Текст (PDF):
Читать
Скачать
Трансформировавшись из медицинской и психологической категории, в уголовно- правовом, уголовно-исполнительном и криминологическом смысле ресоциализация (социальная реабилитация) сформировалась как интегральное многокомпонентное по- нятие, объединяющее в себе комплекс государственно-правовых, организационно-прак- тических мер по восстановлению утраченных (ослабленных) в результате осуждения воспринимаемых и поддерживаемых социальных связей, обусловленных системой мер, реализуемых в рамках возложенной уголовной ответственности. В правовой науке и нормотворческой практике нет единого терминологического подхо- да к пониманию рассматриваемых терминов. Так, Т. Предов определяет понятие ресоци- ализации на пенитенциарном этапе как целенаправленную, управляемую, нравственно- психологическую подготовку осужденных к лишению свободы [1, с. 4]. М. И. Коваль по- лагает, что процессы ресоциализации и социальной адаптации различны по объему [2, с. 3-5], а С. В. Шатилов уточняет, что термин «социальная адаптация» шире термина «ресоциализация» [3, с. 122-125]. И. В. Шмаров указывает, что «…процесс социальной адаптации освобожденных необходимо трактовать значительно шире, чем только как процесс приспособления к новой социальной среде после отбытия наказания, воспри- ятия социальных позиций и системы ценностной ориентации этой среды, освоения (в ряде случаев принудительно) социальных ролей и функций свободных граждан» [4, с. 20]. В. Б. Малинин, М. В. Малинина замечают, что одним из недостатков формулиру- емых дефиниций является «…возникновение чрезвычайно сложных конструкций, в которых все смешивается воедино» [5, с. 190]. Однако, на наш взгляд, подобное по- нимание вполне логично: многокомпонентное явление можно определить через соот- ветствующую ему многоуровневую дефиницию. Проект закона Республики Беларусь «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполни- тельной системы», внесенный на рассмотрение Национального собрания Республи- ки Беларусь в 2017 г., подчеркивая комплексный аспект, закрепляет, что социальная адаптация - это комплекс правовых, криминологических, социально-психологиче- ских, социально-экономических, социально-организационных, иных мероприятий, МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ... 59 направленных на интеграцию освобожденных лиц в общество и предупреждение рецидива преступлений. Вопрос о социальной адаптации осужденных, отбывших наказание, в отечественной и международной практике обычно ставится и рассматривается, как правило, в отно- шении лиц, осужденных к наказаниям, связанным с изоляцией от общества. Именно в отношении данной социальной группы существуют серьезные проблемы реинтеграции, которые могут включать стигматизацию и остракизм со стороны семьи и общества и, как следствие, последующее негативное воздействие на их способность найти рабочие места или жилье, продолжить образование, приобрести или восстановить индивидуаль- ный и социальный капитал. При отсутствии эффективной помощи в решении возникших проблем осужденные часто оказываются в цикле неудавшейся социальной интеграции и снова совершают преступления. Иными словами, значительное число осужденных не в состоянии в силу различных причин после отбытия наказания успешно интегриро- ваться в общество в качестве равного с другими субъекта социальной деятельности и склоняются в сторону ведения (продолжения) криминально-рискованного образа жизни. Эта очевидная для многих государств проблема подвигла мировое сообщество к серьезному переосмыслению значимости лишения свободы как одной из самых жестких форм карательной реакции на преступление в контексте общей стратегии предупреж- дения рецидивной преступности. Во главу угла была поставлена принципиально новая цель работы пенитенциарной системы - возвращение осужденного в общество. В новой редакции Стандартных минимальных правил обращения с заключенными 2015 г. (Пра- вил Нельсона Манделы) общая идея в предлагаемом формате выражена в следующей норме: «Цели лишения свободы или иных мер, связанных с ограничением свободы лич- ности, - это, прежде всего, защита общества от преступных посягательств и сокращение рецидивной преступности. Эти цели могут быть достигнуты, только если срок лишения свободы используется для того, чтобы, по мере возможности, обеспечить реинтеграцию осужденных в общество после освобождения от отбывания наказания с тем, чтобы они могли вести