Текст (PDF):
Читать
Скачать
Минимизация негативного влияния разрыва человека с привычным образом жизни, который обусловлен нахождением в рамках исправительного учреждения, возможна с помощью ряда методических приемов, позволяющих всесторонне оценивать позитив- ные проявления в личности осужденного в условиях изоляции. Одним из таких прие- мов является применение мер поощрения, что в полной мере отвечает современным тенденциям отечественной уголовно-исполнительной политики и международным стандартам исполнения наказаний. Методические основы института поощрения осу- жденного в настоящее время приобретают особую актуальность. Наука уголовно-ис- полнительного права предоставляет богатый эмпирический материал, однако методи- ку оценки критериев для поощрения осужденных подвергают изучению относительно небольшой круг ученых. Основной вектор их исследований направлен на процедурные недостатки в порядке применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы, вопросы законности их применения, а также на их сочетание с мерами взыскания. Мы предлагаем рассмотреть вопрос о расширении материальных возможностей уголовно- исполнительного законодательства в рамках содержания критериев, необходимых для применения поощрения. Применение мер поощрения к осужденным за хорошее поведение, добросовест- ное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях является средством стимулирования их правопослушного поведения. Расширенное толкование указанных ранее критериев, несомненно, дополнит круг законных интере- сов осужденных, обеспечит соответствие содержания норм уголовно-исполнительного права принципам гуманизма, рационального применения мер принуждения, средств ис- правления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Важным моментом в рассматриваемых уголовно-исполнительных правоотношени- ях является то, что применение меры поощрения является правом, а не обязанностью администрации исправительного учреждения. На данное обстоятельство неоднократно указывалось в научной и специальной литературе [1, с. 117], однако существуют и совер- шенно противоположные точки зрения. Так, по мнению С. Н. Смирнова, для того чтобы исключить необоснованные случаи непоощрения осужденных, необходимо закрепить в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации норму, согласно которой поощрение будет являться субъективным правом осужденного [2, с. 239]. Обоснование данного положения базируется на расширении стимулирования правопослушного пове- дения осужденных. Автор указывает на механизм, при котором отсутствие нарушений за определенный период и стремление трудиться (вместо хорошего поведения и добро- совестного отношения к труду) будут являться основанием для поощрения осужденно- го. Администрация исправительного учреждения, имея в данном случае обязанность поощрить осужденного, самостоятельно определяет его вид. По нашему мнению, приведенная позиция представляется весьма оригинальной и вполне имеющей право на законодательное закрепление. Однако в правопримени- тельной деятельности исправительных учреждений возникают некоторые проблемы. Во-первых, невозможно однозначно определить, стремится осужденный трудиться или им движет другой интерес. Во-вторых, сложившаяся производственная обстановка в пенитенциарных учреждениях не может позволить обеспечить всех стремящихся к тру- ду работой. В-третьих, квалификация и трудовые навыки осужденных, прибывающих в исправительные учреждения, с каждым годом снижаются. Действующая редакция уголовно-исполнительного закона устанавливает, что обла- дание определенным правомочием - возможность поощрения - указывает и на характер правоотношений, и на правовую диспозицию данного института уголовно-исполнитель- ного права. Привлекает внимание научная позиция М. В. Ковалева, который связывает внутреннюю осознанность осужденного возможности получения дополнительных, пусть не материальных, а в большей степени моральных, благ с формированием необходи- мой для общества и государства в целом модели положительной активности в поведе- нии [3, с. 15]. Данное положение имеет существенное значение в системе мотивации правомерного поведения личности, поскольку перспектива обладания определенными льготами и благами не только улучшает правовое состояние осужденного, но и ведет к формированию правопослушного постпенитенциарного поведения, результатом ко- торого станет достижение основной цели исполнения наказания - исправления осу- жденного. Высказанная позиция в очередной раз подтверждает возможность признания института поощрения субъективным правом осужденных. Научный поиск решения определенных вопросов в применении института поощ- рения осужденных к лишению свободы приводит нас к необходимости рассмотрения