АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются проблемные вопросы привлечения к административной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере привлечения сотрудника уголовно-исполнительной системы к административной ответственности. Цели исследования - анализ современного состояния законодательства, устанавливающего административную ответственность сотрудника уголовно-исполнительной системы; изучение проблем правового статуса сотрудника, внесение предложений по устранению подобных проблем. Административная ответственность базируется на ряде ключевых принципов, в том числе на принципе равенства граждан перед законом и судом. Это конституционный принцип, который провозглашает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Однако в подавляющем большинстве случаев административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, в том числе сотрудников уголовно-исполнительной системы, заменяется на дисциплинарную ответственность. Лишь по некоторым статьям, прямо указанным в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, они несут административную ответственность. Для привлечения субъекта права к любому виду юридической ответственности нужны основания.Основанием дисциплинарной ответственности является совершение сотрудником уголовно-исполнительной системы дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Основание административной ответственности сотрудника уголовно-исполнительной системы - совершение административного правонарушения, то есть противоправного, виновного деяния, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Совершение административного правонарушения сотрудником уголовно-исполнительной системы может повлечь за собой, кроме административной, и дисциплинарную ответственность. В этом случае основанием привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности будет не совершение административного правонарушения, а нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении, например, требований к служебному поведению сотрудника, нанесении ущерба его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Административная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы не должна заменяться на дисциплинарную. Дисциплинарная ответственность может дополнять административную ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова:
административная ответственность, дисциплинарная ответственность, сотрудник уголовно-исполнительной системы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Летом 2018 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”». Указанный Закон - это основной нормативный акт, регламентирующий административно-правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), касающийся прохождения им государственной службы Российской Федерации. Как известно, административно-правовой статус сотрудника УИС состоит из обязанностей, прав, ограничений и запретов, связанных с государственной службой, гарантий реализации административно-правового статуса и юридической ответственности [1, с. 169]. Юридическая ответственность государственного служащего, в том числе сотрудника УИС, подразделяется на уголовную, дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую и административную ответственность [2, с. 41]. Каждый вид ответственности реализуется в применении к сотруднику УИС соответствующих правовых санкций, предусмотренных нормами права, устанавливающих вид юридической ответственности. Соответственно под административной ответственностью сотрудников УИС понимается реализация административно-правовых санкций, применение административных наказаний. Административная ответственность наступает за совершение деяния, которое содержит все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. В ст. 15 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”» определено, что за совершение административного правонарушения сотрудник несет дисциплинарную ответственность в соответствии с указанным Законом, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях согласно КоАП РФ. Данное положение согласуется и с регламентацией Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности военнослужащих и лиц, к ним приравненных (ст. 2.5 КоАП РФ). По общему правилу военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники, проходящие иные виды государственной службы, несут дисциплинарную ответственность. Дисциплинарная ответственность при этом регламентируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими прохождение государственной службы и их статус. Соответственно дисциплинарная ответственность сотрудника УИС регламентируется вы- шеуказанным Федеральным законом, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы и приказом ФСИН России от 12 апреля 2012 г. № 198 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы». Часть 2 ст. 2.5 КоАП РФ говорит об имеющихся исключениях из правила замены административной ответственности на дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, 7.29-7.32, 7.32.1, гл. 8, ст. 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, ст. 14.9, ч. 7 ст. 14.32, гл. 15 и 16, ст. 17.3, 17.7-17.9, ч. 1, 3 ст. 17.14, ст. 17.15, 18.1-18.4, ч. 2.1, 2.6 ст. 19.5, ст. 19.5.7, 19.7.2, ч. 5 ст. 19.8, ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и ч. 1 ст. 20.25, сотрудники УИС, равно как и другие государственные служащие, имеющие воинские и специальные звания, несут административную ответственность на общих основаниях. Таким образом, можно констатировать, что принятие нового Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”» не внесло никаких изменений в ответственность сотрудников УИС за совершение административного правонарушения. Вместе с тем следует обратить внимание на основания привлечения государственных служащих к административной или дисциплинарной ответственности. Основанием дисциплинарной ответственности является совершение государственным служащим дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, основанием административной ответственности - совершение административного правонарушения, то есть совершение противоправного, виновного деяния, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Данное правило однозначно и безоговорочно применимо к государственным гражданским служащим. Однако, как нами было установлено выше, почему-то это правило не распространяется на военнослужащих и лиц, к ним приравненных. В чем принципиальная разница между государственными гражданскими служащими и военнослужащими, между судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов и сотрудником уголовно-исполнительной системы? И те и другие находятся на государственной службе Российской Федерации и на профессиональной основе обеспечивают исполнение УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ... 15 полномочий федеральных органов государственной власти, в которых они проходят государственную службу, имеют право на применение огнестрельного оружия. По нашему мнению, государственные служащие независимо от вида государственной службы должны нести административную ответственность на общих основаниях, и исключений быть не должно. Это положение подтверждается и конституционным принципом равенства граждан перед законом и судом. Статья 19 Конституции Российской Федерации провозглашает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [3, c. 245]. Следовательно, любые лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и судом, в том числе и государственные служащие. Следует также понимать, что совершение административного правонарушения сотрудником УИС может повлечь за собой, кроме административной ответственности, ответственность и дисциплинарную. В этом случае основанием привлечения сотрудника УИС к дисциплинарной ответственности будет не совершение административного правонарушения, а нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении, например, требований к служебному поведению сотрудника, нанесении ущерба его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно- исполнительной системы. Устанавливая общие основания для привлечения государственных служащих к административной ответственности, мы выполняем требования Конституции Российской Федерации в части равенства всех перед законом и судом, существенным образом гарантируем законность в государственном управлении [4, с. 16-25].
Список литературы

1. Зверев А. В. Об элементах организационного механизма реализации правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы // Евразийский юридический журнал. 2016. № 12(103). С. 169-170

2. Дазмарова Т. Н. Некоторые аспекты привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ к юридической ответственности // Право и политика: теоретические и практические проблемы : сб. материалов 6-й Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. А. Мечетина. Рязань, 2018. С. 41-46

3. Тимохов В. П. Нравственные детерминанты современного российского права // Проблемы социально-экономического развития субъектов Федерации на современном этапе : материалы 1-й Межрегион. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. Л. Тарасевич. СПб., 2006. С. 244-248

4. Закопырин В. Н. Кодекс Российской Федерации об административных правонару- шениях: законность или целесообразность? // Актуальные проблемы административ- ного права и его реализации в сфере органов внутренних дел : материалы внутривед. науч.-практ. конф. Рязань, 2015. С. 16-25


Войти или Создать
* Забыли пароль?