Некоторые аспекты обеспечения права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания (на примере Самарской области)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются некоторые теоретико-прикладные проблемы обеспечения права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе в контексте реализации общественного воздействия как средства исправления осужденных, соответствующие недостатки уголовно-исполнительного законодательства, а также практика взаимодействия с религиозными и иными общественными организациями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Самарской области.

Ключевые слова:
обеспечение права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания, общественное воздействие как средство исправления осужденных, религиозные организации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

  1. Вопросы обеспечения права осужденных на свободу совести и свободу вероиспо- ведания, закрепленного в ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Фе- дерации (УИК РФ), традиционно находятся в поле зрения исследователей [1, с. 14–21; 2, с. 32–35; 3, с. 120–125]. Можно отметить ряд теоретических, правовых и практических проблем в этой области, изучаемых в юридической литературе:

    • на теоретическом уровне отсутствует учет реализации данного права при оценке степени исправления осужденных [4, с. 285–292; 5; 6, с. 41–44];

    • содержание общественного воздействия как средства исправления осужденных по ст. 9, 23 УИК РФ надлежаще не раскрыто (теоретически оно реализуется через дея- тельность общественных наблюдательных комиссий, религиозных организаций и иных представителей общественности [7, с. 13–19; 8, с. 66–70; 9, с. 438–442]), а потому ча- стично дублируется на практике, в частности, с воспитательной работой с осужденными [10, с. 1720–1730; 11, с. 60–65];

    • у осужденных отсутствуют соответствующие запреты в указанной сфере (кроме того, что они не должны нарушать Правила внутреннего распорядка учреждения, испол- няющего наказания, а также ущемлять права других лиц согласно ч. 2 ст. 14 УИК РФ);

      Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

       

      ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

       

      503

       

      image

       

    • наблюдается перекос в правовом положении соответствующих участников пра- воотношений, когда преимущественно у сотрудников администраций исправительных учреждений (ИУ) имеются соответствующие обязанности, а у осужденных – в основном конкретные права;

    • уголовно-исполнительное регулирование в основном распространяется на осу- жденных, отбывающих принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы (а не другие наказания) и т. д.

      Фактически в ст. 14 УИК РФ говорится только о некоторых аспектах обеспечения права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания. Можно выделить некоторые из них:

    • осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания (ч. 1);

    • осужденные вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и дей- ствовать в соответствии с ними (ч. 1);

    • к осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужи- тели по выбору осужденных (ч. 4);

    • личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая в присутствии представителя администрации учреждения (ч. 4);

    • в учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение рели- гиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литерату- рой, для чего администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполня- ющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия (ч. 4), что регламентируется на подзаконном уровне, в том числе в рамках раздела XVI «Отправление осужденными к лишению свободы религиозных обрядов» Правил внутреннего распорядка исправи- тельных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. № 110;

    • тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед испол- нением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходи- мые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей (ч. 6) и т. п.

      В результате на практике при отсутствии надлежащего уголовно-исполнительного регулирования [12, с. 37–39; 13, с. 67–75] нередко реализация права осужденных на сво- боду совести и свободу вероисповедания организационно реализуется путем заключе- ния соответствующих соглашений о взаимодействии между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы (УИС) с зарегистрированными в установленном по- рядке централизованными религиозными организациями (ч. 4.1 ст. 14 УИК РФ).

      Так, в Самарской области заключены соглашения о взаимодействии между террито- риальным подразделением УФСИН России, с одной стороны, и Русской православной церковью (РПЦ) и Региональным духовным управлением мусульман Самарской области (РДУМСО) – с другой. Для их наиболее эффективной реализации с участием начальни- ка УФСИН России по Самарской области организуются соответствующие совещания, ежеквартально проводится анализ конфессионального состава осужденных, посеща- емости учреждений УИС представителями религиозных организаций, а также работы по духовно-нравственному воспитанию осужденных. Кроме того, муфтий Самарской области является членом региональной общественной наблюдательной комиссии, и он же с епископом Тольяттинским и Жигулевским входят в состав Общественного сове-

       

      504

      Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

       

      ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

       

      image

       

      та при УФСИН России, а представители РПЦ и РДУМСО выступают членами комиссий ИУ, которые в соответствии с ч. 3 ст. 87 УИК РФ занимаются, кроме прочего, переводом осужденных из одних условий отбывания наказания в другие.