законопослушную жизнь и самостоятельно обеспечивать себя». Фактически международным сообществом было признано, что тюремная система не может далее существовать как автономная структура исключительно для кары и изоля- ции осужденных, которые, в свою очередь, должны восприниматься как неотъемлемая часть общества, находящаяся лишь во временной вынужденной изоляции. Это вполне достижимые и реализуемые в нашем обществе задачи. При этом ресоциализационно- исправительное воздействие должно охватывать весь период осуждения (судимости), то есть продолжаться как на стадии исполнения приговора в рамках исправительного учреждения, так и после освобождения лица от отбывания наказания при осуществлении за ним соответствующего вида постпенального контроля (профилактического наблюде- ния либо превентивного надзора). Сформированная в настоящее время в Республике Беларусь система мер уголовно-профилактического воздействия на освобожденного, определяемая нормативно при профилактическом наблюдении либо фиксируемая в решении суда об установлении превентивного надзора в виде комплекса обязанностей, запретов и ограничений, ставит лицо в достаточно строгие рамки контролируемого по- ведения. Учитывая, что несоблюдение либо невыполнение налагаемых требований влечет привлечение к ответственности (административной в случае невыполнения условий профилактического наблюдения, уголовной - в случае уклонения от превен- тивного надзора либо несоблюдения его требований), контроль за поведением осво- божденного имеет достаточное организационно-правовое и властно-исполнительное 60 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ... обеспечение. Однако в настоящее время данный контроль функционально ставит своей задачей лишь фиксацию актов поведения лица, но не корректирование его в контексте обеспечения надлежащих условий ресоциализации и применения адекватных мер воз- действия. Причиной такого положения является отсутствие программного планирова- ния, криминологического прогнозирования, а также профессионально организованной и подготовленной службы, которая обеспечивала бы систематическое профилактиче- ски-воспитательное воздействие на освобожденного из мест лишения свободы в пе- риод осуществления за ним мер постпенального контроля. Сегодня большинство государств, признавая важность социальной реабилитации как фундаментального аспекта предупреждения преступности, выстраивает и разви- вает функцию реинтеграции преступника как часть системы уголовного правосудия [6, с. 48-52]. Как отмечает Г.-Г. Иешек, «само понимание к уголовному праву в значитель- но большей степени, чем раньше, проявляется не только как проблема правосудия, но и как социальная задача, выполнение которой должно оказать помощь в жизни чело- веку, осужденному за преступления» [7, с. 23]. Обеспечение более полной инклюзив- ности общественных и частных структур в процесс ресоциализации лица, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства, также оценивается как прогрессивное и перспективное направление [8, с. 23]. Республика Беларусь не является в указанном аспекте исключением в выстраива- нии такой уголовной политики. Национальная уголовно-правовая концепция находится в поиске наиболее эффективных и оптимальных механизмов реадаптации осужденного после освобождения от наказания. В настоящее время все настойчивее констатируется актуальность экономии средств уголовно-правового воздействия и на основе расши- рения проявления гуманизма в уголовно-правовой сфере совершенствования норм, поощряющих позитивное посткриминальное поведение личности [9, с. 259; 10, с. 5-15]. Длительное пребывание в местах изоляции от общества значительно обостряет проблемы возвращения к жизнедеятельности в условиях свободы, делая осужденных небезопасными для сообщества при освобождении их без соответствующей подго- товки, наблюдения либо поддержки. Как справедливо отмечается И. Р. Веренчиковым, возможности уголовного наказания как регулятора человеческого поведения принци- пиально ограничены. Преступные проявления среди лиц, однажды наказанных за со- вершение преступления лишением свободы, намного выше, чем среди других групп населения. Как считает автор, этот общеизвестный факт сам по себе свидетельству- ет о том, что профилактика преступлений открывает куда более широкие возможно- сти воздействия на уровень преступности в современном обществе, чем иные меры [11, с. 163]. Представляется, что успешная социальная адаптация