возможности дополнения существующего перечня поощрительных норм. Обратимся к зарубежной практике. Например, известно, что в США при исполнении наказания в виде лишения свободы в качестве поощрения осужденному может быть разрешено пользоваться компьютером, ноутбуком, общаться посредством сети Интернет. На наш взгляд, указанные меры вполне реально внедрить и в отечественную уголовно-испол- нительную практику. При этом не будет существенно увеличиваться нагрузка на пред- ставителей администрации. Данные меры поощрения однозначно будут выступать серьезным стимулом правопослушного поведения осужденных, так как возможности пользования благами научно-технического прогресса и общения в сети Интернет яв- ляются очень важными для большинства осужденных в российских исправительных учреждениях. О расширении перечня видов поощрения осужденных указывает в своих трудах С. Л. Бабаян, обосновывая возможность предоставления краткосрочных (продолжи- тельность до 24 часов) разовых выходов в выходные и праздничные дни за пределы исправительного учреждения для положительно характеризующихся осужденных, от- бывающих наказание в исправительных колониях общего и строгого режимов [4, с. 14]. При этом автор опирается на международный опыт и законодательство. Указанную меру предлагается применять при наступлении сроков, соответствующих условно- досрочному освобождению. Предложенная мера вполне соответствует тенденциям развития отечественной уго- ловно-исполнительной политики. Подобная возможность будет способствовать укре- плению семейных отношений, созданию социально полезных связей осужденного пе- ред освобождением от отбывания наказания. Однако позволим себе не в полной мере согласиться с представленной моделью применения меры поощрения в виде разовых выходов за пределы исправительного учреждения. На наш взгляд, наболее целесо- образным сроком для применения данной меры поощрения является один год до осво- бождения от отбывания наказания по концу срока (а не срок наступления возможности ходатайства об условно-досрочном освобождении). Данная мера является радикаль- ной, поэтому в целях предупреждения рецидива преступлений исключение должны со- ставить лица, осужденные за насильственные деяния, совершение террористического акта, организаторы преступных групп и сообществ. С одной стороны, данное правило ставит в неравное правовое положение лиц, отбывающих наказание, с другой - при ре- ализации такого законного интереса администрация учреждения как управомоченный субъект определяет его вид, в том числе с учетом уголовно-правовой и криминологи- ческой характеристики личности осужденного. Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, должна проводить работу по формированию личной заинтересованности со стороны осужденных в выпол- нении установленных норм. В свою очередь, контролирующие органы, одновременно проверяя наличие и правомерность оснований для поощрения осужденного, исполь- зуют данный институт как меру правового стимулирования соблюдения законности со стороны непосредственных субъектов уголовно-исполнительных правоотношений (администрация и осужденные). Вопрос методологии оценки поведения осужденного и достаточности для применения рассматриваемого института является довольно сложным и дискуссионным. В разде- ле 4 Методических рекомендаций по совершенствованию деятельности начальников отрядов и советов воспитателей отрядов исправительных учреждений имеется базо- вый принцип дифференциации при применении мер поощрения, который предполагает учет специфических особенностей различных категорий осужденных (в зависимости от степени социально-педагогической и нравственной запущенности, возраста, положения в микросреде, отношения к режиму, участия в общественной жизни отряда или учреж- дения), однако этот принцип не может обеспечить достаточную степень уверенности в необходимости применения поощрения. Речь идет о том, что имеется ряд аспектов в рациональности применения мер поощрения, которые являются препятствием для по- ощрения осужденных. Так, работниками прокуратуры в 2020 г. было отменено 2616 мер поощрения (АППГ +52,7 %). В то же время опрос сотрудников исправительных учреждений показывает, что сло- жившиеся тенденции и состояние законодательства в вопросе применения мер поощ- рения давно требуют кардинальных изменений как в методических основах их приме- нения, так и в содержании их критериев. Целевым назначением мер поощрения является обеспечение установленного по- рядка отбывания наказания и реализация основных средств исправления осужденных к лишению свободы. Часть 1 ст. 113 УИК РФ предусматривает критерии для поощрения осужденного, но не раскрывает их. Понятие и содержание данных критериев - доктри- нальная