      В настоящее время в учреждениях УФСИН России по Самарской области функцио- нируют 37 культовых объектов (10 православных храмов и 27 молельных комнат, вклю- чая 14 православных и 13 – для мусульман), а для окормления верующих закреплены 26 православных священников и 15 представителей РДУМСО.

      На 15 июня 2023 г. по результатам мониторинга конфессионального состава в Самарской области 3708 осужденных (67,82 %) исповедуют православие, 721 чел. (13,2 %) – ислам, 10 чел. (0,18 %) – протестанизм, а 1028 чел. (18,8 %) не относят себя ни к одной из религиозных органи- заций или являются атеистами. При этом в ИУ имеются общины верующих: 13 православных (в которых числятся 595 верующих), 9 мусульманских (288 чел.) и 2 протестантских (10 чел.).

      Немаловажной в контексте общественного воздействия является профилактика преступ- ного и иного правонарушающего поведения осужденных [14]. В своих проповедях и беседах с осужденными и сотрудниками УИС священнослужители затрагивают духовно-нравствен- ные темы, в том числе касающиеся вопросов, связанных с уважительным, толерантным отношением к традиционным религиям, недопустимостью пропаганды псевдорелигиозных течений, в том числе занимающихся терроризмом и экстремизмом, предупреждением про- зелитизма в среде осужденных, профилактикой распространения идеологии запрещенного движения «АУЕ», пьянства, наркомании, суицидов, необходимостью духовного очищения и исправления. В учреждениях УИС совместно со священниками РПЦ и представителями РДУМСО продолжает осуществляться работа по недопущению проникновения литерату- ры экстремистского характера, использования осужденными экстремистских материалов, ежеквартально проводятся комиссионные ревизии библиотечного фонда. Кроме того, в учреждениях УФСИН России по Самарской области реализуется План воспитательных мероприятий на 2023–2025 годы с осужденными, направленных на пропаганду законопо- слушного поведения и недопущение распространения идеологии терроризма.

      Представители Самарской митрополии, закрепленные для окормления верующих, побывали в ИУ только в 1-м полугодии 2023 г. более 260 раз. В ходе посещений пра- вославные священники проводят богослужения, божественные литургии, совершают таинства, проводят беседы с осужденными и сотрудниками на духовно-нравственные темы, а также рабочие встречи с руководством учреждений УИС по вопросам повыше- ния эффективности дальнейшего взаимодействия.

      Следует также отметить, что в рамках взаимодействия РПЦ с учреждениями и ор- ганами УИС в 2023 г.:

    • продолжена практика доставки в ИУ православных святынь, в том числе из храма Рождества Пресвятой Богородицы, расположенного в пгт. Петра Дубрава, ковчег с ча- стичками мощей святых (апостолов Петра, Павла, Николая Чудотворца и др.), а также организовано проведение Недели молитвы и показательного выступления группы ко- локольного звона Храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;

    • за филиалами уголовно-исполнительной инспекции закреплены православные священники для осуществления совместной работы по духовно-нравственному вос- питанию осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, профилактике рецидивной преступности, особенно среди несовершеннолетних, и пр.

Отметим и некоторые особенности взаимодействия учреждений и органов УИС с представителями РДУМСО, которые посетили ИУ более 50 раз: на стендах в доступ-

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

 

505

 

image

 

ных для осужденных местах размещены информационные листы (плакаты) на темы

«Осторожно, секта!» и «Осторожно, экстремизм!», в которых дано описание признаков данных явлений, а осужденным к лишению свободы регулярно поставляется для му- сульманских общин газета «Салям» («Мир»).

Важным направлением деятельности является пополнение книжного фонда библи- отек ИУ духовной религиозной литературой как для православных верующих, так и для мусульман (более 19 тыс. экземпляров). При этом только в 2023 г. от синодального отдела по тюремному служению Московского патриархата РПЦ поступило около 1000 томов духовной литературы, а от Научно-просветительского центра Васатыйи, который является самостоятельной российской организацией, учрежденной Российским фон- дом поддержки исламской культуры, науки и образования, – более 350 книг исламской литературы.

