НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены отдельные проблемы обеспечения безопасности лиц, находящихся в местах лишения свободы. Уделено внимание нормативно-правовому регулированию личной безопасности осужденных. Предложены меры по предупреждению угрозы личной безопасности осужденных.

Ключевые слова:
уголовно-исполнительное право, осужденный, право, безопасность, обеспечение, объект повышенной опасности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В основе функционирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) должны быть заложены гарантии безопасности всех субъектов пенитенциарных правоотношений: осужденных, сотрудников администрации, иных лиц. Исправительные учреждения являются объектами повышенной опасности в силу специфики содержащегося в них криминального контингента, несущего возможную угрозу. В связи с этим, а также в связи с ухудшением оперативной обстановки в некоторых местах лишения свободы вопрос обеспечения безопасности осужденных в настоящее время стоит особенно остро. Как справедливо отмечает Б. Б. Казак, безопасность включает в себя потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос [2, с. 263]. Согласно статистическим данным (форма 2-УИС), в 2017 г. в исправительных учреждениях было зарегистрировано 872 преступления, в 2018 - 913, в 2019 г. - 1171, что свидетельствует об увеличении количества преступлений. На состояние безопасности осужденных оказывают прямое влияние такие условия, как состояние режима в исправительном учреждении, уровень дисциплины лиц, находящихся в местах лишения свободы, применение мер поощрения и взыскания к нарушителям, меры профилактики и пресечения правонарушений и т. д. Как правило, в случае ослабления режима увеличивается число правонарушений и преступлений среди осужденных, в частности преступлений против личности. Следовательно, организационноправовые меры, направленные на укрепление режима в исправительных учреждениях и дисциплины, в итоге способствуют обеспечению безопасности осужденных. Факт долгосрочного пребывания в местах лишения свободы, а также среда, которая очень неоднородная в силу большой концентрации лиц с различными личностными качествами, прививают осужденным негативные установки и асоциальные формы поведения. Как правило, после 6-8 лет непрерывного нахождения в местах изоляции от общества наступают необратимые изменения в психике [4, с. 17]. Как правило, каждый человек стремится максимально обезопасить свое существование в любой социальной среде, поэтому попадание лица в места изоляции от общества, в непривычную, неестественную для него обстановку, требует от него внутренней перестройки и приспособления к новым условиям жизни, а также изменения привычных форм поведения. В специфичных условиях исправительных учреждений процесс выстраивания межличностных отношений протекает более сложно, чем на свободе. Особенностями отбывания наказания выступают принудительная изоляция лица; наличие криминальной субкультуры и вынужденное принятие лицом поведения и ценностей, присущих ей, нарушение сложившихся социально полезных контактов и связей, отсутствие возможности принимать решение по своему усмотрению, обостренное чувство страха смерти; ухудшение физического здоровья, негативные изменения психики, нравственного и интеллектуального состояния и т. п. Субъективное право осужденных на личную безопасность закреплено в УИК РФ, в ст. 13 которой говорится о том, что Российская Федерация обеспечивает правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. При отбывании наказания в местах лишения свободы, то есть в сложных специфических условиях, большинство осужденных не развивается в интеллектуальном плане не расширяет свой кругозор. В период нахождения в исправительном учреждении лицо на уровне подсознания перенимает традиции и обычаи криминальной субкультуры. Возникает дефицит социальных и духовных ценностей и избыток искаженных, неестественных для общества. Как следствие, человек извращенно воспринимает окружающую действительность и после отбытия наказания может продолжать преступную деятельность. В условиях изоляции от общества на осужденного оказывают влияние как другие лица, отбывающие наказание, так и сотрудники администрации. Персонал учреждения воздействует на лицо на основании закона и может применять установленные на законодательном уровне средства поощрения и взыскания. Осужденные же воздействуют друг на друга непредсказуемо и в определенной степени безжалостно. Именно поэтому от действий сотрудников учреждения во многом зависит решение проблемы сохранения чести и достоинства личности. Так, ст. 12 УИК РФ устанавливает, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, а меры принуждения к ним могут применяться исключительно на основании закона. Статья 13 УИК РФ закрепляет право осужденных на личную безопасность, а также обязанность администрации учреждений, исполняющих наказания, принимать меры при возникновении угрозы безопасности осужденного, который обратился с заявлением. Законодательное закрепление такого права вполне обоснованно. Как показывает практика, отрицательно направленные осужденные, а также неформальные лидеры уголовно-преступной среды используют все возможные способы и формы, не исключая и морального давления физической расправы, для склонения лица к соблюдению установленных ими традиций, правил, норм поведения. В ст. 15 УИК РФ предусматривается право осужденных направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации. Необходимыми условиями обеспечения безопасности осужденных в местах принудительного содержания и в целом пенитенциарной безопасности является выполнение предписаний международно-правовых стандартов и требований уголовно-исполнительного законодательства РФ в изучаемой области; учет факторов, воздействующих на эффективность процесса исполнения и отбывания наказания; снижение влияния ценностей, норм и традиций преступной среды на осужденных; знание тюремной субкультуры сотрудниками администрации, позволяющее выработать комплексные рациональные подходы к устранению противоправных намерений осужденных, а также выявление условий и причин, влияющих на уровень обеспечения безопасности осужденных; совершенствование психологической подготовки сотрудников и углубленное изучение проблематики соблюдения в местах принудительного содержания прав человека; проведение с осужденными и их родственниками постоянной разъяснительной работы в изучаемой области.
Список литературы

1. Бочаров И. В., Суслов А. Б. Обеспечение прав человека в местах лишения свободы : справ. пособие для общественных наблюдателей. Пермь, 2012 @@Bocharov, I. V. & Suslov, A. B. 2012, Ensuring human rights in places of detention: a reference guide for public observers, Perm.

2. Казак Б. Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы : монография. Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2002. 324 с @@Kazak, B. B. 2002, Security of the penitentiary system, Academy of Law and Management of the Ministry of Justice of Russia, Ryazan.

3. Кудряшов Э. Е. Совершенствование уголовно-правовых мер обеспечения криминологической безопасности в следственных изоляторах // Человек: преступление и наказание. 2009. № 3(66). С. 107-110 @@Kudryashov, E. E. 2009, ‘Improvement of criminal law measures to ensure criminological security in pretrial detention facilities’, Man: crime and punishment, iss. 3(66), pp. 107-110.

4. Шабанов В. Б., Кашинский М. Ю. Организационно-правовые проблемы противодействия суицидальным и несуицидальным аутодеструктивным проявлениям осужденных в местах лишения свободы // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. № 3. С. 17-24 @@Shabanov, V. B. & Kashinskiy, M. Yu. 2012, ‘Organizational and legal problems of countering suicidal and non-suicidal auto-destructive manifestations of convicts in prison’, Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 3, pp. 17-24.


Войти или Создать
* Забыли пароль?