FEATURES OF CONTROL IMPLEMENTATION FOR THE EXECUTION OF PUNISHMENTS IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article highlights the theoretical and normative features of the implementation of prosecutorial supervision and departmental control over the execution of punishments in the Republic of Azerbaijan, and also provides a translation of article 21 of the Code on the Execution of Punishments of the Republic of Azerbaijan «Participation of the Prosecutor’s Office in achieving the goals of punishment».

Keywords:
execution of punishments in the Republic of Azerbaijan, prosecutor’s supervision, departmental control
Text
Publication text (PDF): Read Download
Publication text (PDF): Read Download

Институт контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказа- ния, выполняет важнейшую функцию по обеспечению прав и свобод лиц, отбывающих наказания, служит укреплению законности в процессе исполнения уголовных наказаний. Международные акты по обращению с правонарушителями, в частности Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), обновленные Европейские пенитенци- арные правила, также подчеркивают необходимость осуществления контроля за дея- тельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Сущность и назначение рассматриваемого контроля заключается, во-первых, в на- блюдении за осуществлением этими учреждениями и органами своей функциональной деятельности; во-вторых, в получении объективной и достоверной информации о состо- янии в них законности и правопорядка; в-третьих, в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; в-четвертых, в выявлении причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений; в-пятых, в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законно- сти и дисциплины [1, с. 6–7; 2, с. 66–67].

Теория уголовно-исполнительного права, национальное законодательство и между- народные акты, посвященные обращению с правонарушителями, различают три основ- ных вида контроля: государственный, общественный и международный. Их осущест-

 

518

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

 

image

 

вляют законодательные, исполнительные, судебные органы государств, общественные формирования, а также компетентные структуры международных организаций. Каждому из перечисленных видов контроля присущи свои специфические свойства. Наиболее разветвленной формой контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняю- щих наказания, является государственный контроль. Его осуществляют органы госу- дарственный власти, соответствующие органы исполнительной власти и суды. Виды и особенности государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в большинстве государств совпадают.

Одним из видов государственного контроля за деятельностью учреждений и орга- нов, исполняющих наказания, является контроль органов прокуратуры – прокурорский надзор. В государствах бывшего СССР, в том числе в Российской Федерации, в составе прокуратуры функционируют специальные структурные подразделения, реализующие эту функцию. Так, в структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входит управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, а в составе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан функционирует Служба по надзору за законностью приговоров, вступивших в силу, и их исполнением. Независимо от назва- ния эти специализированные структуры выполняют задачи по осуществлению надзора за исполнением наказаний.

Однако в некоторых государствах, особенно в европейских, такая форма контроля отсутствует. В Азербайджанской Республике прокуратура также не осуществляет над- зорные функции в сфере исполнения наказаний. В третьей главе Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики, посвященной контролю за деятельностью уч- реждений и органов, исполняющих наказания и другие меры уголовно-правового харак- тера, нет нормы, предусматривающей осуществление прокурорского надзора. Статья 21 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики закрепляет участие прокуратуры в достижении цели назначенных судом наказаний только при рассмотрении обращений по вопросам исполнения приговора или иного окончательного решения суда, которое осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законода- тельством. Следует отметить, что указанная статья полностью повторяет положения ч. 7 ст. 4 Закона Азербайджанской Республики от 7 декабря 1999 г. «О прокуратуре», который определяет направления деятельности указанного государственного органа.

Таким образом, прокуратуры для осуществления надзора за исполнением наказаний не уполномочены посещать органы и учреждения, исполняющие наказания, связанные с лишением свободы, а также органы пробации, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества. В связи с происшедшими изменениями в законо- дательстве из структуры Генеральной прокуратуры Азербайджанской Республики были исключены специальные прокурорские подразделения, осуществляющие контроль за исполнением наказаний. В настоящее время прокурор обязан посещать исправитель- ные учреждение лишь при совершении умышленных убийств, самоубийств, а также при наступлении естественной смерти осужденного в местах лишения свободы.

