О КРИТЕРИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К УГОЛОВНЫМ НАКАЗАНИЯМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исправительный процесс в российских пенитенциарных учреждениях при исполнении уголовных наказаний организован посредством реализации основных средств исправления осужденных, указанных в уголовно-исполнительном законодательстве. Механизм их применения достаточно сложен и противоречив, а вопрос исправления осужденного не теряет своей актуальности. В силу этого целесообразно обратиться к поиску новых форм и инструментов, позволяющих осуществлять эффективное исправительное воздействие на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В статье раскрываются теоретические подходы к определению степени исправления осужденного и проблемы установления критериев ее оценки, делается вывод о том, что институт оценки степени исправления осужденных должен реализовываться в рамках уголовно-исполнительных и уголовных правоотношений, а также путем более масштабного, целостного изучения личности преступника.

Ключевые слова:
осужденный, уголовное наказание, исправление, характеристика осужденных, степень исправления
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Для решения целого ряда практических задач по функционированию деятельности исправительных учреждений необходимо изучение личности осужденных. С учетом ее характеристик осуществляется формирование отрядов, организация процесса об- щеобразовательного и профессионального обучения, реализуются поощрительные меры и меры дисциплинарного воздействия, ступенчатая система отбывания наказа- ния. Изучение личности осужденных предопределяет вопросы их классификации, воз- можность их представления к условно-досрочному освобождению, замене наказания более мягким, амнистии и помилованию, а для этого необходимо установить уровень (степень) ее исправления. Проблема определения степени исправления состоит и в том, что многие осужден- ные, не достигшие соответствующего уровня исправления, досрочно освобождаются из мест лишения свободы и затем снова совершают преступления. Без установления степени исправления (либо, напротив, неисправления) невозможно объективно опре- делять меры поощрения и взыскания. Отсутствие четких, достаточно понятных для практических работников критериев определения степеней исправления осужденных существенно сдерживает все направ- ления воспитательной деятельности и снижает эффективность работы системы испра- вительных учреждений России в целом. Фундаментальные основы института оценки степени исправления осужденных были рассмотрены в докторских диссертациях А. В. Бриллиантова (1998), А. Л. Ременсона (1965), А. Ф. Сизого (1995). Развитие заложенных в них фундаментальных начал разра- ботки проблемы исправления осужденных получило на уровне кандидатских диссерта- ций А. А. Синичкина (2003), Н. И. Вишневской (2006), Г. Ф. Гумировой (2009). Кроме того, по данной проблеме были опубликованы научные работы таких ученых, как: Ю. М. Ан- тонян, А. А. Балута, А. И. Зубков, В. И. Зубкова, Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комиссаров, Н. Е. Крылова, Т. Ф. Минязева, В. Н. Орлов, С. В. Познышев, Е. Э. Попова, В. В. Сверчков, А. Ф. Сизый, А. А. Синичкин, А. П. Скиба, Ф. Р. Сундуров, А. И. Чучаев. В Международном пакте о гражданских и политических правах указывается, что «пе- нитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание». Средства исправления осужденных (заключенных) должны определяться соответствующим зако- нодательством страны. В России средства исправления осужденных закреплены в ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ). В основе опреде- ления степени исправления осужденных лежит изучение его личности. В действующем уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве выделя- ются признаки, характеризующие личность лица, совершившего преступления (осу- жденного): пол, возраст, уровень образования, семейное положение и др. Эти признаки позволяют изучить личность осужденного. Кроме того, в уголовно-процессуальном за- конодательстве личность обвиняемого является одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК РФ). Изучение личности осужденных как юридической категории закреплено в ч. 4 ст. 109 УИК РФ, где установлено: «Воспитательная работа с осужденными проводится с уче- том индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершения ими преступлений». С учетом личности осужденных осуществляется формирование отрядов, органи- зация процесса общеобразовательного и профессионального обучения. Без изучения личности осужденных невозможно реализовать меры дисциплинарного воздействия, изменять их условия отбывания наказания. Изучение личности осужденных предопреде- ляет вопросы их классификации, возможность их представления к условно-досрочному освобождению, замене наказания более мягким, амнистии и помилованию [2, с. 57]. При этом процедура условно-досрочного освобождения или иные вопросы в процессе отбывания уголовного наказания решаются на основании норм УПК РФ (ст. 397). Характеристика осужденных включает в себя три основных направления: социально- демографическое, уголовно-правовое и уголовно-исполнительное. Социально-демографическая характеристика осужденных содержит в себе: пол, возраст, гражданство, семейное положение, состояние здоровья, образование или род деятельности до ареста. По полу осужденные подразделяются на мужчин и женщин. Количество осужденных женщин сравнительно невелико и составляет 5-6 % от общего количества осужденных, при этом среди населения доля женщин превышает половину. Это объясняется тем, что они более осмысленно видят свое предназначение. Все категории осужденных женщин содержатся в колониях общего режима. В колониях-поселениях осужденные мужчины и женщины содержатся совместно. Возраст представляет собой психофизическую характеристику людей и оказывает существенное влияние на поведение человека. Возраст влияет на назначение уголов- ного наказания. Несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колони- ях, и в порядке меры взыскания они не могут переводиться в тюрьму. В качестве меры наказания им может назначаться не только лишение свободы, но и такое наказание, как исправительные работы. Гражданство. