Россия
УДК 364.04 Методы и виды оказания социальной помощи
Об актуальности ресоциализации осужденных: интервью с заведующей кафедрой уголовного права и криминологии Самарского универ- ситета Татьяной Владимировной Кленовой
ресоциализация осужденных, интервью
Татьяна Владимировна Кленова, доктор юридических наук, профессор, почетный работ- ник высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженный юрист Са- марской области, родилась 31 июля 1960 г.
В 1983 г. окончила юридический факультет Куйбышевского государственного университета. Обучаясь в аспирантуре Московского ордена Ле- нина, ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени М. В. Ломоносова, выпол- нила диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему «Уголовно- правовая норма (понятие, структура, виды)» и в 1986 г. защитила ее в диссертационном совете этого университета. Научным руководителем был доктор юридических наук, профессор Г. А. Кри- гер, после его смерти – доктор юридических наук, профессор А. В. Наумов.
14 декабря 2001 г. в диссертационном сове-
те при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова защитила докторскую диссертацию на тему «Основы теории кодификации уголовно-правовых норм» (научный консультант – доктор юридических наук, профессор, заслуженный де- ятель науки Российской Федерации В. П. Малков). Ученое звание профессора присво- ено в феврале 2005 г.
Является заведующей кафедрой уголовного права и криминологии Самарского нацио- нального исследовательского университета имени академика С. П. Королева. С 2014 г. возглавляет диссертационный совет. В настоящее время Татьяна Владимировна яв- ляется председателем диссертационного совета 24.2.379.07 Уголовно-правовые науки (юридические науки) на базе Самарского национального исследовательского универ- ситета имени академика С. П. Королева.
Основные направления исследований: научные основы кодификации уголовного законодательства; теория квалификации преступлений; ресоциализация осужденных.
Интервью
-
Как Вы пришли в юриспруденцию?
Среди друзей нашей семьи были очень обаятельные и талантливые юристы. Видно, попала под положительное влияние.
-
Кто из Ваших учителей (педагогов, ученых или близких) повлиял на Ваше ста- новление как одного из ведущих ученых в юриспруденции?
Доктора юридических наук, профессора Герман Абрамович Кригер, Виктор Осипович Лучин, Виктор Павлович Малков, Анатолий Валентинович Наумов, Семен Абрамович Шейфер. Все они так или иначе меня учили. К этому великолепному ряду своих учите- лей также отношу мудрую Галину Лукиничну Кригер.
-
Что повлияло на то, что Вашим основным профилем стало именно уголовное и уголовно-исполнительное право, а не какое-то другое?
Уголовно-правовые науки заинтересовали своей как грандиозной историей, так и актуальностью. Кроме того, привлекательной для меня была и до сих пор остается нацеленность уголовно-правовых исследований на поиск не столько прагматичных, сколько справедливых решений.
-
Как Вы считаете, в современном уголовном и уголовно-исполнительном пра- ве какие направления сейчас наиболее актуальны?
Диссертаций по уголовно-правовым наукам, говорят, защищается больше, чем по другим направлениям юридических наук. Тем не менее вновь и вновь обнаруживается недостаточность научной базы для решения как законодательных, так и правоприме- нительных проблем. И есть дефицит качественных и количественных социологических исследований, которые составили бы достойную эмпирическую базу научных работ по уголовному и уголовно-исполнительному праву. Основные направления моих исследова- ний: научные основы кодификации уголовного законодательства; теория квалификации преступлений; ресоциализация осужденных. Все они представляются мне актуальными.
-
Как Вы оцениваете современное состояние уголовной и уголовно- исполнительной науки?
Жизнестойкое!
-
Расскажите пожалуйста, как Вы стали участником проекта «Дорожная карта» и какие перспективы у этого резонансного проекта?
Довелось быть куратором проекта № 17-1-008568 «Дорожная карта ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него (2018–2021 гг.)». Этот проект был задуман на кафедре уголовно- го права и криминологии Самарского национального исследовательского университе- та имени академика С. П. Королева. В целях формирования заявки на конкурс грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества обратились в Союз женщин Самарской области, посчитав, что тема ресоциализации осужденных может вызвать живой отклик у матерей, жен. Заявка была поддержана Фондом пре- зидентских грантов по результатам первого конкурса грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2017 г. Итогом работы стал проект нетипичного нормативного акта «Дорожная карта Российской Федерации «Ресоциали- зация и реальное включение в гражданское общество лиц, отбывших уголовное нака- зание и освобожденных от него» (2019–2021 гг.)» (авторский коллектив – Т. В. Клено- ва (руководитель); О. А. Адоевская, О. В. Климанова, Ю. С. Норвартян, Н. П. Щукина), презентованный органам власти и получивший положительную рекомендацию ВНИИ МВД России. Выбор формы нетипичного нормативного правового акта, понятно, неслу- чайный, объясняется принципиальной идеей, чтобы Дорожная карта ресоциализации разрабатывалась и реализовалась совместно институтами государственной власти и гражданского общества. Еще один итог этого проекта – коллективная монография «Ре- социализация и реальное включение в гражданское общество осужденных» (под ред. Т. В. Кленовой. М. : Юрлитинформ, 2019).