лица потенциально обладает не меньшим позитивным эффектом. В. М. Хомич указывает на преобладаю- щую роль ориентации исполнения наказания в виде лишения свободы не на исправ- ление, а на ресоциализацию и / или дополнительную социализацию в формате сво- бодного общества и установленного правопорядка [12, с. 89-90]. По мнению Ф. Р. Сун- дурова, идея ресоциализации осужденных фактически выступает в качестве одной из концептуальных основ не только уголовно-исполнительной, но и уголовной политики в целом, которая предполагает необходимость рассмотрения и оценки эффективности системы уголовно-правового воздействия с позиций их ресоциализационного эффекта [13, с. 560]. В условиях реализации стратегии постепенного свертывания уголовной репрессии в виде лишения свободы актуализируется необходимость расширения ком- плекса эффективных мер, альтернативных угрозе изоляции от общества. По нашему мнению, подобное смещение акцентов лежит в плоскости реформирова- ния мировоззренческих взглядов на положения юридической науки в целом и ее пра- воприменительной практики в различных сферах, в том числе в рамках отраслей уго- ловно-правового цикла в их взаимосвязи, с изучения государства и права, как таковых, на их изучение в контексте состояния человеческого общества и каждого из его членов как наивысшей ценности данного общества. Эффективная позитивная корректировка постпенального поведения лица, осво- божденного от отбывания наказания, являясь уникальным инструментом комплексного сочетания оказываемой поддержки различного характера (материальной, психологи- ческой, организационной, связанной с предоставлением возможности для самореа- лизации) с режимно-ограничительными мерами, призвана оказывать определенный дисциплинирующий эффект, а также усиливать результат внутреннего самоконтроля средствами внешнего влияния со стороны общества и государства. Подобными мера- ми, позволяющими добиться определенной корреляции между принудительным и по- ощрительным воздействием на лицо, в уголовном законодательстве Республики Бела- русь выступают превентивный надзор (ст. 80 УК РБ) и профилактическое наблюдение (ст. 81 УК РБ). Согласно требованиям закона лицо обязано уведомлять уполномоченных сотруд- ников органов внутренних дел о перемене места работы и жительства, системати- чески являться для регистрации и выполнять ряд других обязанностей, которые по своей сути сводятся к режимно-ограничительному воздействию. Разумеется, эти и другие меры могут и должны способствовать укреплению социально полезных связей осужденного, ускорить его адаптацию в обществе, предостеречь от возобновления прежних нежелательных связей и окружения. Подобное утверждение подкрепляется и результатами ряда исследований социально-психологических механизмов уголовно- правового воздействия на лицо, согласно которым успех мотивации к самоисправлению, или превентивной мотивации, зависит от ряда факторов [14, с. 23-33; 15, с. 121-125], к которым, на наш взгляд, также следует отнести эффективность контрольно-корри- гирующей деятельности, осуществляемой в рамках превентивного надзора и профи- лактического наблюдения в постпенальный период. В то же время очевидна актуаль- ность видоизменения комплекса имеющихся средств воздействия на осужденного, освобожденного от наказания, за счет расширения круга возлагаемых обязанностей путем включения в уголовный закон перечня мер так называемого исправительного воздействия: активное вовлечение в трудовую или образовательную деятельность, ле- чение хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании, участие в обязательных реабилитационных программах по искусству, психологии, религии, оказанию помощи по линии социальной защиты (посещение хосписов, уход за престарелыми), курсы материнства, участие в различного рода медицинско-оздоровительных программах, в том числе пропагандистского характера. Совершенствование государственной функции социальной адаптации осужден- ных, отбывших уголовное наказание, требует реформирования содержательных на- чал данной деятельности. При освобождении после отбывания уголовного наказания, и особенно из мест лишения свободы, осуществление постпенального контроля (пре- вентивного надзора и профилактического наблюдения) за осужденным потенциально способно усилить ресоциализационную составляющую режима осуждения, который продолжается известное время после отбытия наказания, путем дополнения их мера- ми исправительного характера.