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства в местах ли- шения свободы содержатся раздельно. Правовой статус у названных категорий осужденных является одинаковым. Особенности состоят в том, что при освобождении иностранных граж- дан устанавливается связь с посольствами или дипломатическими представительствами. Семейное положение. Наличие семьи на человека, как правило, оказывает положи- тельное воздействие, вместе с тем семья может оказывать и отрицательное влияние. Доля женатых осужденных мужчин является более низкой, нежели доля всего мужско- го населения страны. К тому же значительная часть браков осужденных распадается. Распад семей имеет неблагоприятную тенденцию. Однако практически у всех осужден- ных есть родственники, братья, сестры, дети, что создает благоприятные условия для исправительного воздействия [2, с. 57-72]. Состояние здоровья. Наркоманы, ВИЧ-инфицированные, лица с отклонениями в психике содержатся в лечебных исправительных учреждениях. Инвалидам нельзя на- значать исправительные работы, направлять их в колонии-поселения. Всегда была ак- туальной проблема занятости трудом инвалидов. Основная масса осужденных здорова и является трудоспособной. Образование. Высокий образовательный уровень человека является антикримино- генным фактором. Чем выше у человека образование, тем менее вероятно, что он со- вершит преступление. В силу этого в исправительных учреждениях организуется обя- зательное основное обучение осужденных в возрасте до 30 лет, а в колониях-поселениях осужденные могут заочно обучаться в средних и высших учебных заведениях. Прошлая трудовая деятельность. Исследования показывают, что более половины осужденных (56,4 %) до ареста нигде не работали и не учились. Администрация обяза- на привлекать осужденных к труду, учитывая специальность, по которой осужденный работал на свободе. Бывшие работники правоохранительных органов направляются в специализированные колонии, и реализовать их прошлую трудовую деятельность в условиях отбывания наказания практически невозможно. Уголовно-правовая характеристика осужденных включает в себя такой критерий, как характер и тяжесть совершенного преступления. Сюда в первую очередь следует отнести квалификацию совершенного преступления, число судимостей, рецидив пре- ступлений, вид и сроки уголовного наказания, возможности досрочного освобождения. От указанных факторов напрямую зависит не только система учреждений и органов, ис- полняющих уголовные наказания, но и установление вида режима учреждения. Срок наказа- ния и количество судимостей характеризуют степень общественной опасности осужденного, а также имеют существенное значение при представлении осужденных к досрочным видам освобождения. Большая часть осужденных (более 70 %) имеют сроки наказания от 3 до 6 лет. Более половины осужденных, которые отбывают наказания, совершили преступления против собственности, одна треть - против личности, на третьем месте преступления против общественной безопасности. Уголовно-исполнительная характеристика лиц, отбывающих наказания, предусматри- вает тот или иной вид режима исправительного учреждения; особенности организации общественно полезного труда осужденных; поведение, изменение условий содержания осужденных, степень их исправления. Для оценки исправления осужденного важно классифицировать осужденных на ос- нове его уголовно-исполнительных признаков: характер поведения во время отбывания наказания, отношение к основным средствам исправления осужденных, соблюдение режима отбывания наказания и предъявленных в связи с этим требований, степень погашения исков и выполнения алиментных обязательств. Они подлежат первосте- пенному учету, и лишь потом оцениваются социально-демографические и уголовно- правовые признаки. Дисциплинарная практика показывает, что существенная доля осужденных по сво- ему поведению характеризуется отрицательно. Р. А. Филиппов в своем исследовании указывает, что «уровень нарушений порядка отбывания наказания в расчете на 1000 человек в целом по России повысился на 8,8 %, уровень злостных нарушений порядка отбывания наказания за указанный период вырос на 3,3 % и составил 40,5 % [8]. Отношение осужденного к труду является важным показателем определения по- ведения осужденного. Однако значительная часть осужденных не имеет возможности трудиться по не зависящим от них причинам. Учитывая отношение осужденных к основным средствам исправления, В. Н. Орлов приводит классификацию нравственных и юридических показателей: «1) отношение осу- жденного к совершенному преступлению и к назначенному наказанию: осуждение свое- го преступного прошлого; стремление к возмещению причиненного ущерба; признание справедливым назначенного судом наказания; 2) отношение осужденного к порядку и условиям отбывания уголовного наказания: неукоснительное соблюдение осужденным порядка и условий отбывания наказаний, в том числе Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений; 