Особые слова благодарности – доктору юридических наук, профессору, заслужен- ному деятелю науки Российской Федерации В. И. Селиверстову, который положительно оценил наш труд и в соответствии с принципом преемственности пригласил к уча- стию в социально значимом проекте «Анализ исторического и зарубежного опыта ре- социализации лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации после освобождения из исправительных учреждений» с использованием гранта на базе НОЦ «Проблемы уголовно-исполнительного права» имени Ю. М. Ткачевского юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в 2019 г.
Оба названных проекта подтверждают, что есть социальный запрос на развитие ресо- циализационного направления. Гражданское общество считает возможным исправление осужденных в период отбывания наказания и нормализацию их жизни после отбывания наказания или освобождения от него. Ясно также, что гражданское общество не оцени- вает пенитенциарную практику и предупреждение преступлений с позиции получателей услуг. Необходимо, чтобы и государственная власть не относилась к соответствующим направлениям деятельности как к бессмысленным или затратным услугам.
-
Как Вы считаете, в связи с введением в России службы пробации институт ресоциализации какую займет нишу?
Пробация представляется социально значимой именно в силу направленности на ресоциализацию и реальное включение в гражданское общество осужденных. С этой точки зрения пробация будет успешной, когда осужденный принимает нормы и ценно- сти гражданского общества; закрепляется психологическая установка к продуктивной коммуникации с другими субъектами социальных отношений; поведение осуществля- ется рационально во взаимодействии с другими участниками гражданского общества; сформировано положительное эмоциональное отношение к трудовой и иной социально значимой деятельности в коммуникации с другими субъектами социальных отношений.
Вместе с тем нужно разобраться с содержанием норм нового Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации», с научным инстру- ментарием, применением комплексных исследований. Например, пока не представляю, как совместятся новые нормы с правилами условного осуждения и условно-досрочного освобождения от наказаний.
Из текста Федерального закона о пробации неясно, как будут взаимодействовать субъекты пробации и кто ответственный за общую координацию мероприятий в рамках исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной пробации. Представляется, что это должно быть Министерство юстиции Российской Федерации. Данное решение обосновано определением Министерства юстиции Российской Федерации как органа, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний, в том числе в рамках координации и контроля деятельности подведомственной ему ФСИН России, а также органа, осуществляюще- го взаимодействие с некоммерческими организациями посредством осуществления в отношении их федерального государственного надзора и ряда контрольных функций.
Пока что в Российской Федерации не обеспечена преемственность в деятельности ФСИН России, МВД России и других государственных органов на этапах подготовки осужденных к освобождению и после полного или частичного отбывания ими наказа- ния, не организовано их совместное участие в ресоциализационном сопровождении осужденных. И в целом не выстроена система межведомственного взаимодействия за- интересованных министерств и ведомств, государственно-частного партнерства меж- ду государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, а также партнерства государственной власти и гражданского общества с определением вариантов организационных форм таких взаимодействий.
В целом положительно оцениваю Федеральный закон о пробации, поскольку сам факт его появления означает, что понижение репрессивного содержания пенитенциар- ной уголовной политики будет компенсировано активной ресоциализационной уголов- ной политикой в отношении лиц, отбывающих и отбывших не только лишение свободы, но и другие виды уголовного наказания, а также освобожденных от него. В настоящем Законе ресоциализация названа целью пробации.
-
Как Вы боретесь с плохим настроением?
Отворачиваюсь от плохого, ищу поводы для хорошего настроения!
-
Что бы Вы могли посоветовать молодым ученым, которые только начина- ют свой научный путь? Как им пройти вот эти все стадии, с учетом современных трудностей, связанных с защитой диссертации?
Вообще-то, писать и защищать диссертацию всегда было нелегко. Могу пожелать, чтобы молодые исследователи сполна воспользовались преимуществами своего воз- раста и возможностями, предоставляемыми коллективами вузов, в которых выполняется диссертация. Отличайте главное от второстепенного, выбирайте значительные цели и будьте упорными и честными в их достижении!