Текст (PDF):
Читать
Скачать
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Феде- рации труд является одним из основных средств исправления осужденных. От того, как будет налажен процесс привлечения осужденных к труду, решена проблема их занятости и организовано трудовое воспитание, зависят не только экономические и хозяйственные результаты трудового использования, но и уровень преступности, а также охрана прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации. На протяжении всей истории развития отечественной системы исполнения уголовных наказаний труд являлся неотъемлемым атрибутом лишения свободы. Можно с большой долей уверенности утверждать, что труд осужденных прошел несколько этапов своего развития - начиная от использования дешевой рабочей силы при ссылке на каторжные работы в отдаленные местности империи в эпоху Петра I и заканчивая современным правовым регулированием, предусматривающим переход от экономической составля- ющей труда к его воспитательному значению. Впервые организация работ в местах лишения свободы различного типа была закре- плена в Законе от 6 января 1886 г. [1, с. 388], в основу которого легли такие положения, как обязательность труда для различных категорий заключенных, некоторые денежные вознаграждения за произведенную работу в зависимости от вида лишения свободы, материальная заинтересованность тюремной администрации в работе. Введение обязательного труда в местах лишения свободы на практике вызывало боль- шие трудности. В тюремных зданиях совершенно не было помещений, приспособленных для того или иного вида труда. Не существовало никакого предшествующего опыта, от- сутствовали инструменты и сырье, не было спроса на арестантский труд. В силу этого не удивительно, что первоначально работа заключенных сводилась к таким занятиям, кото- рые не требовали для их выполнения особых помещений, сложных инструментов и пред- варительной подготовки: очистка улиц города, отхожих мест, пилка дров и т. д. [2, с. 29]. Представляется весьма интересным рассмотреть условия труда осужденных второй половины XIX в., описанные русским ученым-пенитенциаристом и государственным де- ятелем той эпохи Михаилом Николаевичем Галкиным-Враским. «При переводе в тюрьму арестантов, все они, без изъяна, обязаны работать. Работы разделяются на три вида: черные, сырые и белые. Черные заключаются: а) в содержании в чистоте тюремных зданий и двора, б) вы- пилке и носке дров, в) в работах земляных и огородных. Сырые состоят: а) в стирке белья; б) в щипании пеньки; в) в витье веревок и каната и тому подобных работах. Белые работы состоят в разного рода мастерствах и ремеслах, в изготовлении аре- стантам пищи. Черные работы безвозмездны и обязательны до 10 часов в день для всех заклю- ченных, иными работами не занятых. Для занятых белыми и сырыми работами черные работы также обязательны, но в течение лишь двух часов в день. Сырые и белые работы пользуются вознаграждением: сырые в количестве одной трети заработанного каждым арестантом, а белые в количестве половины заработан- ного каждым же арестантом. При этом заработанная плата определяется по таксе, применительно к вольным рабочим ценам, исчисляемым на каждый предмет сделки. Работающие на кухне, хлебопекарне и квасоварне получают помесячно или поденно, сообразно среднему заработку, получаемому работающим по мастерствам. Мастеровые арестанты, пока мастерству не научатся, никакой платы не получают. Работы в мастерских производятся при молчании. Заработанные каждым арестантом деньги отмечаются в рабочей, каждому отдельно выданной, тетрадке. Деньги хранятся в казенном сундуке, в особом арестантском ящике, в пакетах на имя каждого арестанта. Ключ от ящика поручается избираемому арестантами из своей среды казначею. Частью заработка, до половины причитающегося арестанту, он может пользоваться в бытность в тюрьме; остальное же отдается лишь при выпуске из тюрьмы. Обозначенная часть выдается арестанту только на артельный чай, и с особого разрешения, по согла- шению начальника тюрьмы с директором по хозяйственной части, в пособие родным заключенных, а также на покупку бумаги для письма и книг для чтения» [3, с. 162-163]. Как видно из изложенного, использование труда осужденных к лишению свободы было достаточно передовым и гуманным даже по сравнению с современными услови- ями отбывания наказания. К сожалению, М. Н. Галкин-Враской описал состояние труда осужденных только в одной «передовой» тюрьме Санкт-Петербурга. Состояние дел в иных тюрьмах оставляло желать много лучшего. Кардинальным образом не изменилась ситуация и в первые годы советской власти. Использование дешевой рабочей силы в местах заключения в системе исполнения наказаний получило новый, более качественный виток. Несмотря на то что Советское правительство официально отказалось от царской тюремной системы, использование труда осужденных на тяжелых физических работах и строительстве важных государ- ственных объектов как в отдаленных местностях, так и в центральных районах России стало широко развиваться и набирать темпы [2, с. 30]. Советский период развития системы исполнения лишения свободы, впрочем, как и дореволюционный период, с точки зрения использования труда осужденных можно охарактеризовать существенным преобладанием экономической составляющей над воспитательной, то есть труд осужденных в первую очередь рассматривался как способ использования дешевой рабочей силы для решения экономических и хозяйственных во- просов и только во вторую очередь - как средство исправления, воспитания осужденных. С развалом СССР рухнула и плановая экономика, которая позволяла использо- вать труд