3) отношение к исправительному воздействию: добро- совестное отношение к труду, учебе, а также активное участие в иных образователь- ных и воспитательных мероприятиях; участие в работе общественных объединений; 4) социальная характеристика осужденного: поддержание и установление осужденным социально полезных связей, а также заинтересованность осужденного в трудовом и бытовом устройстве после освобождения от отбывания наказания» [3]. Важным считаем учет такого критерия оценки степени исправления осужденного, как «отношение осужденного к совершенному противоправному деянию». При реше- нии вопроса об условно-досрочном освобождении данный критерий должен относить- ся к числу основных, поскольку он раскрывает направленность личности осужден- ных, которые могут быть условно-досрочно освобождены от наказания. К сожалению, уголовно-исполнительное законодательство не раскрывает такого критерия. На основе показателей, характеризующих особенности личности осужденного, в литературе приводятся различные степени их исправления. В. М. Поздняков называет три варианта степени исправления [4]. Первой степени исправления соответствуют показатели: осужденный доказывает свое исправление; становится на путь исправления; идет по пути к исправлению; не становится на путь ис- правления; злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания. Вторая степень исправления содержит такие показатели, как: характеризуется положительно, не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания; характеризуется по- ложительно; характеризуется неопределенностью в поведении либо имеет неустойчи- вую социальную установку; характеризуется отрицательно либо не стремится к исправ- лению; злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания. Третьей степени соответствуют высокая, средняя либо неполная; низкая степень исправления. А. Ф. Сизый говорит о трех степенях исправления: 1) встал на путь исправления; положительно характеризующийся осужденный; 3) осужденный, не нуждающийся для своего исправления в дальнейшем отбывании наказания, и ему может предоставлено условно-досрочное освобождение или наказание может быть заменено более мягким [6]. А. А. Синичкин выделяет группу дополнительных критериев: «участие осужденного в общественной работе» и «участие осужденного в проводимых администрацией испра- вительного учреждения воспитательных мероприятиях» и указывает, что «характеризуя осужденного с точки зрения его отношения к воспитательному воздействию, проводимо- му в исправительном учреждении, данные критерии оценки должны применяться сугубо индивидуально к каждому осужденному, с учетом его индивидуальных особенностей» [7]. Система обобщающих показателей исправления осужденных представлена в таблице. Таблица Система обобщающих показателей исправления осужденных Критерий оценки Обобщающие показатели Поведение осужденного в период отбывания наказания Хорошее поведение, устойчивое хорошее по- ведение, образцовое поведение Отношение осужденного к общественно полезному труду Добросовестное отношение к труду Отношение осужденного к обучению Добросовестное отношение к обучению Участие осужденного в проводимых воспитательных ме- роприятиях Участие в воспитательных мероприятиях, активное участие в воспитательных меро- приятиях Отношение осужденного к совершенному им противоправ- ному деянию Осознание нанесенного преступлением вреда Е. А. Антонян пишет: «…уместно поставить вопрос о возвращении в уголовный и уголовно-исполнительный законы понятия особо опасного рецидивиста. Изучение лич- ности осужденных, отбывающих лишение свободы, показало, что для лиц, неоднократно отбывавших данный вид наказания, характерно совершение однородных преступлений: кража, грабеж, убийство и др. Следовательно, лица, их совершающие, должны быть выделены на законодательном уровне в отдельную категорию осужденных» [1]. Указан- ная типология личности осужденного должна учитываться при изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, разрешении на бесконвойное передвижение или без сопровождения, предоставлении свидания с правом прожива- ния за пределами исправительного учреждения; освобождении от наказания условно- досрочно и др. Кроме того, она должна быть положена в основу формирования раз- делов и глав УИК РФ. Чтобы требование закона об учете личности осужденного было императивным не только по форме, но и по содержанию, необходимо: законодательно закрепить оценку степени исправления осужденных в качестве од- ного из правовых институтов; создать условия для стимулирования осужденных к исправлению или правопослуш- ному поведению; использовать открытую систему оценки (аттестация), понятную осужденным и пер- соналу исправительных учреждений; законодательно установить систему оценки исправления осужденных, которая по- зволит повысить эффективность реализации отдельных прав осужденных (перевод на другие условия отбывания наказания, изменение вида исправительного учреждения, замена наказания более мягким, условно-досрочное освобождение и т. д.) или при- менения мер поощрения и взыскания, поставленных в зависимость от такой оценки. В данном случае правоприменитель (начальник исправительного учреждения, проку- рор, суд) при принятии решений должен исходить из норм уголовно-исполнительного закона, определяющих степень исправления осужденных [5]. Институт оценки степени исправления осужденных должен реализовываться в рам- ках уголовно-исполнительных и уголовных правоотношений, а также путем более мас- штабного, целостного изучения личности преступника.
Список литературы