единица, которая на практике является оценочной. Считаем возможным рас- крыть понятия критериев - хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях - в содержании методических рекомендаций по применению к осужденным мер поощрения. Так, под хорошим поведением можно понимать соблюдение осужденным установленных законом и ины- ми нормативными правовыми актами обязанностей, а также соблюдение режима отбы- вания наказания. При этом осужденный должен не иметь дисциплинарных взысканий, равно как в отношении осужденного не должно иметься мотивированных рапортов и актов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания в течение послед- них 12 месяцев, а также он не должен являться участником групп осужденных отрица- тельной направленности. Последний пункт нисколько не ущемляет права и законные интересы осужденного и в полной мере отвечает задачам оперативно-розыскной дея- тельности. Воспитание в осужденных к лишению свободы устойчивости к совершению дисциплинарных проступков и иных правонарушений является важнейшим элементом в достижении цели исправления осужденных, а также имеет существенное значение для успешной постпенитенциарной адаптации. Само по себе формирование уважи- тельного отношения к нормам права закреплено в качестве элемента оценки критерия исправления осужденного в ч. 1 ст. 9 УИК РФ. Добросовестное отношение к труду - это сложный критерий оценки для возможности поощрения осужденного. Так, в современной практике в большинстве случаев пред- ставляются к поощрениям осужденные, перевыполняющие нормы выработки. Однако необходимо учитывать, что значительная часть осужденных не имели ранее профессии и трудового стажа, а перечень профессий для осужденных к лишению свободы нередко не совпадает с общегражданским. Необходимо корректировать методические основы поощрения за добросовестный труд. В данной ситуации приоритет ходатайства к по- ощрению либо применения дисциплинарного взыскания должен принадлежать дирек- тору центра трудовой адаптации осужденных и лицам, ему подчиненным. Поощрение осужденных, стремящихся повысить квалификацию, имеет высокий потенциал для ре- ализации всех целей исполнения наказания. Необходимо также регулярно поощрять осужденных, работающих на общественных началах. Обязательно при этом учитывать эмоциональное отношение осужденного к выполняемой работе. Таким образом, под добросовестным отношением к труду следует понимать соблюдение трудовой дисци- плины, повышение квалификации, качество изготавливаемой продукции или выполня- емой работы, проявление разумной инициативы. Добросовестное отношение к обучению - еще один из важнейших критериев для применения мер поощрения к осужденным. Предлагается его определять по уровню полученных знаний, а также стремлению осужденного к освоению профессии. При этом необходимо соотносить уровень образования каждого осужденного на момент его оценивания с психолого-возрастными особенностями личности. Представляется также необходимым при применении мер поощрения по данному критерию соотносить его с критерием хорошего поведения, без наличия последнего применение поощрения за добросовестное отношение к обучению методически невозможно. Активное участие в воспитательных мероприятиях возможно оценивать по регу- лярности их посещения, активной роли осужденного в их подготовке и проведении, участию в кружковой работе и физкультурно-спортивных мероприятиях, постоянно- му участию в художественной самодеятельности. Однако необходимо указать, что данный критерий следует применять при наличии хорошего поведения. Такое прави- ло будет являться вполне законным и соответствующим принципу справедливости, поскольку соблюдение режима отбывания наказания выступает основой реализации иных средств исправления. Таким образом, применение мер поощрения к осужденным к лишению свободы ос- новывается на оценке соблюдения режима отбывания наказания, индивидуальных спо- собностей осужденного трудиться, его отношения к обучению, а также регулярности участия и активности в проведении воспитательных мероприятий. Расширение перечня применяемых мер поощрения послужит стимулированием к соблюдению установленных законом требований при отбывании наказания в виде лишения свободы, а также будет способствовать успешной постпенитенциарной социализации личности. Вопрос перспективы внесения предлагаемых изменений в отечественное уголовно- исполнительное законодательство, несомненно, представляется довольно дискусси- онным. Однако, опираясь на уже существующую практику применения норм и апроби- рованные методы, возможно вывести правопослушное поведение на более высокий уровень, а следовательно, более эффективно будут достигаться цели исполнения уго- ловного наказания в виде лишения свободы.