В соответствии со ст. 520 Уголовно-процессуального кодекса Азербайджанской Респу- блики прокуроры принимают участие в осуществлении судами производства в порядке исполнения приговоров или иных итоговых судебных решений. Так, при рассмотрении вопросов об отсрочке отбывания наказания, освобождении от отбывания наказания по болезни, условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части на- казания более мягким наказанием, при изменении вида исправительного учреждения,

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

 

519

 

image

 

неприменении или неправильном применении амнистии, включении в срок отбытия наказания периода пребывания в лечебном учреждении, досрочном снятии судимости участие прокурора обязательно.

Вместо прокурорского надзора контроль за исполнением наказаний осуществля- ет специально созданная структура в составе другого государственного органа. Так, согласно п. 2 указа Президента Азербайджанской Республики от 25 августа 2000 г.

«Об утверждении, вступлении в силу Кодекса по исполнению наказаний Азербайд- жанской Республики и связанных с этим вопросах правового регулирования» в це- лях осуществления контроля за исполнением наказаний в составе Министерства юстиции была создана Инспекция по контролю за исполнением наказаний (далее – Инспекция).

Деятельность Инспекции регламентируется соответствующим Положением, утверж- денным приказом Министерства юстиции от 30 ноября 2007 г. Инспекция является са- мостоятельной структурой центрального аппарата Министерства юстиции Азербайд- жанской Республики на правах управления, которая в своей деятельности руководству- ется Конституцией, законодательством Азербайджанской Республики, а также своим Положением. Инспекция свою деятельность осуществляет во взаимодействии с другими службами Министерства юстиции Азербайджанской Республики, непосредственно под- чиняется министру юстиции и о результатах своей деятельности докладывает ему лично.

К основным обязанностям Инспекции относятся следующие:

  • контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания, вы- полнением требований нормативных актов при исполнении наказаний и содержании под стражей, а также соблюдением условий отбывания наказаний;

  • контроль за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, дея- тельностью по содержанию, охране и конвоированию осужденных к наказаниям в виде лишения свободы, включая пожизненное лишение свободы, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

  • контроль за лицами, условно осужденными, условно-досрочно освобожденными, а также лицами, отбывание наказания в отношении которых отсрочено;

  • анализ состояния обеспечения прав и свобод осужденных, применения к ним средств исправления со стороны учреждений и органов, исполняющих наказания;

  • контроль за своевременным и правильным исполнением актов амнистии и поми- лования;

  • участие в мероприятиях, направленных на профилактику пыток, иного жестокого обращения в пенитенциарных учреждениях и местах предварительного заключения;

  • сбор, обобщение и анализ статистических данных в отношении лиц, заключенных под стражу, и осужденных;

  • обобщение и анализ происшествий, зарегистрированных в учреждениях и органах, исполняющих наказания;

  • принятие мер по исполнению соответствующих государственных программ и кон- цепций;

  • обеспечение исполнения международных договоров, ратифицированных Азер- байджанской Республикой;

  • участие в подготовке периодических отчетов, предоставляемых международным организациям по выполнению обязательств, связанных с исполнением наказаний, вы-

     

    520

    Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

     

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

     

    image

     

    текающих из международных договоров, ратифицированных Азербайджанской Респу- бликой;

  • изучение положительного международного опыта по направлениям деятельности инспекции, а также в сфере исполнения наказаний и предоставление соответствующих предложений;

  • прием граждан, лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, рассмотрение обращений в рамках полномочий инспекции, а также жалоб на действия (бездействие) сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания;

  • участие в правовом просвещении;

  • распространение в средствах массовой информации, в том числе в печатных ор- ганах и на интернет-странице министерства, информации о своей деятельности;

  • выполнение других задач по направлениям своей деятельности и по поручению руководства министерства.