В ИУ организовались воспитательные мероприятия в связи с празднованием Рож- дества Христова, наступлением месяца Рамадан, Светлого Христова Воскресения, Ураза-Байрам и др. Во взаимодействии с Самарской духовной семинарией Самарской епархии РПЦ и РДУМСО подготовлена Программа лектория для сотрудников УФСИН России по теме «О роли православия, ислама и других, основных для Российской Фе- дерации религий в становлении и укреплении традиционных ценностей», рассчитанная на 2023–2024 гг. В целях патриотического воспитания осужденных совместно с Благо- творительным фондом просвещения «Вера» принимались меры и по развитию волон- терского движения среди осужденных с целью оказания гуманитарной помощи россий- ским военнослужащим, участвующим в специальной военной операции на Украине.

Таким образом, очевидно наличие серьезного исправительно-профилактического потенциала как в целом в деятельности религиозных организаций, так и в части реа- лизации права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания, что под- тверждается на практике в Самарской области.

Список литературы

1. Борсученко С. А. Право осужденных на свободу совести и свободу вероиспове- дания // Правовая культура. 2015. № 3(22). С. 14–21.

2. Воробьев С. М. Конституционно-правовые основы деятельности религиозных организаций в уголовно-исполнительной системе России // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 1(23). С. 32–35.

3. Ефремова И. А. Влияние морально-нравственных представлений общества на уголовно-исполнительную политику // Уголовно-исполнительная система и Русская Православная Церковь, другие традиционные для России религиозные объединения – взаимодействие в духовно-нравственном воспитании осужденных : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. Рязань : Академия ФСИН России, 2018. С. 120–125.

4. Кузнецова Н. В., Макарова Т. В. Организационно-правовые аспекты обеспечения сотрудничества учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, № 3(59). С. 285–292.

5. Скоморох О. А. Правовое регулирование и реализация свободы вероисповедания и духовно-нравственного воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях : дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2021. 195 с.

6. Толченкин Д. А. Эволюция института тюремных капелланов в России и за рубежом // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 1(23). С. 41–44.

7. Козаев Н. Ш. Субъекты реализации общественного воздействия в механизме исправления осужденных: роль и значение // Общественное воздействие как средство исправления осужденных : сб. материалов круглого стола в рамках Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб., Пушкин, 2021. С. 13–19.

8. Малолеткина Н. С., Скиба А. П. Общественный контроль за деятельностью уголовно- исполнительной системы: предмет и виды субъектов // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 2(38). С. 66–70.

9. Скиба А. П., Никитин Д. А. Круглый стол «Общественное воздействие как средство исправления осужденных» (2 декабря 2020 г.) // Уголовно-исполнительное право. 2020. Т. 15(1–4), № 4. С. 438–442.

10. Белик В. Н., Кутаков Н. Н., Метлин Д. Г. Проблемы правового регулирования реализации основных средств исправления лиц, отбывающих наказание, как стимула правопослушного поведения осужденных к лишению свободы, соблюдения прав личности // Журнал Сибирского федерального университета. Сер. Гуманитарные науки. 2021. Т. 14, № 11. С. 1720–1730.

11. Малолеткина Н. С. Применение основных средств исправления осужденных в уголовно-исполнительной системе России // Вестник Самарского юридического инсти- тута. 2019. № 5(36). С. 60–65.

12. Скиба А. П. Регулирование участия религиозных организаций в уголовно-ис- полнительной деятельности: проблемы и направления совершенствования уголовно- исполнительного законодательства // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2017. № 4. С. 37–39.

13. Латышева Л. А., Музычук Т. Л., Спасенникова М. Г. Профилактика рецидивной преступности женщин с помощью профессионального обучения и общественно полез- ного труда в исправительных учреждениях России, ФРГ и Швейцарии // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14, № 1. С. 67–75.

14. Государственно-частное партнерство в пенитенциарной сфере : монография / под ред. А. П. Скибы. Рязань : Академия ФСИН России, 2023. 220 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?