СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ ВЬЕТНАМА И РЯДА СТРАН: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается развитие и современное состояние уголовного законодательства Вьетнама относительно применения наказания в виде смертной казни с учетом опыта его применения в других странах мира. Особое внимание уделяется перечню составов преступлений, за совершение которых может быть применена смертная казнь, основаниям приостановления исполнения наказания, а также категориям лиц, которым данное наказание не назначается. Приводится авторская редакция перевода на русский язык соответствующей статьи Уголовного кодекса Вьетнама, посвященной применению смертной казни. Формулируются различные подходы к обоснованию применения наказания в виде смертной казни во Вьетнаме для достижения целей наказаний.

Ключевые слова:
смертная казнь, вид уголовного наказания, приостановление исполнения смертной казни, цели применения наказаний
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Смертная казнь является наиболее строгим видом наказания в уголовном пра- ве Вьетнама, применяемым за совершение особо тяжких преступлений [1, с. 92-97; 2, с. 406-409; 3, с. 290-296]. Исторически смертная казнь и другие наказания играли важную роль в борьбе с преступностью, обеспечивали безопасность общества и госу- дарства, а также способствовали социально-экономическому развитию страны. Однако в настоящее время Вьетнам интегрирован в международное сообщество, и с учетом обновления и совершенствования его правовой системы [4, с. 329-333] актуально изу- чение теоретических и практических аспектов применения смертной казни. Рассмотрим законодательство о смертной казни в различные периоды вьетнамской истории. После Революции 1945 г. в Демократической Республике Вьетнам, освободившейся от французского колониализма, смертная казнь была установлена в Постановлении 1967 г. за совершение контрреволюционных преступлений, а в 1970 г. - преступлений против собственности. В Уголовном кодексе Вьетнама от 1985 г. смертной казни была посвящена ст. 27, со- гласно которой она являлась специальным наказанием за совершение особо тяжких преступлений, но без ее применения к несовершеннолетним, беременным женщинам и с возможностью приостановления исполнения в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 12 месяцев. Данный вид уголовного наказания устанавливался в 29 статьях Уголовного кодекса Вьетнама (14,89 % от общего количе- ства статей Особенной части Кодекса). После изменений 1989, 1991, 1992 и 1997 гг. смертная казнь была предусмотрена уже в 44 статьях (20,37 % от общего количества статей Особенной части УК Вьетнама) за совершение преступлений, связанных с наркотиками, злоупотреблением должност- ными полномочиями, контрабандой, изнасилованием, в том числе детей, и иных особо тяжких преступлений. Впоследствии после корректировок в 1999 г. смертная казнь перестала применяться в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до 36 месяцев (с заменой пожизнен- ным лишением свободы по ст. 35 и 52 Уголовного кодекса Вьетнама), за приготовле- ние к преступлению и покушение на преступление; в случае амнистии смертная казнь заменялась пожизненным лишением свободы, а также было исключено положение о том, что данное наказание исполняется сразу после его объявления. Кроме того, по Особенной части Уголовного кодекса Вьетнама смертная казнь перестала применяться за совершение следующих преступлений: против безопасности (ст. 81), против тюрьмы (ст. 90), за кражу (ст. 138), уничтожение или причинение умышленного ущерба имуще- ству (ст. 143), незаконное перемещение товаров и денег через границу (ст. 154), под- делку товаров (ст. 156 и 158), принуждение другого лица к незаконному использованию наркотических средств (ст. 200), незаконное изготовление, хранение, использование военной техники и военно-технических средств (ст. 230), злоупотребление служебным положением и разрешением пользования имуществом граждан (ст. 280), отсутствие на боевой позиции (ст. 324). Изменения 2009 г. способствовали тому, что смертная казнь предусматривалась уже только за совершение 22 составов преступлений (более 8 % от общего количества статей Особенной части УК Вьетнама). Для дальнейшей либерализации внутренней политики, гуманизации обращения с правонарушителями, повышения эффективности исправления осужденных и их ресо- циализации, а также с учетом положений международных документов в новом Уголов- ном кодексе Вьетнама от 2015 г., вступившем в силу с 1 января 2018 г., регулирование смертной казни было скорректировано: «1. Смертная казнь является специальным наказанием, применяемым к лицам, со- вершившим преступления против национальной безопасности, против жизни человека, преступления, связанные с наркотиками, коррупцией, и другие особо тяжкие преступле- ния, предусмотренные настоящим Кодексом. Не назначается смертная казнь в отношении лиц, не достигших 18-летнего возрас- та или старше 75 лет при совершении преступлений, беременных женщин, и женщин, имеющих детей в возрасте до 36 месяцев. Смертная казнь не применяется к осужденным: a) беременным женщинам или женщинам, имеющим детей в возрасте до 36 месяцев; б) лицам в возрасте 75 лет и старше; c) лицам, приговоренным к смертной казни за растрату или взяточничество, которые после вынесения приговора возместили три четверти причиненного ущерба и активно сотрудничали с правоохранительными органами в выявлении, пресечении, расследо- вании преступлений. В случае, предусмотренном в пункте 3 настоящей статьи, или, когда осужденный амнистируется, смертная казнь заменяется пожизненным лишением свободы». Уголовный кодекс Вьетнама от 2015 г. предусматривает наказание в виде смертной казни за совершение следующих 18 преступлений: изнасилование лиц в возрасте до 16 лет (ст. 142); производство и торговля поддельными товарами, являющимися медика- ментами и профилактическими лекарствами (ст. 194); убийство (ст. 123); хищение имуще- ства (ст. 353); получение взятки (ст. 354); преступления против мира, агрессивная война (ст. 421); преступления против человечества (ст. 422); военные преступления (ст. 423); государственная измена (ст. 108); незаконная торговля наркотиками (ст. 251); действия против народного правительства (ст. 109), бунт (ст. 112), шпионаж (ст. 110), терроризм (ст. 299), вооруженный мятеж (ст. 113), уничтожение материально-технических средств Социалистической Республики Вьетнам (ст. 114), незаконное производство наркотиков (ст. 248), незаконный перевоз наркотиков (ст. 250). Ранее считалось, что роль смертной казни заключается в возмездии и наказании за причиненное зло для достижения цели «мести» преступнику. Несмотря на постепен- ное распространение прогрессивных идей, в большинстве стран мира смертная казнь применяется в качестве крайней меры наказания. Между тем одновременно необходимо достижение цели исправления осужденных, чтобы они стали полезными для общества. Однако смертная казнь не предназначена для исправления осужденного, ввиду чего у них отсутствует возможность последую- щей ресоциализации. Строгость наказания в виде смертной казни ориентирована в основном на преду- преждение совершения новых преступлений, когда можно быть уверенным в том, что повторное преступление это лицо не совершит. Общий профилактический эффект на- казания в виде смертной казни можно видеть и в предостережении других членов об- щества от совершения преступлений. Либерализация уголовного законодательства Вьетнама влияет и на снижение при- менения смертной казни на практике. В настоящее время в 94 из 193 стран мира, которые являются членами Организации Объединенных Наций, предусмотрена смертная казнь в уголовном законодательстве за совершение отдельных видов преступлений (Израиль, Сальвадор, Бразилия, Чили, Перу и пр.), и наиболее активно она применяется в таких странах, как Китай, США и др. При этом в ряде государств в течение длительного времени она не применяется (Корея, Россия и пр.). Формы применения смертной казни различны: повешение и расстрел (Ма- лайзия, Сингапур, Индия, Пакистан, Иран, Ирак, Ливан, Иордания, Египет и др.); обез- главливание (Саудовская Аравия); инъекция яда (Вьетнам, Таиланд, США, Гватемала и пр.); электрический стул (в частности, в США) и т. п. В целом вопрос об обоснованности (не-)применения смертной казни решает- ся в зависимости от средств обеспечения безопасности в конкретном государстве [5, с. 79-89; 6, с. 24-39; 7, с. 405-407]. Уверены, что применение этого наказания должно учитывать исторические, религиозные, социально-экономические и иные особенности каждой страны. Во Вьетнаме смертная казнь по-прежнему считается необходимым видом наказания для достижения целей восстановления справедливости, а также обеспечения безопас- ности общества и государства. Данный вид наказания в целом поддерживается обще- ством и эффективен в борьбе с терроризмом, преступностью, особенно организованной. Между тем с учетом интеграции Вьетнама в международное сообщество, обновле- ния и совершенствования его правовой системы в настоящее время также корректиру- ется уголовное законодательство, создаются условия для обеспечения прав человека, гуманизации применения различных уголовно-правовых мер. Следует учитывать и то обстоятельство, что некоторых осужденных, приговоренных к смертной казни, по всей видимости, можно попытаться исправить путем применения в качестве замены нака- зания в виде лишения свободы. Возможно, раскаяние за свое преступное поведение и ощущение правоограничений в течение отбывания лишения свободы позволят лицу ресоциализироваться после освобождения.
Список литературы

