Россия
УДК 343.848.3 Патронаж. Общественный, коллективный надзор. Последующее воспитание
В статье выделяются теоретические и нормативные особенности осуществления прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением наказаний в Азербайджанской Республике, а также приводится вариант перевода статьи 21 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики «Участие прокуратуры в достижении целей наказания».
исполнение наказаний в Азербайджанской Республике, прокурорский надзор, ведомственный контроль
Институт контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказа- ния, выполняет важнейшую функцию по обеспечению прав и свобод лиц, отбывающих наказания, служит укреплению законности в процессе исполнения уголовных наказаний. Международные акты по обращению с правонарушителями, в частности Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), обновленные Европейские пенитенци- арные правила, также подчеркивают необходимость осуществления контроля за дея- тельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Сущность и назначение рассматриваемого контроля заключается, во-первых, в на- блюдении за осуществлением этими учреждениями и органами своей функциональной деятельности; во-вторых, в получении объективной и достоверной информации о состо- янии в них законности и правопорядка; в-третьих, в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; в-четвертых, в выявлении причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений; в-пятых, в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законно- сти и дисциплины [1, с. 6–7; 2, с. 66–67].
Теория уголовно-исполнительного права, национальное законодательство и между- народные акты, посвященные обращению с правонарушителями, различают три основ- ных вида контроля: государственный, общественный и международный. Их осущест-
518
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...
вляют законодательные, исполнительные, судебные органы государств, общественные формирования, а также компетентные структуры международных организаций. Каждому из перечисленных видов контроля присущи свои специфические свойства. Наиболее разветвленной формой контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняю- щих наказания, является государственный контроль. Его осуществляют органы госу- дарственный власти, соответствующие органы исполнительной власти и суды. Виды и особенности государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в большинстве государств совпадают.
Одним из видов государственного контроля за деятельностью учреждений и орга- нов, исполняющих наказания, является контроль органов прокуратуры – прокурорский надзор. В государствах бывшего СССР, в том числе в Российской Федерации, в составе прокуратуры функционируют специальные структурные подразделения, реализующие эту функцию. Так, в структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входит управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, а в составе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан функционирует Служба по надзору за законностью приговоров, вступивших в силу, и их исполнением. Независимо от назва- ния эти специализированные структуры выполняют задачи по осуществлению надзора за исполнением наказаний.
Однако в некоторых государствах, особенно в европейских, такая форма контроля отсутствует. В Азербайджанской Республике прокуратура также не осуществляет над- зорные функции в сфере исполнения наказаний. В третьей главе Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики, посвященной контролю за деятельностью уч- реждений и органов, исполняющих наказания и другие меры уголовно-правового харак- тера, нет нормы, предусматривающей осуществление прокурорского надзора. Статья 21 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики закрепляет участие прокуратуры в достижении цели назначенных судом наказаний только при рассмотрении обращений по вопросам исполнения приговора или иного окончательного решения суда, которое осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законода- тельством. Следует отметить, что указанная статья полностью повторяет положения ч. 7 ст. 4 Закона Азербайджанской Республики от 7 декабря 1999 г. «О прокуратуре», который определяет направления деятельности указанного государственного органа.
Таким образом, прокуратуры для осуществления надзора за исполнением наказаний не уполномочены посещать органы и учреждения, исполняющие наказания, связанные с лишением свободы, а также органы пробации, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества. В связи с происшедшими изменениями в законо- дательстве из структуры Генеральной прокуратуры Азербайджанской Республики были исключены специальные прокурорские подразделения, осуществляющие контроль за исполнением наказаний. В настоящее время прокурор обязан посещать исправитель- ные учреждение лишь при совершении умышленных убийств, самоубийств, а также при наступлении естественной смерти осужденного в местах лишения свободы.
В соответствии со ст. 520 Уголовно-процессуального кодекса Азербайджанской Респу- блики прокуроры принимают участие в осуществлении судами производства в порядке исполнения приговоров или иных итоговых судебных решений. Так, при рассмотрении вопросов об отсрочке отбывания наказания, освобождении от отбывания наказания по болезни, условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части на- казания более мягким наказанием, при изменении вида исправительного учреждения,
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...
519
неприменении или неправильном применении амнистии, включении в срок отбытия наказания периода пребывания в лечебном учреждении, досрочном снятии судимости участие прокурора обязательно.
Вместо прокурорского надзора контроль за исполнением наказаний осуществля- ет специально созданная структура в составе другого государственного органа. Так, согласно п. 2 указа Президента Азербайджанской Республики от 25 августа 2000 г.
«Об утверждении, вступлении в силу Кодекса по исполнению наказаний Азербайд- жанской Республики и связанных с этим вопросах правового регулирования» в це- лях осуществления контроля за исполнением наказаний в составе Министерства юстиции была создана Инспекция по контролю за исполнением наказаний (далее – Инспекция).
Деятельность Инспекции регламентируется соответствующим Положением, утверж- денным приказом Министерства юстиции от 30 ноября 2007 г. Инспекция является са- мостоятельной структурой центрального аппарата Министерства юстиции Азербайд- жанской Республики на правах управления, которая в своей деятельности руководству- ется Конституцией, законодательством Азербайджанской Республики, а также своим Положением. Инспекция свою деятельность осуществляет во взаимодействии с другими службами Министерства юстиции Азербайджанской Республики, непосредственно под- чиняется министру юстиции и о результатах своей деятельности докладывает ему лично.