1. Антонян Е. А. Личность рецидивиста: криминологическое и уголовно-исполнительное исследование : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 353 с

2. Нечаева Е. В. Организационно-правовые аспекты исполнения наказания в отношении осужденных, содержащихся в следственных изоляторах. Чебоксары, 2013. 188 с

3. Орлов В. Н. Уголовное наказание: понятие, система, объект назначения, состав исполнения : монография. М., 2014. 288 с

4. Поздняков В. М. Еще раз о критериях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2005. № 2. С. 34-36

5. Потапов А. М., Лепщиков А. Н. Определение степени исправления осужденных к лишению свободы: сравнительно-правовой аспект // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тез. выступ. и докл. участников (Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.) : в 8 т. Рязань, 2017. Т. 4 : Материалы Международной научно-практической конференции «Воспитательная, социальная и психологическая работа в уголовно-исполнительной системе» : в 2 ч. Ч. 2. С. 17-21

6. Сизый А. Ф. Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права: проблемы теории и практики : монография. Рязань, 1994. 214 с

7. Синичкин А. А. Оценка степени исправления осужденных к лишению свободы : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2003

8. Филиппов Р. А. Об оценке степени исправления осужденных // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы науч.-практ. конф. / отв. ред. А. Г. Антонов. Новокузнецк, 2015. С. 41-44


Войти или Создать
* Забыли пароль?