1. Май Т. Т. Х., Чан Т. Ф., Набоков Л. В. Смертная казнь как высшая мера наказания на примере Республики Вьетнам // Актуальные проблемы права : сб. ст. и тез. докл. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию Конституции Российской Федерации / под ред. Е. В. Королевой. Елец, 2019. С. 92-97

2. Смердов А. А., Май Т. Ай. Ч. Виды наказаний по Уголовному кодексу Вьетнама // Цивилизация знаний: российские реалии : сб. тр. Пятнадцатой Междунар. науч. конф. : в 2 ч. М., 2014. С. 406-409

3. Фам Т. Б. Н., Селезнева Н. А. Новые положения о наказании в Уголовном кодексе Вьетнама 2015 г. // Актуальные проблемы современного законодательства : сб. материалов IV Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. Г. Забелин. М., 2016. С. 290-296

4. Фунг Н. Х., Нго В. В. Институт условно-досрочного освобождения в различных странах и его совершенствование во Вьетнаме // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13(1-4). № 3. С. 329-333

5. Малько А. В., Терехин В. А., Афанасьев С. Ф. Смертная казнь в современной России: не пора ли наконец определиться? // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 2. С. 79-89

6. Побегайло Э. Ф. О преступности в России и проблеме смертной казни // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2010. № 3. С. 24-39

7. Скиба А. П. Некоторые теоретико-прикладные проблемы освобождения осужденных по состоянию здоровья от исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни // Совершенствование правовых форм международного сотрудничества в современных условиях : сб. науч. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф., 22-23 окт. 2009 г. Ростов н/Д, 2009. С. 405-407


Войти или Создать
* Забыли пароль?