в отношении 100 % осужденных. Если в первые годы существования Рос- сийской Федерации еще как-то удавалось совмещать новую рыночную экономику со старой системой использования труда осужденных, то в дальнейшем это становилось все труднее. В результате был принят Федеральный закон от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Россий- ской Федерации и Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняю- щих уголовные наказания в виде лишения свободы”». Обусловленность данного Закона определялась тем, что с принятием ряда законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственных унитарных предприятий как организаций, основной целью деятельности которых является получение прибыли, пред- приятия исправительных учреждений в силу специфики своей деятельности не могут больше функционировать в данной организационно-правовой форме как коммерческие организации (по существу, они ими и не являлись). В результате произошла переориентация деятельности производственного сектора уголовно-исполнительной системы на решение в первую очередь социальных задач, связанных с подготовкой человека к нормальной жизни и работе после освобождения. В настоящее время в соответствии со ст. 103, 106 УИК РФ, а также ст. 17 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво- боды» предусмотрено наличие пяти основных форм организации труда осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Организация труда в центрах трудовой адаптации осужденных и производствен- ных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания. Организация труда на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы. Организация труда осужденных на объектах организаций любых организационно- правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их. Организация оплачиваемых работ осужденных по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов. Организация бесплатных работ осужденных по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года определены основные направления развития в сфере трудовой деятельно- сти осужденных: создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффек- тивности труда осужденных; широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях- поселениях; разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в условиях тюрем- ного содержания и строгой дифференциации их содержания, создание небольших ра- бочих камер-мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости; проработка вопроса об установлении для учреждений, в которых отбывают нака- зание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшение условий их содержания; создание дополнительных рабочих мест и развитие производственной и социаль- ной сферы уголовно-исполнительной системы; активное привлечение коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях; расширение производства сельскохозяйственной продукции и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благо- приятными климатическими условиями; разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельно- сти учреждений уголовно-исполнительной системы в целях приоритетного обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции; обновление производственной базы учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом сформулированных направлений и приоритетов производственной деятельности; оптимизация системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечение рабо- тающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью, осуществле- ние своевременного пересмотра расценок по оплате их труда в зависимости от изме- нения производственного процесса, изменение размера части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного; определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда; участие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в региональных целевых программах занятости населения и развитии системы социального партнер- ства в сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных. В заключение следует выделить ряд современных проблем, связанных с использо- ванием труда осужденных к лишению свободы: крайне низкая занятость осужденных к лишению свободы на оплачиваемых рабо- тах. Как следует из доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2015-2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний, вывод осужденных на оплачиваемые работы не превышает 40 % их среднесписочной численности; недостаточное правовое регулирование, связанное с соотношением норм трудо- вого и уголовно-исполнительного законодательства [4, с. 99-110]; низкая оплата труда осужденных; вопросы, связанные с социальной адаптацией осужденных, их трудоустройством в пери- од отбывания наказания и ряд других, вряд ли могут быть эффективно разрешены без участия субъектов РФ. Таким образом, отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о передаче части полномочий в сфере уголовно-исполнительного законодательства региональным властям; отсутствие в российском законодательстве льгот и преференций для организаций, осуществляющих производственную деятельность с использованием труда осужденных; нехватка оборудования, необходимого для обеспечения занятости осужденных, а также наличие устаревшего оборудования, не позволяющего конкурировать с коммерче- скими организациями в плане эффективности организации производственного процесса. Это далеко не полный перечень проблем, связанных с использованием труда осу- жденных. От того, как удастся разрешить существующие проблемы в рассматриваемой сфере, зависит в целом эффективность процесса исполнения уголовного наказания и достижение одной из основных целей - исправление осужденных.