К основным обязанностям Инспекции относятся следующие:
-
контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания, вы- полнением требований нормативных актов при исполнении наказаний и содержании под стражей, а также соблюдением условий отбывания наказаний;
-
контроль за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, дея- тельностью по содержанию, охране и конвоированию осужденных к наказаниям в виде лишения свободы, включая пожизненное лишение свободы, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
-
контроль за лицами, условно осужденными, условно-досрочно освобожденными, а также лицами, отбывание наказания в отношении которых отсрочено;
-
анализ состояния обеспечения прав и свобод осужденных, применения к ним средств исправления со стороны учреждений и органов, исполняющих наказания;
-
контроль за своевременным и правильным исполнением актов амнистии и поми- лования;
-
участие в мероприятиях, направленных на профилактику пыток, иного жестокого обращения в пенитенциарных учреждениях и местах предварительного заключения;
-
сбор, обобщение и анализ статистических данных в отношении лиц, заключенных под стражу, и осужденных;
-
обобщение и анализ происшествий, зарегистрированных в учреждениях и органах, исполняющих наказания;
-
принятие мер по исполнению соответствующих государственных программ и кон- цепций;
-
обеспечение исполнения международных договоров, ратифицированных Азер- байджанской Республикой;
-
участие в подготовке периодических отчетов, предоставляемых международным организациям по выполнению обязательств, связанных с исполнением наказаний, вы-
520
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...
текающих из международных договоров, ратифицированных Азербайджанской Респу- бликой;
-
изучение положительного международного опыта по направлениям деятельности инспекции, а также в сфере исполнения наказаний и предоставление соответствующих предложений;
-
прием граждан, лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, рассмотрение обращений в рамках полномочий инспекции, а также жалоб на действия (бездействие) сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания;
-
участие в правовом просвещении;
-
распространение в средствах массовой информации, в том числе в печатных ор- ганах и на интернет-странице министерства, информации о своей деятельности;
-
выполнение других задач по направлениям своей деятельности и по поручению руководства министерства.
Положение предусматривает и конкретные правовые полномочия Инспекции, к ко- торым относятся следующие:
-
проводить проверки в учреждениях и органах, исполняющих наказания, по вопро- сам, входящим в ее полномочия;
-
направлять обращения, запросы в государственные органы, государственные и негосударственные организации, структуры, входящие в состав министерства;
-
посещать (беспрепятственно и без предварительного уведомления) пенитенциар- ные учреждения, встречаться и наедине беседовать с лицами, содержащимися в этих учреждениях, знакомиться со всеми документами, подтверждающими обоснованность содержания их в этих местах;
-
требовать информацию, документы, материалы проверок и расследований, прово- димых учреждениями и органами, исполняющими наказания, в том числе структурами, осуществляющими непосредственное руководство ими;
-
получать объяснения и справки у сотрудников учреждений и органов, исполня- ющих наказания, следственных изоляторов, работников юстиции и военнослужащих, осуществляющих охрану пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов, конвоирование лиц, содержащихся под стражей, и осужденных;
-
совместно с другими структурами министерства принимать участие в работе по координации общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, испол- няющих наказания;
-
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с исполнением наказаний, включая результаты проверок, проводимых Инспекцией в пенитенциарной службе;
-
принимать участие в обсуждении результатов общественного контроля за учреж- дениями и органами, исполняющими наказания;
-
анализировать нарушения, допущенные при исполнении наказаний, представлять предложения по их устранению;
-
изучать состояние медицинского обеспечения лиц, содержащихся в следственных изоляторах и пенитенциарных учреждениях;
-
готовить предложения по совершенствованию деятельности учреждений и орга- нов, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также эффективности ис- полнения наказания;
-
представлять предложения по укреплению материально-технической базы учреж- дений и органов, исполняющих наказаний, следственных изоляторов;
Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...
521
-
представлять предложения по улучшению организации профессиональной под- готовки работников учреждений и органов, исполняющих наказания, следственных изоляторов;
-
сотрудничать с неправительственными организациями, международными струк- турами, государственными органами зарубежных государств по вопросам, отнесенным к ее полномочиям;
-
в установленном законодательством порядке привлекать к участию в своей дея- тельности независимых экспертов и специалистов;
-
представлять заключения по проектам законодательных актов по направлениям деятельности Инспекции, в том числе по вопросам исполнения наказаний, готовить проекты соответствующих нормативно-правовых актов;
-
принимать участие в подготовке предложений по приведению в соответствие с за- конодательством вновь принятых нормативно-правовых актов, регулирующих испол- нение наказаний, а также контроль за исполнением наказаний;
-
представлять предложения по совершенствованию направлений деятельности Инспекции;
-
осуществлять другие права в связи с выполнением своих задач. Организационная структура и штатная численность Инспекции утверждается Мини-
стром юстиции Азербайджанской Республики. Инспекцией руководит начальник. Он не- сет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Инспекцию, и обеспечение прав, предоставленных ей. Деятельность Инспекции осуществляется на основе планов работы Министерства юстиции и самой структуры.
Анализ компетенции Инспекции показывает, что данная форма контроля является специальной формой ведомственного контроля. Ниже приведем вариант перевода ст. 21 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики:
«Статья 21. Участие прокуратуры в достижении целей наказания
Участие прокуратуры в достижении целей назначенного судом наказания осущест- вляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, при рассмотрении на судебном заседании обращений по вопросам об исполнении приговора или итогового решения суда.».
1. Давыдова И. А., Коробова И. Н., Гумбатов М. Г. Сравнительный анализ правового регулирования контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания в России и Азербайджанской Республике : учеб. пособие. Рязань : Альтернатива-Р, 2017. 100 с.
2. Кулиев Д. М., Гумбатов М. Г., Мустафаев Р. Н. Уголовно-исполнительное право Азербайджанской Республики : учеб. пособие. Баку, 2022. 575 с.