление с копией приговора суда об удержании определенного процента из заработка осужденного. Однако Инструкция не определяет срок, в течение которого необходимо повторно трудоустроить осужденного, не достигшего 18 лет, но предпо- лагается, что УИИ действует согласно п. 65 Инструкции о направлении осужденного к исправительным работам не позднее 30 суток.
Исчисление срока исправительных работ в отношении несовершеннолетнего про- изводится в месяцах и годах. При этом учитывается количество именно рабочих дней, установленных производственным календарем, если осужденный не отработал нужное количество рабочих дней в месяце по неуважительной причине, срок исправительных работ продлевается до полной отработки положенного количества рабочих дней (п. 83 Инструкции). Таким образом, продолжительность исправительных работ исчисляется в рабочих днях месяца без учета выходных и праздничных дней, за исключением случаев тяжелого заболевания, препятствующего отбыванию наказания, и беременности осу- жденной. На основании положений ст. 42 УИК РФ время, пропущенное несовершенно- летним осужденным в связи с временной нетрудоспособностью, в срок исправительных работ не засчитывается, пропущенные рабочие дни прибавляются к сроку исправитель- ных работ, как и допущенные прогулы, за которые УИИ выносит ему предупреждение.
Ввиду того что данный вид уголовного наказания в отношении несовершеннолетних осужденных применяется крайне редко, то и случаи отсрочки исполнения наказания в статистике по России единичны.
При назначении наказания несовершеннолетнему осужденному согласно поста- новлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1
«О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» «суду надлежит обсудить возможность его исправления без реального отбывания этого наказания». Согласно ста- тистике Судебного департамента РФ за 2021 год, 203 несовершеннолетним осужденным
514
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...
было назначено наказание в виде исправительных работ, но не было вынесено ни од- ного решения об отсрочке отбывания наказания лицам, не достигшим возраста 18 лет (по основаниям ст. 398 УПК РФ), хотя всего по наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, была предоставлена отсрочка 103 осужденным. За 2022 г. к наказанию в виде исправительных работ было привлечено 213 несовершеннолетних осужденных и аналогично с 2021 г. ни одной отсрочки исполнения данного вида наказания не было применено . Это показывает неактуальность применения отсрочки наказания к исправи- тельным работам как к взрослому контингенту, так и к не достигшим совершеннолетия.
Похожая проблема присутствует и при замене исправительных работ на лишение сво- боды (подп. «в» п. 2 ст. 397 УПК РФ). Как показывает статистика, исправительные работы в 2021–2022 гг. несовершеннолетним не заменялись лишением свободы. Можно сделать вывод о том, что данная мера не реализуется на практике ввиду отсутствия нарушений по- рядка и условий отбывания наказания. Кроме того, причина тому, что лишение свободы не- совершеннолетним не заменяет исправительные работы, заключается в основном в низкой применимости этого вида наказания на практике из-за ряда проблем при его реализации.
Для сравнения с неприменяемой на практике заменой исправительных работ не- совершеннолетним наказанием в виде лишение свободы хотелось бы взять замену обязательных работ более строгим видом наказания той же категорией осужденных (подп. «б» п. 2 ст. 397 УПК РФ). Такая замена наказания назначалась 42 несовершенно- летним осужденным, что значительно выше, чем замена исправительных работ.
Представляется, что несовершеннолетние осужденные к наказаниям в виде обяза- тельных работ в большей степени подвержены нарушениям и злостным уклонениям, чем та же категория осужденных, кому назначены исправительные работы. Хотя, как показывает практика, замена несовершеннолетним осужденным наказания в виде обя- зательных работ на лишение свободы составляет 1,65 %, этот показатель распростра- няется на всех несовершеннолетних осужденных, к которым в 2021 г. было назначено наказание в виде обязательных работ (2615 осужденных). Процент замены наказания в виде исправительных работ в отношении несовершеннолетних осужденных равен нулю из общего числа 213 лиц, не достигших 18 лет. Таким же образом обстояли дела и 2022 г. Следовательно, практика применения замены наказания осужденным к исправитель- ным работам на лишение свободы является неактуальной ввиду редкого назначения самого вида наказания. Несовершеннолетние, осужденные к обязательным работам, имеют большие показатели замены наказания лишением свободы в силу общего коли- чества их привлечения к данному наказанию. С целью профилактики совершения пре- ступлений несовершеннолетними осужденными, которым назначено наказание в виде исправительных работ, применяются нормы Федерального закона от 24 июня 1999 г.
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В подп. 14. п. 1 ст. 5 говорится о проведении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, а также к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Индивидуальная профилактическая ра- бота – деятельность сотрудников уголовно-исполнительной инспекции, направленная на своевременное обнаружение несовершеннолетних осужденных и их семей, которые находятся в социально опасном положении и где имеется возможность совершения ими противоправных действий. Индивидуальная профилактическая работа проводится и в отношении родителей или законных попечителей несовершеннолетнего осужденного.
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...
515
Данные действия способствуют предотвращению рецидивных преступлений, а также помогают несовершеннолетним осужденным раскаяться в совершенном ими преступле- нии. Профилактика содействует предупреждению противоправных действий, поиску и устранению причин и условий, побудивших несовершеннолетних осужденных совершить преступления. Еще одной из ее задач является помощь в реабилитации. Важно способ- ствовать пресечению случаев вовлечения лица, не достигшего совершеннолетнего воз- раста, в совершение преступления. Нередко возникают случаи, когда взрослые преступни- ки используют в своих преступлениях невинность и бескорыстность несовершеннолетних.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование исполнения и отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, назначаемого несовершен- нолетним, требует законодательного совершенствования в области применения к осужден- ному эффективных методов стимулирования и мотивации правопослушного поведения. При четкой реализации процесса назначения и исполнения наказания, индивидуальной воспитательной работе, контроле за поведением осужденных исправительные работы, назначаемые несовершеннолетним, могут выступать довольно действенным наказанием.
1. Федотова Е. Н. Злостное уклонение несовершеннолетних осужденных от отбывания уголовных наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ и ограни- чения свободы // Вестник Кузбасского института. 2016. № 3(28). С. 89–94.