УДК 34 Право. Юридические науки
Рассмотрены основные этапы правового регулирования информационной открытости деятельности правоохранительных органов в России в конце XX - начале XXI века, определены задачи информационной открытости правоохранительных органов, указаны конституционные основы построения информационного взаимодействия между обществом и властью. Последовательно отражены основные нормативно-правовые акты, составляющие организационно-правовую основу обеспечения информационной открытости органов государственной власти. В 2003 г. получила юридическое закрепление обязанность федеральных органов исполнительной власти обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности путем создания общедоступных информационных ресурсов. Особое внимание уделено понятию открытых данных, которое получило юридическое оформление в России в начале 2010-х годов.Основная цель раскрытия данных и их публикации в машиночитаемых форматах состоит в облегчении доступа к ним заинтересованных лиц, которые могут их переработать и выдать ценные исследования, приложения и аналитику. В 2014 г. в целях повышения прозрачности и подотчетности государственного управления, а также удовлетворенности граждан качеством государственного управления была принята Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, участниками которой являются правоохранительные органы, в том числе Федеральная служба исполнения наказаний. Отражено участие ФСИН России в реализации Концепции, проанализирован перечень открытых данных ФСИН России, проведен сравнительный анализ рейтинга официальных сайтов федеральных правоохранительных органов. Установлено, что официальный сайт ФСИН России занимает 23-е место в рейтинге, уступая сайтам Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы. Полученные данные могут быть использованы для планирования мероприятий по повышению информационной открытости деятельности ФСИН России и развития официального сайта ведомства.
правоохранительные органы, информационная открытость, правовое регулирование, принцип открытости публичной сферы, информационное взаимодействие, прозрачность государственного управления, открытые данные, мониторинг государственных сайтов, итоговый рейтинг сайтов
1. Гришин, Д. А. К вопросу об административно-правовом положении Федеральной службы исполнения наказаний [Текст] / Д. А. Гришин // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2015. С. 193-199
2. Каменская, Е. А. Сущность и особенности информационной открытости органов власти в современной России [Текст] / Е. А. Каменская // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - № 2. - С. 18-24
3. Малахова, О. В. Информационная открытость деятельности органов государственной власти: региональные практики [Текст] / О. В. Малахова, В. А. Суханова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 2(38). - С. 83-91
4. Медвецкий, А. Скрытый капитал открытых данных [Электронный ресурс] / А. Медвецкий. - URL : http://nmnby.eu/news/analytics/4686.html (дата обращения: 18.05.2017)
5. Россошанский, А. В. Проблема информационной открытости публичной власти в современной России / А. В. Россошанский // Власть. - 2009. - № 11. - С. 29-33