    Положение предусматривает и конкретные правовые полномочия Инспекции, к ко- торым относятся следующие:

  • проводить проверки в учреждениях и органах, исполняющих наказания, по вопро- сам, входящим в ее полномочия;

  • направлять обращения, запросы в государственные органы, государственные и негосударственные организации, структуры, входящие в состав министерства;

  • посещать (беспрепятственно и без предварительного уведомления) пенитенциар- ные учреждения, встречаться и наедине беседовать с лицами, содержащимися в этих учреждениях, знакомиться со всеми документами, подтверждающими обоснованность содержания их в этих местах;

  • требовать информацию, документы, материалы проверок и расследований, прово- димых учреждениями и органами, исполняющими наказания, в том числе структурами, осуществляющими непосредственное руководство ими;

  • получать объяснения и справки у сотрудников учреждений и органов, исполня- ющих наказания, следственных изоляторов, работников юстиции и военнослужащих, осуществляющих охрану пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов, конвоирование лиц, содержащихся под стражей, и осужденных;

  • совместно с другими структурами министерства принимать участие в работе по координации общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, испол- няющих наказания;

  • принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с исполнением наказаний, включая результаты проверок, проводимых Инспекцией в пенитенциарной службе;

  • принимать участие в обсуждении результатов общественного контроля за учреж- дениями и органами, исполняющими наказания;

  • анализировать нарушения, допущенные при исполнении наказаний, представлять предложения по их устранению;

  • изучать состояние медицинского обеспечения лиц, содержащихся в следственных изоляторах и пенитенциарных учреждениях;

  • готовить предложения по совершенствованию деятельности учреждений и орга- нов, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также эффективности ис- полнения наказания;

  • представлять предложения по укреплению материально-технической базы учреж- дений и органов, исполняющих наказаний, следственных изоляторов;

    Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

     

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

     

    521

     

    image

     

  • представлять предложения по улучшению организации профессиональной под- готовки работников учреждений и органов, исполняющих наказания, следственных изоляторов;

  • сотрудничать с неправительственными организациями, международными струк- турами, государственными органами зарубежных государств по вопросам, отнесенным к ее полномочиям;

  • в установленном законодательством порядке привлекать к участию в своей дея- тельности независимых экспертов и специалистов;

  • представлять заключения по проектам законодательных актов по направлениям деятельности Инспекции, в том числе по вопросам исполнения наказаний, готовить проекты соответствующих нормативно-правовых актов;

  • принимать участие в подготовке предложений по приведению в соответствие с за- конодательством вновь принятых нормативно-правовых актов, регулирующих испол- нение наказаний, а также контроль за исполнением наказаний;

  • представлять предложения по совершенствованию направлений деятельности Инспекции;

  • осуществлять другие права в связи с выполнением своих задач. Организационная структура и штатная численность Инспекции утверждается Мини-

стром юстиции Азербайджанской Республики. Инспекцией руководит начальник. Он не- сет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Инспекцию, и обеспечение прав, предоставленных ей. Деятельность Инспекции осуществляется на основе планов работы Министерства юстиции и самой структуры.

Анализ компетенции Инспекции показывает, что данная форма контроля является специальной формой ведомственного контроля. Ниже приведем вариант перевода ст. 21 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики:

«Статья 21. Участие прокуратуры в достижении целей наказания

Участие прокуратуры в достижении целей назначенного судом наказания осущест- вляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, при рассмотрении на судебном заседании обращений по вопросам об исполнении приговора или итогового решения суда.».

References

1. Davydova, I. A., Korobova, I. N. & Gumbatov, M. G. 2017, Comparative analysis of the legal regulation of control over institutions and bodies executing punishments in Russia and the Republic of Azerbaijan: study guide, Alternative-R, Ryazan.

2. Kuliyev, D. M., Gumbatov, M. G. & Mustafayev, R. N. 2022, Penal enforcement law of the Republic of Azerbaijan: study guide, Baku.


Login or Create
* Forgot password?