THE ROLE OF SOCIAL EDUCATORS IN CORRECTING JUVENILES SENTENCED TO PUNISHMENT WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the Institute of juveniles’ public educators that existed in the second half of the XX century. The author analyzes the goals, tasks and functions of this institution, and also establishes its significance in the execution of criminal penalties without isolation from society in relation to juvenile convicts. It was determined that the correction of juveniles was one of the priority tasks of the public educator. At present, the institution of public educators can be compared to some extent with public associations that are involved in the execution of sentences that are not related to the isolation of convicts from society, since they are designed to have a public impact on a juvenile. However, there was a kind of depersonalization. If earlier the court assigned a specific person to a juvenile convicted person - a public educator, whose legal status was precisely regulated, today the interaction of Penal inspections with public associations is more formal. We believe that this is due to the fact that in modern conditions, the state’s policy on educating the younger generation, including those who have committed illegal acts and are serving the sentence assigned to them by the court, is not clearly defined.

Keywords:
public educator, juvenile convict, penalties not related to isolation from society, correction, Commission on juvenile affairs
Text
Text (PDF): Read Download

В настоящее время вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних право- нарушителей не теряют своей актуальности. Одним из важных направлений при этом является исполнение уголовных наказаний в отношении рассматриваемой нами кате- гории лиц. Для наиболее всестороннего исследования этого вопроса считаем целесо- образным его рассмотрение в историческом аспекте. Нами разделяется позиция М. Г. Деткова, который писал, что знание истории станов- ления и развития системы наказаний важно для того, чтобы правильно понять, оценить истинные цели и задачи реализации карательной политики государства [1]. Обращаясь к истории становления специального правового статуса несовершенно- летних, который обусловлен их социально-биологическими особенностями, отметим, что начиная со второй половины XX в. мировое сообщество приступает к активной деятель- ности по разработке основополагающих стандартов, которые в основе своей носили ре- комендательный характер. Вместе с тем ни один из них не был ратифицирован Верхов- ным Советом СССР. Однако это совсем не означает, что советским законодателем того времени не были предприняты попытки смягчения уголовной ответственности несовер- шеннолетних. Так, в период с 1953 по 1955 год из исправительно-трудовых колоний и ла- герей по амнистии было освобождено 5686 несовершеннолетних осужденных (Сведения о движении осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях и колониях в период 1953-1956 гг. // Государственный архив Российской Федерации. Ф.Р.-7523. Оп. 89. Д. 4408. Л. 78-82). Более активно начинают применяться наказания, не связанные с изо- ляцией осужденных от общества, предусмотренные Уголовным кодексом РСФСР 1960 г. При исполнении уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних осужден- ных все более явно карательная сущность наказания заменяется воспитательной, расширяются субъекты оказания исправительного воздействия. Так, Указом Прези- диума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря 1967 г. было утверждено Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних. Целью образования этого ин- ститута являлось повышение роли общественности в воспитании несовершеннолет- них, совершивших правонарушения. Оказание помощи родителям или иным законным представителем несовершеннолетнего в их перевоспитании было основной задачей общественного воспитателя. Положением 1967 г. устанавливалось, что общественны- ми воспитателями могли быть: рабочие, служащие, колхозники, представители интел- лигенции, военнослужащие, студенты, пенсионеры и другие лица, которые принимали активное участие в общественной жизни. Обязательным условием для них являлось наличие необходимой общеобразова- тельной подготовки. Кроме того, учитывался их жизненный опыт, в том числе и опыт работы с детьми, а также желание или нежелание принять на себя обязанности об- щественного воспитателя. В случае необходимости общественный воспитатель мог также назначаться несовершеннолетним, осужденным к наказаниям без изоляции от общества. На основании решения суда комиссия по делам несовершеннолетних (далее - КДН) передавала несовершеннолетнего под наблюдение общественного воспитателя. При этом суд учитывал характер совершенного подростком правонарушения, его возраст и иные обстоятельства. Общественный воспитатель должен был систематически отчитываться перед КДН о проделанной им работе, которая проводилась в тесном контакте с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, с администрацией пред- приятий и учреждений, с педагогическими коллективами школ и многими другими. В случае необходимости могла быть произведена замена одного воспитателя другим (в порядке исключения). Рассматриваемый нами нормативно-правовой акт закреплял широкие права обще- ственного воспитателя по исправлению несовершеннолетнего осужденного, начиная от проверок его по месту учебы (работы) или места жительства, заканчивая контролем над его расходами. В обязанности общественного воспитателя входило: оказание родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего помощи в его воспитании; контролирование поведения подростка в школе, семье, общественных местах, на рабо- те; оказание содействия в привлечении несовершеннолетнего к труду. Указом устанавли- валось, что общественный воспитатель должен был прилагать усилия для исправления несовершеннолетнего. В свою очередь, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. одной из своих задач закреплял исправление и перевоспитание осужденных. Следова- тельно, исправление несовершеннолетнего, осужденного к наказаниям без изоляции от общества, было приоритетной задачей, в том числе и общественного воспитателя. В случае если несовершеннолетний не соблюдал возложенные на него требования, общественный воспитатель мог выносить вопрос на обсуждение КДН для применения к нему иных мер воздействия. Таким образом, учитывая особенности исторически определенного периода, в нашем случае это вторая половина XX в., институт общественных воспитателей играл весьма важную роль в исполнении уголовных наказаний без изоляции от общества несовершенно- летних осужденных. Этот тезис подтверждается следующим. Во-первых, воспитательное воздействие на несовершеннолетних осужденных осуществлялось разнопланово в связи с появлением новых участников уголовно-исполнительных правоотношений - обществен- ных воспитателей. Во-вторых, усиливался контроль за поведением несовершеннолетне- го как в месте его проживания, так и в общественных местах. В-третьих, общественный воспитатель оказывал содействие несовершеннолетнему в его трудоустройстве. В-чет- вертых, в случае уклонения несовершеннолетнего от выполнения возложенных на него обязанностей общественный воспитатель мог вынести на обсуждение вопрос о замене действующей меры другой, что также говорит об усилении контроля. В настоящее время институт общественных воспитателей в некоторой степени мож- но сравнить с общественными объединениями, привлекаемыми к процессу исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, так как они призваны оказывать общественное воздействие на несовершеннолетнего. Вместе с тем, как мы полагаем, произошло своеобразное «обезличивание». Если ранее судом за несовер- шеннолетним осужденным закреплялось конкретное лицо - общественный воспитатель, правовое положение которого было точно регламентировано, то на сегодняшний день взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с общественными объединени- ями носит более формальный характер. Полагаем, что это происходит в силу того, что в современных условиях четко не определена политика государства по воспитанию подрастающего поколения, в том числе и тех, кто совершил противоправные деяния и отбывает назначенное ему судом наказание.
References

1. Detkov M. G. Nakazanie v carskoy Rossii. Sistema ego ispolneniya. M., 1994. 119 s


Login or Create
* Forgot password?